приказ Службы по государственному регулированию цен и тарифов от 28 декабря 2016 г. № 149-01э/16 «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Калининградской области на 2017 год» (далее - Приказ № 149-01э/16) отменен или пересмотрен тарифным органом не был. В этой связи признание недействующими индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для расчетов между административным истцом и ООО «Вальдау», АО «Макро-Макс Плюс», ООО «Дельта С» нарушает основы ценообразования в электроэнергетике и влечет возникновение неосновательного обогащения у АО «Янтарьэнерго» как котлодержателя. Ссылаясь на пункт 5 части 1 статьи 350 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ), заявитель полагает, что апелляционное определение от 1 августа 2018 г. подлежит пересмотру ввиду отсутствия у ООО «Вальдау», АО «Макро-Макс Плюс» и 000 «Дельта С» вины в получении тарифа на основании Приказа № 144-07э/16. Лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения заявления извещены надлежащим
Закон об электроэнергетике); - пунктам 7 и 27 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 (далее – Основыценообразования); - пункту 11 Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 17.02.2012 № 98-э (далее – Методические указания № 98-э); - пунктам 22.1 и 57 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам Российской Федерации от 06.08.2004 № 20-э/2 (далее – Методические указания № 20-э/2); - пунктам 26 и 28 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике , утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178. Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения постановлением суда кассационной инстанции, в удовлетворении заявления отказано. В жалобе, поданной
экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли при расчете и утверждении цен (тарифов); обеспечение экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и сбыт электрической энергии; учет результатов деятельности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, по итогам работы за период действия ранее утвержденных цен (тарифов). Выбор и применение методов государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике осуществляются в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основыценообразования) и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике , утвержденными Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 23 Федерального закона «Об электроэнергетике»). Основы ценообразования предусматривают, какие методы применяются при регулировании цен (тарифов), а именно: метод экономически обоснованных расходов (затрат), метод индексации тарифов, метод сравнения аналогов, метод доходности инвестированного капитала и метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки. При определении регулируемых цен (тарифов) для поставщиков на территориях неценовых зон в соответствии с пунктом 48 Основ ценообразования может применяться любой из
удовлетворении административного искового заявления отказано. Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Зайцева В.Ю., объяснения представителей акционерного общества «Региональные электрические сети» ФИО2 и Булыги Т.Н., поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения относительно доводов апелляционной жалобы представителя Правительства Российской Федерации ФИО3., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Слободина С.А., полагавшего апелляционную жалобу необоснованной, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации установила: Правительство Российской Федерации постановлением от 29 декабря 2011 г. № 1178 утвердило Основыценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования), определяющие основные принципы и методы регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике. Нормативный правовой акт опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации 23 января 2012 г., № 4. Пункт 87 Основ ценообразования (в редакции, действовавшей до 1 июля 2022 г.) наряду с прочим в абзацах шестом и седьмом устанавливал виды ставок платы за технологическое присоединение и право заявителя на стадии заключения договора об осуществлении технологического присоединения самостоятельно выбрать вид
разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров, являющегося приложением к Информационному письму Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.05.1997 №14; пункт 3 Обзора практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения, являющегося приложением к Информационному письму Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.1998 № 30). В соответствии с пунктом 81 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 (далее – Основы ценообразования в электроэнергетике ), цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, в отношении иных категорий потребителей устанавливаются одновременно в 2 вариантах: - двухставочная цена (тариф) в виде ставки, отражающей удельную величину расходов на содержание электрических сетей, и ставки, используемой для целей определения расходов на оплату нормативных потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям; - одноставочная цена (тариф) в расчете
объемов потребления ответчика не создает юридической обязанности для поставщиков-участников оптового рынка, в том числе истца, по поставке электроэнергии для ответчика по регулируемым договорам и ценам (тарифам) и автоматически не превращает фактически совершенную поставку по нерегулируемым договорам РСВ, заключенным сторонами в указанный период в нерегулируемом секторе оптового рынка, в обязательства по поставке по регулируемым договорам и ценам (тарифам), в противном случае нарушались бы основные принципы гражданского законодательства, а также принципы функционирования оптового рынка и основы ценообразования в электроэнергетике . Признание недействующим сводного прогнозного баланса в отношении ответчика не прекращает обязательств сторон, возникших в нерегулируемом секторе оптового рынка в спорный период по заключенным нерегулируемым договорам РСВ. Договор РСВ, заключенный ответчиком, а также свободные (нерегулируемые) цены электроэнергии по договору РСВ, рассчитанные ОАО «АТС» в спорный период, не признаны недействительными, не оспорены. Таким образом, судами правомерно сделан вывод о том, что факт признания частично недействительным сводного прогнозного баланса никак не влияет на нерегулируемый сектор
мощности, определенная соглашением между сетевой организацией и потребителем услуг по передаче электрической энергии, исчисляемая в мегаваттах (пункт 1 Правил № 861). Базой для расчета ставки индивидуальных тарифов на содержание сетей является вся присоединенная (заявленная) мощность сетевой организации, без ее разбивки, как по точкам поставки, так и по потребителям. В соответствии с пунктом 81 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 (далее - Основы ценообразования в электроэнергетике ), цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, в отношении иных категорий потребителей устанавливаются одновременно в 2 вариантах: - двухставочная цена (тариф) в виде ставки, отражающей удельную величину расходов на содержание электрических сетей, и ставки, используемой для целей определения расходов на оплату нормативных потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям; - одноставочная цена (тариф) в расчете
государственного регулирования тарифов. Начиная с 13.06.2006 полномочиями по государственному регулированию платы за технологическое присоединение к электрическим сетям наделены органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, на территории Челябинской области до 31.12.2014 – государственный комитет «Единый тарифный орган Челябинской области», с 01.01.2015 – Министерство тарифного регулирования и энергетики Челябинской области (абзац 3 пункта 8 Положения, утвержденного постановлением Губернатора Челябинской области от 31.12.2014 № 300). На дату заключения спорных договоров действовали Основы ценообразования в электроэнергетике , утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109 (далее - Основы ценообразования № 109) и Методические указания, утвержденные приказом Федеральной службы по тарифам России от 23.10.2007 № 277-э/7 (далее - Методические указания). Пунктом 4 Методических указаний (в редакции, действовавшей в спорный период) предусмотрено, что плата за технологическое присоединение взимается в случаях присоединения впервые вводимых в эксплуатацию, ранее присоединенных реконструируемых энергопринимающих устройств, присоединенная мощность которых увеличивается, а также в случаях, при которых
государственному регулированию платы за технологическое присоединение к электрическим сетям наделены органы исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов, на территории Челябинской области до 31.12.2014 – государственный комитет «Единый тарифный орган Челябинской области», с 01.01.2015 – Министерство тарифного регулирования и энергетики Челябинской области (абзац 3 пункта 8 Положения, утвержденного постановлением Губернатора Челябинской области от 31.12.2014 № 300). На дату заключения договора между филиалом ОАО «МРСК Урала» - Челябэнерго и ОАО «ЧЭК» действовали Основы ценообразования в электроэнергетике , утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109 и Методические указания, утвержденные приказом Федеральной службы по тарифам России от 23.10.2007 № 277-э/7. Пунктом 32 Основ ценообразования № 109 было установлено следующее: расходы на строительство и реконструкцию линий электропередачи, подстанций, увеличение сечения проводов и кабелей, увеличение мощности трансформаторов, расширение распределительных устройств и установку компенсирующих устройств для обеспечения качества электрической энергии (объектов электросетевого хозяйства) в целях обеспечения надежности работы электрических станций, присоединяемых энергопринимающих
ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации. При этом регулируемые цены (тарифы), надбавки могут устанавливаться как в числовом выражении, так и в виде формул или порядка определения таких цен (тарифов) и надбавок. В соответствии с пунктом 2 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года № (далее Основы ценообразования в электроэнергетике ), ценообразованием признается процесс расчета и установления регулируемых цен (тарифов), применяемых при расчетах за электрическую энергию (мощность), а также за соответствующие услуги, оказываемые организациями, осуществляющими регулируемую деятельность. Согласно абзацу 7 пункта 87 Основ ценообразования, лицо, которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение к электрическим сетям, вправе самостоятельно выбрать вид ставки платы за технологическое присоединение в соответствии с особенностями, предусмотренными методическими указаниями по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям. В соответствии с
важнейших параметров, влияющих в значительной степени на размер устанавливаемых тарифов) учитываются результаты анализа обоснованности расходов регулируемой организации, понесенных в последнем году предыдущего долгосрочного периода регулирования, и результаты проведения контрольных мероприятий. Аналогично и результаты государственного контроля (надзора) в области регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике влияют на установление, изменение, введение или отмену тарифов. Так, пунктом 7 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от дата ----- (далее - Основы ценообразования в электроэнергетике ), установлено, что экономически необоснованные доходы и расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, выявленные по результатам проверки исключаются в течение периода, в том числе относящегося к разным долгосрочным периодам регулирования, который не может быть более 5 лет. Таким образом из анализа действующего законодательства, а именно: норм Федерального закона № 294-ФЗ, статей 7, 12.1 Федерального закона № 190-ФЗ, Основ ценообразования в сфере теплоснабжения и в электроэнергетике и Методических указаний в совокупности следует, что сведения, необходимые
ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации. При этом регулируемые цены (тарифы), надбавки могут устанавливаться как в числовом выражении, так и в виде формул или порядка определения таких цен (тарифов) и надбавок. В соответствии с пунктом 2 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года №1178 (далее Основы ценообразования в электроэнергетике ), ценообразованием признается процесс расчета и установления регулируемых цен (тарифов), применяемых при расчетах за электрическую энергию (мощность), а также за соответствующие услуги, оказываемые организациями, осуществляющими регулируемую деятельность. Согласно абзацу 7 пункта 87 Основ ценообразования, лицо, которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение к электрическим сетям, вправе самостоятельно выбрать вид ставки платы за технологическое присоединение в соответствии с особенностями, предусмотренными методическими указаниями по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям. В соответствии с
неправильно выполнена корректировка неподконтрольных расходов Общества на аренду имущества за 2021 год. Полагая перечисленные действия Комитета несоответствующими нормативным правовым актам большей юридической силы: Федеральному закону от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (статье 6), Основам ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике» (пунктам 2, 16, 28, 29, 38) (далее- Основы ценообразования в электроэнергетике ), АО «ОРЭС-Петрозаводск» обратилось в суд с административным иском, в котором просит признать не действующим Постановление № 234 от 25 декабря 2019 года (в редакции Постановления №195 от 28 ноября 2022 года) в части установленной для Общества величины необходимой валовой выручки на 2023 год в размере 647 284,57 тыс.руб.; обязать Комитет принять заменяющий нормативный правовой акт на период регулирования с 01 января 2023 года по 31 декабря 2023 года, установив для АО «ОРЭС-Петрозаводск»