ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Нормативы накопления твердых коммунальных отходов коммерческое помещение - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Письмо Минприроды России от 11.10.2019 N 08-25-53/24802 "О направлении разъяснений по вопросу регулирования деятельности в области обращения с ТКО"
порядка оплаты коммунальной услуги по обращению с ТКО. При этом согласно положениям статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ объем и (или) масса ТКО определяются исходя из нормативов накопления ТКО в случаях, установленных Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2016 г. N 505 (Правила N 505). Согласно пункту 6 Правил N 505 в целях осуществления расчетов с собственниками ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил N 505, согласно которому коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным путем исходя из: нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО. Положения в части коммерческого учета ТКО применительно к собственникам жилых помещений (жилой дом, квартира) уточняются в Правилах N 354. Нормативы накопления ТКО устанавливаются органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления поселений или городских
Определение № 301-ЭС22-12390 от 13.10.2022 Верховного Суда РФ
потребитель находится (осуществляет свою деятельность) в нежилых помещениях, расположенных в многоквартирных домах, учет объема и (или) массы ТКО осуществляется исходя из нормативов накопления ТКО. Общество, ссылаясь на то, что предприниматель не оплатил оказанные услуги по вывозу ТКО в размере, рассчитанном исходя из нормативов накопления ТКО, обратилось в суд с настоящим иском. Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь статьями 779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – Гражданский кодекс), Законом № 89-ФЗ, Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 (далее - Правила № 1156), Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 № 505 (далее – Правила № 505), пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска Общества. Суды исходили из следующего. В спорный период договор на оказание
Определение № 301-ЭС22-12390 от 02.09.2022 Верховного Суда РФ
предусмотрено, что в случае, если потребитель находится (осуществляет свою деятельность) в нежилых помещениях, расположенных в многоквартирных домах, учет объема и (или) массы ТКО осуществляется исходя из нормативов накопления ТКО. Общество, ссылаясь на то, что предприниматель не оплатил оказанные услуги по вывозу ТКО в размере, рассчитанном исходя из нормативов накопления ТКО, обратился в суд с настоящим иском. Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь статьями 779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации, Законом № 89-ФЗ, Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156, Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 № 505 (далее – Правила № 505), пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска. Суды исходили из следующего: в спорный период договор на оказание услуг по обращению ТКО сторонами заключен
Постановление № 12АП-7853/19 от 23.07.2019 Двенадцатого арбитражного апелляционного суда
отходов осуществляется в соответствии с подпунктом «а» пункта 5 данных Правил. При этом, согласно пункту 5 Правил № 505 коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется: а) расчетным путем исходя из: - нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема; - количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов. Поскольку собственниками твердых коммунальных отходов, накапливаемых на контейнерной площадке, расположенной по адресу: г. Саратов, ул. Муленкова 3/1 (Бр.Никитиных 10/2), и бункера у дома № 5 по улице Федоровская, являются собственники МКД, единственным допустимым способом коммерческого учета объема и (или) массы ТКО является расчет по нормативам (кв.м.), утвержденным для собственников-физических лиц МКД. Пунктом 148(15) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 определено, что собственник помещения в многоквартирном доме и собственник жилого дома (домовладения) вправе инициировать заключение в письменной
Постановление № 12АП-5220/19 от 28.05.2019 Двенадцатого арбитражного апелляционного суда
коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с подпунктом «а» пункта 5 данных Правил. При этом, согласно пункту 5 Правил № 505 коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется: а) расчетным путем исходя из: - нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема; - количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов. Поскольку собственниками твердых коммунальных отходов, накапливаемых на контейнерной площадке дома 14А по улице Тельмана города Энгельса Саратовской области являются собственники МКД, единственным допустимым способом коммерческого учета объема и (или) массы ТКО является расчет по нормативам (кв.м.), утвержденным для собственников - физических лиц МКД. Пунктом 148(15) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354 определено, что собственник помещения в многоквартирном доме и собственник жилого дома (домовладения) вправе инициировать заключение в письменной форме договора, содержащего
Постановление № 13АП-21267/2023 от 10.08.2023 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда
делу № А56-67024/2022). В апелляционной жалобе Общество указывает на то, что Товарищество как исполнитель коммунальных услуг не осуществляет организацию раздельного накопления ТКО, в связи с чем, в силу пункта 8 Правил № 1156 и пункта 148 (30) Правил № 354 стоимость оказания услуг по обращению ТКО подлежит начислению, исходя из установленных нормативов накопления ТКО. Вместе с тем, апелляционный суд не может согласиться с доводами ответчика. Если обратиться к пункту 8 Правил № 505, то он изложен следующим образом: «При раздельном накоплении твердых коммунальных отходов в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с абзацем третьим подпункта «а» пункта 5 настоящих Правил». Иными словами, при организации собственником ТКО раздельного накопления ТКО учет отходов в целях расчетов с региональным оператором должен осуществляться исключительно, исходя из объема и количества контейнеров для накопления ТКО. Обратный вывод о том, что в
Постановление № 13АП-23668/2022 от 06.10.2022 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда
региональным оператором, обязанность ответчика заключить договор с истцом вытекает из положений законодательства, и обусловлена характером осуществления им деятельности в области обращения ТКО. По существу разногласия сторон сводятся к положению пункта 4.1. договора. Пунктом 25 Правил № 1156 определено, что одним из существенных условий договора об оказании услуг по транспортированию ТКО является способ коммерческого учета количества ТКО и нормативы их накопления. Согласно пункту 1 статьи 24.10 Закона 89 определение объема и (или) массы твердых коммунальных отходов осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 № 505 (далее - Правила № 505). Согласно этим правилам коммерческому учету подлежат объем и (или) масса твердых коммунальных отходов с использованием средств измерения, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений (далее - средства измерения), или расчетного способа в целях
Решение № 2-173/2023 от 26.07.2023 Магдагачинского районного суда (Амурская область)
есть расчетным путем исходя либо из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема, либо из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов. При этом положениями пункта 6 Правил № 505 прямо определено, что в целях осуществления расчетов с собственниками ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с подпунктом «а» пункта 5 Правил № 505, то есть расчетным путем - по нормативам накопления. Коммерческий учет ТКО в соответствии с третьим абзацем подпункта «а» пункта 5 Правил № 505, то есть исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления, осуществляется только при раздельном накоплении ТКО - пункт 8 Правил № 505. Таким образом, расчет цены типового договора произведен на основании положений Правил № 505, исходя из нормативов, установленных постановлением Правительства Амурской области от 30.12.2016г. № 606, из площади помещения и утвержденного тарифа. Нормативы накопления твердых
Апелляционное определение № 33-11478/19 от 28.08.2019 Волгоградского областного суда (Волгоградская область)
пункту 10.1 приложения к указанному Приказу для категории объектов «Многоквартирные дома» в целях расчеты объемов накопления ТКО утверждена расчетная единица «1 проживающий», с величиной среднемесячного норматива накопления ТКО 0,206 м3/мес. или 35,012 кг/мес. В соответствии с пунктом 6 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 июня 2016 года № 505 в целях осуществления расчетов с собственниками ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с подпунктом «а» пункта 5 Правил № 505, согласно которому коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО. В тоже время, положения в части коммерческого учета ТКО применительно к собственникам жилых помещений (жилой дом, квартира) уточняются в Правилах № 354. В соответствии с пунктом 148 (30) Правил № 354, размер платы за коммунальную услугу по обращению с
Решение № 3А-1108/2022 от 10.11.2022 Московского областного суда (Московская область)
осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с ТКО в соответствии с Правилами <данные изъяты>. TOC \o "1-5" \h \z В соответствии с п. 5 Правил <данные изъяты>, коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным путем исходя из: а) нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО; б) исходя из массы ТКО, определенной с использованием средств измерения. При раздельном накоплении ТКО (требования к обустройству контейнерной площадки изложены в распоряжении Министерства от <данные изъяты> <данные изъяты>-РВ «Об утверждении Порядка накопления твердых коммунальных отходов на территории <данные изъяты>» в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с абзацем третьим пп. «а» п. 5 Правил <данные изъяты>. Таким образом, собственник ТКО может предпринять меры по переходу на оплату ТКО, исходя из объема ТКО и количества контейнеров для их накопления при условии
Решение № 680013-01-2020-002345-51 от 23.11.2020 Мичуринского городского суда (Тамбовская область)
обращения с ТКО в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Правительством Российской Федерации. В случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются исходя из нормативов накопления ТКО. Нормативы накопления ТКО утверждаются органами исполнительной власти субъектов РФ либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации). Порядок определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов устанавливается Правительством РФ. На основании пункта 5 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утв. постановлением Правительства РФ от 3 июня 2016 года № 505 (далее по тексту - Правила № 505) коммерческий учет ТКО осуществляется: а) расчетным путем, исходя из: - нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема; - количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов; б) исходя из массы твердых коммунальных отходов,
Решение № 2-480/2023 от 01.08.2023 Зейского районного суда (Амурская область)
местах накопления ТКО и используемых только Потребителем, а в случае их отсутствия в утвержденном реестре – исходя из нормативов накопления ТКО. Как было указано выше, аналогичные условия учета объема и (или) массы ТКО содержатся в типовом договоре на оказание услуг по обращению с ТКО, утвержденном Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами (постановление Правительства РФ от <Дата обезличена> <Номер обезличен>). Доводы представителя ответчика в указанной части основаны на неверном толковании норм права и признаются судом несостоятельными, так как к спорным правоотношениям в отношении нежилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> не могут быть применены Правила о предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства РФ <Номер обезличен> от <Дата обезличена>. Постановлением Правительства РФ от <Дата обезличена> <Номер обезличен> (ред. от <Дата обезличена>) утверждены Правила коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, которые устанавливают порядок коммерческого учета объема и (или) массы твердых