ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Оплата непредвиденных работ - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Распоряжение Правительства РФ от 05.10.2017 N 2164-р (ред. от 29.12.2017) <Об определении акционерного общества "ВАД" единственным исполнителем работ по строительству и реконструкции автомобильной дороги Керчь - Феодосия - Белогорск - Симферополь - Бахчисарай - Севастополь>
приемка работ надлежащего качества и их оплата в соответствии с контрактом. 3. Общая цена контракта определяется в соответствии с проектной документацией. Общая цена контракта является твердой, определяется на весь срок исполнения контракта и не может быть превышена. Предельная стоимость работ по контракту с учетом налога на добавленную стоимость составляет 142248240,98 тыс. рублей в ценах соответствующих лет с учетом прогнозных индексов-дефляторов, установленных Министерством экономического развития Российской Федерации. Предельная стоимость работ по контракту подлежит корректировке в сторону уменьшения в соответствии с проектной документацией. Уменьшение предельной стоимости работ по контракту оформляется дополнительным соглашением к контракту. 4. Для определения стоимости работ по объекту используются укрупненные расценки, рассчитанные в ценах соответствующего квартала 2016 года согласно утвержденной проектной документации. При определении стоимости работ, выполнение которых предусмотрено в 2017 году и последующих годах, расценки подлежат индексации с применением прогнозных индексов-дефляторов, установленных Министерством экономического развития Российской Федерации. Резерв средств на непредвиденные работы и затраты составляет до 3 процентов
Письмо Минфина России N 09-01-08/24704, Казначейства России N 07-04-05/05-6755 от 13.04.2018 <О порядке перечисления средств при оплате обязательств юридических лиц в пределах суммы, необходимой для оплаты фактически поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг>
полном объеме, а также обучение персонала, где это необходимо; - затраты, связанные с обеспечением выполнения работ по Объекту рабочими, включая заработную плату, транспортные и командировочные расходы, питание, проживание; - транспортные расходы и получение разрешений на транспортировку грузов, доставляемых Подрядчиком; - затраты на подключение (врезку) к существующим инженерным коммуникациям; - затраты на соблюдение норм и правил технической, пожарной безопасности, соблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических норм и охрану Объекта; - затраты на оплату (возмещение) коммунальных услуг при строительстве Объекта; - затраты на непредвиденные работы в пределах средств, предусмотренных на эти цели сводным сметным расчетом стоимости строительства (непредвиденные затраты); - затраты на использование строительной техники, затраты на строительство временных зданий и сооружений, вывоз мусора, страхование, уплату таможенных пошлин и сборов, налогов, включая НДС (18%), сборов и других обязательных платежей и непредвиденные затраты; - на страхование предусмотренных Контрактом рисков; - накладные расходы, сметная прибыль. 3. Порядок и сроки оплаты работ 3.1. Учет операций, связанных с
Определение № А73-9476/20 от 13.12.2021 Верховного Суда РФ
взыскании штрафных санкций как требование о взыскании неустойки, самостоятельно произвели расчет в соответствии с пунктом 7.5 договора в размере 1/300 ключевой ставки Банка России за каждый день просрочки от суммы долга в размере 56 930 623,45 руб. за период просрочки оплаты с 15.06.2020 по 12.11.2020 с применением ключевой ставки Банка России, действовавшей в указанный период. Стоимость недоотпуска теплоносителя и тепловой энергии при отключении теплотрассы на период ремонта снижена до размера фактических затрат; основания для взыскания непредвиденных затрат отсутствуют. Положения договора и приложения № 1 к нему прямо не указывают на необходимость включения в смету средств на осуществление строительного контроля и оплаты услуг заказчика по участию в организации и управлении работами . Приведенные обществом доводы были предметом рассмотрения судами, получили надлежащую правовую оценку и мотивированно отклонены. Существенных нарушений норм материального и (или) процессуального права, судами не допущено. Руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, определила: отказать обществу с ограниченной
Определение № А40-181659/18 от 01.09.2021 Верховного Суда РФ
памятникам истории и культуры (ССН 84) на элементах объектов, не входящих в первую и вторую зоны охраны, некорректном применении расценок на приготовление бетонов - 64 732 000 рублей; завышенном расчете сметной стоимости в нарушение общих требований МДС 81-35.2004 и некорректном применении сметных норм и расценок при расчетах за выполненные работы - 174 948 000,3 рубля; оплате по завышенной стоимости договоров на разработку проектной документации и на выполнение работ по проведению негосударственной экспертизы сметной документации по реставрации, реконструкции комплекса зданий Сергиевского подворья - 18 424 000,3 рубля; необоснованном включении затрат на создание страхового фонда, непредвиденных работах и затратах на общую сумму 50 532 000,7 рубля, а также иные нарушения. При рассмотрении дела № А40-22820/2019 суды установили, что предписание вынесено Федеральным казначейством в пределах полномочий и отвечает требованиям действующего законодательства; ответчик принимал участие в рассмотрении указанного дела в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора. В дальнейшем предприятие обратилось
Определение № 09АП-37928/19 от 12.03.2020 Верховного Суда РФ
и затрат, предъявленных к оплате государственному заказчику в результате включения в акты приемки выполненных работ (КС-2) фактически не выполненных объемов и видов работ (услуг) (пункт 4); завышение стоимости строительно-монтажных работ и затрат, предъявленных к оплате государственному заказчику в результате применения расценок на отдельные работы и услуги, не соответствующие проектной документации и фактическому характеру работ (пункт 5); завышение стоимости строительно-монтажных работ и затрат, предъявленных к оплате государственному заказчику, в результате неправомерного включения расчетного резерва на непредвиденные затраты (расходы) в отсутствии документов, подтверждающих фактическое выполнение дополнительных работ , не предусмотренных проектной документацией (пункт 6); завышение стоимости строительно-монтажных работ и затрат, предъявленных к оплате государственному заказчику в результате неправомерного включения в акты выполненных работ затрат на возведение временных зданий и сооружений в отсутствии документов, подтверждающих их фактическое возведение, передачу заказчику и принятие в эксплуатацию построенных временных зданий и сооружений на одном объекте шифр 68/19 (пункт 7); завышение стоимости строительно-монтажных работ и затрат,
Постановление № А33-1159/14 от 10.02.2015 АС Восточно-Сибирского округа
81-35.2004 (далее МДС 81-35.2004), МДС 81-36.2004 Указаний по применению федеральных единичных расценок на строительные и специальные строительные работы (далее МДС 81-36.2004), Техническое задание к Государственному контракту от 19.06.2012 № 1-ЗА/2012 произведена оплата работ по завышенной стоимости демонтажа ограждения (некорректное применение расценок ФЕР07-01-056-01, ФЕР07-01-056-02) (сумма - 4 164 699,33 рублей); в нарушение статьи 70 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 4.96 МДС 81-35.2004, пунктов 3.3, 3.4, 7.1 Государственного контракта от 19.06.2012 № 1 -ЗА/2012 произведена оплата непредвиденных работ и затрат (без подтверждения фактически произведенных затрат) (803 921,55 рублей). Комбинату «Чулым» вынесено предписание от 25.12.2013 № 03-14-236, в соответствии с которым комбинат «Чулым» обязан устранить нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения и (или) требования о возмещении причиненного такими нарушениями ущерба Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию: Полагая, что предписание и представление о ненадлежащем исполнении бюджета от 25.12.2013 № 03-14-236 противоречат требованиям нормативных актов и
Постановление № А13-16570/16 от 22.08.2017 АС Северо-Западного округа
уменьшении предусмотренных Контрактом объемов работ стороны Контракта обязаны уменьшить цену Контракта исходя из единицы работ. Цена Контракта не может быть снижена по соглашению сторон в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) без изменения предусмотренных Контрактом объема работ, качества выполняемых работ и иных условий исполнения Контракта. Оплата непредвиденных работ и затрат производится при необходимости выполнения дополнительных работ на основании сметы, согласованной с проектной организацией и заказчиком. В случае предоставления подрядчиком сметы не в полном объеме неиспользованная сумма затрат остается в распоряжении заказчика и подрядчику не выплачивается (пункт 3.2 Контракта). Пунктом 4.1 установлено, что начало выполнения работ – с даты заключения Контракта, окончание выполнения работ – до 20.11.2016. По утверждению Общества, в ходе исполнения Контракта им проведены дополнительные работы стоимостью 3 831 178
Постановление № А33-27380/2017 от 06.03.2018 Третьего арбитражного апелляционного суда
неотъемлемой частью контракта (пункт 2.1.3); - окончание выполнения работ по контракту – 30.11.2016. Стоимость работ по контракту установлена в пункте 3.1 и составляет 4 864 769 рублей. Расчет за фактически выполненные работы производится по факту выполненных работ ежемесячно, согласно актам выполненных работ формы КС-2, справкам о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3 и представлении счетов-фактур в течение 10 банковских дней после получения платежных документов (пункту 4.1 контракта). Согласно пункту 4.4 контракта оплата непредвиденных работ , выявленных в процессе производства работ по контракту, и не учтенных локальной сметой производится за счет резерва на непредвиденные работы, предусмотренного утвержденной локальной сметой. На непредвиденные работы подрядчик с участием представителей заказчика оформляет акт с указание непредвиденных работ и обоснованием необходимости их выполнения. На основании акта составляется локальный сметный расчет, который утверждается заказчиком в месячный срок со дня оформления акта. На основании пунктов 5.1.7, 5.1.8, 5.1.9, 5.1.10 контракта стороны установили обязанность заказчика организовать
Постановление № А75-5728/2021 от 23.12.2021 АС Западно-Сибирского округа
твердой цены контракта (10 процентов). Согласно пункту 2.4 контракта средства на непредвиденные работы, предусмотренные в сметной документации на выполнение работ по строительству объекта, могут быть использованы подрядчиком при возникновении дополнительных работ, не учтенных в сметной документации. Решение о необходимости проведения непредвиденных работ оформляется дефектным актом, а также сметой на их проведение, проверенной и согласованной заказчиком на предмет их обоснованности. Выполненные подрядчиком непредвиденные работы принимаются заказчиком по акту о приемке выполненных работ (форма КС-2). Оплата непредвиденных работ осуществляется заказчиком на основании справки по форме КС-3, выставленного подрядчиком счета (счета-фактуры для плательщиков НДС) на условиях, в порядке и сроки, установленные в пункте 5.1 контракта. Согласно пункту 5.1 контракта оплата производится по факту выполненных подрядчиком и принятых заказчиком на условиях контракта (пункт 6.8 контракта) работ в течение 30 дней на основании справок о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3, счета (счета-фактуры для плательщиков НДС) в размерах, установленных графиком оплаты выполненных
Постановление № А73-7797/2021 от 26.10.2022 АС Дальневосточного округа
отражающих фактическое исполнение проектных решений и фактическое положение объекта ремонта; - акты освидетельствования скрытых работ; - документы, подтверждающие надлежащее качество и безопасность материалов, которые были применены в ходе выполнения работ по договору; - акт о приемке выполненных работ (форма №КС-2); - справку о стоимости выполненных работ и затрат (форма №КС-3); - документы, подтверждающие объем и состав работ, выполненных в счет непредвиденных работ и затрат, предусмотренных технической частью. В случае не предоставления таких документов, оплата непредвиденных работ и затрат не производится. Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 23.10.2020 по делу № А73-9036/2019 ОАО «Дальстроймеханизация» признано несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство. Определением от 14.12.2020 по делу № А73-9036/2019 конкурсным управляющим ОАО «Дальстроймеханизация» утверждена Карлсон Екатерина Эдуардовна. Истцом в материалы дела представлены акт о приемке выполненных работ от 31.08.2018 № 1 на сумму 56 009 387 руб., справка о стоимости выполненных работ и затрат от 31.08.2018 № 1 на сумму 56 009
Постановление № 5-124/18 от 23.10.2018 Мартыновского районного суда (Ростовская область)
(7 920,0 рублей X 1,18 X 0,97 X 0,999994 X 0,9950054), стоимость которых в акте по форме № КС-2 определена в размере 2% от стоимости ремонтно- строительных работ, предъявленных в акте. В соответствии с пунктами 5.3., 6.10. Порядка организации и финансирования из областного бюджета работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов, выполнению мероприятий по благоустройству территории, а также ремонту автомобильных дорог, утвержденного постановлением Правительства Ростовской области от 04.10.2012 № 945 (далее - Порядок), оплата непредвиденных работ , выявленных в ходе капитального ремонта, осуществляется заказчиком на основании акта (протокола согласования) о необходимости выполнения таких работ и документов, подтверждающих затраты на их выполнение, в том числе сметы, согласованных техническим заказчиком, подрядчиком, проектной организацией - разработчиком проекта или организацией, осуществляющей авторский надзор (при наличии), и утвержденных заказчиком. Перечисленные документы, наличие которых предусмотрено для осуществления оплаты непредвиденных работ, к проверке не представлены. Согласно письменным пояснениям <данные изъяты> <данные изъяты> ФИО5, акт (протокол согласования)
Решение № 77-632(479 от 08.10.2019 Омского областного суда (Омская область)
устройство тротуаров из камня; - разбивка и устройство газонов, клумб; - устройство искусственного водоема; - детские аттракционы, малые архитектурные формы, установка урн, скамеек, светильников; - посадка зеленых насаждений. Однако в 2018 году работы по разбивке и устройству газонов, клумб, устройству искусственного водоема, детских аттракционов, посадке зеленых насаждений не выполнены и не законтрактованы. Кроме того, выездной проверкой в Администрации Исилысульского городского поселения Исилькульского муниципального района Омской области установлена оплата невыполненных работ, оплата непоставленных материалов, оплата непредвиденных работ и затрат без их документального подтверждения за счет федеральных средств на объекте благоустройства - Городской сад на сумму 359 014,74 руб. Следовательно, количество комплексно реализованных проектов благоустройства общественных территорий муниципальных образований Омской области в 2018 году составляет 26 единиц из 28 запланированных, показатель результативности исполнения мероприятия, в целях софинансирования которого предоставляется субсидия на поддержку государственной программы Омской области и муниципальных программ формирования современной городской среды составит 92,86%. В то время как в «Отчете
Решение № 2-776/14 от 21.11.2014 Пригородного районного суда (Свердловская область)
договорились, что услуги считаются выполненными после подписания акта приемки выполненных услуг. В п. 3.1 договора стороны договорились о стоимости услуг исполнителя в <...> руб. сославшись на приложение № к договору. При этом в п. 3.3, п. 3.4 был установлен порядок оплаты услуг: 50 % от стоимости при подписании договора; 25 % - после выполнения 30 % объемов услуг, окончательный расчет 25 % – в течение трех дней после подписания акта выполненных работ заказчиком; оплата непредвиденных работ – по дополнительному соглашению (л.д. 14–15). Сторонами договора была подписана ведомость работ и материалов в качестве приложения № к договору от ДД.ММ.ГГГГ № 168, названного сторонами договором возмездного оказания услуг. В данной ведомости: стоимость ремонта кровли спорного дома была определена в <...>., в том числе <...>. – стоимость работ, <...>. – стоимость материалов; <...>. – транспортные расходы (7 % от стоимости материалов), <...>. – расходные материалы на ремонт кровли (5 % от стоимости
Решение № 2-95/19 от 14.06.2019 Тугулымского районного суда (Свердловская область)
от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №. Одновременно с этим, подрядчиком ООО «Союзстроймонтаж» в течение ДД.ММ.ГГГГ годов в рамках исполнения контракта № по актам формы № КС-2 отдельной строкой предъявлены «Непредвиденные работы и затраты» в размере 2% от стоимости работ и оборудования по каждому акту формы № КС-2, проверенному и завизированному главным инженером ОКСа ООО «СПС» ФИО3, а Управлением образования в лице начальника Управления образования ФИО4 приняты указанные акты и произведена оплата непредвиденных работ и затрат на общую сумму 2 713 197,31 руб., при этом в указанных актах не содержится информация о видах и составах работ, произведенных за счет средств резерва на непредвиденные работы и затраты. А следовательно Управлением образования произведены неправомерные расходы на оплату суммы средств резерва не непредвиденные работы и затраты, включенной подрядчиком ООО «Союзстроймонтаж» отдельной строкой в акты формы № КС-2, завизированные главным инженером ООО «СПС» ФИО3, без расшифровки состава непредвиденных работ и затрат