ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Нецелевое использование финансовых средств - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Статья 19.
разъяснения и справки по вопросам, связанным с деятельностью Ревизионной комиссии; вносить на рассмотрение Правления и Дирекции предложения по доработке документов, регламентирующих финансовую деятельность Центра. Отчет о результатах ревизии с приложением соответствующих материалов Ревизионная комиссия представляет ежегодно в уполномоченные органы Сторон. Уполномоченные органы Сторон могут запрашивать у Ревизионной комиссии дополнительные материалы по вопросам деятельности Центра. Ревизионная комиссия готовит отдельное заключение для руководителей уполномоченных органов Сторон по фактам нарушения правил и процедур деятельности Центра и нецелевого использования финансовых средств Центра.
Распоряжение Госстандарта РФ от 31.03.2003 N 54 <О реализации Постановления Правительства РФ от 06.02.2003 N 70>
отчетов обязан согласовать и направить Исполнителю утвержденные отчеты. 3.4. В случае мотивированного отказа Госстандарта России в признании целевого использования бюджетных средств сторонами составляется двухсторонний акт с перечнем необходимых доработок и сроков их выполнения. Исполнитель обязан произвести необходимые исправления без дополнительной оплаты. 4. Ответственность сторон 4.1. Исполнитель по требованию Заказчика своими средствами и за свой счет в срок, согласованный с Заказчиком, устраняет дефекты продукции, допущенные при выполнении работ по его вине. 4.2. В случае нецелевого использования финансовых средств , предоставляемых по настоящему договору, Заказчик может прекратить финансирование по настоящему договору. Исполнитель несет ответственность в соответствии с действующим законодательством. 4.3. Дополнительные, не установленные законодательством санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств не предусмотрены. 5. Прочие условия 5.1. Условия соблюдения прав сторон при проведении работ по настоящему договору: Право на объекты интеллектуальной собственности в сфере науки и технологий, а также право на конфиденциальную информацию о результатах научно-технической деятельности, полученных при реализации договора, принадлежит
Письмо Минфина России от 11.03.2014 N 02-10-10/10495 <О применении бюджетных мер принуждения за совершение нецелевого использования бюджетных средств>
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", регулирующий отношения в процессе заключения и исполнения государственных (муниципальных) контрактов, не предусматривает такого участника контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных нужд) как уполномоченный по бюджету. Необходимо также отметить, что в каждом случае нецелевого использования бюджетных средств применяется административная или уголовная ответственность, а также выдается обязательное для исполнения в указанный срок предписание органа государственного (муниципального) финансового контроля о возмещении причиненного ущерба Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию. Таким образом, при однократном совершении нецелевого использования бюджетных средств , по мнению Министерства финансов Российской Федерации, назначение уполномоченного по бюджету является излишним. Вместе с тем, при повторном совершении указанного нарушения санкции, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) в отношении виновного лица, должны быть ужесточены. Учитывая изложенное, Министерством финансов Российской Федерации подготовлены поправки к Кодексу о признании утратившей силу
Постановление Правительства РФ от 10.09.2010 N 709 (ред. от 20.11.2018) "О предоставлении государственных гарантий Российской Федерации по кредитам либо облигационным займам, привлекаемым акционерным обществом "РОСНАНО"
органом, к компетенции которого относится проверка целевого использования средств кредитов и займов, обеспеченных государственными гарантиями Российской Федерации) факта нецелевого использования средств облигационного займа, обеспеченного гарантией; (пп. "к" в ред. Постановления Правительства РФ от 13.09.2017 N 1102) (см. текст в предыдущей редакции) л) основания прекращения гарантии, в том числе в случае прекращения обязательств принципала по облигационному займу, признания выпуска облигаций несостоявшимся или недействительным, установления Министерством промышленности и торговли Российской Федерации и (или) агентом Правительства Российской Федерации факта несоответствия принципала требованиям, установленным абзацем первым пункта 16 статьи 241 Бюджетного кодекса Российской Федерации, произошедшего после выдачи гарантии; (пп. "л" в ред. Постановления Правительства РФ от 13.09.2017 N 1102) (см. текст в предыдущей редакции) м) обязательства принципала в течение 5 рабочих дней уведомлять агента Правительства Российской Федерации о пересмотре (корректировке) по любым основаниям данных бухгалтерской (финансовой ) отчетности принципала, на основании которой агентом Правительства Российской Федерации при выполнении функций, указанных в пунктах 12 и
Постановление № 74-АД19-9 от 26.08.2019 Верховного Суда РФ
от 29.12.2017 № 16-1-19/2063 заместителя министра финансов Республики Саха (Якутия) в части, касающейся требования восстановить в доход государственного бюджета Республики Саха (Якутия) сумму нецелевого использования средств субсидии в размере 3 120 015 рублей 84 копеек. Вносимыми настоящим постановлением в обжалуемые акты изменениями положение лица, в отношении которого вынесены принятые по делу акты, не ухудшается. Вместе с тем оснований для отмены обжалуемых актов и прекращения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 20 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1 не имеется, поскольку в рассматриваемом случае должностными лицами и судебными инстанциями установлены обстоятельства, указывающие на то, что привлекаемым к административной ответственности лицом допущено невыполнение в установленный срок законного предписания органа государственного финансового контроля (с учетом изменений в части размера суммы нецелевого использования средств субсидии, внесенных настоящим постановлением). Факт совершения директором государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Республики Саха (Якутия) «Республиканский техникум-интернат профессиональной и медико-социальной реабилитации инвалидов» Винокуровой
Определение № 303-КГ15-15123 от 04.12.2015 Верховного Суда РФ
не согласившись с выводами о нецелевом использовании бюджетных средств, оспорило пункты 1-12 представления в арбитражный суд. Судами установлено, что ТУ Росфиннадзора является уполномоченным органом государственного надзора и контроля за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, в ходе исполнения бюджета, и его должностные лица наделены полномочиями по выдаче государственным органам предписаний и представлений. Суды, исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в суд доказательства, установив, что уведомлениями об уточнении вида и принадлежности платежей денежные средства восстановлены Следственным управлениям по соответствующим КБК в пределах 2012 финансового года и 2013 финансового года, соответственно, что ТУ Росфиннадзором не отрицалось и зафиксировано в акте проверки и в оспариваемом представлении, пришли к выводу, что оспариваемые пункты представления не соответствуют действующему законодательству и нарушают права и законные интересы Следственного управления, поскольку содержат выводы о нецелевом расходовании бюджетных средств и, соответственно, о допущенных Следственным
Определение № 307-ЭС21-24715 от 09.12.2021 Верховного Суда РФ
Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 13.04.2010 № 231 «О порядке распределения и предоставления дотаций бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации», суды признали оспариваемое представление недействительным, поскольку наличие в действиях министерства бюджетных нарушений, в том числе неэффективное, нецелевое использование бюджетных средств не подтверждено. Проанализировав условия Соглашения, суды сочли, что дополнительная финансовая помощь из федерального бюджета в виде дотации в размере 1 000 000 000 руб. выделена Республике Карелия с целью обеспечения сбалансированности бюджета Республики Карелия. Каких-либо положений о том, на приобретение каких товаров, материалов, работ, услуг должны быть направлены выделяемые средства дотации, Соглашение не содержит. Критерии эффективности и результативности, результаты и показатели результатов использования средств дотации в Соглашении также не определены. Юридически значимые обстоятельства дела полно и всесторонне исследованы судами и получили надлежащую правовую оценку, основанную на правильном применении норм права. Доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о существенном нарушении
Определение № 04АП-361/20 от 17.11.2020 Верховного Суда РФ
ТФОМС средств ОМС, полученных на финансовое обеспечение территориальной программы ОМС в размере 1 202 543,00 рублей и уплате штрафа за нецелевое использование в размере - 120 254,30 рублей; о признании недействительным пункта 3 раздела «Требования» акта плановой комплексной проверки использования средств обязательного медицинского страхования без номера от 15.03.2019 года и пункта 4 требования от 15.03.2019 № 9 в части требований о возврате в бюджет ТФОМС Забайкальского края средства нормированного страхового запаса для финансового обеспечения мероприятий по приобретению медицинского оборудования, в сумме 1 202 543,00 рублей, установил: решением Арбитражного суда Забайкальского края от 17.12.2019, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2020, заявленные требования удовлетворены частично: признаны недействительными пункт 3 раздела «Требование» акта плановой комплексной проверки от 15.03.2019 о возврате в бюджет территориального фонда обязательного медицинского страхования средств нормированного страхового запаса для финансового обеспечения мероприятий по приобретению медицинского оборудования в размере 1 202 543 рублей и пункт 4
Определение № 08АП-9170/19 от 13.04.2020 Верховного Суда РФ
28.02.2019 № 290, в котором отразило выводы о выявленных нарушениях, существо которых сводится, в частности, к нецелевому использованию бюджетных средств в объеме 203,44 тысячи рублей, частично софинансированных за счет средств бюджета Омской области, направленных на ремонт площадки мемориала, не являющейся элементом обустройства автомобильной дороги общего пользования (пункт 1); нецелевому использованию бюджетных средств в сумме 1 116,06 тысяч рублей, частично софинансированных из бюджета Омской области, направленных на ремонт объекта, расположенного на земельном участке, предоставленном для размещения объекта физкультуры и спорта, не являющегося элементом обустройства автомобильной дороги общего пользования по ул. П.Ильичева (пункт 2). Данные нарушения положены в основу изготовленного Главным управлением финансового контроля Омской области уведомления от 27.02.2019 № 2167 о применении бюджетных мер принуждения. Суды первой и апелляционной инстанции, признавая представление от 28.02.2019 № 290 и уведомление от 27.02.2019 № 2167 не соответствующими действующему законодательству, исходили из недоказанности управлением состава вмененных администрации бюджетных нарушений. Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, проверив
Постановление № 18АП-2761/2021 от 08.04.2021 Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда
Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 15.10.2020 по делу № А38-9423/2018 решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 17.10.2019 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2020 по делу № А38-9423/2018 оставлены без изменения. Как указывает истец, пунктом 9.7 контракта установлено, что за недопоставку товара (непоставку предусмотренного Контрактом количества товара к моменту окончания срока действия Контракта), за поставку некачественного товара (поставку товара, не соответствующего требованиям действующего законодательства Российской Федерации и условиям Контракта), за нецелевое использование финансовых средств , выплачиваемых Государственным заказчиком и предназначенных для финансирования расходов на выполнение государственного оборонного заказа в рамках выполнения Контракта, за иное неисполнение или ненадлежащее исполнение Поставщиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, Поставщик уплачивает Государственному заказчику штраф в виде фиксированной суммы, рассчитываемой как процент цены Контракта в размере 10 процентов цены, что на момент заключения контракта составляет 174 574 руб. 40 коп. Ответчик поставил истцу некачественный товар, что подтверждено решением Арбитражного суда
Постановление № А19-22051/19 от 11.02.2020 Четвёртого арбитражного апелляционного суда
области от 24 июля 2008 года № 63-оз «О наделении органов местного самоуправления отдельными областными государственными полномочиями в сфере труда» (далее - Закон № 63-оз) органы местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области (городские округа, муниципальные районы) наделяются отдельными областными государственными полномочиями в сфере труда на территории соответствующих муниципальных образований Иркутской области. В силу подпунктов 2, 4 пункта 2 статьи 3 Закона №63-оз органы местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий обязаны: 1) не допускать нецелевое использование финансовых средств , переданных из областного бюджета на осуществление государственных полномочий; 2) исполнять выданные в пределах компетенции письменные предписания министерства, иных органов государственной власти области об устранении нарушений требований законодательства по вопросам осуществления органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления государственных полномочий. Согласно подпунктам 1, 3 пункта 1 статьи 4 Закона № 63-оз Министерство вправе в установленном порядке осуществлять контроль за исполнением органами местного самоуправления государственных полномочий и давать письменные предписания по устранению нарушений
Постановление № 04АП-156/19 от 28.03.2019 Четвёртого арбитражного апелляционного суда
1.1, 2.1, 3.2). Пунктом 11.5 контракта предусмотрено за просрочку исполнения обязательств начисление подрядчику пени в размере, определенном в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 №1063. В пункте 11.6 контракта стороны согласовали, что штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа составляет 1 % от цены контракта и составляет 714 477,37 руб. Согласно пункту 11.14 контракта подрядчик несет ответственность за нецелевое использование финансовых средств , выплачиваемых заказчику и предназначенных только для финансирования расходов на выполнение государственного оборонного заказа и авансирование соответствующих работ. За ненадлежащее исполнение контракта подрядчик обязан оплатить проценты за пользование чужими денежными средствами в порядке, предусмотренном гражданским законодательством. Пунктом 12.1 контракта предусмотрено обеспечение исполнения контракта банковской гарантией в размере 24 637 150,50 руб. Банк (гарант) предоставил банковскую гарантию от 06.07.2016 №ЭБГ-А1-0011-2016-2228 (далее – банковская гарантия), по которой обязался в период по 01.01.2018 (включительно) в случае
Постановление № 16АП-3295/12 от 11.12.2012 Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда
постановления Правительства Российской Федерации издано постановление Правительства Ставропольского края № 18-п от 20.01.2010 «Об утверждении Порядка расходования субсидий из федерального бюджета и средств бюджета Ставропольского края в рамках реализации краевой целевой программы «Снижение напряженности на рынке труда Ставропольского края в 2010-2011 году». В соответствии с пунктом 8 названного постановления контроль за целевым использованием финансовых средств осуществляется управлением государственной службы занятости населения Ставропольского края, учреждениями занятости населения и Министерством финансов Ставропольского края. Ответственность за нецелевое использование финансовых средств определяется законодательством Российской Федерации и законодательством Ставропольского края. Согласно пункту 10 указанного постановления возврат необоснованно полученных и использованных не по целевому назначению финансовых средств производится в установленном порядке их получателем добровольно по согласованию с учреждением занятости населения либо по решению суда. Факт получения финансовой помощи на организацию дополнительных рабочих мест в размере 117 600 руб. подтвержден материалами дела и не отрицался самим ответчиком в судебном заседании. В силу части 3 статьи 49 Арбитражного
Постановление № 16АП-4211/13 от 04.02.2014 Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда
напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации. В соответствии с пунктом 8 Постановления Правительства Ставропольского края N 18-п от 20.01.2010 "Об утверждении Порядка расходования субсидий из федерального бюджета и средств бюджета Ставропольского края в рамках реализации краевой целевой программы "Снижение напряженности на рынке труда Ставропольского края в 2010 году" контроль за целевым использованием финансовых средств осуществляется управлением государственной службы занятости населения Ставропольского края, учреждениями занятости населения и министерством финансов Ставропольского края. Ответственность за нецелевое использование финансовых средств определяется законодательством Российской Федерации и законодательством Ставропольского края. Согласно пункту 10 указанного постановления возврат необоснованно полученных и использованных не по целевому назначению финансовых средств производится в установленном порядке их получателем добровольно по согласованию с учреждением занятости населения либо по решению суда. Ответчик зарегистрировался в качестве индивидуального предпринимателя 22.07.2010 и представил бизнес-план предпринимательской деятельности без образования юридического лица (прокат инвентаря и оборудования для проведения досуга и отдыха). Центр занятости перечислил предпринимателю субсидию в размере
Решение № 7П-279/20 от 16.07.2020 Красноярского краевого суда (Красноярский край)
ФИО1 возбуждено заместителем прокурора г.Дивногорска, а не должностными лицами, перечисленными в указанной выше норме закона, положения ч.1.1 ст.23.1 КоАП РФ при разрешении вопроса о подведомственности неприменимы. В соответствии с положениями ч.2 ст.23.1 КоАП РФ, дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст.15.14 КоАП РФ, рассматриваются судьями в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье. ФИО1 постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении вменяется нецелевое использование финансовых средств , выделенных в качестве субсидии бюджету городского округа г.Дивногорск на 2019 год на благоустройство дворовых и общественных территорий в рамках подпрограммы «Благоустройство дворовых и общественных территорий муниципальных образований» программы «Содействие органам местного самоуправления в формировании комфортной городской среды», утвержденной Постановлением Правительства Красноярского края от 29.08.2017 № 512-п. Согласно пп.1 п.3.1 Положения о службе финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края, утвержденного Постановлением Правительства Красноярского края от 13.12.2013 N 657-п в компетенцию
Решение № 7/21-22/2022 от 18.01.2022 Костромского областного суда (Костромская область)
26.12.2013 «О примерных условиях государственных контрактов (контрактов) по государственному оборонному заказу», которым утверждено Положение о примерных условиях государственных контрактов (контрактов) по государственному оборонному». Согласно подпункту «ж» пункта 18 Положения, в государственный контракт включается порядок возмещения головным исполнителем (исполнителем) убытков, причиненных вследствие ненадлежащего исполнения обязательств по государственному контракту (контракту). В соответствии с подпунктами «в» и «е» пункта 24 Положения, в государственный контракт включаются положения об ответственности сторон, в том числе ответственность головного исполнителя за нецелевое использование финансовых средств , выплачиваемых государственным заказчиком головному исполнителю и предназначенных только для финансирования расходов на выполнение государственного оборонного заказа и авансирование соответствующих работ; условие о том, что уплата неустойки (пени, штрафа) не освобождает сторону от исполнения или надлежащего исполнения обязательств, установленных государственным контрактом. В силу пункта 28 Положения, в случае, если государственным заказчиком установлено условие о предоставлении головным исполнителем обеспечения исполнения государственного контракта в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок,
Решение № 2-68/18 от 19.06.2018 Тоджинского районного суда (Республика Тыва)
не более чем за два рабочих места, при условии трудоустройства на дополнительно созданные рабочие места лиц из числа зарегистрированных безработных граждан. (п. 6.10 в ред. Постановления Правительства РТ от 10.06.2010 N 242) п.6.14. Центр занятости населения издает приказ о предоставлении финансовых средств за дополнительно созданные рабочие места. На основании этого приказа сумма финансовых средств перечисляется на лицевой счет безработного гражданина в течение 30 календарных дней со дня решения конкурсной комиссии. 6.17. Ответственность за нецелевое использование финансовых средств на содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан возлагается на гражданина, получившего указанные финансовые средства. 6.19. В соответствии с приказами Министерства здравоохранения и социального развития России от 29 июля 2005 г. N 485 "Об утверждении Положения о порядке финансирования мероприятий по содействию занятости населения и социальной поддержке безработных граждан" и от 16 июня 2008 г. N 281н "Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги по содействию самозанятости безработных граждан" центрами занятости населения
Решение № 5-902/15 от 03.11.2015 Набережночелнинского городского суда (Республика Татарстан)
просит его отменить, мотивируя тем это тем, что на основании Распоряжения Кабинета Министров РТ №2253-р от 09.10.2015 г. в МБОУ «... ...» будет проведен капитальный ремонт, на что выделены денежные средства поэтому в Плане финансово-хозяйственной деятельности образовательного учреждения на 2015 год по статье 225 денежные средства в 2015 году на оборудование школы устройствами для самозакрывания двери лестничных клеток и коридоров, перепланировку дверей для их открывания наружу по направлению выхода из здания не предусмотрены. Нецелевое использование финансовых средств из других категорий статей невозможно. Капитальный ремонт школы будет начат в ноябре 2015 года. ФИО1 в судебном заседании жалобу поддержал, изложив в обоснование те же доводы. Выслушав заявителя, изучив материалы административного дела, прихожу к следующему. В силу пункта 8 части 2 статьи 30.6 КоАП РФ, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления. Обжалуемое постановление по