ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Обеспечение прав коренных малочисленных народов - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Решение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 02.08.2017 N АКПИ17-463 <О признании частично недействующим перечня районов проживания малочисленных народов Севера в целях установления социальной пенсии по старости, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.10.2015 N 1049>
социального государства (часть 1 статьи 7) социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39), относит определение условий и порядка реализации права на социальное обеспечение, в том числе установление видов пенсий и оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан, к компетенции законодателя (часть 2 статьи 39). Исходя из необходимости гарантировать права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации, как того требует статья 69 Конституции Российской Федерации, законодатель в пункте 1 статьи 1 Федерального закона от 30 апреля 1999 г. N 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 82-ФЗ) определил такие народы как проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие в Российской Федерации менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными
Приказ ФАДН России от 27.11.2017 N 133 (ред. от 20.03.2019) "Об утверждении Методических рекомендаций для органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по актуальным вопросам реализации государственной национальной политики, формированию в местном сообществе позитивных межнациональных и этноконфессиональных отношений, а также по выявлению и предупреждению межнациональных конфликтов"
оптимальных условий для сохранения и развития языков народов России, использования русского языка как государственного языка Российской Федерации; информационное обеспечение реализации государственной национальной политики Российской Федерации; совершенствование взаимодействия государственных и муниципальных органов с институтами гражданского общества; развитие международного сотрудничества в сфере государственной национальной политики Российской Федерации. 6. Полномочия и права по реализации государственной национальной политики на региональном и местном уровнях. Законом Российской Федерации от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (п. 2 ст. 26.3) установлены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения: поддержка региональных и местных национально-культурных автономий; поддержка изучения в образовательных учреждениях национальных языков и иных предметов этнокультурной направленности; организация и обеспечение защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Российской Федерации; осуществление: в пределах своих полномочий мер по обеспечению государственных гарантий равенства прав, свобод и законных интересов
Решение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 01.12.2021 N АКПИ21-804 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим перечня районов проживания малочисленных народов Севера в целях установления социальной пенсии по старости, утв. постановлением Правительства РФ от 01.10.2015 N 1049>
2015 г., N 41 (часть III). Перечень районов проживания малочисленных народов Севера в целях установления социальной пенсии по старости в субъекте Российской Федерации Красноярский край включает Енисейский муниципальный район (сельское поселение Сымский сельсовет), Северо-Енисейский муниципальный район (поселок Вельмо), Туруханский муниципальный район, Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район, Эвенкийский муниципальный район, что соответствует законодательству Российской Федерации о пенсиях по государственному пенсионному обеспечению и не нарушает права административного истца на социальное обеспечение. Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. N 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" определяет малочисленные народы как народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйственную деятельность и промыслы, насчитывающие в Российской Федерации менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями (пункт 1 статьи 1). Гарантии их пенсионного обеспечения установлены Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", статьей 2 которого граждане из числа малочисленных народов Севера отнесены к нетрудоспособным лицам,
Постановление Правительства РФ от 24.12.2008 N 986 (ред. от 17.10.2017) "О проведении конкурса на право заключения договора пользования рыболовным участком для осуществления рыболовства в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и о заключении такого договора" (вместе с "Правилами организации и проведения конкурса на право заключения договора пользования рыболовным участком для осуществления рыболовства в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации", "Правилами подготовки и заключения договора пользования рыболовным участком для осуществления рыболовства в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации")
Председатель Правительства Российской Федерации В.ПУТИН Утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2008 г. N 986 ПРАВИЛА ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ КОНКУРСА НА ПРАВО ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРА ПОЛЬЗОВАНИЯ РЫБОЛОВНЫМ УЧАСТКОМ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ РЫБОЛОВСТВА В ЦЕЛЯХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВЕДЕНИЯ ТРАДИЦИОННОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ТРАДИЦИОННОЙ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА, СИБИРИ И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Список изменяющих документов (в ред. Постановлений Правительства РФ от 23.04.2012 N 368, от 10.09.2012 N 909, от 29.10.2016 N 1105, от 17.10.2017 N 1264) I. Общие положения 1. Настоящие Правила устанавливают порядок организации и проведения конкурса на право заключения договора пользования рыболовным участком в целях осуществления рыболовства для обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (далее - малочисленные народы) лицам, относящимся к указанным народам, и их общинам, зарегистрированным в соответствующем субъекте Российской Федерации (далее соответственно - конкурс, договор, заявители). (в ред. Постановления
Решение № АКПИ23-400 от 04.07.2023 Верховного Суда РФ
на пенсионное обеспечение по старости гражданам из числа малочисленных народов Севера по достижении ими определенного возраста осуществляется исходя из сложившихся для них неблагоприятных природно-климатических, социально-экономических и демографических обстоятельств, необходимости сохранения и развития соответствующих этносов, что согласуется с требованиями подпункта 4 пункта 1 статьи 11 Закона о государственном пенсионном обеспечении, целями которого являются предоставление дополнительной государственной поддержки гражданам, относящимся к коренным малочисленным народам Севера, в связи с уязвимостью их традиционного образа жизни в сложных природно-климатических и социальных условиях, и сохранение этой категории граждан. Ссылка административного истца на распоряжение Правительства Российской Федерации от 8 мая 2009 г. № 631 -р, которым утвержден перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, не может служить основанием для удовлетворения заявленного требования, поскольку данный правовой акт принят во исполнение части 2 статьи 5 Федерального закона от 30 апреля 1999 г. № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации»
Постановление № 06АП-3268/2010 от 18.08.2010 АС Хабаровского края
пользование для осуществления рыболовства в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности является незаконным, поскольку представленная для рассмотрения заявка содержала в себе все необходимые сведения, а в случае неясности управление могло указать на предоставление дополнительных сведений. Решением суда от 10.06.2010 заявленные требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, оспариваемым распоряжением нарушены права общины «Уссура» на традиционные промыслы и хозяйственную деятельность в месте их традиционного проживания, поскольку федеральным законодательством предусмотрены гарантии обеспечения прав коренных малочисленных народов Российской Федерации на ведение традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов, сохранность и защиту их исконной среды обитания. Не согласившись с судебным актом, Амурское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда, в связи неправильным применением норм материального и процессуального права. В обоснование доводов апелляционной жалобы управление указывает на то, что заявление общины «Уссура» подано с пропуском срока, предусмотренного частью 4
Решение № А73-4305/2010 от 07.06.2010 АС Хабаровского края
решение о признании ненормативного правового акта недействительным. Согласно ч.1 ст.65 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными и иными органами оспариваемых актов, решений, совершения действий, возлагается на соответствующие орган или должностное лицо. В оспариваемом распоряжении не указано в чем именно заявка не соответствует Порядку. В судебном заседании представителем Управления также не представлено надлежащих доказательств недостоверности сведений в заявке и правомерности, законности вынесенного и оспариваемого распоряжения. Федеральным законодательством предусмотрены гарантии обеспечения прав коренных малочисленных народов Российской Федерации на ведение традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов, сохранность и защиту их исконной среды обитания. Оспариваемым распоряжением нарушены права заявителя на традиционные промыслы и хозяйственную деятельность в месте их традиционного проживания. На основании вышеизложенного, требования заявителя о признании незаконным распоряжения Амурского территориального управления Федерального агентства по рыболовству № 214 от 11.12.2009г. подлежат удовлетворению. В соответствии со ст. 110 АПК РФ судебные расходы подлежат взысканию с ответчика. Учитывая изложенное и руководствуясь
Постановление № А73-1199/15 от 04.08.2015 АС Дальневосточного округа
договора о предоставлении рыбопромыслового участка, порядок организации и проведения конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка устанавливаются Правительством Российской Федерации. Правила организации и проведения конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления рыболовства в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2008 № 986 (далее – Правила № 986). Правила № 986 устанавливают порядок организации и проведения конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка в целях осуществления рыболовства для обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации лицам, относящимся к указанным народам, и их общинам, зарегистрированным в соответствующем субъекте Российской Федерации. Согласно пункту 25 Правил № 986 заявка должна содержать: а) фирменное наименование, сведения об организационно-правовой форме и местонахождении -
Постановление № А73-1196/15 от 18.08.2015 АС Дальневосточного округа
договора о предоставлении рыбопромыслового участка, порядок организации и проведения конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка устанавливаются Правительством Российской Федерации. Правила организации и проведения конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления рыболовства в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2008 № 986 (далее - Правила № 986). Правила № 986 устанавливают порядок организации и проведения конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка в целях осуществления рыболовства для обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации лицам, относящимся к указанным народам, и их общинам, зарегистрированным в соответствующем субъекте Российской Федерации. Согласно пункту 25 Правил № 986 заявка должна содержать: а) фирменное наименование, сведения об организационно-правовой форме и местонахождении -
Решение № 2-458/2017 от 22.12.2017 Нелидовского городского суда (Тверская область)
3 Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента РФ от 19 декабря 2012года №1666, органам местного самоуправления рекомендовано при осуществлении своих полномочий при реализации государственной национальной политики руководствоваться положениями Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года. В связи с этим, основными вопросами, требующими особого внимания муниципальных районов являются: сохранение и развитие культур и языков народов Российской Федерации, укрепление их духовной общности; обеспечение прав коренных малочисленных народов и национальных меньшинств; поддержка соотечественников, проживающих за рубежом, содействие развитию их связей с Россией. Целями государственной национальной политики Российской Федерации являются: упрочение общероссийского гражданского самосознания и духовной общности многонационального народа Российской Федерации (российской нации); сохранение и развитие этнокультурного многообразия народов России; гармонизация национальных и межнациональных (межэтнических) отношений; обеспечение равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии и других обстоятельств; успешная социальная и культурная адаптация и
Решение № 2А-71/18 от 01.08.2018 Сандовского районного суда (Тверская область)
государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента РФ от 19 декабря 2012 г. № 1666, органам местного самоуправления рекомендовано при осуществлении своих полномочий при реализации государственной национальной политики руководствоваться положениями Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года. В связи с этим, основными вопросами, требующими особого внимания муниципальных районов являются: сохранение и развитие культур и языков народов Российской Федерации, укрепление, их духовной общности; обеспечение прав коренных малочисленных народов и национальных меньшинств; поддержка соотечественников, проживающих за рубежом, содействие развитию их связей с Россией. Целями государственной национальной политики Российской Федерации являются: упрочение общероссийского гражданского самосознания и духовной общности многонационального народа Российской Федерации (российской нации); сохранение и развитие этнокультурного многообразия народов России; гармонизация национальных и межнациональных (межэтнических) отношений; обеспечение равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии и других обстоятельств; успешная социальная и культурная адаптация и
Апелляционное определение № 33-2894/2022 от 11.05.2022 Иркутского областного суда (Иркутская область)
генетического фонда растений, объектов животного мира и других организмов, истощение природных ресурсов, а также разрушением среды обитания коренных и малочисленных народов, проживающих на данной территории. Определением судьи Октябрьского районного суда г. Иркутска от 17.01.2022 заявление о принятии мер по обеспечению иска удовлетворено частично. Приняты меры по обеспечению иска в виде запрета ООО «Лесинтек» использование лесного участка, предоставленного на основании договора аренды лесного участка Номер изъят от Дата изъята , соглашения о передаче прав и обязанностей по договору аренды от Дата изъята и соглашения о передаче прав и обязанностей по договору аренды от Дата изъята , расположенного в границах территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего востока Российской Федерации, проживающих на территории Иркутской области, регионального значения, расположенной на территории муниципального образования «Качугский район» Иркутской области, для заготовки древесины, до вступления решения суда в законную силу. В удовлетворении требований представителя истца Ольхонского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации
Апелляционное определение № 2-450/2022 от 21.06.2022 Суда Ямало-Ненецкого автономного округа (Ямало-Ненецкий автономного округ)
субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (ч. 3). В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 6 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 30.05.2005 №36-ЗАО «О порядке обеспечения жилыми помещениями граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе» (далее - Закон ЯНАО от 30.05.2005 №36-ЗАО) состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, имеют право из жилищного фонда автономного округа граждане из числа коренных малочисленных народов Севера, проживающие на территории автономного округа, согласно Перечню, утвержденному в соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации». Согласно п. 2 ч. 1 ст. 10 Закона ЯНАО от 30.05.2005 №36-ЗАО учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, ведется по отдельным спискам, список