ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Негативное воздействие вод и ликвидация его последствий - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Решение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 10.11.2021 N АКПИ21-733 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующими пунктов 3 и 17 Положения о зонах затопления, подтопления, утв. постановлением Правительства РФ от 18.04.2014 N 360 "О зонах затопления подтопления">
Российской Федерации" Правительство Российской Федерации осуществляет общие вопросы руководства деятельностью федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти в соответствии со структурой федеральных органов исполнительной власти (статья 12). Регулируя вопросы управления в области использования и охраны водных объектов, Водный кодекс Российской Федерации предусматривает создание государственного водного реестра в целях информационного обеспечения комплексного использования водных объектов, целевого использования водных объектов, их охраны, а также в целях планирования и разработки мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий (статья 31). Доводы административного истца о противоречии пунктов 3, 17 Положения статье 1 Протокола N 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, предусматривающей защиту собственности, являются несостоятельными. Зоны затопления и подтопления в соответствии с нормами Градостроительного кодекса Российской Федерации, Земельного кодекса Российской Федерации относятся к зонам с особыми условиями использования территорий. Так, согласно статье 104 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, включенные в границы зон с особыми условиями
Постановление Правительства РФ от 27.10.2006 N 629 (ред. от 03.06.2020) "Об утверждении Правил расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений"
предоставление водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, в пользование на основании договоров водопользования, а также решений о предоставлении водных объектов в пользование, за исключением случаев, указанных в части 1 статьи 21 Водного кодекса Российской Федерации; б) осуществление мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации; в) осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территориях субъектов Российской Федерации. 3. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации не позднее 1 декабря текущего финансового года согласовывают с Федеральным агентством водных ресурсов целевые прогнозные показатели на очередной финансовый год и плановый период (в случае необходимости их установления) и мероприятия, направленные на их достижение, в соответствии с примерным перечнем мероприятий по осуществлению переданных полномочий, утверждаемым Министерством природных ресурсов
Статья 10. Особенности подготовки проектной документации искусственного земельного участка и (или) проектной документации размещаемого на искусственном земельном участке объекта капитального строительства
объемно-планировочные решения; 3) сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений; 4) проект организации проведения работ по созданию искусственного земельного участка; 5) перечень мероприятий по охране окружающей среды, включая меры по предотвращению возможного причинения вреда окружающей среде, водным объектам, объектам животного и растительного мира, в том числе водным биологическим ресурсам; 6) перечень мероприятий по предотвращению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, перечень мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий ; 7) перечень мероприятий по охране водного объекта, используемого для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, в случае создания искусственного земельного участка на таком водном объекте; 8) сведения о возможных процессах изменения русла и дна водного объекта, влияющих на габариты судовых ходов, подходных каналов и фарватеров, в случае создания искусственных земельных участков на водном объекте, который используется для судоходства; 9) смета на проведение работ по созданию искусственного земельного участка. 3. Правительством Российской
Апелляционное определение № 2-АПА19-7 от 02.10.2019 Верховного Суда РФ
законодательство Российской Федерации, если данные отношения не урегулированы законодательством о градостроительной деятельности. Вопросы установления зон затопления, подтопления регулируются водным законодательством. В соответствии с пунктом 16 статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации (далее также - ВК РФ) затопление и подтопление являются одними из возможных форм негативного воздействия вод на определенные территории и объекты. В целях предотвращения негативного воздействия вод на определенные территории и объекты и ликвидации его последствий принимаются меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в соответствии с Кодексом, обеспечивается инженерная защита территорий и объектов от затопления, подтопления, разрушения берегов водных объектов, заболачивания и другого негативного воздействия вод (часть 1 статьи 67 ВК РФ). Согласно части 5 статьи 671 ВК РФ границы зон затопления, подтопления определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с участием заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Пунктом 3 Правил определения границ
Апелляционное определение № 9-АПА19-29 от 18.09.2019 Верховного Суда РФ
культурного наследия народов Российской Федерации и иное законодательство Российской Федерации, к числу которого относится и законодательство о санитарном благополучии населения. В соответствии с пунктом 16 статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации (далее также - ВК РФ) затопление и подтопление являются одними из возможных форм негативного воздействия вод на определенные территории и объекты. В целях предотвращения негативного воздействия вод на определенные территории и объекты и ликвидации его последствий принимаются меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в соответствии с Кодексом, обеспечивается инженерная защита территорий и объектов от затопления, подтопления, разрушения берегов водных объектов, заболачивания и другого негативного воздействия вод (часть 1 статьи 671 ВК РФ). В соответствии с частью 5 статьи 67' ВК РФ границы зон затопления, подтопления определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с участием заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Пунктом
Определение № 308-ЭС15-14406 от 29.10.2015 Верховного Суда РФ
экономического развития Ставропольского края (далее - министерство экономического развития), обществу с ограниченной ответственностью «СпецАвтоСтрой» (далее - компания) о признании недействительными торгов в виде открытого конкурса№ 0121200000314001286, результаты которых оформлены решением конкурсной комиссии в виде протокола от 14.08.2014 для закупки№ 0121200000314001286; о возложении обязанности на министерство экономического развития повторно рассмотреть и оценить заявки на участие в открытом конкурсе с номером закупки 0121200000314001286 по объекту закупки: «выполнение работ по осуществлению мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий по объекту «Расчистка русла б. Донская Балка в с. Донская Балка Петровского района Ставропольского края (участок 1,3,4 (1 этап)» для обеспечения государственных нужд Ставропольского края; о признании недействительным государственного контракта от 02.09.2014 № 44, заключенного министерством природных ресурсов и компанией для обеспечения государственных нужд Ставропольского края; о прекращении исполнения названного государственного контракта. Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 19.12.2014, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2014, в удовлетворении
Постановление № А65-18135/14 от 09.06.2015 АС Поволжского округа
по Республике Татарстан от 09.03.2011 № 37, в котором указано, что строительство на участке возможно после устранения заболоченности. В соответствии с заключением Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан от 21.03.2011 № 463 проект постановления о предварительном согласовании ответчику мест размещения объекта по ул. Воровского, может быть утвержден при условии обеспечения выполнения статьи 67 Водного кодекса Российской Федерации. В силу положений названной статьи собственник водного объекта обязан осуществлять меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий . Меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляются исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24-27 Водного кодекса Российской Федерации. Границы территорий, подверженных затоплению и подтоплению, и режим осуществления хозяйственной и иной деятельности на этих территориях в зависимости от частоты их затопления и
Постановление № А32-4773/12 от 02.07.2015 АС Северо-Кавказского округа
предпринимателя в суд. При проверке доводов предпринимателя о незаконности отказа суды исходили из норм Водного кодекса Российской Федерации (далее – Водный кодекс), предусматривающих необходимость государственной регистрации в государственном водном реестре решений уполномоченных органов о предоставлении водных объектов в пользование. Ведение водного реестра осуществляется Федеральным агентством водных ресурсов (далее – Росводресурсы) в лице территориальных органов. Река Белая протекает по территории Республики Адыгея и Краснодарского края, поэтому решение об осуществлении мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий должно приниматься органами государственной власти Российской Федерации (пункт 17 статьи 24 Водного кодекса). Основанием для проведения дноуглубительных работ, связанных с изменением дна и берегов реки Белая и подготовки ОАО «Проектно-изыскательский институт "Кубаньводпроект"» соответствующего рабочего проекта послужило письмо администрации от 31.08.2009 № 1831, то есть органа, не уполномоченного на согласование указанных работ и распоряжение водным объектом. Цель водопользования, указанная в решении о предоставлении водного объекта в пользование, не соответствует проектной документации. Из
Постановление № А32-29021/20 от 03.03.2022 АС Северо-Кавказского округа
промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных Федеральным законом от 07.12.2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении». Частью 7 статьи 67.1 ВК РФ установлено, что собственник водного объекта обязан осуществлять меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий . Меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляются исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 – 27 ВК РФ. Согласно пунктам 1 и 17 статьи 24 ВК РФ к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области водных отношений относятся владение, пользование,
Постановление № 15АП-18108/2021 от 24.11.2021 Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда
в порядке, предусмотренном гл. 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило решение суда отменить. Апелляционная жалоба мотивирована тем, что отсутствуют правовые основания для принятия в федеральную собственность спорного гидротехнического сооружения. Статьей 5 ВК РФ предусмотрен исчерпывающий перечень водных объектов, которым в свою очередь гидротехнические сооружения в виде дамб не определены как водные объекты. Орган местного самоуправления вправе осуществлять полномочия по владению, пользованию и распоряжению, а также принимать меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий только в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований. Административный ответчик не предоставил доказательств, позволяющих сделать вывод о недопустимости нахождения указанного имущества в муниципальной собственности, либо доказательства использования данного имущества федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями, созданными Российской Федерацией или субъектами Российской Федерации, для целей, установленных в соответствии с данным Федеральным законом и со статьей 26.11 Федерального закона от 06.10.1999
Решение № 2А-16718/2016 от 08.02.2017 Нижегородского районного суда г.Нижнего Новгорода (Нижегородская область)
Республики Марий Эл. По результатам проверки [ 00.00.0000 ] в отношении департамента экологической безопасности, природопользования и защиты населения Республики Марий Эл вынесено предписание [ № ] об устранении нарушений законодательства в сфере переданных полномочий Российской Федерации в области водных отношений. Данным предписанием на департамент экологической безопасности, природопользования и защиты населения Республики Марий Эл возложена обязанность в срок до [ 00.00.0000 ] в рамках исполнения переданных полномочий по осуществлению мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории Республики Марий Эл, направить в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти предложения по проведению мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий и установлению соответствующих целевых показателей на 2017 год. Указанное предписание, по мнению заявителя, является незаконным. Департамент экологической безопасности, природопользования и защиты населения Республики Марий Эл является органом исполнительной власти Республики Марий Эл, осуществляющим, в том числе
Решение № 2-128/20 от 14.02.2020 Центрального районного суда г. Красноярска (Красноярский край)
затрагивает права неопределенного круга лиц и явилось основанием для обращения в суд с настоящим иском. В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Шаркий Е.Ю. поддержал требования уточненного искового заявления по изложенным в нем основаниям. <адрес> требования иска не признало по основаниям, изложенным в возражениях на иск и дополнениям к ним. Представитель данного ответчика по доверенности Куренев Д.С., в судебном заседании пояснил, что не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку полномочия по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий относится к полномочиям Министерства экологии и рационального природопользования <адрес>; сформированный прокурором предмет иска не позволяет определить какие именно действия <адрес> должно совершить; в исковом заявлении прокурор применяет к спорным правоотношениями положения законодательства, регламентирующие вопросы предотвращения негативного воздействия вод и ликвидации его последствий и законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, при этом, данные вопросы находятся в компетенции различных органов, на разрешение вопросов посредством применения данного
Решение № 2-4777/20 от 18.02.2021 Центрального районного суда г. Красноярска (Красноярский край)
7 жилых домов по ул. Мостовая, д. 22, 29, 30 (кв. 1, 2), 31, 32, 34, 36, 3 жилых дома по ул. Курнатовского, д. 3а, 24, 26. Эвакуировано 45 человек, 9 детей. В результате ежегодных паводков создается угроза жизни и здоровью людей, причиняется ущерб собственникам подтопленных и затопленных домов, приходит в негодность имущество граждан. С учетом уточнений истец просит обязать Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края осуществить меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водного объекта реки Оя в с. Ермаковское Ермаковского района Красноярского края в районе домов № 14, 23 ул. Кравченко с. Ермаковское Ермаковского района Красноярского края, протяженностью 0,4 км.; в районе жилых домов, расположенных по ул. Карла Маркса, №№ 1, 2, 3, 4, 6, 7, 8, 9, 10; по ул. Курнатовского №№ 2, 4, 6, 8, 10, 11, 12, 14, 16, 18, 20, 22; по ул. Мостовая, жилые дома №№
Решение № 2А-17/2022 от 10.01.2022 Заларинского районного суда (Иркутская область)
Д.Х., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № по административному иску Западно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации, прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Министерству природных ресурсов и экологии Иркутской области, Администрации муниципального образования «Заларинский район» об обязании устранить допущенные нарушения, установил: В обоснование заявленных требований прокурор указал, что Западно-Байкальской межрайонной природоохранной прокуратурой в ходе надзора за исполнением законодательства в сфере осуществления мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий выявлены факты невыполнения Министерством природных ресурсов и экологии Иркутской области переданных государственных полномочий в сфере водных отношений. Так, согласно положению о Министерстве природных ресурсов и экологии Иркутской области, утвержденному постановлением Правительства Иркутской области от 29.12.2009г. № 392/171-пп, Министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области является исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим функции по управлению в области охраны окружающей среды, недропользования, водных отношений, обеспечения безопасности гидротехнических сооружений. В сфере водных отношений
Апелляционное определение № 33-9935/2021 от 02.08.2021 Красноярского краевого суда (Красноярский край)
Постарнак Ю.В. рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Ашихминой Е.Ю. гражданское дело по иску прокурора Ермаковского района в интересах неопределенного круга лиц к Министерству экологии и рационального природопользования Красноярского края о возложении обязанности по апелляционной жалобе Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края на решение Центрального районного суда г.Красноярска от 18 февраля 2021 г., которым возложена обязанность на Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края осуществить меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водного объекта реки Оя в с.Ермаковское Ермаковского района Красноярского края в <данные изъяты> в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу. Заслушав докладчика, судебная коллегия УСТАНОВИЛА: прокурор Ермаковского района в интересах неопределенного круга лиц обратился с уточненным иском к Министерству экологии и рационального природопользования Красноярского края о возложении обязанности осуществить меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водного объекта реки