ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Норматив потребления коммунальной услуги по отоплению - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Определение № 306-ЭС14-6467 от 18.12.2014 Верховного Суда РФ
процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 11.06.2012 по 22.11.2013. В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, заявитель просит оспариваемые судебные акты отменить, иск удовлетворить полностью, ссылается на нарушения норм материального и процессуального права. По мнению общества, после вступления в силу Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354; далее – Правила № 354) норматив потребления коммунальной услуги по отоплению определяется из расчета количества дней (месяцев) в отопительном периоде. Следовательно, плата за отопление должна вноситься лишь в расчетные месяцы отопительного периода. По результатам изучения жалобы вместе с принятыми по делу судебными актами установлено, что основания для передачи жалобы для рассмотрения в судебном заседании отсутствуют. Судами установлено, что между сторонами сложились фактические отношения, вытекающие из договора энергоснабжения (снабжения тепловой энергией и ГВС). В период с 26.11.2012 по 10.12.2012 прибор коммерческого учета, находящийся на
Определение № А17-4736/18 от 10.07.2019 Верховного Суда РФ
отношении заявителей и неопределенного круга лиц, выразившегося в неприведении норматива потребления коммунальной услуги по отоплению в соответствие с постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме» (далее – Правила № 306), об обязании департамента и правительства устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителей и неопределенного круга лиц, установив норматив потребления коммунальной услуги по отоплению в соответствии с Правилами № 306, установила: решением Арбитражного суда Ивановской области от 20.09.2018, оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 28.11.2018 и постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 20.03.2019, в удовлетворении заявленных требований отказано. В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, ТСЖ ««Красноветкинец-3» просит об отмене судебных актов, ссылаясь на существенные нарушения норм материального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. Согласно пункту 1 части 7
Определение № 305-ЭС21-2628 от 29.03.2021 Верховного Суда РФ
309, 310, 329, 330, 539, 544, 548 Гражданского кодекса Российской Федерации, Жилищным кодексом Российской Федерации, Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, и, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришли к выводу о том, что подлежащий применению истцом (ресурсоснабжающая организация) при расчетах с ответчиком (исполнитель) норматив потребления коммунальной услуги по отоплению рассчитан на календарный год. Доводы заявителя о необоснованном отказе суда первой инстанции в удовлетворении ходатайства о привлечении к участию в деле третьих лиц, л несогласии с имеющимися зачетами и переплатами долга, о занижении потребленного ответчиком объема тепловой энергии были предметом исследования судов нижестоящих инстанций и мотивированно отклонены, ввиду чего повторное заявление аналогичных доводов выводы судов не опровергает и не образует необходимых оснований пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке. Руководствуясь статьями 291.6,
Определение № 10АП-3695/20 от 02.11.2020 Верховного Суда РФ
310, 539, 544, 548 Гражданского кодекса Российской Федерации, Жилищным кодексом Российской Федерации, Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 и, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришли к выводу о том, что подлежащий применению в расчетах за тепловую энергию, поставленную в МКД, не оборудованные ОДПУ, норматив потребления коммунальной услуги по отоплению был утвержден до установления порядка его расчета в размере ежемесячной ставки на календарный год. Доводы заявителя об обратном рассматривался судами нижестоящих инстанций и мотивированно отклонен, ввиду чего повторное их заявление в настоящей жалобе не подтверждают существенных нарушений норм материального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке. Руководствуясь статьями 291.6, 291.8 и 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья определил: отказать муниципальному казенному
Постановление № А12-5195/17 от 12.12.2017 АС Поволжского округа
доме и размер платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, согласно пунктам 42(1) и 43 Правил при осуществлении оплаты в течение отопительного периода определяется по формуле 2: Pi = Si ? NT ? T T , где: Si - общая площадь i-го помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома; NТ - норматив потребления коммунальной услуги по отоплению ; T Т - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации. На основании изложенного начисление тепловой энергии и горячей воды по дополнительному соглашению от 06.11.2015 о внесений изменений в договор энергоснабжения тепловой энергией от 16.06.2009 № 000060 должно производиться следующим образом: ИП ФИО1 осуществляет свою деятельность в нежилом помещении по адресу: <...>, который не оборудован прибором учета тепловой энергии, в связи с чем тепловая энергия на отопление определяется
Постановление № 13АП-36778/2021 от 01.12.2021 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда
по отоплению за январь и февраль 2021 года должен производиться исходя из норматива, утвержденного для оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года Нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых и нежилых помещениях в многоквартирных домах и жилых домов на территории Республики Карелия утверждены приказом Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия от 29.07.2016 N 196 (в редакции приказа от 29.08.2017 N 231). Так, для рассматриваемого многоквартирного дома норматив потребления коммунальной услуги по отоплению составляет 0,02699 Гкал на 1 кв.м. Норматив потребления коммунальной услуги по отоплению с применением коэффициента периодичности составляет 0,01799 Гкал на 1 кв.м. Таким образом, применяя формулу 2(3) Приложения № 2 Правил № 354 для расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению Обществу необходимо использовать установленный органом исполнительной власти Республики Карелия норматив потребления коммунальной услуги по отоплению, рассчитанный с применением коэффициента периодичности. Применение Обществом норматива потребления коммунальной услуги по отоплению без применения
Постановление № А28-6165/20 от 22.04.2022 АС Волго-Вятского округа
к договору стороны включили в договор спорный МКД. В марте – апреле, сентябре – декабре 2018 года и январе – апреле 2019 года Компания поставила тепловую энергию на отопление спорного МКД, объем которой определила на основании норматива потребления коммунальной услуги по отоплению для одиннадцатиэтажных многоквартирных жилых домов. Общество оплатило тепловую энергию на отопление в объеме, определенном Компанией. Общество посчитало, что Компания неверно определила объем потребленной тепловой энергии, применив ко всем секциям дома норматив потребления коммунальной услуги по отоплению для одиннадцатиэтажных многоквартирных домов, поэтому, установив наличие переплаты за коммунальный ресурс, обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании неосновательного обогащения. Изучив материалы дела, проверив обоснованность кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя Компании, суд кассационной инстанции принял постановление на основании следующего. Порядок определения размера платы для потребителей за коммунальные услуги, в том числе по отоплению, установлен Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов,
Постановление № А34-13246/2022 от 06.12.2023 АС Уральского округа
от 30.12.2021 № 557 указанные котельные и тепловые сети закреплены на праве хозяйственного ведения за предприятием «Теплотранс» и переданы ему по акту приема-передачи от 01.01.2022. Таким образом, с 01.01.2022 теплоснабжающей организацией на территории р.п. Лебяжье являлось предприятие «Теплотранс». Истец, обращаясь с рассматриваемым иском, указал, что общество «Теплосервис» подавало тепло в р.п. Лебяжье, в том числе, в многоквартирные дома, которые не оборудованы приборами учета. Распоряжением Администрации Лебяжьевского поссовета № 159-р от 17.09.2013 установлен норматив потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях многоквартирных домов или жилых домов 0,0271 Гкал на 1 кв. м общей площади в месяц (круглогодично). Истец полагает, что поскольку жильцы домов, не оборудованных приборами учета, оплачивают отопление круглогодично, их оплата за услуги теплоснабжения приходится и на те месяцы, в которых они услугу не получают, что формирует у них задолженность перед теплоснабжающей организацией за период фактически оказанных услуг. Ссылаясь на данное обстоятельство, истец выставил жильцам домов, не оборудованных приборами
Решение № 3А-77/2021 от 29.12.2021 Смоленского областного суда (Смоленская область)
1 Постановления № 555 нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению определены расчетным методом, исходя из продолжительности отопительного периода семь календарных месяцев согласно приложению. В Приложении к Постановлению № 555 указаны нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению на территории города Смоленска. Согласно пункту 1.2 Приложения к Постановлению № 555 в отношении многоквартирных и жилых домов со стенами из камня, кирпича, из панелей, блоков, этажности 5-7, 9-12, 14, до 1999 г. постройки включительно, установлен норматив потребления коммунальной услуги по отоплению 0,0255 Гкал. на 1кв. метр общей площади жилого помещения в месяц. Постановлением Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике от 7 октября 2019 года № 81 внесены изменения в Постановление № 555 (далее - Постановление № 81), которое опубликовано в печатном издании «Смоленская газета» № 38 (1324) 9 октября 2019 года. В соответствии с пунктом 1 Постановления № 81 нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению также определены расчетным методом. Согласно пункту
Решение № 2-5745/16 от 07.12.2016 Ленинградского районного суда г. Калининграда (Калининградская область)
невозможности установить ОДПУ в данном доме. Расчет платы за отопление в помещениях многоквартирного дома производится в соответствии с п. 2 Приложения № 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ № 354 от 06.05.2011 г. (Правила № 354) по формуле (формула 2): Pi = Si х NT х TT, где: Si - общая площадь i-го жилого или нежилого помещения; NT - норматив потребления коммунальной услуги по отоплению ; TT - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской федерации. Приведенная формула определяет размер платы за отопление за полный календарный месяц в соответствии с п. 37 Правил № 354. Расчет платы за отопление в помещениях МКД, не оборудованных ОДПУ, производится в соответствии с п. 2 Приложения № 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011
Решение № 2-1966/19 от 25.09.2019 Кстовского городского суда (Нижегородская область)
в интересах своих несовершеннолетних детей: ФИО9 и ФИО10, обратилась со встречным иском к ПАО «Т-Плюс» о понуждении произвести перерасчет коммунальных платежей, по тем основаниям, что ПАО «Т Плюс» выставляются завышенные счета по оплате коммунальной услуги по отоплению жилого помещения, чем нарушаются права ответчика и ее несовершеннолетних детей и законные интересы, как потребителя коммунальных услуг. ПАО «Т Плюс», требуя оплаты за отопление равномерно в течение года, и в то же время, применяя повышенный норматив потребления коммунальной услуги по отоплению , значительно и не обоснованно увеличивает размер платы за отопление, что по мнению истца, является злоупотреблением правом и нарушением ее прав как потребителя коммунальных услуг. Также ПАО «Т Плюс» в лице представителя обратился с иском к ФИО8 и ФИО7 о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг и пени, по аналогичным основаниям, ссылаясь, что в результате невнесения Ответчиками платы за коммунальные услуги, образовалась задолженность перед Истцом за период в соответствии с расчетом задолженности
Апелляционное определение № 66А-106/2022 от 28.01.2022 Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
2019 года приказ департамента по тарифам Новосибирской области № 85-ТЭ в редакции Приказа № 279-ТЭ в части установления Приложением № 1 норматива потребления по отоплению в жилых помещениях на территории Новосибирской области для двухэтажных жилых домов после 1999 года постройки со стенами из камня, кирпича - 0,0201 Гкал на 1 кв.м общей площади жилого помещения в месяц; - возложить на Департамент обязанность в течение 3-х месяцев со дня вынесения решения суда утвердить норматив потребления коммунальной услуги по отоплению в жилом помещении 2-х этажных индивидуальных жилых домов со стенами из камня, кирпича постройки после 1999 года (в составе домовладений) на территории города Бердска Новосибирской области, с учетом различий в климатических условиях, по сравнению с климатическими условиями в других населенных пунктах и городах в районах области и существующих различий в объемах отапливаемых жилых помещений аналогичных домов, распространив действие данного норматива на правоотношения в городе Бердске с 01 октября 2010 года; - признать,