МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ ПИСЬМО от 14 января 2014 г. N АА-03-03-36/306 О НОРМИРОВАНИИ, ПАСПОРТИЗАЦИИ И ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ОТХОДОВ ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ И БИОЛОГИЧЕСКИХ ОТХОДОВ Федеральная служба по надзору в сфере природопользования доводит позицию Службы по вопросу нормирования, паспортизации и лицензирования деятельности по обращению с отходами лечебно-профилактических учреждений и биологическими отходами для руководства и использования в работе. В соответствии с ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления " (далее - Закон N 89-ФЗ) отношения в области обращения с радиоактивными отходами, биологическими отходами, отходами лечебно-профилактических учреждений, выбросами вредных веществ в атмосферу и со сбросами вредных веществ в водные объекты регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации. Вместе с этим, ст. 9 Закона N 89-ФЗ установлено требование по наличию лицензии на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению
на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности, а также материалы отнесения отходов к конкретному классу опасности) не требуют переоформления до истечения указанного в них срока действия, за исключением случаев переоформления, установленных законодательством Российской Федерации. Вместе с тем, со дня вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 16 августа 2013 г. N 712 "О порядке проведения паспортизацииотходов I - IV классов опасности" фактически становятся применимы положения статьи 14 Федерального закона от 28 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления " в части требований о составлении паспорта на отходы I - IV класса. Таким образом, с 1 августа 2014 г. индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны составить и утвердить паспорт на данные отходы в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2013 г. N 712. Заместитель Министра Р.Р.ГИЗАТУЛИН
экотоксичные вещества - вещества или отходы, которые в случае попадания в окружающую среду представляют или могут немедленно или со временем представлять угрозу для окружающей среды в результате биоаккумулирования и (или) оказывать токсичное воздействие на биотические системы. Вместе с этим, согласно п. 6 постановления Правительства Российской Федерации от 26.10.2000 N 818 "О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов" (далее - Постановление N 818) органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления было рекомендовано принять меры по ликвидации и последующей рекультивации объектов захоронения отходов производства и потребления , расположенных на территориях городских и других поселений, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. В случае, если при рассмотрении сведений и документов, в рамках проведения проверки соискателя лицензии (лицензиата) на предмет соответствия его лицензионным требованиям, лицензирующим органом выявлен факт нахождения в
подлежат удалению в соответствии с данным Федеральным законом. Так, пункт 3 Порядка предусматривает, что класс опасности вида отходов определяется его химическим и (или) компонентным составом. На отходы, не включенные в ФККО, хозяйствующие субъекты обязаны подтвердить отнесение таких отходов к конкретному классу опасности в течение 90 дней со дня их образования. Данные положения нормативного правового акта соответствуют пункту 10 Правил проведения паспортизацииотходов I - IV классов опасности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2013 г. N 712. В силу статьи 4.1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления " отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются на классы опасности отходов в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. Практически неопасные отходы отнесены к V классу опасности. Порядок издан в соответствии с Правилами проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности, и доводы административного истца о
ведения государственного кадастра отходов, утвержденного Приказом Минприроды России от 30.09.2011 № 792, постановлением Правительства Российской Федерации от 16.08.2013 № 712 «О порядке проведения паспортизацииотходов I-IV классов опасности», Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Минприроды России от 22.05.2017 № 242, учитывая разъяснения Департамента растениеводства, химизации и защиты растений Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, изложенные в письме от 30.10.2017 № 19/4548, обстоятельства, установленные при рассмотрении дела № А60-5987/2019, суды признали оспариваемое предписание соответствующим действующему законодательству и не нарушающим права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности. Суды исходили из того, что в процессе производственной деятельности общества образуются отходы, которые включены в Федеральный классификационный каталог отходов, в связи с чем у общества имеются предусмотренные действующим законодательством обязанности по учету и инвентаризации всех видов отходов производства и потребления , установлению нормативов образования и лимита на размещение на все виды образующихся и размещаемых/накапливаемых отходов производства и потребления, а также по составлению паспортов
7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федерального закона от 19.07.1997 № 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами», Порядком ведения государственного кадастра отходов, утвержденным приказом Минприроды России от 30.09.2011 № 792, Порядком проведения паспортизацииотходов I - IV классов опасности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.08.2013 № 712, принимая во внимание обстоятельства, установленные решением Свердловского областного суда от 14.02.2018 по делу № 73-40/2018, суды пришли к выводу об отсутствии оснований для признания недействительным оспариваемого приказа. Суды исходили из того, что в процессе производственной деятельности общества образуются отходы, которые включены в Федеральный классификационный каталог отходов, в связи с чем у заявителя имеются предусмотренные действующим законодательством обязанности по учету в инвентаризации отходов всех видов отходов производства и потребления , установлению нормативов образования и лимита на размещение на все виды образующих и размещаемых/накапливаемых отходов производства и потребления, а также по составлению паспортов опасных отходов, образующихся в производственной деятельности. То обстоятельство, что общество
16.08.2013 № 712 «О порядке проведения паспортизацииотходов I-IV классов опасности», Порядком ведения государственного кадастра отходов, утвержденного Приказом Минприроды России от 30.09.2011 № 792, Перечнем объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности на территории Свердловской области и подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, утвержденным приказом Минприроды России 08.11.2010 № 486, Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Минприроды России от 22.05.2017 № 242, суды, принимая во внимание, что общество не представило разработанные паспорта на отход - помет куриный свежий, помет куриный перепревший, признали оспариваемое предписание соответствующим действующему законодательству и не нарушающим права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности. Суды исходили из того, что в процессе производственной деятельности общества образуются отходы, которые включены в Федеральный классификационный каталог отходов, в связи с чем у общества имеются предусмотренные действующим законодательством обязанности по учету в инвентаризации всех видов отходов производства и потребления , установлению нормативов образования и лимита
случае Общество нельзя считать пренебрегшим формальными требованиями публичного права, так как совершенное им противоправное деяние не связано с умышленным нарушением законодательства, общество пре5дпринимало меры для недопущения административного правонарушения в сфере обращения с отходами. До проведение проверки, общество письмом 27.03.3014 г. обратилось в Управление Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея для получения отсутствующих паспортов опасных отходов. 03.03.3014 г. между обществом и индивидуальным предпринимателем ФИО3 заключен договор на подготовку образцов отходов для проведения паспортизации отходов производства и потребления в соответствии с экологическими требованиями по прилагаемому перечню отходов. Письмом от 15.04.2014 г. исх. №0101/16/3680 Управление Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея сообщило обществу, что в соответствии с порядком организации работы по паспортизации опасных отходов комплект материалов для организации проведения проверки обоснованности установления классов опасности отходов для окружающей среды направлен в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор). На основании части 1 статьи 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной
по платежному поручению всех поступивших от непосредственных потребителей услуг денежных средств. Окончательный расчет за услуги, оказанные в отчетном месяце, заказчик обязуется произвести не позднее 30 числа месяца, следующего за отчетным (п. 3.5 договора). Заказчик оплачивает услуги исполнителя на основании счета, выставляемого исполнителем в адрес заказчика (п. 3.6 договора). Истец оказывал ответчику вышеуказанные услуги в период с 01.01.2012 по 31.12.2012. Факт оказания таких услуг ответчиком не оспорен. Кроме того, истцом оказана услуга по паспортизации отходов производства и потребления , о чем составлен акт от 20.07.2012 № 0006487. Однако ООО «УК Лидер» свои обязанности по договору исполнял ненадлежащим образом, гарантийным письмом от 30.04.2013 подтвердил задолженность в сумме 51 794 руб. 60 коп. и обязался произвести оплату согласно приложенному графику, однако оплата не была произведена, что и послужило основанием для обращения истца в суд с рассматриваемым иском. Направленный истцом в адрес ответчика акт сверки взаимных расчетов от 31.12.2012 оставлен ответчиком без ответа.
с ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РД», договор энергоснабжения от 01.01.2011 №10593408151, заключенный с ОАО «ДЭСК», договор поставки газа от 19.11.2010 №12-29/00-0255/11, заключенный с ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск», договор на предоставление коммунальных услуг от 01.01.2011, заключенный с МУ ГЕРЦ г. Хасавюрта, договор от 31.05.2011 №104, заключенный с ОАО «Спецавтохозяйство» на вывоз и утилизацию ТБО, договор на оказание услуг по дезинфекции и дератизации от 14.01.2011 №01, заключенный с МУП «Дезинфекционист», доказательства о паспортизации отходов производства и потребления . В связи с изложенным суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для применения п.2 ч.1 ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Из материалов дела также видно, что общество ранее принимало меры по легализации строительства объектов, в частности обращалось в установленном порядке за получением разрешения на строительство, что подтверждается в частности постановлением администрации Хасавюртовского района от 22.10.1997 № 401. Согласно п.2 данного постановления малому предприятию «Шоввис» разрешено на
24.06.1998г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», приказом Федеральной службы по экономическому и технологическому надзору от 15.08.2007г. №570 «Об организации работы по паспортизации опасных отходов», постановлением Правительства РФ от 26.10.2000г. №818 «О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведение паспортизации опасных отходов», юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны вести учет всех видов и количества отходов, образующихся в результате хозяйственной деятельности, проводить паспортизацию отходов производства и потребления , проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения, предоставлять достоверные сведения в уполномоченные органы статистического учета в порядке, установленном законодательством. Факт нарушения Обществом требований вышеуказанных нормативных актов полностью подтверждается материалами дела, в том числе, представленными Обществом документами, актом проверки от 16.02.2010г. №АТ-33, протоколом об административном правонарушении от 16.02.2010г. №АТ-33/1. Согласно объяснениям законного представителя юридического лица ФИО3, отобранным при составлении протокола об административном правонарушении, выявленные нарушения природоохранного законодательства будут устранены согласно выданного предписания,
РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение обязанности по отнесению отходов производства и потребления I - V классов опасности к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения или составлению паспортов отходов I - IV классов опасности. Постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Костромской области от 03.10.2019 г. председателю НСТ «<данные изъяты>» Г. вменено нарушение требований ст. 14 ФЗ от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», а именно не проведена паспортизация отходов производства и потребления . Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений. По общему правилу, содержащемуся в ст. ст. 26.2, 26.11 КоАП РФ, при рассмотрении дела об административном правонарушении подлежат установлению наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица в его
Р. постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Ярославской и Костромской областям отменено, производство по делу прекращено по основаниям п. 2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ. В жалобе государственный инспектор Верхне-Волжского межрегионального управление Росприроднадзора С. выражает свое несогласие с решением судьи, полагая его незаконным, подлежащим отмене, а постановление административного органа оставлению без изменения. Из жалобы следует, что в ходе проведения плановой выездной проверки установлено, что МКП «<данные изъяты>» не проведена паспортизация отходов производства и потребления . На отходы I-IV класса опасности должен быть составлен паспорт, который составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Данные требования распространяются на всех юридических лиц, в процессе деятельности которых образуются отходы I-IV класса опасности, в том числе и на МКП «<данные изъяты>». МКП «<данные изъяты>» в марте 2014 г. проведена паспортизация опасных отходов и получены 9 паспортов на опасные отходы в соответствии с требованиями Постановления Правительства
8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение обязанности по отнесению отходов производства и потребления I - V классов опасности к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения или составлению паспортов отходов I - IV классов опасности. Постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Костромской области от 03.10.2019 г. НСТ «<данные изъяты>» вменено нарушение требований ст. 14 ФЗ от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», а именно не проведена паспортизация отходов производства и потребления . Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений. По общему правилу, содержащемуся в ст. ст. 26.2, 26.11 КоАП РФ, при рассмотрении дела об административном правонарушении подлежат установлению наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица в его
МКУК «Социально-культурное объединение», МКУ ДО «Межпоселенческая детская школа искусств», МКУК «Карымский социально-культурный центр», МКУК «Культурно-развлекательный центр «Колос», МБМУК «Социально-культурный центр «Кадинский» требований законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления. В ходе проверки установлено, что ответчики в своей деятельности используют компьютеры, принтеры, орг. технику, а также люминесцентные (ртутьсодержащие) лампы, относящиеся к 1-4 классам опасности для окружающей среды, которые при поломке и завершении срока службы подлежат утилизации, в связи с чем требуется паспортизация отходов производства и потребления . При этом ответчиками не разработаны проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с требованиями действующего законодательства, а также отсутствуют паспорта на опасные отходы 1-4 класса опасности для окружающей среды. Просит суд: Обязать муниципальное казенное учреждение дополнительного образования «Межпоселенческая детская школа искусств», муниципальное казенное учреждение культуры «Социально-культурное объединение», муниципальное казенное учреждение культуры «Кундуйский социально-культурный центр», муниципальное казенное учреждение культуры «Ленинский ЦД», муниципальное казенное учреждение культуры «Социально-культурный центр «Радуга»,