ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Паспортизация отходов производства и потребления - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Письмо Росприроднадзора от 14.01.2014 N АА-03-03-36/306 "О нормировании, паспортизации и лицензировании отходов лечебно-профилактических учреждений и биологических отходов" (вместе с <Письмом> Минприроды России от 25.01.2012 N 05-12-44/832 "О регулировании природоохранной деятельности с медицинскими отходами")
 МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ ПИСЬМО от 14 января 2014 г. N АА-03-03-36/306 О НОРМИРОВАНИИ, ПАСПОРТИЗАЦИИ И ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ОТХОДОВ ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ И БИОЛОГИЧЕСКИХ ОТХОДОВ Федеральная служба по надзору в сфере природопользования доводит позицию Службы по вопросу нормирования, паспортизации и лицензирования деятельности по обращению с отходами лечебно-профилактических учреждений и биологическими отходами для руководства и использования в работе. В соответствии с ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления " (далее - Закон N 89-ФЗ) отношения в области обращения с радиоактивными отходами, биологическими отходами, отходами лечебно-профилактических учреждений, выбросами вредных веществ в атмосферу и со сбросами вредных веществ в водные объекты регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации. Вместе с этим, ст. 9 Закона N 89-ФЗ установлено требование по наличию лицензии на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению
Письмо Минприроды России от 17.03.2014 N 05-12-44/5164 "О направлении разъяснений"
на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности, а также материалы отнесения отходов к конкретному классу опасности) не требуют переоформления до истечения указанного в них срока действия, за исключением случаев переоформления, установленных законодательством Российской Федерации. Вместе с тем, со дня вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 16 августа 2013 г. N 712 "О порядке проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности" фактически становятся применимы положения статьи 14 Федерального закона от 28 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления " в части требований о составлении паспорта на отходы I - IV класса. Таким образом, с 1 августа 2014 г. индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны составить и утвердить паспорт на данные отходы в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2013 г. N 712. Заместитель Министра Р.Р.ГИЗАТУЛИН
Письмо Росприроднадзора от 16.12.2013 N ВК-03-03-36/18858 "О разъяснении норм законодательства по лицензированию"
экотоксичные вещества - вещества или отходы, которые в случае попадания в окружающую среду представляют или могут немедленно или со временем представлять угрозу для окружающей среды в результате биоаккумулирования и (или) оказывать токсичное воздействие на биотические системы. Вместе с этим, согласно п. 6 постановления Правительства Российской Федерации от 26.10.2000 N 818 "О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов" (далее - Постановление N 818) органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления было рекомендовано принять меры по ликвидации и последующей рекультивации объектов захоронения отходов производства и потребления , расположенных на территориях городских и других поселений, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. В случае, если при рассмотрении сведений и документов, в рамках проведения проверки соискателя лицензии (лицензиата) на предмет соответствия его лицензионным требованиям, лицензирующим органом выявлен факт нахождения в
Решение Верховного Суда РФ от 01.07.2016 N АКПИ16-453 <О признании недействующими абзаца второго пункта 5, подпункта "е" пункта 6, абзаца второго пункта 13, пункта 15, абзацев второго и третьего пункта 19 Порядка отнесения отходов I - IV классов опасности к конкретному классу опасности, утв. Приказом Минприроды России от 05.12.2014 N 541>
подлежат удалению в соответствии с данным Федеральным законом. Так, пункт 3 Порядка предусматривает, что класс опасности вида отходов определяется его химическим и (или) компонентным составом. На отходы, не включенные в ФККО, хозяйствующие субъекты обязаны подтвердить отнесение таких отходов к конкретному классу опасности в течение 90 дней со дня их образования. Данные положения нормативного правового акта соответствуют пункту 10 Правил проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2013 г. N 712. В силу статьи 4.1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления " отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются на классы опасности отходов в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. Практически неопасные отходы отнесены к V классу опасности. Порядок издан в соответствии с Правилами проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности, и доводы административного истца о
Определение № А60-8647/20 от 13.07.2021 Верховного Суда РФ
ведения государственного кадастра отходов, утвержденного Приказом Минприроды России от 30.09.2011 № 792, постановлением Правительства Российской Федерации от 16.08.2013 № 712 «О порядке проведения паспортизации отходов I-IV классов опасности», Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Минприроды России от 22.05.2017 № 242, учитывая разъяснения Департамента растениеводства, химизации и защиты растений Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, изложенные в письме от 30.10.2017 № 19/4548, обстоятельства, установленные при рассмотрении дела № А60-5987/2019, суды признали оспариваемое предписание соответствующим действующему законодательству и не нарушающим права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности. Суды исходили из того, что в процессе производственной деятельности общества образуются отходы, которые включены в Федеральный классификационный каталог отходов, в связи с чем у общества имеются предусмотренные действующим законодательством обязанности по учету и инвентаризации всех видов отходов производства и потребления , установлению нормативов образования и лимита на размещение на все виды образующихся и размещаемых/накапливаемых отходов производства и потребления, а также по составлению паспортов
Определение № 17АП-3125/2021 от 17.11.2021 Верховного Суда РФ
7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федерального закона от 19.07.1997 № 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами», Порядком ведения государственного кадастра отходов, утвержденным приказом Минприроды России от 30.09.2011 № 792, Порядком проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.08.2013 № 712, принимая во внимание обстоятельства, установленные решением Свердловского областного суда от 14.02.2018 по делу № 73-40/2018, суды пришли к выводу об отсутствии оснований для признания недействительным оспариваемого приказа. Суды исходили из того, что в процессе производственной деятельности общества образуются отходы, которые включены в Федеральный классификационный каталог отходов, в связи с чем у заявителя имеются предусмотренные действующим законодательством обязанности по учету в инвентаризации отходов всех видов отходов производства и потребления , установлению нормативов образования и лимита на размещение на все виды образующих и размещаемых/накапливаемых отходов производства и потребления, а также по составлению паспортов опасных отходов, образующихся в производственной деятельности. То обстоятельство, что общество
Определение № 17АП-10408/20 от 26.05.2021 Верховного Суда РФ
16.08.2013 № 712 «О порядке проведения паспортизации отходов I-IV классов опасности», Порядком ведения государственного кадастра отходов, утвержденного Приказом Минприроды России от 30.09.2011 № 792, Перечнем объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности на территории Свердловской области и подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, утвержденным приказом Минприроды России 08.11.2010 № 486, Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Минприроды России от 22.05.2017 № 242, суды, принимая во внимание, что общество не представило разработанные паспорта на отход - помет куриный свежий, помет куриный перепревший, признали оспариваемое предписание соответствующим действующему законодательству и не нарушающим права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности. Суды исходили из того, что в процессе производственной деятельности общества образуются отходы, которые включены в Федеральный классификационный каталог отходов, в связи с чем у общества имеются предусмотренные действующим законодательством обязанности по учету в инвентаризации всех видов отходов производства и потребления , установлению нормативов образования и лимита
Решение № А32-13979/14 от 24.06.2014 АС Краснодарского края
случае Общество нельзя считать пренебрегшим формальными требованиями публичного права, так как совершенное им противоправное деяние не связано с умышленным нарушением законодательства, общество пре5дпринимало меры для недопущения административного правонарушения в сфере обращения с отходами. До проведение проверки, общество письмом 27.03.3014 г. обратилось в Управление Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея для получения отсутствующих паспортов опасных отходов. 03.03.3014 г. между обществом и индивидуальным предпринимателем ФИО3 заключен договор на подготовку образцов отходов для проведения паспортизации отходов производства и потребления в соответствии с экологическими требованиями по прилагаемому перечню отходов. Письмом от 15.04.2014 г. исх. №0101/16/3680 Управление Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея сообщило обществу, что в соответствии с порядком организации работы по паспортизации опасных отходов комплект материалов для организации проведения проверки обоснованности установления классов опасности отходов для окружающей среды направлен в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор). На основании части 1 статьи 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной
Решение № А60-26700/13 от 09.12.2013 АС Свердловской области
по платежному поручению всех поступивших от непосредственных потребителей услуг денежных средств. Окончательный расчет за услуги, оказанные в отчетном месяце, заказчик обязуется произвести не позднее 30 числа месяца, следующего за отчетным (п. 3.5 договора). Заказчик оплачивает услуги исполнителя на основании счета, выставляемого исполнителем в адрес заказчика (п. 3.6 договора). Истец оказывал ответчику вышеуказанные услуги в период с 01.01.2012 по 31.12.2012. Факт оказания таких услуг ответчиком не оспорен. Кроме того, истцом оказана услуга по паспортизации отходов производства и потребления , о чем составлен акт от 20.07.2012 № 0006487. Однако ООО «УК Лидер» свои обязанности по договору исполнял ненадлежащим образом, гарантийным письмом от 30.04.2013 подтвердил задолженность в сумме 51 794 руб. 60 коп. и обязался произвести оплату согласно приложенному графику, однако оплата не была произведена, что и послужило основанием для обращения истца в суд с рассматриваемым иском. Направленный истцом в адрес ответчика акт сверки взаимных расчетов от 31.12.2012 оставлен ответчиком без ответа.
Постановление № 16АП-2261/2012 от 22.08.2012 Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда
с ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РД», договор энергоснабжения от 01.01.2011 №10593408151, заключенный с ОАО «ДЭСК», договор поставки газа от 19.11.2010 №12-29/00-0255/11, заключенный с ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск», договор на предоставление коммунальных услуг от 01.01.2011, заключенный с МУ ГЕРЦ г. Хасавюрта, договор от 31.05.2011 №104, заключенный с ОАО «Спецавтохозяйство» на вывоз и утилизацию ТБО, договор на оказание услуг по дезинфекции и дератизации от 14.01.2011 №01, заключенный с МУП «Дезинфекционист», доказательства о паспортизации отходов производства и потребления . В связи с изложенным суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для применения п.2 ч.1 ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Из материалов дела также видно, что общество ранее принимало меры по легализации строительства объектов, в частности обращалось в установленном порядке за получением разрешения на строительство, что подтверждается в частности постановлением администрации Хасавюртовского района от 22.10.1997 № 401. Согласно п.2 данного постановления малому предприятию «Шоввис» разрешено на
Решение № А03-2723/2010 от 13.04.2010 АС Алтайского края
24.06.1998г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», приказом Федеральной службы по экономическому и технологическому надзору от 15.08.2007г. №570 «Об организации работы по паспортизации опасных отходов», постановлением Правительства РФ от 26.10.2000г. №818 «О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведение паспортизации опасных отходов», юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны вести учет всех видов и количества отходов, образующихся в результате хозяйственной деятельности, проводить паспортизацию отходов производства и потребления , проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения, предоставлять достоверные сведения в уполномоченные органы статистического учета в порядке, установленном законодательством. Факт нарушения Обществом требований вышеуказанных нормативных актов полностью подтверждается материалами дела, в том числе, представленными Обществом документами, актом проверки от 16.02.2010г. №АТ-33, протоколом об административном правонарушении от 16.02.2010г. №АТ-33/1. Согласно объяснениям законного представителя юридического лица ФИО3, отобранным при составлении протокола об административном правонарушении, выявленные нарушения природоохранного законодательства будут устранены согласно выданного предписания,
Решение № 7/2021-81 от 30.01.2020 Костромского областного суда (Костромская область)
РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение обязанности по отнесению отходов производства и потребления I - V классов опасности к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения или составлению паспортов отходов I - IV классов опасности. Постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Костромской области от 03.10.2019 г. председателю НСТ «<данные изъяты>» Г. вменено нарушение требований ст. 14 ФЗ от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», а именно не проведена паспортизация отходов производства и потребления . Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений. По общему правилу, содержащемуся в ст. ст. 26.2, 26.11 КоАП РФ, при рассмотрении дела об административном правонарушении подлежат установлению наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица в его
Решение № 7/2021-25 от 16.01.2020 Костромского областного суда (Костромская область)
Р. постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Ярославской и Костромской областям отменено, производство по делу прекращено по основаниям п. 2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ. В жалобе государственный инспектор Верхне-Волжского межрегионального управление Росприроднадзора С. выражает свое несогласие с решением судьи, полагая его незаконным, подлежащим отмене, а постановление административного органа оставлению без изменения. Из жалобы следует, что в ходе проведения плановой выездной проверки установлено, что МКП «<данные изъяты>» не проведена паспортизация отходов производства и потребления . На отходы I-IV класса опасности должен быть составлен паспорт, который составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Данные требования распространяются на всех юридических лиц, в процессе деятельности которых образуются отходы I-IV класса опасности, в том числе и на МКП «<данные изъяты>». МКП «<данные изъяты>» в марте 2014 г. проведена паспортизация опасных отходов и получены 9 паспортов на опасные отходы в соответствии с требованиями Постановления Правительства
Решение № 7/2021-82 от 30.01.2020 Костромского областного суда (Костромская область)
8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение обязанности по отнесению отходов производства и потребления I - V классов опасности к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения или составлению паспортов отходов I - IV классов опасности. Постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Костромской области от 03.10.2019 г. НСТ «<данные изъяты>» вменено нарушение требований ст. 14 ФЗ от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», а именно не проведена паспортизация отходов производства и потребления . Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений. По общему правилу, содержащемуся в ст. ст. 26.2, 26.11 КоАП РФ, при рассмотрении дела об административном правонарушении подлежат установлению наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица в его
Решение № 2-183/18 от 09.06.2018 Куйтунского районного суда (Иркутская область)
МКУК «Социально-культурное объединение», МКУ ДО «Межпоселенческая детская школа искусств», МКУК «Карымский социально-культурный центр», МКУК «Культурно-развлекательный центр «Колос», МБМУК «Социально-культурный центр «Кадинский» требований законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления. В ходе проверки установлено, что ответчики в своей деятельности используют компьютеры, принтеры, орг. технику, а также люминесцентные (ртутьсодержащие) лампы, относящиеся к 1-4 классам опасности для окружающей среды, которые при поломке и завершении срока службы подлежат утилизации, в связи с чем требуется паспортизация отходов производства и потребления . При этом ответчиками не разработаны проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с требованиями действующего законодательства, а также отсутствуют паспорта на опасные отходы 1-4 класса опасности для окружающей среды. Просит суд: Обязать муниципальное казенное учреждение дополнительного образования «Межпоселенческая детская школа искусств», муниципальное казенное учреждение культуры «Социально-культурное объединение», муниципальное казенное учреждение культуры «Кундуйский социально-культурный центр», муниципальное казенное учреждение культуры «Ленинский ЦД», муниципальное казенное учреждение культуры «Социально-культурный центр «Радуга»,