ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Операции подлежащие обязательному контролю - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Определение № 305-ЭС22-8964 от 04.08.2022 Верховного Суда РФ
оперативного реагирования со стороны уполномоченного органа, тем самым замедляя работу по выявлению и пресечению деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма. Обязанность, возложенная на кредитную организацию нормами Закона о противодействии легализации, не содержит каких-либо исключений и требует, чтобы во всех необходимых случаях в уполномоченный орган были представлены достоверные сведения об операциях, подлежащих обязательному контролю, надлежащим образом, в установленном порядке и в установленный срок. Ненадлежащим образом представленная информация по операциям, подлежащим обязательному контролю , свидетельствует о ненадлежащей организации внутреннего контроля в кредитной организации и вводит в заблуждение уполномоченный орган, тем самым снижая эффективность проводимой государством работы по выявлению и пресечению деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма. Кроме того, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, нашедшей отражение в Определении от 14.12.2000 № 268-О, право на отзыв лицензии является одним из закрепленных Законом о Банке России полномочий Банка России, через которое
Постановление № 304-АД15-13482 от 22.12.2015 Верховного Суда РФ
доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», Федеральным законом от 29.10.1998 № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)», постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», суды признали доказанным факт неисполнения обществом требований законодательства в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части организации и осуществления внутреннего контроля, а также представления сведений об операции, подлежащей обязательному контролю , что образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 15.27 КоАП РФ. При этом суды не усмотрели оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным и применения статьи 2.9 КоАП РФ. Вместе с тем, приняв во внимание, что отягчающих ответственность обстоятельств управлением установлено не было, суды сочли неправомерным назначение наказания в виде штрафа в сумме, превышающей минимальный размер, предусмотренный санкцией части 2 статьи 15.27 КоАП РФ, в связи с чем снизили
Постановление № 305-АД15-13225 от 16.11.2015 Верховного Суда РФ
время как следовало указать ЗАО «Инвестиционный Банк «ФИНАМ», который по данной сделке является лицом, совершающим операцию с денежными средствами. Кроме того, обществом «Банк ФИНАМ» не была отражена информация о представителе клиента ООО «ЛСМ Ленстроймонтаж» – генеральном директоре Фролове Антоне Александровиче в блоке ОЭС «Y2» Сведения о представителе получателя по операции с денежными средствами. Факт ненадлежащего осуществления обществом «Банк ФИНАМ» внутреннего контроля при направлении в уполномоченный орган сообщения, содержащего не соответствующие действительности сведения об операции, подлежащей обязательному контролю , был выявлен Банком России в ходе проверки и в отношении общества возбуждено производство по делу об административном правонарушении № 45-14-Ю/46-172. Уполномоченным должностным лицом Банка России на основании материалов дела № 45-14-Ю/0362 было вынесено постановление от 05.12.2014 о привлечении общества «Банк ФИНАМ» к административной ответственности по статье 15.27 КоАП РФ и взыскании штрафа в минимальном размере – 200 000 рублей. Одновременно административным органом было вынесено представление от 05.12.2014 об устранении причин и условий,
Определение № 308АД172092 от 31.03.2017 Верховного Суда РФ
Основания для пересмотра судебных актов в кассационном порядке по доводам жалобы отсутствуют. Как следует из судебных актов, по итогам проведенной камеральной проверки соблюдения законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма, административным органом выявлен факт нарушения предпринимателем требований Федерального закона от 07.08.2001 № 115ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Федеральный закон № 115ФЗ), выразившегося в непредставлении предпринимателем в управление сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю . Частью 2 статьи 15.27 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, и (или) представление в уполномоченный орган недостоверных сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, а равно непредставление сведений об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных
Определение № 13АП-37259/19 от 05.08.2020 Верховного Суда РФ
путем и финансированию терроризма, административным органом выявлен факт нарушения обществом требований Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», приказа Росфинмониторинга от 03.08.2010 № 203 «Об утверждении положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», выразившегося в непредставлении обществом в управление сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю . Частью 2 статьи 15.27 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, и (или) представление в уполномоченный орган недостоверных сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, а равно непредставление сведений об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных
Постановление № 03АП-69/2015 от 24.12.2013 Третьего арбитражного апелляционного суда
об административном правонарушении от 20.10.2014 № 04-14-Ю/0005/3110. Решением Арбитражного суда Красноярского края от 19 декабря 2014 года в удовлетворении заявления отказано. Не согласившись с решением арбитражного суда, общество обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, ссылается на следующие обстоятельства: - отсутствует событие правонарушения, предусмотренного диспозицией части 1 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), поскольку соответствующие сведения об операции, подлежащие обязательному контролю , представлены в установленный срок (не позднее трех рабочих дней со дня получения информации); направление исправленного отчета не имеет правового значения для доказывания вменяемого состава правонарушения; - до возбуждения дела об административном правонарушении общество устранило ошибку в сведениях о сделке, представив в уполномоченный орган достоверные сведения, соответствующие фактическим данным; вменяемое нарушение явилось единичным случаем, выразилось в неверном заполнении полей «покупатель», «продавец», что свидетельствует о технической ошибке и отсутствии искажения информации, а, следовательно, и
Постановление № А21-15131/19 от 15.06.2022 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда
преступным путем, и финансированию терроризма ПАО РОСБАНК». Согласно вышеуказанной Программе, выявление операций, подлежащих обязательному контролю, работниками подразделений Банка осуществляется в рамках выполнения возложенных на них обязанностей. Основанием для отнесения операции к разряду подозрительных является совпадение параметров операции с описанием критерия (признака из числе перечисленных в Приложение 3 к Программе и/или возникновении в отношении операции подозрений в том, что она осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем. Разделом 6 к Программе перечислены операции, подлежащие обязательному контролю и подозрительные операции, сведения о которых представляются в уполномоченный орган, при этом Приложение 3 к Программе содержит перечень признаков, указывающих на необычный характер операций (сделок), осуществление которых может быть направлено на легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем и финансирование терроризма. Совершенные операции от имени ООО «Русские игрушки» имели признаки подозрительности, подпадающие под действие указанных Правил внутреннего контроля Банка, включая: - необоснованная поспешность в проведении операции, на которой настаивает клиент (код признака 1110), а
Постановление № А72-9844/14 от 26.02.2015 АС Поволжского округа
утвержденных 28.01.2010 правил внутреннего контроля в сфере ПОД/ФТ, а также отсутствие осуществления внутреннего контроля в Обществе. ООО «СмартМобайл» как организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, обязано принимать меры, направленные на ПОД/ФТ в отношении всех своих контрагентов без исключения по осуществлению внутреннего контроля и идентификации их относительно лиц, указанных в Перечне. Таким образом, судебные инстанции пришли к правильному выводу, что в результате отсутствия надлежащей организации и осуществления ООО «СмартМобайл» внутреннего контроля, операции, подлежащие обязательному контролю (на сумму более 37 000 000 рублей), не выявлены и в Федеральную службу по финансовому мониторингу не направлены. Довод Общества о том, что под понятие клиента в соответствии с Законом № 115-ФЗ не подпадают лица, с которыми он заключал договоры беспроцентного займа, что операторам по приему платежей необходимо отслеживать операции связанные исключительно с приемом платежей, обоснованно не принят во внимание и отклонен судебными инстанциями. Приказ Росфинмониторинга от 17.02.2011 N 59 (в ред. от
Постановление № 03АП-2467/2015 от 02.07.2015 Третьего арбитражного апелляционного суда
в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ. Работник организации, выявивший операцию, подлежащую контролю немедленно после выявления операции составляет внутренне сообщение, которое передается на рассмотрение Специальному должностному лицу для принятия решения о целесообразности его представления руководителю организации, который принимает окончательное решение. Специальное должностное лицо, после принятия окончательного решения руководителем, представляет сведения в Росфинмониторинг не позднее трех рабочих дней со дня совершения операции. Как следует из материалов дела, обществом осуществлялись следующие операции, подлежащие обязательному контролю , информация по которым не была зафиксирована и направлена в уполномоченный орган – Росфинмониторинг: п/ п Дата совершения опера Сумма операции, руб. Контрагент № и дата договора Установленный законодательством срок направления сведений 1 30.09.2014 1084990,00 АО ИНТЕЗА- лизинг Договор лизинга № ИЛ-КР-035ФЛ-14 от 23.09.2014 03.10.2014 2 05.06.2014 2040000,00 АОИНТЕЗА-ЛИЗИНГ Договор лизинга №ИЛ-КР-015ФЛ-14 от 28.03.2014 10.06.2014 3 11.04.2014 1594400,00 АОИНТЕЗА- лизинг Договор лизинга № ИЛ-КР-014ФЛ-14 от 26.03.2014 16.04.2014 4 14.01.2014 843999,00 АО ИНТЕЗА-ЛИЗИНГ Договор
Постановление № 06АП-4032/2022 от 26.07.2022 АС Хабаровского края
000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 000 рублей, или превышает ее, а по своему характеру данная операция относится к такой операции с денежными средствами в наличной форме как снятие со счета или зачисление на счет юридического лица денежных средств в наличной форме в случаях, если это не обусловлено характером его хозяйственной деятельности. В соответствии со статьей 4 и пунктов 2, 3 статьи 7 Закона № 115-ФЗ Банк обязан выявлять операции, подлежащие обязательному контролю , и иные операции, связанные с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма. Согласно пункту 11 статьи 7 Закона № 115-ФЗ банк вправе отказать в проведении операции клиента в случае наличия обоснованных сомнений по поводу отнесения сделки клиента к операции, связанной с легализацией доходов, полученных преступным путем. В соответствии с положениями пунктов 1, 11 статьи 7 Закона № 115-ФЗ у клиента банка имеется обязанность по представлению документов, необходимых для его идентификации
Решение № 7Р-694/2015 от 23.07.2015 Красноярского краевого суда (Красноярский край)
года постановления, обсуждаться вообще не мог. Кроме того, из материалов дела, протокола об административном правонарушении, следует, что совершенное директором ООО «Ситипэй» Середининым Д.С. правонарушение выразилось в неисполнении им обязанности установленной п.5.3, п.6 Правил внутреннего контроля, утвержденных им же 14.07.2014 года, при этом, названные пункты «Правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма ООО «Ситипэй» (т.2 л.д. 13, 21-22) устанавливают обязанность работников Организации выявлять в деятельности клиентов операции подлежащие обязательному контролю и документально фиксировать информацию о совершении клиентом операций. Понятие клиента дано в статье 3 Федерального закона №115-ФЗ от 07.08.2001 г., в соответствии с которой, клиент- физическое или юридическое лицо, находящееся на обслуживании организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом. <данные изъяты> В связи с чем, принятое по делу постановление, а так же последующее судебное решение, подлежат отмене, как не обоснованные, не мотивированные и не отвечающие требованиям ст.29.10 КоАП РФ, а производство
Решение № 7Р-683/2015 от 23.07.2015 Красноярского краевого суда (Красноярский край)
года постановления, обсуждаться вообще не мог. Кроме того, из материалов дела, протокола об административном правонарушении, следует, что совершенное директором ООО «Ситипэй» Середининым Д.С. правонарушение выразилось в неисполнении им обязанности установленной п.5.3, п.6 Правил внутреннего контроля, утвержденных им же 14.07.2014 года, при этом, названные пункты «Правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма ООО «Ситипэй» (т.2 л.д. 13, 21-22) устанавливают обязанность работников Организации выявлять в деятельности клиентов операции подлежащие обязательному контролю и документально фиксировать информацию о совершении клиентом операций. Понятие клиента дано в статье 3 Федерального закона №115-ФЗ от 07.08.2001 г., в соответствии с которой, клиент- физическое или юридическое лицо, находящееся на обслуживании организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом. Согласно приобщенных к материалам дела копий договоров лизинга с АО Интеза Лизинг: <данные изъяты> В связи с чем, принятое по делу постановление, а так же последующее судебное решение, подлежат отмене, как не
Постановление № 5-2 от 12.01.2012 Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону (Ростовская область)
2012 г г. Ростов-на-Дону Судья Кировского районного суда г. Ростова – на - Дону Миценко О.А., рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении ООО «Ломбард «Голд» по ч.4 ст.15.27 Кодекса РФ об АП, У С Т А Н О В И Л : ДД.ММ.ГГГГ специалистом-экспертом ОНД МРУ Росфинмониторинга по Южному федеральному округу Сибиль О.В. составлен протокол об административном правонарушении в отношении ООО «Ломбард «Голд», в соответствии с которым в ходе проведения проверки выявлены операции, подлежащие обязательному контролю , сведения по которым в уполномоченный орган не представлялись в установленные сроки, а именно: - залоговым билетом серия № от ДД.ММ.ГГГГ зафиксировано проведение операции на (сумма оценки 1000000 рублей) являющейся, операцией, подлежащей обязательному контролю, связанной с предоставлением краткосрочных займов гражданам и хранение вещей, сведения по которой должны быть направлены в Федеральную службу по финансовому мониторингу. ООО «Ломбард «Голд» представителя в судебное заседание не направило, извещено надлежащим образом о времени и месте слушания дела,
Решение № 7.1-113 от 13.04.2011 Ростовского областного суда (Ростовская область)
имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения. Из материалов дела усматривается, что МРУ Росфинмониторинг по ЮФО с 20.10.2010г. по 29.10.2010г. проведена проверка ООО «Лизинг-Партнер» по вопросам соблюдения законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. В результате проверки ведущим специалистом-экспертом ОНД МРУ Росфинмониторинг по ЮФО 29.10.2010г. составлен протокол об административном правонарушении в отношении ООО «Лизинг-Партнер» по ст.15.27 КоАП РФ, согласно которого установлены операции, подлежащие обязательному контролю , сведения по которым в МРУ Росфинмониторинг по ЮФО не направлялись в установленные законом сроки, в соответствии с таблицей операций, согласно выписки по лицевому счету №... за период с 17.02.2010г. по 17.10.2010г. Объективной стороной правонарушения, предусмотренного ст.15.27 КоАП РФ является неисполнение организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному