ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Органы местного самоуправления не являются органами государственной власти - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Распоряжение Правительства РФ от 10.06.2011 N 1021-р (ред. от 28.08.2012) <Об утверждении Концепции снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг на 2011 - 2013 годы и Плана мероприятий по реализации указанной Концепции>
2011 г. Минэкономразвития России, ФАС России, Минюст России 45. Обеспечение реализации механизма досудебного (внесудебного) обжалования гражданами и организациями нарушающих их права или законные интересы решений и действий (бездействия) должностных лиц органов государственной власти или органов местного самоуправления нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления по отдельному плану Минэкономразвития России, ФАС России, Минюст России, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления 46. Принятие органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативных правовых актов, устанавливающих ответственность должностных лиц за нарушение установленного порядка предоставления государственных и муниципальных услуг нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации II квартал 2012 г. высшие должностные органы государственной власти субъектов Российской Федерации 47. Мониторинг исполнения законодательства о досудебном обжаловании федеральными органами исполнительной власти ежегодный доклад в Правительство Российской Федерации IV квартал 2012 г., I квартал 2013 г. Минэкономразвития России Оптимизация численности государственных и
Приказ Росреестра от 30.05.2016 N П/0263 (ред. от 20.07.2021) "Об утверждении положений о территориальных органах Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по субъектам Российской Федерации"
Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, приказами и распоряжениями Министерства экономического развития Российской Федерации, Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, а также настоящим Положением. 5. Управление в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации и настоящим Положением, независимо в своей деятельности от органов государственной власти субъекта (субъектов) Российской Федерации, органов местного самоуправления. 6. Управление осуществляет свою деятельность во взаимодействии с центральным аппаратом Росреестра, подведомственными Росреестру организациями, другими территориальными органами Росреестра, территориальными органами иных федеральных органов государственной власти , полномочным представителем Президента Российской Федерации в Южном федеральном округе, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями, расположенными на территории Республики Адыгея. II. Полномочия 7. Управление реализует следующие полномочия в установленной сфере деятельности: 7.1. осуществляет: 7.1.1. государственную регистрацию прав на недвижимое имущество; 7.1.2. ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в нем
"Методические рекомендации по проведению общероссийского дня приема граждан" (утв. Администрацией Президента РФ 28.09.2017 N А1-3936о, протокол заседания от 28.09.2017 N 14) (вместе со "Схемой подключения программно-технического комплекса справочного телефонного узла для обеспечения приема заявителей в режиме видеосвязи в общероссийский день приема граждан", "Примерным порядком проведения приема в общероссийский день приема граждан", "Рекомендациями по применению специального программного обеспечения по проведению личного приема и приема в режиме видео-конференц-связи, видеосвязи, аудиосвязи и иных видов связи, установленного на удаленные автоматизированные рабочие места (специализированные или универсальные), в соответствии с Примерным порядком проведения приема в общероссийский день приема граждан (приложение N 3 к Методическим рекомендациям по проведению общероссийского дня приема граждан)", "Рекомендациями по порядку подачи заявки с использованием локального автоматизированного рабочего места уполномоченным лицом органа, осуществляющим личный прием заявителя, на прием в режиме аудиосвязи уполномоченным лицом иного органа, в компетенцию которого входит решение поставленных в устном обращении вопросов, и загрузки данных карточек личного приема на ресурс ССТУ.РФ в раздел "Обмен информацией" по окончании проведения личного приема заявителей", "Порядком заполнения раздела "Итоговый сводный отчет" на ресурсе ССТУ.РФ и представления итоговых сводных отчетов в Управление Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций", "Порядком исполнения диспетчерских функций приемными Президента Российской Федерации", "Порядком заполнения раздела "Отложенный прием" на ресурсе ССТУ.РФ")
в данном органе. В случае если государственные органы или органы местного самоуправления не имеют доступа к ресурсу ССТУ.РФ и возможности для заполнения формы отчета в электронном виде в разделе "Итоговый сводный отчет", уполномоченные лица данных органов заполняют их в письменной форме на бумажном носителе с последующей передачей в следующем порядке: органы местного самоуправления городских и сельских поселений органам местного самоуправления муниципальных районов, в пределах которых данные поселения находятся; органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов высшим исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в пределах которых данные районы и города находятся; органы местного самоуправления внутригородских территорий городов федерального значения высшим исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в пределах которых данные внутригородские территории находятся; иные исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации соответствующим высшим исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации; территориальные органы федеральных органов исполнительной власти соответствующим федеральным органам исполнительной власти; территориальные органы федеральных государственных органов соответствующим
Статья 9.
жительства избирателей, участников референдума, рабочее время которых совпадает с временем голосования (при работе на предприятиях с непрерывным циклом работы или вахтовым методом), по решению избирательной комиссии субъекта Российской Федерации время начала голосования на этом избирательном участке, участке референдума может быть перенесено на более раннее время, но не более чем на два часа. При совмещении дня голосования на выборах в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления, на референдуме субъекта Российской Федерации, местном референдуме с днем голосования на выборах в федеральные органы государственной власти , Палату Представителей Парламента Союзного государства, на референдуме Российской Федерации время начала и окончания голосования определяется в соответствии с федеральным законом."; б) третье предложение пункта 9 изложить в следующей редакции: "Испорченный бюллетень, на котором член комиссии с правом решающего голоса делает соответствующую запись и заверяет ее своей подписью, заверяется также подписью секретаря участковой комиссии, после чего такой бюллетень незамедлительно погашается."; в) в пункте 10 слова
Апелляционное определение № 1-АПА19-13 от 14.08.2019 Верховного Суда РФ
пункту «н» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в силу части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Механизм перераспределения полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации урегулирован Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ), а также Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ). Частью 1.2
Определение № 308-ЭС15-14911 от 30.11.2015 Верховного Суда РФ
общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Согласно указанной норме находящееся в федеральной собственности имущество ,которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муници пальную собственность в случае: если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти , органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления; если указанное имущество используется органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления; если указанное имущество используется органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями для целей, установленных в соответствии со статьей 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 года «Об общих принципах организации законодательных(представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и статьи 50 Федерального закона от 6 октября 2003года «Об общих принципах организации местного
Определение № 3-109/04 от 27.10.2004 Верховного Суда РФ
местного самоуправления в РФ» от 28.08.1995. они не входят в систему органов государственной власти. По мнению заявителя полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей возложены федеральным законодательством на органы государственной власти, но не на органы местного самоуправления. Кроме того, истец указывает, что в соответствии со ст. 2 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в РФ» местное самоуправление в РФ признаваемая и гарантируемая Конституцией РФ самостоятельная власть. Перечень вопросов местного значения установлен статьей 6 названного Закона, в соответствии с которой обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей не относится к вопросам местного значения. Администрация г. Петрозаводска полагает, что при возложении органами государственной власти Республики Карелия на органы местного самоуправления обязанности по предоставлению жилых помещений детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в соответствии со ст. 38 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в РФ» в местные бюджеты должны быть переданы
Апелляционное определение № 33-АПА19-4 от 10.04.2019 Верховного Суда РФ
Федерации и субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации допускается, если это не противоречит федеральным законам (абзац второй части 2). Отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления городских округов, если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации (часть 3). В силу пункта 4 статьи 2 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области земельных отношений, установленные данным федеральным законом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Абзацем первым части 1.2 статьи 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что законами субъекта Российской Федерации в случаях, установленных федеральными законами, может осуществляться перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и
Решение № А04-2734/08 от 24.06.2008 АС Амурской области
заявленные требования не признал, указал, что Закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» не распространяется на органы местного самоуправления, т.к. указанный Закон направлен на защиту прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации государственного контроля (надзора). Ответчик указал, что специалист по защите прав потребителей действует на основании статьи 44 Закона «О защите прав потребителей». Органы местного самоуправления не являются органами государственной власти и поэтому наделены законодателем собственными полномочиями в области защиты прав потребителя. Ответчик считает, что сведения предпринимателя о том, что на момент проверки в магазине отсутствовал его представитель не соответствуют действительности, т.к. проверка проходила в присутствии продавца Латниковой А.В. Исследовав представленные материалы, судом установлено следующее. Дуняткин Юрий Анатольевич зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя администрацией поселка Архара 4 марта 1997г. за номером ОС 029. Главой муниципального образования «Архаринский район» вынесено поручение № 3
Постановление № А40-60911/13 от 15.09.2014 АС Московского округа
Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы социальной защиты. В соответствии со статьей 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. В силу статьи 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление обеспечивает решение вопросов местного значения. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Следовательно, органы местного самоуправления, не являясь органами государственной власти , не вправе принимать муниципальные правовые акты по вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Довод истца об отсутствии у суда апелляционной инстанции каких-либо оснований для отмены решения суда первой инстанции в части требований к Муниципальному образованию «город Екатеринбург» в лице Администрации города Екатеринбурга, со ссылкой на позицию данного ответчика, подтвердившего свою задолженность перед истцом за перевозку муниципальных льготников в отзыве на иск, и отсутствие от него апелляционной жалобы
Постановление № 17АП-17634/2014 от 29.01.2015 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
в силу закона. Спорные помещения были включены в перечень передаваемого имущества к постановлению Правительства Свердловской области от 14.12.2005 № 1057-ПП с 01.01.2006с целью легализации расположения Департамента в них. Неподписанные акты передачи имущества Администрацией Талицкого района не могут повлиять на существо решения вопроса о нахождении имущества в собственности субъекта Российской Федерации, поскольку при отсутствии полномочий и наличии специальной правоспособности муниципального образования его интересы в данном случае нарушены быть не могут, а согласование органом местного самоуправления решения органов государственной власти субъекта Российской Федерации о передаче имущества из муниципальной собственности в государственную собственность субъекта РФ не является условием для принятия такого решения органом государственной власти субъекта РФ. Предыдущая регистрация права за муниципальным образованием также не может являться основанием для отказа регистрации права Свердловской области, возникшей в силу закона. Третье лицо Министерства внутренних дел Российской Федерации по Свердловской области представил отзыв на жалобу, в котором возражает против доводов апелляционной жалобы, считает решение суда
Постановление № 03АП-673/2015 от 05.03.2015 Третьего арбитражного апелляционного суда
власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления; - если указанное имущество используется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями, созданными Российской Федерацией или субъектами Российской Федерации, для целей, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом и со статьей26.11 Закона № 184-ФЗ. Частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ установлен порядок взаимодействия между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации при передаче имущества из муниципальной собственности в собственность субъекта Российской Федерации. Согласно данному порядку в случае передачи имущества из муниципальной собственности в собственность субъектов Российской Федерации орган местного самоуправления направляет предложение о передаче имущества уполномоченным исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим полномочия собственника имущества. Передача в собственность субъекта Российской Федерации из муниципальной собственности имущества, не включенного в указанные предложения, не допускается. Предложения о передаче имущества рассматриваются
Постановление № А55-36055/20 от 01.09.2022 АС Поволжского округа
в муниципальных образовательных учреждениях не проживающими в организации, возложено именно на органы местного самоуправления, следовательно финансирование вышеуказанных расходов должно осуществляться городским округом Тольятти за счет бюджетных ассигнований местного бюджета, а не за счет казны Российской Федерации. В то же время, в соответствии со статьей 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации под субвенциями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке. Одновременно в соответствии со статьей 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате: принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации; принятия
Решение № 2-727 от 24.03.2010 Центрального районного суда г.Тулы (Тульская область)
года № 1550-1 «О местном самоуправлении в РСФСР», местное самоуправление отождествлялось с деятельностью представительных органов - местных Советов народных депутатов - и образуемых ими исполнительных органов власти. До Конституции 1993 года органы местного самоуправления рассматривались в качестве части системы государственной власти. С принятием Конституции РФ, определившей роль местного самоуправления в системе управления делами государства, как способа и формы народовластия на муниципальном уровне, утвердились современные конституционные основы местного самоуправления. В настоящее время органы местного самоуправления не являются органами государственной власти и не относятся к тем органам представительной и исполнительной власти, в полномочия которых входило принятие решений по образованию комиссий по восстановлению прав реабилитированных жертв политический репрессий в соответствии с Постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 30 марта 1992 года № 2610-1, поскольку современные органы местного самоуправления, в частности их представительные и исполнительные органы не являются правопреемниками местных Советов народных депутатов и образуемых последними исполнительных органов власти. Кроме того, из Постановления от
Решение № от 19.12.2011 Волоколамского городского суда (Московская область)
воды, используемой для подогрева 3,2 куб.м\мес на 1 чел. В обоснование заявленных требований ссылался на те обстоятельства, что согласно ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг. При отсутствии приборов учета рассчитывается из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ. Согласно ст. 12 Конституции РФ органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Органы местного самоуправления, не являясь органами государственной власти субъекта РФ, не имеют права издавать нормативно правовые акты, в которых рассчитываются и утверждаются нормативы потребления коммунальных услуг. В судебном заседании заявитель БОЛЯЕВ Д.С. поддержал заявленные требования, суду пояснил, что оспариваемые им нормативные правовые акты приняты советом депутатов Волоколамского муниципального района в нарушение действующего законодательства, с превышением полномочий органа местного самоуправления. Данные документы нарушают его права как потребителя коммунальных услуг, поскольку приняты неправомочным органом, поэтому заявитель предполагает, что нормативы могли иметь