ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Нормативы потребления электроснабжения в жилых помещениях - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Письмо Минстроя России от 02.09.2016 N 28483-АЧ/04 (с изм. от 15.06.2018) "Об отдельных вопросах, возникающих в связи с изменениями, внесенными в акты Правительства Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2016 года N 603 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг" (вместе с "Информацией об отдельных вопросах, возникающих в связи с применением изменений, внесенных в акты Правительства Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2016 года N 603 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг")
42 Правил N 354 в редакции Постановления N 603 в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным прибором учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии, размер платы за коммунальные услуги холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, энергоснабжения, предоставленные потребителям в жилых помещениях в многоквартирном доме, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих коммунальных услуг с учетом повышающего коэффициента в соответствии с формулой 4.1 приложения N 2 к Правилам N 354, а при установлении двухкомпонентных тарифов на горячую воду - в соответствии с формулой 23.1 приложения N 2 к Правилам N 354. Применение повышающих коэффициентов при определении размера платы за коммунальные услуги холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, электроснабжения, предоставленные потребителям в жилых помещениях в многоквартирном доме, предусмотрено также в пунктах 60 и 60.1 Правил N 354: - при выходе из строя индивидуального (квартирного или комнатного) прибора учета, его утраты, либо истечения срока его эксплуатации, - в расчетные периоды, превышающие 3 месяца невосстановления работоспособности прибора учета (п. 60
Решение Верховного Суда РФ от 11.06.2013 N АКПИ13-205 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующими абзаца второго пункта 42, абзацев второго - четвертого пункта 44, подпункта "б" пунктов 57 - 58, подпунктов "ж", "и", "к" пункта 93 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, формул 4, 5 приложения N 2 к данным Правилам, частично недействующим пункта 6 данного Постановления, недействующими абзацев третьего и девятого пункта 2, пункта 3, подпункта "а" пункта 4, пунктов 9 - 12, 14, подпункта "а" пункта 16, пунктов 21, 22, 24, 31, 33, 34, абзаца первого пункта 35, пункта 36, подпункта "а" пункта 37, подпунктов "а", "в" - "е" пункта 38, пунктов 40, 45 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утв. постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 306, формул 6, 7, 8, 22, 23, 26 и таблицы 5 приложения к названным Правилам>
с даты их поступления. Уполномоченный орган проводит анализ представленных документов и при необходимости запрашивает дополнительные сведения с обоснованием запроса. При несоответствии представленных документов установленным требованиям уполномоченный орган возвращает ресурсоснабжающей организации документы без рассмотрения с указанием причин возврата (пункт 9); нормативы потребления устанавливаются: в отношении коммунальных услуг, предоставляемых в жилых помещениях, а также коммунальных услуг, предоставляемых на общедомовые нужды, - по каждому виду предоставляемых коммунальных услуг, которые определяются степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома; в отношении коммунальных услуг, предоставляемых при использовании земельного участка и надворных построек, - применительно к коммунальным услугам по холодному водоснабжению, электроснабжению и отоплению с учетом направлений их использования (пункт 10); нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, а также расположенных в аналогичных климатических условиях. При различиях в конструктивных и технических параметрах, степени
Решение Верховного Суда РФ от 28.01.2010 N ГКПИ09-1614 <Об оставлении без удовлетворения заявления о признании частично недействующим пункта 24 Приложения к Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 306>
услуги (пункты 3, 4); в норматив электроснабжения включается расход электрической энергии исходя из расчета расхода электрической энергии на 1 потребителя, необходимой для освещения жилых помещений, использования бытовых приборов, содержания общего имущества многоквартирного дома, а при наличии стационарных электрических плит - также для приготовления пищи (пункт 30). В Приложении к Правилам приведены формулы, используемые для определения нормативов потребления коммунальных услуг, в т.ч. формула расчета норматива электроснабжения (формула 8). Согласно пунктам 24, 25 Приложения к Правилам расход электрической энергии на работу электрооборудования, являющегося общей собственностью многоквартирного дома, включается в состав норматива потребления электрической энергии внутри жилых помещений , определяемого расчетным методом (формула 8). Доводы заявителей о противоречии федеральному законодательству оспариваемой нормы в части включения в состав норматива потребления электрической энергии расхода электрической энергии на работу электрооборудования, являющегося общей собственностью многоквартирного дома, не может быть признан обоснованным, поскольку отсутствует какой-либо федеральный закон либо другой нормативный правовой акт, имеющий большую юридическую силу, регулирующий порядок
Решение Верховного Суда РФ от 06.03.2008 N ГКПИ08-232 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим абзаца 2 пункта 7 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307>
розничной купли-продажи, энергоснабжения, договоров о выполнении работ и об оказании услуг). Доводы заявителей о противоречии абзаца 2 пункта 7 Правил положениям части 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ являются несостоятельными. Согласно данной норме размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Под коммунальными услугами понимается деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях . Коммунальные услуги предоставляются потребителю на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения. Как уже указывалось выше, при отсутствии у собственников помещений в многоквартирном доме (в случае непосредственного управления таким домом) договора, заключенного с исполнителем, указанные собственники заключают договор о приобретении холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой
Определение № 307-ЭС19-6256 от 12.09.2019 Верховного Суда РФ
с расчетного периода, в котором составлен такой акт. Следовательно, применение повышающего коэффициента к нормативу потребления соответствующей коммунальной услуги обусловлено, во-первых, наличием предусмотренной действующим законодательством обязанности по оснащению помещения приборами учета используемых воды, электрической энергии, во-вторых, отсутствием в помещении таких приборов учета, когда имеется техническая возможность их установки. При этом отсутствие такой технической возможности доказывает собственник помещения. Поскольку законодательство обязанность по оснащению жилого помещения в МКД возлагает на его собственника, а учреждение, как представитель собственника спорных жилых помещений, не ссылалось на отсутствие технической возможности установки ИПУ электроснабжения в этих помещениях, у судов апелляционной инстанции и округа отсутствовали основания для освобождения собственника от обязанности внесения платы, обусловленной отсутствием ИПУ в принадлежащих ему помещениях. Данное судом первой инстанции толкование приведенных норм жилищного законодательства как исключающих возможность возложения неблагоприятных имущественных последствий (применение повышающего коэффициента) за несовершение действий по оборудованию жилых помещений приборами учета потребляемых ресурсов на лиц (нанимателей), не управомоченных в силу закона на
Решение № АКПИ19-78 от 24.04.2019 Верховного Суда РФ
воды. При отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и в случае наличия обязанности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется по формуле 4(1) приложения № 2 к данным Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению с применением повышающего коэффициента, а в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении , которое не оснащено такими приборами учета, определяется по формуле 23(1) приложения № 2 к Правилам исходя из норматива потребления горячей воды с применением повышающего коэффициента. Размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении в случаях и за расчетные периоды, указанные в пункте 59 этих Правил, определяется исходя из данных, указанных в
Определение № 307-ЭС19-7462 от 12.09.2019 Верховного Суда РФ
ИПУ находящихся в собственности Санкт-Петербурга жилых помещений в МКД, обратилось к учреждению с требованием об уплате задолженности, составляющей разницу между платой за электроснабжение по нормативу потребления с учетом повышающего коэффициента и начисленной нанимателям платой за электроснабжение по нормативу потребления. Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды руководствовались положениями Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 № 603 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг», Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, и исходили из того, что жилые помещения заселены нанимателями, взыскание повышающего коэффициента с публичного собственника невозможно. Кроме того, суды указали, что нормы действующего законодательства не предусматривают начисление повышающего коэффициента отдельно от
Постановление № 06АП-5127/20 от 02.12.2020 Шестого арбитражного апелляционного суда
общедомовые нужды, за свой счет. Факт поставки истцом на объекты, находящиеся в управлении ответчика, электрической энергии в спорный период подтвержден документально, в том числе актами приема-передачи электроэнергии, актами съема показаний расчетных приборов учета, ведомостями потребления. В апелляционной жалобе приводит доводы о неверности расчета истца объемов электроэнергии в отношении квартир №№ 27, 45, 46 в МКД №1 по ул. Молодежная исходя из норматива в размере 0 и 384 кВт. Указывает, что приложением №9 нормативы потребления электроснабжения в жилых помещениях постановления Правительства Амурской области от 31.03.2015 №136 установлено, что в жилых помещениях, оборудованных централизованным отоплением и электрическими плитами при количестве просиживающих – 1 человек, начислению подлежит объем электроэнергии №410 кВт. При обращении к указанному нормативному акту, указанный норматив устанавливался с учетом повышающего коэффициента 1,7. Частью 1 статьи 157 ЖК РФ при расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в МКД, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им
Определение № А04-8726/19 от 06.07.2020 АС Амурской области
№ 2, 3, 67, 75, 86, 95, 100, 101,102, 104, 105, 107, 110 и 113. Также по более чем 20 квартирам истцом не производится начисление платы, ввиду отключения потребителя по его заявлению. Квартиры № 2, 3, 67, 75, 86, 95, 100, 101,102, 104, 105, 107, 110 и 113 являются собственностью муниципального образования пгт. Магдагачи. Все вышеуказанные квартиры не оборудованы индивидуальными приборами учета. Постановлением Правительства Амурской области от 31.03.2015 г. № 136 утверждены нормативы потребления электроснабжения в жилых помещениях при отсутствии приборов. Между тем, исходя из прилагаемой расшифровки начислений за август, сентябрь 2019 г., какие-либо объемы потребленной электроэнергии либо нормативы потребления по квартирам № 2, 3, 67, 75, 86, 95, 100, 101,102, 104, 105, 107, 110 и 113 по ул. Молодежная д. 1 истцом не учтены. В связи с чем, считаем, что расчет платы за фактически потребленную электроэнергию за период с 01.08.2019 по 30.09.2019 в целях содержания общего имущества МКД пгт.
Определение № А04-8726/19 от 30.07.2020 АС Амурской области
квартирам № 2, 3, 67, 75, 86, 95, 100, 101,102, 104, 105, 107, 110 и 113, а также более чем по 20 квартирам истцом не производится начисление платы, ввиду отключения потребителя по его заявлению. Квартиры № 2, 3, 67, 75, 86, 95, 100, 101,102, 104, 105, 107, 110 и 113являются собственностью муниципального образования пгт. Магдагачи. Все вышеуказанные квартиры не оборудованы индивидуальными приборами учета. Постановлением Правительства Амурской области от 31.03.2015 № 136 утверждены нормативы потребления электроснабжения в жилых помещениях при отсутствии приборов. Между тем, исходя из прилагаемой расшифровки начислений за август, сентябрь 2019 г., какие-либо объемы потребленной электроэнергии либо нормативы потребления по квартирам № 2, 3, 67, 75, 86, 95, 100, 101,102, 104, 105, 107, 110 и 113 по ул. Молодежная д. 1 истцом не учтены. Считает, что расчет платы за фактически потребленную электроэнергию за период с 01.08.2019 по 30.09.2019 в целях содержания общего имущества МКД пгт. Магдагачи, ул. Молодежная, 1
Определение № А04-6306/19 от 30.07.2020 АС Амурской области
квартирам № 2, 3, 67, 75, 86, 95, 100, 101,102, 104, 105, 107, 110 и 113. Также по более чем 20 квартирам истцом не производится начисление платы, ввиду отключения потребителя по его заявлению. Квартиры № 2, 3, 67, 75, 86, 95, 100, 101,102, 104, 105, 107, 110 и 113являются собственностью муниципального образования пгт. Магдагачи. Все вышеуказанные квартиры не оборудованы индивидуальными приборами учета. Постановлением Правительства Амурской области от 31.03.2015 г. № 136 утверждены нормативы потребления электроснабжения в жилых помещениях при отсутствии приборов. Между тем, исходя из прилагаемой расшифровки начислений за август, сентябрь 2019 г., какие-либо объемы потребленной электроэнергии либо нормативы потребления по квартирам № 2, 3, 67, 75, 86, 95, 100, 101,102, 104, 105, 107, 110 и 113 по ул. Молодежная д. 1 истцом не учтены. В связи с чем, полагает, что расчет платы за фактически потребленную электроэнергию за период с 01.08.2019 по 30.09.2019 в целях содержания общего имущества МКД пгт.
Решение № А73-13137/14 от 10.12.2014 АС Хабаровского края
Российской Федерации. Аналогичная норма содержится в статье 157 Жилищного кодекса РФ. Таким образом, законодательством предусмотрена сопоставимость условий и направлений (целей) использования электрической энергии как при наличии в жилом помещении (многоквартирном доме) приборов учета коммунальных услуг, так и при их отсутствии. Направления (цели) использования электрической энергии населением определены Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 306 . В соответствии с п. 27 Правил при расчете нормативов потребления электроснабжения в жилых помещениях учитывается только расход электрической энергии, необходимый для: - освещения жилых помещений; - использования бытовых приборов в жилых помещениях, в том числе стационарных электрических плит для приготовления пищи и электроводонагревателей для нагрева воды. В ходе проверки объем электрической энергии по жилым помещениям, переведенным на электрическое отопление, определялся расчетно как произведение количества проживающих в жилых помещениях граждан на норматив потребления электрической энергии. При расчете использованы постановления Правительства Хабаровского края от 05.10.2006 № 153-пр «Об
Решение № 2-4752/2022 от 07.09.2022 Благовещенского городского суда (Амурская область)
учета является самодельным, правовых оснований замерять его мощность не имеется. Просит в иске отказать. Представителя третьего лица ПАО «ДЭК» поддержала позицию, изложенную в письменном отзыве, просила в иске отказать, указав, что выставление истцу суммы задолженности является следствием установленного и зафиксированного сотрудниками территориальной организации АО «ДРСК» факта несанкционированного вмешательства потребителя в работу прибора учета электроэнергии. При составлении акта требования, указанные в Постановлении Правительства РФ были соблюдены. Расчет (доначисление) произведен верно, при расчете применены нормативы потребления электроснабжения в жилых помещениях . Считают, что ПАО «ДЭК» является ненадлежащим ответчиком, поскольку сотрудниками АО «ДРСК» проводилась проверка прибора учета, выявление несанкционированного вмешательства в работу прибора учета электроэнергии и составление оспариваемого акта. Изучив материалы дела, выслушав участников процесса, суд приходит к следующим выводам. Согласно акту проверки прибора учета электрической энергии № ЦТ-ф-809, проведенной в квартире *** АО «ДРСК» 26.03.2022, и акту № ЦТ буф 61 от 26.03.2022 о выявлении несанкционированного подключения оборудования потребителем коммунальной услуги по
Апелляционное определение № 11-14/20 от 23.03.2020 Серпуховского городского суда (Московская область)
потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета. Согласно п. 81.12 Правил, прибор учета считается вышедшим из строя в случае: а) неотображения приборами учета результатов измерений; б) нарушения контрольных пломб и (или) знаков поверки; в) механического повреждения прибора учета; г) превышения допустимой погрешности показаний прибора учета; д) истечения межповерочного интервала поверки приборов учета. Распоряжением Министерства Жилищно-коммунального хозяйства Московской области от 09.12.2014 N 162-РВ утверждены нормативы потребления электроснабжения в жилых помещениях в многоквартирных домах, с количеством проживающих - 3 человек, количество комнат 4, на одного человека 121кВтч. Частью 1 статьи 322 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что солидарная обязанность (ответственность) или солидарное требование возникает, если солидарность обязанности или требования предусмотрена договором или установлена законом, в частности при неделимости предмета обязательства. Согласно ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов,
Апелляционное определение № 11-11/18 от 25.06.2018 Благовещенского районного суда (Амурская область)
опровергнут факт невозможности установки индивидуального прибора учета электроэнергии. В заседании суда апелляционной инстанции ответчик (заявитель апелляционной жалобы) Варганов Н.А. поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе. Представитель истца ПАО «ДЭК» в лице филиала «Амурэнергосбыт» –Кувшинова Н.В. возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, дополнительно суду пояснила, что установленный ответчиком самостоятельно в 2015 году индивидуальный прибор учета электрической энергии в эксплуатацию в установленном порядке не принят в связи с отсутствием общесекционного прибора учета. Применяемые при расчете нормативы потребления электроснабжения в жилых помещениях основаны на нормах действующего законодательства. Так в качестве базового норматива взят норматив для жилых помещений, оборудованных централизованным отоплением, иными видами плит для пищеприготовления, кроме электрических, количество комнат в жилом помещении – 1, численность проживающих в жилом помещении – 1 человек, который составляет 202 кВтч на человека в месяц, согласно строке 2 графе 3 приложения <номер> к постановлению <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ <номер>. К указанному нормативу в соответствии с подпунктом 3.1 постановления <адрес> от
Апелляционное определение № 33АП-1495/20 от 03.06.2020 Амурского областного суда (Амурская область)
проверки прибора учета электроэнергии АО «ДРСК» <номер> от 03 августа 2019 г., при проведении проверки установлено, что потребитель Ваулина О.И. произвела несанкционированное вмешательство в работу индивидуального прибора учета электроэнергии путем срыва антимагнитной пломбы. Согласно расчету объема потребления электрической энергии в период с 03 мая по 03 августа 2019 г. по акту <номер> от 03 августа 2019 г. Ваулиной О.И. начислен объем потребления электрической энергии в размере 13005 кВт. Расчет произведен на основании нормативов потребления электроснабжения в жилых помещениях , установленных в Приложении № 3 к Постановлению Правительства Амурской области от 30 августа 2012 года № 466, исходя из норматива потребления-147кВт. (3 комнаты в жилом помещении, 3 человека проживает) с применением повышающего коэффициента-10 и с учетом оплаты Ваулиной О.И. за период с мая по июль 2019 года 225 кВт. (147( кВт.) х 3 (чел.) х 10(пов. Коэффициент) х 3 месяца минус 225 (кВт) =13 005(кВт.) В связи с несоблюдением потребителем Ваулиной