ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Ограниченные в обороте - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Определение № 306-КГ15-5714 от 17.08.2015 Верховного Суда РФ
судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации. Судом установлено, что налоговым органом оспариваемым решением учреждению доначислен земельный налог в сумме 2 622 199 руб., а также предложено внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета. В соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), в редакции, действовавшей в проверяемый период, предусмотрено, что не признаются объектом обложения земельным налогом земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые предоставлены для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд. Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями статьи 389 НК РФ, статей 27, 93 Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» (в редакции от 12.02.2015), Закона Российской Федерации от 28.12.2010 № 390-ФЗ «О безопасности» и распоряжения Правительства Российской Федерации от
Определение № А55-2231/18 от 10.04.2019 Верховного Суда РФ
арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582 (далее – постановление № 582) в редакции, действующее с 12.08.2017, приняв во внимание обстоятельства, установленные Арбитражным судом Самарской области при рассмотрении дела № А55-24638/2012, пришли к выводу о наличии оснований для взыскания с Управления излишне внесенной Обществом арендной платы. Суды исходили из следующего: земельные участки, предоставленные Обществу в аренду, находятся в федеральной собственности и как ограниченные в обороте не могут быть предоставлены Обществу в собственность, поэтому регулируемая арендная плата с 12.08.2017 подлежала расчету в размере 1,5 % кадастровой стоимости участков в соответствии с постановлением № 582 в редакции, действующей с указанной с даты; поскольку Общество в период с 12.08.2017 по 31.12.2017 внесло арендную плату в большем размере, чем установлено указанным нормативным правовым актом, Обществу надлежит возвратить излишне внесенные денежные средства. Доводы кассационной жалобы не опровергают приведенные выводы судов, не подтверждают существенных
Определение № 12АП-796/19 от 10.02.2020 Верховного Суда РФ
авиации Российской Федерации, не свидетельствует о том, что данный земельный участок занят находящимися в федеральной собственности зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы. Данный факт свидетельствует о том, что земельный участок используется в целях обеспечения обороны и безопасности. Подпунктом 3 пункта 2 статьи 389 Налогового кодекса, действовавшим до 01.01.2013, было предусмотрено, что не признаются объектом налогообложения земельным налогом земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд. С 01.01.2013 ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации земельные участки, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд являются объектом налогообложения налогом на землю. В соответствии с абзацем 5 подпункта 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт- Петербурга и Севастополя)
Определение № А32-21050/19 от 02.06.2021 Верховного Суда РФ
стороной и одобрил эту сделку. Суды не установили обстоятельств, которые свидетельствовали бы о том, что данным договором, заключенным Обществом в целях исполнения возложенной на него законом обязанности по переоформлению ранее имевшегося права постоянного (бессрочного) пользования, нарушены какие-либо публичные интересы. Поскольку неверный вывод судов о недействительности договора не привел к принятию неправильного решения о взыскании с Департамента излишне внесенной арендной платы, которую необходимо рассчитывать в соответствии с Основными принципами определения арендной платы за земли, ограниченные в обороте , исходя из ставки земельного налога за такие земли, а иные доводы не подтверждают существенных нарушений судами норм материального и процессуального права, которые повлияли на исход дела, не имеется предусмотренных статьями 291.6 и 291.11 АПК РФ оснований для передачи жалобы Департамента для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации. Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации о п р е
Определение № 307-ЭС20-18019 от 24.11.2020 Верховного Суда РФ
статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по которым кассационная жалоба может быть передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации. Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, придя к выводу, что оснований для отказа в предоставлении земельного участка без проведения торгов в аренду сроком на 49 лет у администрации не имелось, а также исходя из того, что ограниченные в обороте земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в аренду без проведения торгов гражданам и юридическим лицам, являющимся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках, суд, руководствуясь пунктом 2 статьи 22, пунктами 1, 2, 4, 7 статьи 27, пунктом 1, подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.6, подпунктом 17 пункта 8, пунктом 12 статьи 39.8, пунктом 2 статьи 39.16, пунктами 1, 2, 6, 7, 8, 9 статьи 39.20 Земельного кодекса
Постановление № А06-1593/08 от 21.10.2008 АС Поволжского округа
земельный участок с кадастровым номером 30:09:090103:0017 на территории МО «Трехпротокский сельсовет», площадью 3,3га, был предоставлен под склады ГСМ с подъездным путем. Налоговые льготы по земельному налогу предусмотрены ст.395 НК РФ и при подаче налоговой декларации по земельному налогу за 2006 года ОАО «Астрахань Аэропорт» не применялись. В соответствии с положениями п.2 ст. 389 НК РФ не признаются объектом налогообложения: 1) земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством РФ; 2) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов РФ, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия; 3) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд; 4) земельные участки из состава земель лесного фонда; 5) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного
Постановление № А42-3136/20 от 17.01.2022 АС Северо-Западного округа
на нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить принятые по делу судебные акты в части отказа Учреждению в удовлетворении требований и принять по делу новый судебный акт - об удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, рассмотрение вопроса об отнесении земельных участков к ограниченным в обороте в части соответствия критериям, установленным пунктами 4 (изъятые из оборота земельные участки) и 5 ( ограниченные в обороте земельные участки) статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), не относится к компетенции налоговых органов, а является исключительной компетенцией Министерства обороны Российской Федерации. Учреждение настаивает на том, что земельные участки с кадастровыми номерами 51:06:0030106:38, 51:27:0030403:2, 51:27:0030301:3, 51:27:0030403:1, по которым Учреждению доначислен земельный налог, являются изъятыми из оборота на основании подпункта 1 пункта 2 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). Податель жалобы указывает на представленные им в
Постановление № А51-12925/2021 от 14.09.2022 АС Дальневосточного округа
согласившись с состоявшимися по делу судебными актами, ФГКУ «УЛХиП» Минобороны России обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить и дело направить на новое рассмотрение. Ссылается на нарушение судами норм материального и процессуального права. Приводит доводы ошибочности выводов судов о том, что земельные участки с кадастровыми номерами 25:35:020101:96, 25:35:030101:14, 25:24:050301:8 не являются изъятыми из оборота и подлежат налогообложению земельным налогом по ставке 0,3 процента как ограниченные в обороте . Указывает на непредставление налоговым органом доказательств того, что именно в период с 01.01.2017 по 31.12.2017 на спорных земельных участках не располагались строения и сооружения, используемые действующими вооруженными формированиями. Полагает, что у налоговых органов отсутствуют полномочия по проверке сведений, представленных в соответствии с пунктом 20 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Налоговый кодекс), о кадастровых номерах земельных участков, относящихся к изъятым из оборота и к ограниченным в обороте, предоставленным для обеспечения
Постановление № А65-17364/06 от 06.03.2007 АС Поволжского округа
Правомерно признавая незаконным и необоснованным оспоренное решение налогового органа, арбитражный суд правильно руководствовался правовыми актами действующего законодательства, иными нормативными актами, регулирующими спорные отношения по делу, которым дан подробный анализ в их взаимосвязи и совокупности. В соответствии с подпунктами 1, 2, 3 пункта 2 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) не признаются - объектом налогообложения по земельному налогу земельные участки: -изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации; земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые заняты историко-культурными заповедниками; земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности. Согласно пункту 4 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации к землям, изъятым из оборота, относятся земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные силы РФ, другие войска, воинские формирования и органы. Согласно подпункту 5 пункта 5 статьи
Решение № 3А-1048/19 от 23.01.2020 Нижегородского областного суда (Нижегородская область)
Российской Федерации). Верховный Суд Российской Федерации при рассмотрении административного дела №АКПИ18-667 по административному исковому заявлению о признании недействующим абзаца восьмого основных принципов определения арендной платы (Принцип №7), в решении от 12 сентября 2018 года указал о том, что постановление Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 года №582 об утверждении основных принципов определения арендной платы принято в соответствии с поручением Президента Российской Федерации об установлении дополнительных гарантий экономической обоснованности размера арендной платы за земельные участки, ограниченные в обороте , для лиц, имеющих в собственности объекты недвижимого имущества, расположенные на таких земельных участках и арендующих такие земельные участки (поручение Президента Российской Федерации Правительству Российской Федерации от 29 января 2016 года №Пр-147). Верховный Суд Российской Федерации в данном решении от 12 сентября 2018 года указал о том, что Принцип №7 устанавливает дополнительные гарантии при установлении размера арендной платы для лиц, имеющих в собственности объекты недвижимого имущества, расположенные на земельных участках, отнесенных законодательством к
Апелляционное определение № 33-4304/20 от 11.08.2020 Ярославского областного суда (Ярославская область)
действия первого заместителя начальника Северной железной дороги - филиала ОАО «РЖД» по экономике, финансам и корпоративной координации ФИО1 по изданию распоряжения от 20.02.2019 года №Сев-248/р «О применении ставок по возмещению расходов, связанных с содержанием и улучшением земельных участков полосы отвода Северной железной дороги» в редакции распоряжения от 16.04.2020 года №Сев-439/р в части установления арендной платы за земельные участки, находящиеся в федеральной собственности и предоставленные ОАО «РЖД» для размещения и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта, ограниченные в обороте в соответствии с п. 1 ст. 8 Закона РФ от 27.02.2003 года №29 «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» - незаконными. Признать распоряжение от 20.02.2019 года №Сев-248/р «О применении ставок по возмещению расходов, связанных с содержанием и улучшением земельных участков полосы отвода Северной железной дороги» в редакции распоряжения от 16.04.2020 года №Сев-439/р в части установления арендной платы за земельные участки, находящиеся в федеральной собственности и предоставленные ОАО «РЖД» незаконным с даты
Апелляционное определение № 33-6980/2023 от 25.10.2023 Ленинградского областного суда (Ленинградская область)
иные, не подлежащие отчуждению в соответствии с законодательством Российской Федерации (данная норма действует с момента вступления в законную силу данного закона - с 26.04.2002).Согласно пункту 8 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы (данная норма вступила в законную силу с 05.06.2006).При переоформлении титула владения по пункту 9.1 статье 3 Вводного закона к Земельному кодексу Российской Федерации в частную собственность не подлежат передаче земельные участки, запрещенные и ограниченные в обороте в соответствии со статьей 27 Земельного кодекса Российской Федерации. Пункт 9.1 данной статьи введен Федеральным законом от 30.06.2006 N 93-ФЗ.Запрет на приватизацию береговой полосы существовал в законодательстве о приватизации с 2002 года, а в земельном законодательстве - с 2006 года. Судебная коллегия учитывает, что в этот период также действовал запрет на оформление права частной собственности на участки, запрещенные и ограниченные в обороте, и путем переоформления титула владения (например, права постоянного бессрочного пользования, возникшего
Решение № 2-5154/19 от 14.01.2019 Кировского районного суда г. Ярославля (Ярославская область)
принято в соответствии с рядом документов ОАО «РЖД», среди которых распоряжение от 14.04.2005 года №506 «Об утверждении Порядка организации работы по передаче в субаренду земельных участков (частей земельных участков), находящихся у ОАО «РЖД» на праве аренды». По мнению истца, указанное распоряжение не соответствует Постановлению Правительства РФ от 29.04.2006 года №264 в части установления арендной платы за земельные участки, находящиеся в федеральной собственности и предоставленные ОАО «РЖД» для размещения и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта, ограниченные в обороте в соответствии с п. 1 ст. 8 Закона РФ от 27.02.2003 года №29 «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта». Истец просит признать действия первого заместителя начальника Северной железной дороги - филиала ОАО «РЖД» по экономике, финансам и корпоративной координации <данные изъяты> по изданию распоряжения от 20.02.2019 года №Сев-248/р «О применении ставок по возмещению расходов, связанных с содержанием и улучшением земельных участков полосы отвода Северной железной дороги» в части установления арендной платы