расходов по выборке более чем на 20 процентов (пункт 40); норматив потребления коммунальной услуги по холодному (горячему) водоснабжению в жилых помещениях определяется исходя из оснащенности жилых помещений водоразборными устройствами и санитарно-техническим оборудованием. Норма расхода воды водоразборными устройствами предусмотрена в таблице 5 приложения к Правилам N 306 (пункт 45). Также заявители просят признать недействующими формулы, приведенные в приложении к данным Правилам, используемые для определения: норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению ( норматив потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению ) в жилых помещениях (куб. м в месяц на 1 человека) (формула 6); среднего фактического расхода холодной (горячей) воды в многоквартирном доме или жилом доме (куб. м в месяц на 1 человека) (формула 7); норматива потребления коммунальной услуги по холодному (горячему) водоснабжению на общедомовые нужды при наличии данных по коллективным (общедомовым) приборам учета (куб. метр в месяц на 1 кв. м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном
технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения Минрегион России Минэнерго России IV квартал 2012 г. 22. О порядке ведения раздельного учета затрат по видам деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и единой системы классификации таких затрат Минрегион России Минэнерго России ФАС России ФСТ России IV квартал 2012 г. 23. О мерах по обеспечению доступа к информации о тарифах в сфере водоснабжения и водоотведения, нормативахпотреблениякоммунальныхуслуг по горячемуводоснабжению , холодному водоснабжению и (или) водоотведению ФСТ России Минрегион России Минфин России Минэкономразвития России Минэнерго России ФАС России IV квартал 2012 г. 24. О порядке согласования решений органов регулирования тарифов в случаях, установленных Правительством Российской Федерации ФСТ России Минрегион России Минэкономразвития России Минэнерго России ФАС России IV квартал 2012 г. 25. О критериях существенного ухудшения качества питьевой воды и горячей воды, показателях качества питьевой воды, характеризующих ее безопасность, по которым осуществляется
исполнение положений части 9.2 статьи 156, части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306 утверждены Правила N 306, которые действуют в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 29 сентября 2017 г. N 1186. Оспариваемый нормативный правовой акт опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации 29 мая 2006 г., N 22, "Российской газете" 31 мая 2006 г. Данные Правила определяют порядок установления нормативовпотреблениякоммунальныхуслуг (холодное и горячееводоснабжение , водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление), нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме и требования к их формированию (пункт 1). Согласно подпункту "е" пункта 7 Правил N 306 при выборе единицы измерения нормативов потребления коммунальных услуг в отношении отопления используются следующие показатели: в жилых помещениях - Гкал на 1 кв. метр общей площади всех помещений в многоквартирном доме или жилого дома; при использовании земельного участка и надворных
Vсред - объем (количество) коммунального ресурса, определенный за расчетный период в жилых и нежилых помещениях исходя из объемов среднемесячного потребления коммунальной услуги в случаях, установленных Правилами предоставления коммунальных услуг; Vн - объем (количество) коммунального ресурса, определенный за расчетный период в жилых помещениях исходя из нормативапотреблениякоммунальнойуслуги в случаях, предусмотренных Правилами предоставления коммунальных услуг; Vрасч - объем (количество) коммунального ресурса, определенный за расчетный период в нежилых помещениях, не оборудованных индивидуальными приборами учета, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг исходя из расчетных объемов коммунального ресурса; Vкр - объем (количество) коммунального ресурса, использованного при производстве и предоставлении коммунальной услуги по отоплению и (или) горячемуводоснабжению с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, определенный за расчетный период в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг (в случае отсутствия централизованного теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения); абзац утратил силу с 1 января 2017 года. - Постановление Правительства
17.08.2012), как к дому высотой до 5 этажей с центральными холодным и горячим водоснабжением, канализацией, ваннами длиной 1500-1550 мм и душем. Установив, что из технического паспорта на указанный жилой дом государственного общественного жилищного фонда, составленного Ульяновским областным государственным унитарным предприятием Бюро технической инвентаризации, усматривается, что степень благоустройства многоквартирного жилого дома, включает в себя центральное горячее водоснабжение с душевыми с горячим водоснабжением, суды пришли к выводу, что к спорному дому следует применять норматив потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению - 2,23 куб. м (приказ Министерства экономики Ульяновской области от 17.08.2012 № 06-266), как к жилому дому высотой до 5 этажей (включительно) с центральным холодным и горячим водоснабжением, оборудованному душевыми и канализацией. При этом суды указали, что доказательств того, что объем (количество) потребления коммунальных ресурсов в указанном доме изменился более чем на 5 процентов, истцом представлено не было. Доводы заявителя, по которым он не согласен с оспариваемыми судебными актами, ранее заявлялись
при их отсутствии - исходя из норматива потребления горячей воды. Таким образом, компонент на тепловую энергию является величиной, используемой для расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению при установлении двухкомпонентных тарифов на горячую воду. В свою очередь, компонент на тепловую энергию при расчете платы за коммунальную услугу определяется по нормативу на подогрев, установленному Правилами № 306 в соответствии с методикой расчета. Из пункта 24 Правил № 306 следует, что норматив потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилом помещении при установлении двухкомпонентных тарифов на горячую воду определяется путем установления норматива потребления холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилом помещении и норматива расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению. В норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению включается расход тепловой энергии на подогрев холодной воды, необходимый для осуществления услуги
– Правила № 124), пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска. Расчет общества признан судом неверным, поскольку произведен по среднемесячным показателям. Суд апелляционной инстанции, повторно оценив представленные доказательства, руководствуясь Правилами № 124, Правилами № 354, признал верным вывод суда первой инстанции о несоответствии представленного обществом расчета требованиям вышеприведенных норм, согласно которым объем потребленного коммунального ресурса должен быть определен на основании показаний индивидуальных приборов учета (при их наличии) и норматива потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению (при отсутствии индивидуальных приборов учета). Принимая во внимание представленные ответчиком как управляющей компанией сведения об индивидуальном потреблении за исковой период, суд апелляционной инстанции самостоятельно произвел расчет размера платы за водоснабжение и водоотведение в соответствии с методикой по формуле, предусмотренной в подпункте «в» пункта 21 Правил № 124, исходя из установленных тарифов. По расчету суда стоимость услуг водоснабжения и водоотведения за период с января по июль 2016 года составила 1 209 940
для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке по доводам жалобы отсутствуют. Как следует из представленных материалов, предприятие является ресурсоснабжающей организацией, осуществляющей поставку холодной и горячей воды в многоквартирные жилые дома на территории Озерского городского округа. При расчете платы за поставленный коммунальный ресурс в период до 29.03.2018 предприятие применяло нормативы потребления коммунальных ресурсов, установленных постановлением министерства от № 28.12.2016 № 66/1 «Об утверждении нормативов потребления коммунальной слуги по холодному водоснабжению и нормативовпотреблениякоммунальнойуслуги по горячемуводоснабжению или нормативов потребления горячей воды в жилых помещениях, применяемых на территории Челябинской области» (далее – постановление № 66/1). Решением Челябинского областного суда от 30.11.2017 по делу № 3а-262/2017, оставленным без изменения апелляционным определением Верховного Суда Российской Федерации от 29.03.2018 № 48-АПГ18-3, признан противоречащим федеральному законодательству и не действующим со дня вступления решения суда в законную силу пункт 3 Приложения к постановлению министерства № 66/1, устанавливающий норматив по холодному и горячему водоснабжению
конструктивных и технических параметрах, степени благоустройства, а также климатических условиях, в которых расположены многоквартирные дома или жилые дома, нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются в соответствии с категориями многоквартирных домов и жилых домов, предусмотренными приложением № 2 к данным правилам. В соответствии с таблицей 1 «Форма для установления нормативов потребления коммунальных услуг по холодному (горячему) водоснабжению в жилых помещениях» приложения № 2 к Правилам № 306, введенной в действие указанным выше постановлением, нормативпотреблениякоммунальнойуслуги по холодному (горячему) водоснабжению определяется с учетом вида системы холодного (горячего) водоснабжения (централизованное, водонагреватели), оснащенности жилых помещений водоразборными устройствами и санитарно- техническим оборудованием (унитазы, раковины, мойки, души, ванны различной длины). Таким образом, на определение норматива потребления коммунальной услуги по водоснабжению в жилых помещениях влияют: вид системы водоснабжения, оснащенность данных помещений водоразборными устройствами и санитарно-техническим оборудованием. При этом, вопреки доводам апелляционной жалобы, дифференциация названных нормативов в соответствии с категориями многоквартирных домов и жилых домов в зависимости
длиной 1500-1550 мм и душем, является неправомерным. Поскольку из технического паспорта на жилой дом государственного общественного жилищного фонда, составленного Ульяновским областным государственным унитарным предприятием Бюро технической инвентаризации, усматривается, что степень благоустройства многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Ульяновск, пр-т Нариманова, 87, включает в себя центральное горячее водоснабжение с душевыми с горячим водоснабжением, суды пришли к выводу, что к многоквартирному жилому дому по адресу: г. Ульяновск, пр-т Нариманова, 87, следует применять норматив потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению ? 2,23 куб. м (Приказ Министерства экономики Ульяновской области от 17.08.2012 № 06-266), как к жилому дому высотой до 5 этажей (включительно) с центральным холодным и горячим водоснабжением, оборудованному душевыми и канализацией. Понятие «степень благоустройства квартиры (комнаты) в жилом доме» Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, не содержат (имеется лишь понятие «степень благоустройства многоквартирного
расчетным путем исходя из общей площади жилого дома, утвержденных нормативов потребления тепловой энергии на отопление и тарифов на тепловую энергию, для горячего водоснабжения – расчетным путем исходя из количества граждан, проживающих (зарегистрированных) в жилом доме, утвержденных нормативов потребления и тарифов на горячее водоснабжение. Как следует из материалов дела, истцу на 2013 год был утвержден двухкомпонентный тариф на горячее водоснабжение, включающий компонент «тепловая энергия» (руб/Гкал) и компонент «холодная вода» (руб/куб м). Однако норматив потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению , включающий два указанных компонента, в 2013 году не установлен, поскольку в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306, не внесены соответствующие изменения, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации от 08.11.2012 № 1149 «О внесении изменений в основы ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса». Приказом РЭК от 31.08.2012 № 2/2012-нп «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг в Краснодарском крае (при отсутствии
подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, в объеме, равном объему горячей воды, потребленной за расчетный период в жилом или нежилом помещении и на общедомовые нужды (в ред. Постановления Правительства РФ от 14.02.2015 № 129). Таким образом, положениями пунктов 40 и 54 Правил № 354 предусмотрена оплата горячего водоснабжения, предоставленного на общедомовые нужды. Вопреки утверждению ответчика, при расчете объема поставленной на спорный объект тепловой энергии истец применил норматив потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению , утвержденный Постановлением Правительства Пермского края от 17.09.2015 № 647-п, и норматив потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на общедомовые нужды, утвержденный Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края № СЭД-35-01-12-48 от 04.03.2016 (л.д. 124-37), действующие в спорный по настоящему делу период времени. Иных нормативных актов, устанавливающих норматив потребления горячего водоснабжения на общедомовые нужды, на территории города Перми в спорный период принято не было. Определение затраченного количества тепловой энергии на
центрального горячего водоснабжения, а также то, что приготовление горячей воды в доме по ул. Б.Хмельницкого, 58 «Б» г. Перми осуществляется посредством поступления в спорный дом из централизованной системы водоснабжения воды, которая нагревается в общем бойлере от сетевой горячей воды, поставляемой истцом, преобразуясь в самостоятельный коммунальный ресурс - горячую воду, поступающую в доме потребителям к точкам водоразбора, приняв во внимание, что при расчете объема поставленной на спорный объект тепловой энергии истец применил норматив потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению , утвержденный постановлением Правительства Пермского края от 17.09.2015 № 647-п, и норматив потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на общедомовые нужды, утвержденный приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края от 04.03.2016 № СЭД3501-12-48, действующие в спорный период времени по настоящему делу, отметив, что иных нормативных актов, устанавливающих норматив потребления горячего водоснабжения на общедомовые нужды, на территории города Перми в спорный период принято не было, суды пришли к правильным выводам о
имущества как произведение показателей площадей мест общего пользования многоквартирного дома, норматива потребления услуги горячего водоснабжения на общедомовые нужды, норматива расхода тепловой энергии на нагрев одного куб.м холодной воды. Учитывая, что норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в спорный период, как и норматив потребления горячей воды в целях содержания общего имущества для нецентрализованного горячего водоснабжения на территории Питкярантского муниципального района не утвержден, применение норматив потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на общедомовые нужды по аналогии с нормативом, утвержденным для централизованного горячего водоснабжения, недопустимо. Расчет истца противоречит пунктам 44-48 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354). В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными. В соответствии с частью 2 статьи 288.2
указанных действий органа местного самоуправления истцу были причинены убытки в виде повышенной (необоснованной) платы за потребляемые коммунальные услуги по горячему водоснабжению. Истец просит взыскать в ответчиков в равных долях в счет компенсации морального вреда, выразившийся, в нарушении прав истца, как потребителя коммунальных услуг, сумму в размере <данные изъяты>. В судебном заседании Ухлинова З.И. заявленные требования поддержала, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении. Дополнительно пояснила, что орган местного самоуправления неоднократно устанавливал норматив потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению с нарушением правил, установленных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 306. В результате незаконно установленных нормативов потребления коммунальной услуги истец был вынужден производить оплату в повышенном (необоснованном и незаконном) размере за потребление горячей воды. Считает, что в соответствии с положениями закона «О защите прав потребителей» ответчики обязаны возместить истцу причиненный своими незаконными действиями моральный вред. Размер компенсации определен истцом в размере <данные изъяты> (по <данные изъяты> с каждого
периода использования холодной воды на полив земельного участка 5 месяцев (май-сентябрь) использовались нормы расходов воды потребителей систем сельскохозяйственного водоснабжения ВНТП-Н-97, утвержденные протоколом НТС Минсельхозпрода РФ от 14.02.1995 № 1, который не содержит средневзвешенные поливные нормы сельскохозяйственных культур на приусадебных участках (полив ручным и дождевальным методом) для Еврейской автономной области. Пунктами 45, 45 (1), 46, 47, 48, 49, 50, 51 Правил № 306 определяются норматив потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению и норматив потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению или норматив потребления горячей воды в жилом помещении; норматив потребления коммунальной услуги по газоснабжению в жилых помещениях; норматив потребления коммунальной услуги по газоснабжению для потребителей, при использовании в жилых помещениях многоквартирных домов или жилых домов газа по нескольким направлениям одновременно; норматив потребления коммунальных услуг при использовании земельного участка и надворных построек; норматив потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению при использовании земельного участка и надворных построек; норматив потребления коммунальной услуги по электроснабжению
декабря 2015 г. Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2014 г. № 1380 «О вопросах установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг» в акты Правительства РФ по вопросам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг внесены изменения. В частности, приложение № 1 к Правилам № 306 дополнено пунктом 26(1), согласно которому при наличии технической возможности установки коллективных, индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета норматив потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению и норматив потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилых помещениях определяются соответственно по формулам 23 и 25 с учетом повышающего коэффициента, составляющего: с 1 января 2015 г. по 30 июня 2015 г. – 1,1; с 1 июля 2015 г. по 31 декабря 2015 г. – 1,2; с 1 января 2016 г. по 30 июня 2016 г. – 1,4; с 1 июля 2016 г. по 31 декабря 2016 г. – 1,5; с 2017 года – 1,6. Как следует из