общества "Французская роскошь" к обществу "Ренус Интермодал Системс" о взыскании стоимости испорченного груза и части провозной платы, при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: общества с ограниченной ответственностью "Автопромснаб РУС" и кооператива производителей сыров с альпийских пастбищ "ЛЭТИВА". В заседании приняла участие представитель общества "Ренус Интермодал Системс" – ФИО1 Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Самуйлова С.В., вынесшего определение от 14.09.2023 о передаче кассационной жалобы вместе с делом для рассмотрения в судебном заседании, а также объяснения представителя общества "Ренус Интермодал Системс", судебная коллегия установила: как следует из судебных актов и материалов дела, 23.07.2020 общества "Французская роскошь" (клиент) и "Ренус Интермодал Системс" (экспедитор) заключили договортранспортнойэкспедиции , согласно которому экспедитор обязался выполнить или организовать выполнение третьими лицами услуги по перевозке груза клиента, а клиент – оплатить эти услуги и дополнительные расходы экспедитора. За несвоевременную оплату счетов экспедитора клиент обязался уплатить неустойку
обществу "Французская роскошь" о взыскании задолженности по договору транспортной экспедиции, а также неустойки за нарушение согласованных договором сроков оплаты услуг; по встречному иску общества "Французская роскошь" к обществу "Ренус Интермодал Системс" о взыскании стоимости испорченного груза и части провозной платы, при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, общества с ограниченной ответственностью "Автопромснаб РУС" и кооператива производителей сыров с альпийских пастбищ "ЛЭТИВА", установил: как установлено судами и следует из материалов дела, 23.07.2020 общества "Французская роскошь" (клиент) и "Ренус Интермодал Системс" (экспедитор) заключили договортранспортнойэкспедиции , согласно которому экспедитор обязался выполнить или организовать выполнение третьими лицами услуги по перевозке груза клиента, а клиент – оплатить эти услуги и дополнительные расходы экспедитора. В договоре согласована ответственность клиента за несвоевременную оплату счетов экспедитора в виде неустойки в размере 0,1 % от суммы задолженности за каждый день просрочки. Во исполнение договора экспедитор оказал услуги в августе
ответственности (статья 401 Кодекса). Принятие на себя обществом «Тайсу-ТБ» функции по подбору перевозчика и охранной организации соответствует правомочиям экспедитора, оговоренным в статье 805 Гражданского кодекса Российской Федерации, однако согласно этой норме влечет сохранение ответственностиэкспедитора перед клиентом. Вопреки выводам судов вина общества «Тайсу-ТБ» в ненадлежащем исполнении условий договора № 013-АТ выражена в выборе лиц, допустивших утрату груза, что доказано истцом и не опровергнуто ответчиком. Общество «Тайсу-ТБ» ссылается, что ответственность за утрату груза в силу Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов, которой перевозка подчиняется, несет перевозчик (общество «АЗИ-Транс»), и размер убытков должен определяться в соответствии с Конвенцией. Характер перевозки не имеет значения в рассматриваемом деле, поскольку к спорным правоотношениям подлежат применению нормы права о транспортнойэкспедиции и договор № 013-АТ, а размер убытков определен истцом исходя из объявленной в сопровождавших груз документах стоимости и не опровергнут ответчиком. Таким образом, обстоятельства для освобождения общества «Тайсу-ТБ» от ответственности за утрату груза
порядке, предусмотренном договором транспортной экспедиции, обязан уплатить причитающееся экспедитору вознаграждение, а также возместить понесенные им расходы в интересах клиента. В силу статьи 21 Федерального закона №18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав железнодорожного транспорта, Устав) перевозчики, владельцы инфраструктур, иные юридические лица и индивидуальные предприниматели при наличии соответствующих погрузочно-разгрузочных машин и приспособлений могут принимать на себя по договору с грузоотправителями, грузополучателями выполнение погрузочно-разгрузочных работ. Статьей 803 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрена ответственность экспедитора по договору транспортной экспедиции - за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по договору экспедиции экспедитор несет ответственность по основаниям и в размере, которые определяются в соответствии с правилами главы 25 Гражданского кодекса Российской Федерации. Ответчиком представлен акт о выполненных работах (оказанных услугах) №1350134 от 02.09.2018, содержащий ссылку на договор №17/18/п от 01.01.2018, из содержаний которого следует, что ОАО «РЖД» осуществило погрузочно-разгрузочные работы, крепление груза в спорных вагонах. В железнодорожной накладной ЭЬ423837 имеется отметка, согласно которой грузоотправитель
порядке, предусмотренном договором транспортной экспедиции, обязан уплатить причитающееся экспедитору вознаграждение, а также возместить понесенные им расходы в интересах клиента. В силу статьи 21 Федерального закона №18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав железнодорожного транспорта, Устав) перевозчики, владельцы инфраструктур, иные юридические лица и индивидуальные предприниматели при наличии соответствующих погрузочно-разгрузочных машин и приспособлений могут принимать на себя по договору с грузоотправителями, грузополучателями выполнение погрузочно-разгрузочных работ. Статьей 803 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрена ответственность экспедитора по договору транспортной экспедиции - за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по договору экспедиции экспедитор несет ответственность по основаниям и в размере, которые определяются в соответствии с правилами главы 25 Гражданского кодекса Российской Федерации. В зависимости от условий договора содержание обязательства экспедитора может значительно отличаться: заключение договоров перевозки от имени клиента, оформление провозных документов, обеспечение отправки или получения груза и т.п. (пункт 1 статьи 801 ГК РФ). На основании абзаца первого статьи 803 ГК РФ и
прибывшей в адрес ответчика м/с 4-3389 23-24.10.08 работниками истца была зафиксирована недостача 86 мест, о чем было сообщено ответчику и оформлены акты в соответствии с требованиями договора (пункт 7.3), опломбированы контейнеры закрытые на навесные замки и направили груз в Якутск. В соответствии с пунктом 7.2 договора исполнитель (истец) не несет ответственность по взаиморасчетам поставщика (продавца) и заказчиком (ответчик) за недостачу товара, обнаруженного при его приемке». Статья 803 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает ответственность экспедитора по договору транспортной экспедиции , а именно за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по договору экспедиции экспедитор несет ответственность по основаниям и в размере, которые определяются в соответствии с правилами главы 25 Гражданского кодекса Российской Федерации. Если экспедитор докажет, что нарушение обязательства вызвано ненадлежащим исполнением договоров перевозки, ответственность экспедитора перед клиентом определяется по тем же правилам, по которым перед экспедитором отвечает соответствующий перевозчик. Статья 393 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает обязанность должника возместить убытки, причиненные неисполнением
стоимостью 21,35 руб. за пачку, на общую сумму 45 240 руб. В соответствии с п. 1.1, п. 2.1.2, п. 2.1.3 договора экспедитор обязан организовать транспортировку груза, доставить в пункт назначения и обеспечить сохранность груза и целостность упаковки. Согласно п. 5.1.1, п. 5.1.2 договора экспедитор отвечает за груз с момента его приема до момента вручения получателю и несет ответственность перед клиентом за реальный ущерб. В соответствии со ст. 803 Гражданского кодека Российской Федерации ответственность экспедитора по договору транспортной экспедиции за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по договору экспедиции экспедитор несет ответственность по основаниям и в размере, которые определяются в соответствии с правилами главы 25 настоящего Кодекса. Согласно ст. 7 Федерального закона «О транспортно-экспедиционной деятельности» экспедитор несет ответственность перед клиентом в виде возмещения реального ущерба за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза после принятия его экспедитором и до выдачи груза получателю, указанному в договоре транспортной экспедиции, либо уполномоченному им лицу, если не
образом, акты АО «Полюс Магадан», составленные в одностороннем порядке в рамках приемки товара по количеству и качеству по договору № ПМ519-18 от 21.09.2018, не могут служить основанием для возникновения ответственности экспедитора, между тем содержат в себе сведения о характере повреждений, а в разделе «Состояние тары и упаковки в момент осмотра продукции» акта № 28/04/21 от 23.04.2021 указано – Отсутствие прокладочных материалов между изделиями. В соответствии со ст. 803 Гражданского кодека Российской Федерации ответственность экспедитора по договору транспортной экспедиции за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по договору экспедиции экспедитор несет ответственность по основаниям и в размере, которые определяются в соответствии с правилами главы 25 настоящего Кодекса. Согласно ст. 7 Федерального закона «О транспортно-экспедиционной деятельности» экспедитор несет ответственность перед клиентом в виде возмещения реального ущерба за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза после принятия его экспедитором и до выдачи груза получателю, указанному в договоре транспортной экспедиции, либо уполномоченному им лицу, если не
ООО «Желдорэкспедиция-И», заключает договор с перевозчиком и отношения между ними будут регулироваться договором перевозки, по которому законодатель определил исключительную подсудность. Между сторонами по данному иску заключен договор транспортной экспедиции. Правила настоящей главы распространяются и на случаи, когда в соответствии с договором обязанности экспедитора исполняются перевозчиком. Условия выполнения договора транспортной экспедиции определяются соглашением сторон, если иное не установлено законом о транспортно-экспедиционной деятельности, другими законами или иными правовыми актами. Статья 803 ГК РФ предусматривает ответственность экспедитора по договору транспортной экспедиции . За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по договору экспедиции экспедитор несет ответственность по основаниям и в размере, которые определяются в соответствии с правилами главы 25 настоящего Кодекса. Если экспедитор докажет, что нарушение обязательства вызвано ненадлежащим исполнением договоров перевозки, ответственность экспедитора перед клиентом определяется по тем же правилам, по которым перед экспедитором отвечает соответствующий перевозчик. В ходе судебного разбирательства установлено, что между ООО «Желдорэкспедиция-И» и ООО «ЖелДорЭкспедиция» заключен Агентский договор (л.д.29) от
экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза. Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой. Ответственность экспедитора по договору транспортной экспедиции установлена ст. 803 ГК РФ, в силе которой за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по договору экспедиции экспедитор несет ответственность по основаниям и в размере, которые определяются в соответствии с правилами главы 25 настоящего Кодекса. Если экспедитор докажет, что нарушение обязательства вызвано ненадлежащим исполнением договоров перевозки, ответственность экспедитора перед клиентом определяется по тем же правилам, по которым перед экспедитором отвечает соответствующий перевозчик. В соответствии с пунктом 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской
указанных условий является достаточным основанием для отказа в удовлетворении иска о взыскании убытков. Согласно пункту 1 статьи 801 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза. Договор транспортной экспедиции заключается в письменной форме (ст. 802 п. 1 ГК РФ) Статья 803 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает ответственность экспедитора по договору транспортной экспедиции , по условиям которой за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по договору экспедиции экспедитор несет ответственность по основаниям и в размере, которые определяются в соответствии с правилами главы 25 настоящего Кодекса. Если экспедитор докажет, что нарушение обязательства вызвано ненадлежащим исполнением договоров перевозки, ответственность экспедитора перед клиентом определяется по тем же правилам, по которым перед экспедитором отвечает соответствующий перевозчик. Как следует из материалов дела письменный договор транспортной экспедиции не заключался. Из представленной доверенности,
установлено, что условия выполнения договора транспортной экспедиции определяются соглашением сторон, если иное не установлено законом о транспортно-экспедиционной деятельности, другими законами или иными правовыми актами. Проанализировав положения ст. 7 Федерального закона от 30 июля 2003г. № 87-ФЗ «О транспортно – экспедиционной деятельности», условия договора транспортной экспедиции, представленных при рассмотрении дела, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о надлежащем выполнении ответчиком обязательств по договору транспортной экспедиции по доставке груза в конкретный пункт назначения. Ответственность экспедитора по договору транспортной экспедиции установлена ст. 803 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по договору экспедиции экспедитор несет ответственность по основаниям и в размере, которые определяются в соответствии с правилами главы 25 настоящего Кодекса. Если экспедитор докажет, что нарушение обязательства вызвано ненадлежащим исполнением договоров перевозки, ответственность экспедитора перед клиентом определяется по тем же правилам, по которым перед экспедитором отвечает соответствующий перевозчик. Аналогичные положения содержаться и в ст. 6 вышеназванного Федерального