ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Нормативы градостроительного проектирования - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Определение № 310-КГ14-6460 от 29.06.2016 Верховного Суда РФ
о том, что оспариваемое решение (отказ) администрации не соответствует требованиям статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации и нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности, и, руководствуясь статьями 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, удовлетворили заявленные обществом требования. При вынесении судебных актов суды учитывали Градостроительный план земельного участка от 18.09.2013 № RU36302000-0000000000003116, Правила землепользования и застройки городского округа город Воронеж, утвержденные решением Воронежской городской Думы от 25.12.2009 № 384-II, региональные нормативы градостроительного проектирования , утвержденные приказом Управления Архитектуры градостроительства Воронежской области от 17.04.2008 № 9-п, Планировку жилых, общественно-деловых и рекреационных зон городского округа город Воронеж, утвержденную постановлением администрации 26.07.2010 № 650, а также часть 2 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой предельные параметры разрешенного строительства спорного объекта установлены применительно к территориальной зоне, а не к земельному участку. Утверждение заявителя о незаконности экспертного заключения, фактически сводится к несогласию с его результатами. В ходе
Определение № А41-9297/18 от 24.05.2019 Верховного Суда РФ
статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходим градостроительный план земельного участка (далее – ГПЗУ). В силу пунктов 1, 2 статьи 57.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации ГПЗУ выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка; источниками информации для подготовки градостроительного плана земельного участка являются документы территориального планирования и градостроительного зонирования, нормативы градостроительного проектирования , документация по планировке территории, сведения, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, федеральной государственной информационной системе территориального планирования, информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, а также технические условия подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения. Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статей 65 и 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции установил, что о нахождении земельных участков в границах 100-метровой зоны от уреза воды, так и нахождение земельных
Определение № А54-2510/20 от 02.02.2022 Верховного Суда РФ
на данной территории не относятся к числу элементов планировочной структуры. Их отсутствие на схеме проекта планировки территории не является основанием для отказа в выдаче разрешения на их строительство, если они соответствуют виду разрешенного использования земельного участка и не нарушают установленных красных линий. Для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка заявителю выдается градостроительный план земельного участка (ГПЗУ), источниками информации для подготовки которого являются документы территориального планирования и градостроительного зонирования, нормативы градостроительного проектирования , документация по планировке территории, сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, федеральной государственной информационной системе территориального планирования, государственной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, а также технические условия подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (части 1, 2 статьи 57.3 ГрК РФ). В данном случае ГПЗУ содержит всю совокупность требований и ограничений, предусмотренных градостроительным и земельным законодательством применительно к данному земельному участку. Проектируемый объект соответствует виду разрешенного использования земельного участка,
Апелляционное определение № 4-АПА19-12 от 17.07.2019 Верховного Суда РФ
утверждения проекта планировки территории для размещения многоквартирного жилого дома по адресу: Московская область, городской округ Мытищи, пос. Вешки кадастровый номер земельного участка 50:12:0120107:80. Административные истцы полагают, что Распоряжение № П24/0007-18 в оспариваемой части не соответствует требованиям о предельно допустимой этажности, коэффициенту застройки и плотности застройки территории, установленным для пос. Вешки нормативами градостроительного проектирования Московской области, утвержденными постановлением Правительства Московской области от 17 августа 2015 г. № 713/30 (далее также - Постановление № 713/30, Нормативы градостроительного проектирования Московской области). Также Стрыгина И.А. и Ларионов А.А. ссылаются на противоречие оспариваемого нормативного правового акта параметрам территориальной зоны «КУРТ № 5», установленной в отношении названного земельного участка Правилами землепользования и застройки территории (части) территории городского округа Мытищи Московской области, утвержденными решением Совета депутатов городского округа Мытищи № 36/2 от 28 декабря 2017 г. (далее - Правила землепользования и застройки). По мнению административных истцов, инфраструктура данного населенного пункта не рассчитана на обслуживание многоквартирного дома,
Постановление № А75-649/17 от 19.12.2017 АС Западно-Сибирского округа
разрешения или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет указанные рекомендации главе местной администрации (часть 5 статьи 40 ГрК РФ), который в течение семи дней со дня поступления указанных рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения (часть 6 статьи 40 ГрК РФ). Решением Думы города Сургута № 695-VДГ утверждены нормативы градостроительного проектирования на территории муниципального образования городской округ город Сургут. Местные нормативы градостроительного проектирования на территории муниципального образования городской округ город Сургут (далее по тексту – местные нормативы градостроительного проектирования, МНГП) направлены на обеспечение при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений (пункт 1 решения Думы города Сургута №
Постановление № А57-33988/20 от 18.01.2021 АС Поволжского округа
в нарушение региональных нормативов градостроительного проектирования Саратовской области, утвержденных постановлением Правительства Саратовской области от 25.12.2017 № 679-П, составляет 25 этажей (тогда как не должна превышать, не более 10). Суды первой и апелляционной инстанции, исследовав и оценив представленные в материалы дела документы по правилам статьи 71 АПК РФ, пришли к правомерному выводу о том, что данное основание является необоснованным, при этом суды руководствовались следующим. Постановлением Правительства Саратовской области от 25.12.2017 № 679-П утверждены региональные нормативы градостроительного проектирования Саратовской области. Предельно допустимая этажность объектов жилого, социального, общественного, религиозного, производственного назначения в населенных пунктах Саратовской области определяется в соответствии с таблицей 1.1.10 (1) нормативов № 679-П. Согласно указанной таблице в редакции нормативов № 679-П от 16.12.2019, действовавшей на момент обращения общества в уполномоченный орган с заявлением о внесении изменений в разрешение на строительство (11.06.2020), а так же на момент вынесения оспариваемого отказа (18.06.2020), для города с населением свыше 100 тыс. человек, этажность
Постановление № А57-2292/2021 от 14.07.2022 АС Поволжского округа
этажей, включая цокольный этаж, б/с Б - 16 этажей, включая цокольный этаж, б/с В - 26 этажей, включая цокольный этаж (тогда как не должна превышать, не более 10). Суды первой и апелляционной инстанции, исследовав и оценив представленные в материалы дела документы по правилам статьи 71 АПК РФ, пришли к правомерному выводу о том, что данное основание является необоснованным, при этом суды руководствовались следующим. Постановлением Правительства Саратовской области от 25.12.2017 № 679-П утверждены региональные нормативы градостроительного проектирования Саратовской области. Предельно допустимая этажность объектов жилого, социального, общественного, религиозного, производственного назначения в населенных пунктах Саратовской области определяется в соответствии с таблицей 1.1.10 (1) нормативов № 679-П. Согласно указанной таблице в редакции нормативов № 679-П от 16.12.2019, действовавшей на момент обращения общества в уполномоченный орган с заявлением о внесении изменений в разрешение на строительство (11.06.2020), а так же на момент вынесения оспариваемого отказа (18.06.2020), для города с населением свыше 100 тыс. человек, этажность
Постановление № А57-33557/2022 от 01.02.2024 АС Поволжского округа
постановлением Правительства Саратовской области от 25.12.2017 № 679-П (с изменениями) (далее – РНГП), местными нормативами градостроительного проектирования муниципального образования город Энгельс Энгельсского муниципального района Саратовской области, утвержденными решением Собрания депутатов Энгельсского муниципального района от 30.03.2018 № 380/49-5 (действовали до 06.09.2022) (далее – МНГП от 30.03.2018). Также необходимо обеспечить нормативную потребность и доступность объектов социальной инфраструктуры в соответствии с региональными и местными нормативными градостроительного проектирования. В соответствии с частью 26 статьи 1 ГрК РФ нормативы градостроительного проектирования - совокупность установленных в целях обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами, предусмотренными частями 1, 3 и 4 статьи 29.2 ГрК РФ, населения субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и расчетных показателей максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Из положений части 1 статьи 29.1 ГрК РФ следует, что существуют нормативы градостроительного проектирования, которые подразделяются на региональные и местные. Местные, в свою
Решение № 2А-125/2017 от 15.03.2017 Бежецкого городского суда (Тверская область)
при секретаре судебного заседания Зайцевой Л.А., с участием представителя административного истца - заместителя Бежецкого межрайонного прокурора Зорина Р.П., представителя административного ответчика администрации МО «Городищенское сельское поселение» Тверской области Морозова В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Бежецкого межрайонного прокурора в защиту неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Городищенское сельское поселение» Бежецкого района Тверской области о признании незаконным бездействия и обязании подготовить и внести на утверждение представительного органа поселения нормативы градостроительного проектирования МО «Городищенское сельское поселение» Бежецкого района Тверской области, у с т а н о в и л: Бежецкий межрайонный прокурор обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования «Городищенское сельское поселение» Бежецкого района Тверской области о признании незаконным бездействия и обязании подготовить и внести на утверждение представительного органа поселения нормативы градостроительного проектирования МО «Городищенское сельское поселение» Бежецкого района Тверской области. В обоснование заявленных требований указал, что межрайонной прокуратурой проведена проверка
Решение № 2А-124/2017 от 15.03.2017 Бежецкого городского суда (Тверская область)
г. Бежецк Бежецкий городской суд Тверской области в составе председательствующего судьи Михайловой М.Ю., при секретаре судебного заседания Зайцевой Л.А., с участием представителя административного истца заместителя Бежецкого межрайонного прокурора Зорина Р.П., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Бежецкого межрайонного прокурора в защиту неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Житищенское сельское поселение» Бежецкого района Тверской области о признании незаконным бездействия и обязании подготовить и внести на утверждение представительного органа поселения нормативы градостроительного проектирования МО «Житищенское сельское поселение» Бежецкого района Тверской области, у с т а н о в и л: Бежецкий межрайонный прокурор обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования «Житищенское сельское поселение» Бежецкого района Тверской области о признании незаконным бездействия и обязании подготовить и внести на утверждение представительного органа поселения нормативы градостроительного проектирования МО «Житищенское сельское поселение» Бежецкого района Тверской области. В обоснование заявленных требований указал, что межрайонной прокуратурой проведена проверка
Решение № 2А-126/2017 от 15.03.2017 Бежецкого городского суда (Тверская область)
Бежецк Бежецкий городской суд Тверской области в составе: председательствующего судьи Бойцовой Н.А., при секретаре судебного заседания Зайцевой Л.А., с участием представителя административного истца - заместителя Бежецкого межрайонного прокурора Зорина Р.П., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Бежецкого межрайонного прокурора в защиту неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Васюковское сельское поселение» Бежецкого района Тверской области о признании незаконным бездействия и обязании подготовить и внести на утверждение представительного органа поселения нормативы градостроительного проектирования МО «Васюковское сельское поселение» Бежецкого района Тверской области, у с т а н о в и л: Бежецкий межрайонный прокурор обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования «Васюковское сельское поселение» Бежецкого района Тверской области о признании незаконным бездействия и обязании подготовить и внести на утверждение представительного органа поселения нормативы градостроительного проектирования МО «Васюковское сельское поселение» Бежецкого района Тверской области. В обоснование заявленных требований указал, что межрайонной прокуратурой проведена проверка
Решение № 2А-127/2017 от 15.03.2017 Бежецкого городского суда (Тверская область)
Бежецк Бежецкий городской суд Тверской области в составе: председательствующего судьи Бойцовой Н.А., при секретаре судебного заседания Зайцевой Л.А., с участием представителя административного истца - заместителя Бежецкого межрайонного прокурора Зорина Р.П., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Бежецкого межрайонного прокурора в защиту неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Борковское сельское поселение» Бежецкого района Тверской области о признании незаконным бездействия и обязании подготовить и внести на утверждение представительного органа поселения нормативы градостроительного проектирования МО «Борковское сельское поселение» Бежецкого района Тверской области, у с т а н о в и л: Бежецкий межрайонный прокурор обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования «Борковское сельское поселение» Бежецкого района Тверской области о признании незаконным бездействия и обязании подготовить и внести на утверждение представительного органа поселения нормативы градостроительного проектирования МО «Борковское сельское поселение» Бежецкого района Тверской области. В обоснование заявленных требований указал, что межрайонной прокуратурой проведена проверка
Решение № 3А-811/20 от 10.12.2020 Саратовского областного суда (Саратовская область)
и постановления Правительства Саратовской области от 30 июня 2020 года № 551-П в приложении пункт 2.1.10 часть первая изложена в новой редакции, часть вторая и четвертая признаны утратившими силу. Нарушения законности при издании указанных постановлений были выявлены прокуратурой Саратовской области, министерством юстиции Саратовской области. В нарушение части 4 и 10 статьи 22.1 Закона Саратовской области № 96-ЗСО «О регулировании градостроительной деятельности в Саратовской области» при издании названного постановления проект и изменения в региональные нормативы градостроительного проектирования подлежат размещению на официальном сайте Правительства области в сети «Интернет» не менее чем за два месяца до их утверждения, чего сделано не было. Согласно пункту 2.1.10 Постановления определена предельная этажность объектов жилого, социального, общественного, религиозного, производственного назначения в населенных пунктах Саратовской области, приведенная в таблице 1.1.10(1). Правительством Саратовской области в нормативном акте были установлены предельные значения допустимой этажности объектов капитального строительства для городов с населением свыше 100 000 человек, к которым относится город