ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Нормативы накопления твердых коммунальных отходов - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Решение № АКПИ19-543 от 23.09.2019 Верховного Суда РФ
в себя федеральный классификационный каталог отходов, государственный реестр объектов размещения отходов, а также банк данных об отходах и о технологиях утилизации и обезвреживания отходов различных видов (пункт 1 статьи 20). Так, в Федеральный классификационный каталог отходов, утвержден приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22 мая 2017 г. № 242. Правила предусматривают замеры отходов, определение их массы и объема, осуществление замеров по объекту каждой категории независимо от периодичности вывоза отходов. Нормативы накопления твердых коммунальных отходов устанавливаются органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а порядок определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов направлен на установление их действительного объема и соответствует основным принципам экономического регулирования в области обращения с отходами. Ссылки административного истца на то обстоятельство, что осуществление замеров отходов в целях определения нормативов без учета периодичности вывоза отходов ведет к повторному учету ранее учтенных отходов, не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований, поскольку в случае установления неправильности проведения
Определение № 306-ЭС21-8811 от 17.08.2021 Верховного Суда РФ
твердыми коммунальными отходами (ТКО). В соответствии с представленными истцом документами, суды пришли к выводу, что истец в период с 12.08.2018 по 31.08.2019 оказал услуги по приему ТКО из МКД, находящегося в управление ответчика, на сумму 564 510,16 рублей. Ответчиком оплата данной услуги произведена не была, что послужило поводом для обращения истца в суд. Удовлетворяя иск, суды учли публичный характер договора с региональным оператором, который не позволяет произвольно не оказывать услугу собственникам ТКО, нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Саратовской области установлены Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области от 05.02.2018 № 47, проект договора был региональным оператором направлен ответчику. В соответствии с территориальной схемой обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденной Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области от 22.09.2016 № 707, в непосредственной близости от МКД по адресу: г. Саратов, ул. Радищева, 4/6 в оспариваемый период были расположены две контейнерные площадки по адресам: ул. Рабочая, 3;
Определение № 301-ЭС22-3743 от 03.08.2022 Верховного Суда РФ
из общей площади жилого помещения, не может рассматриваться как несообразное конституционным предписаниям, поскольку предполагает, что принятие региональными органами государственной власти такого рода решения во всяком случае не должно осуществляться произвольно, без учета сложившейся в конкретном регионе ситуации в области обращения с отходами производства и потребления, уровня развития соответствующей инфраструктуры, сезонной миграции населения, проживающего на определенной территории, и прочих объективных факторов. Судами установлено, что постановлением Правительства Нижегородской области от 26.12.2018 № 905 утверждены нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Нижегородской области. Расчетной единицей, в отношении которой устанавливается норматив накопления твердых коммунальных отходов, в многоквартирном доме является 1 кв. метр площади, в индивидуальном жилом доме 1 проживающий. При таких обстоятельствах произвести перерасчет платы за обращение с твердыми коммунальными отходами при временном отсутствии потребителя в жилом помещении не представляется возможным, у инспекции отсутствовали правовые основания для принятия оспариваемого предписания. В соответствии с частью 1 статьи 29111 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
Определение № 08АП-15560/2021 от 08.02.2024 Верховного Суда РФ
жилых домов были уменьшены до 1,65 куб. м3/год. Постановлением от 15.05.2020 № 94 «О признании утратившими силу некоторых постановлений администрации сельского поселения Половинка» (далее – постановление № 94) постановления администрации №№ 128, 364 признаны утратившими силу. Постановлением администрации от 15.05.2020 № 93 «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории сельского поселения Половинка» норматив для индивидуальных жилых домов был установлен в объеме 1,278 куб. м3/год. Постановлением № 242 были вновь утверждены нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории сельского поселения Половинка, при этом норматив по индивидуальным жилым домам составил 1,278 м3/год. Решением Кондинского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 01.10.2020 по делу № 2а-186/2020 постановление № 364 в части установления нормативов накопления ТКО для индивидуальных жилых домов и многоквартирных домов признано недействующим со дня вступления решения суда в законную силу; признаны недействующими со дня вступления решения суда в законную силу постановления № 93, № 94. Общество,
Постановление № А55-13878/2021 от 14.06.2022 АС Поволжского округа
также не учтено следующее. Как было указано выше, в соответствии с подпунктом «а» пункта 5 Правил № 505 коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется расчетным путем исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема. В соответствии с Федеральным законом от 25.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям Российской Федерации в области обращения с отходами отнесено установление правил определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов (статья 5). Нормативы накопления твердых коммунальных отходов утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации). Порядок определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов устанавливается Правительством Российской Федерации (пункты 2, 4 статьи 24.10 Закона № 89-ФЗ). Правительство Российской Федерации, реализуя предоставленные федеральным законодателем полномочия, 04.04.2016 издало постановление № 269, которым утверждены Правила определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов (далее - Правила № 269), которые
Постановление № А55-13878/2021 от 02.11.2023 АС Поволжского округа
утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 № 505 «Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов» (далее – Правила № 505) коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется расчетным путем исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема. В соответствии с Законом № 89-ФЗ к полномочиям Российской Федерации в области обращения с отходами отнесено установление правил определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов (статья 5). Нормативы накопления твердых коммунальных отходов утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации). Порядок определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов устанавливается Правительством Российской Федерации (пункты 2, 4 статьи 24.10 Закона № 89-ФЗ). Правительство Российской Федерации, реализуя предоставленные федеральным законодателем полномочия, 04.04.2016 издало постановление № 269, которым утверждены Правила определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов (далее - Правила № 269), которые
Постановление № 03АП-4133/2021 от 23.11.2021 Третьего арбитражного апелляционного суда
определенного объекта, каждой категории, суммируются по дням недели. В соответствии с пунктом 2 Постановления № 269 утверждены методические рекомендации по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденные приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28.07.2016 года №524/пр (далее- Методические рекомендации). Посчитав, что при принятии приказа от 25.01.2018 № 14-од Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва не соблюдены требования Постановления Правительства РФ от 04.04.2016 № 269, и нормативы накопления твердых коммунальных отходов установлены без проведения сезонных замеров, истец обратился с уточненным исковым требованием о взыскании с ответчика убытков в сумме 12 299 793,96 рублей, за период с 01.10.2018 по 31.12.2018. Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском. Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам. Ссылаясь на Постановление Правительства РФ от 01.07.2014 № 603 "О порядке расчета размера возмещения организациям,
Постановление № А56-102727/2022 от 11.12.2023 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда
ТКО заключается в соответствии с Типовым договором, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641» (далее – Правила № 1156), Согласно частям 2 и 3 статьи 24.10 Закона № 89-ФЗ в случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов. Нормативы накопления твердых коммунальных отходов утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации). Нормативы накопления твердых коммунальных отходов могут устанавливаться дифференцированно в отношении различных территорий субъекта Российской Федерации и различных категорий потребителей услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также с учетом других критериев, установленных Правительством Российской Федерации. Распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 14.04.2017 № 30-р «Об установлении
Постановление № А69-932/20 от 08.09.2022 Третьего арбитражного апелляционного суда
16.03.2022, в удовлетворении иска отказано. В Арбитражный суд Республики Тыва 10.01.2022 поступило заявление ООО «СТ-ТБО» о пересмотре судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам. В качестве обстоятельств, являющихся основанием для пересмотра, заявитель ссылается на принятие решения Кызылского городского суда Республики Тыва от 3 февраля 2020 по делу 2-381/2020, которым суд возлагает на Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва обязанность организовать мероприятия по проведению замеров и расчета объема накопления твердых коммунальных отходов, утвердить нормативы накопления твердых коммунальных отходов ; а также на принятие решения Верховного Суда Республики Тыва от 23.03.2022 по делу № 3А-20/2022, которым признан недействующим с 1 июля 2021 норматив накопления твердых коммунальных отходов для многоквартирных домов в размере 1,4 куб.м./год на 1 проживающего, указанный в пункте 1 раздела «Домовладения» приложения к приказу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва от 25 января 2018 г. № 14-од. Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявления о пересмотре судебного акта
Решение № 3А-24/2022 от 22.08.2022 Орловского областного суда (Орловская область)
заявлению акционерного общества «ЭкоСити» к Правительству Орловской области о признании недействующим постановления Правительства Орловской области от 21 мая 2018 года № 221 (в редакции постановления Правительства Орловской области от 29 декабря 2020 года № 823) «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Орловской области» в части установления для домовладений нормативов накопления твердых коммунальных отходов по массе (кг/год), установил: постановлением Правительства Орловской области от 21 мая 2018 года № 221 утверждены нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Орловской области. В приложении к этому постановлению определены размеры нормативов по объему накапливаемых отходов, установленные исходя из категории объектов, на которых образуются отходы, и примененных расчетных единиц. Постановлениями Правительства Орловской области от 21 декабря 2018 года № 544 и от 29 декабря 2020 года № 823 в указанное постановление внесены изменения, в том числе путем изложения его приложения в новой редакции. Действующая редакция приложения к постановлению Правительства Орловской области от
Решение № 3А-1059/2022 от 17.07.2023 Иркутского областного суда (Иркутская область)
от 17.03.2017 (действовал в редакции Приказов Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 28.12.2018 № 138-мпр, от 07.06.2019 № 58-23-мпр). Также на территории Иркутской области действует Приказ Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 28.06.2019 № 58-28-мпр «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Иркутской области» (в редакции приказа Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 07.11.2019 № 58-48-мпр), которым в настоящее время установлены нормативы накопления твердых коммунальных отходов . Данный приказ опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 01.07.2019, а также в общественно-политической газете «Областная», № 83 от 26.07.2019. Решением Верховного Суда Республики Бурятия от 25.12.2020 по административному делу Номер изъят (УИД Номер изъят) установлено, что нормативы потребления твердых коммунальных отходов (далее – ТКО), указанные, в том числе, в оспариваемом приказе нельзя признать достоверными по причине их произвольного расчета без проведения надлежащих замеров в соответствии с требованиями закона. Определением Верховного
Решение № 2А-2506/20 от 15.06.2020 Нижневартовского городского суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)
по дням недели. В соответствии с пунктом 2 Постановления № 269, утверждены методические рекомендации по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденные приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28 июля 2016 года N 524/пр. Согласно пункту 9 Методических рекомендаций установлены следующие сроки проведения замеров: а) зима - декабрь, январь б) весна- апрель; в) лето- июнь, июль; г) осень - сентябрь, октябрь. На основании вышеизложенного следует, что нормативы накопления твердых коммунальных отходов рассчитываются с учетом всех четырех сезонов в году. Таким образом, Административным ответчиком при принятии Постановления № 556 от 18.07.2019 года использовались методы, которые противоречат требованиям Постановления Правительства №269, что влечет недействительность Постановления №556 от 18.07.2019 принятого Административным ответчиком. Просят признать недействующим с даты принятия постановление администрации города Нижневартовска № 556 от 18 июля 2019 года «О внесении изменений в приложение к Постановлению администрации города от 19.01.2018 № 56 «Об установлении нормативов накопления
Решение № 2А-108/2021 от 04.02.2021 Нижневартовского районного суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе председательствующего судьи Пересыпкина А.Г., при секретаре Исхаковой Г.Р., с участием помощника прокурора Нижневартовского района Мокина Н.С., представителя административного истца по доверенности Ненашевой Е.О., представителя административного ответчика по доверенности Ефентьевой Д.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества «Югра-Экология» к администрации г. Покачи о признании недействующим в части постановления администрации г. Покачи № 650 от 15.07.2019 «О внесении изменений в нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории г. Покачи, утвержденные постановлением администрации г. Покачи от 20.02.2018 № 188, У С Т А Н О В И Л: Акционерное общество «Югра-Экология» обратилось в суд с административным исковым заявлением к администрации города Покачи о признании недействующим с даты принятия постановление администрации города № 650 от 15 июля 2019 года «О внесении изменений в нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории города Покачи, утвержденные постановлением администрации города Покачи от 20