ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Перевод земель из одной категории в другую - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Апелляционное определение № 33-АПА19-8 от 15.05.2019 Верховного Суда РФ
инстанции подлежит оставлению без изменения исходя из следующего. Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется Земельным кодексом Российской Федерации (далее - ЗК РФ) и Федеральным законом от 21 декабря 2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую». В силу подпункта 4 пункта 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в частной собственности, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации. В соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 263 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» перевод земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в федеральной собственности, в другие категории земель относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской
Определение № 310-КГ15-5850 от 22.06.2015 Верховного Суда РФ
доводы и принятые по делу судебные акты, судья Верховного Суда Российской Федерации сделала вывод об отсутствии оснований, предусмотренных пунктом 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по которым кассационная жалоба может быть передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации. В силу части 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли должны использоваться в соответствии с установленным на них целевым назначением. Перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении земель находящихся в частной собственности, земель сельскохозяйственного назначения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 4 части 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации). Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд установил, что по решению представительного органа Боровского района, депутатов собрания, которые обладают правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования, из
Определение № 305-ЭС15-7392 от 17.07.2015 Верховного Суда РФ
Арбитражный суд Московского округа указал, что земельный участок с КН 50:11:0040104:0409 предоставлен Минобороны России для обеспечения обороны и безопасности. Согласно пункту 2 постановления Правительства Российской Федерации от 24.06.1998 № 623 "О Порядке высвобождения недвижимого военного имущества" изменение категории земельных участков, отведенных под объекты высвобождаемого недвижимого военного имущества, осуществляет Государственный комитет Российской Федерации по земельной политике после государственной регистрации прав на указанное имущество. В соответствии со статьей 8 Земельного кодекса Российской Федерации перевод земель из одной категории в другую в отношении земель, находящихся в федеральной собственности, осуществляется Правительством Российской Федерации. Доказательств изменения категории земель, вида разрешенного использования на момент приватизации спорного земельного участка, а также после приватизации, в дело не представлено. Также не представлено доказательств того, что приватизация земельного участка с кадастровым номером 50:11:0040104:0409 предусмотрена федеральным законом. Установив, что отчуждение земельного участка произведено Минобороны России в отсутствие права на распоряжение спорным земельным участком, поскольку земельный участок с кадастровым номером 50:11:0040104:0409
Апелляционное определение № 35-АПА19-7 от 30.05.2019 Верховного Суда РФ
отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется Земельным кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. В соответствии с пунктами 1, 2 и 4 части 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении земель, находящихся: в федеральной собственности, - Правительством Российской Федерации; в собственности субъектов Российской Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; земель, находящихся в частной собственности: земель сельскохозяйственного назначения - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; земель иного целевого назначения - органами местного самоуправления. В силу статьи 4 Закона СССР от 17 июня 1977 г. «Об утверждении Основ лесного законодательства
Определение № 306-ЭС22-8013 от 06.06.2022 Верховного Суда РФ
части 1 статьи 7 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», подпункта 1.1 части 1 статьи 4, пункта 2 статьи 5 Закона Самарской области от 11.03.2005 № 94-ГД «О земле», пунктом 2.1. постановления Губернатора Самарской области от 22.08.2006 № 209 (в редакции от 24.10.2006), пунктами 2.3, 2.6.2, 2.6.4, 2.8 Административного регламента министерства имущественных отношений Самарской области по предоставлению государственной услуги « Перевод земель из одной категории в другую в отношении земель, находящихся в собственности Самарской области, земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной и частной собственности, земель, государственная собственность на которые не разграничена, за исключением земель, необходимых для федеральных нужд», утвержденного Приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 26.07.2013 № 1512 (ред. от 06.11.2019) (далее – Административный регламент), признал, что надлежащее рассмотрение представленного заявителем ходатайства в нарушение требований Административного регламента министерством не обеспечено, в связи с чем удовлетворил заявленное требование,
Постановление № А21-7333/14 от 04.12.2017 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда
11.02.2013 содержат сведения о том, что разрешенное и фактическое использование земельного участка (назначение и характер деятельности) определено как «под строительство базы отдыха». Постановлением Главы Администрации Полесского района Калининградской области от 14.07.2005 № 630 постановлено, что земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения районного фонда перераспределения передается Обществу в аренду для строительства туристической базы отдыха в водоохраной зоне Куршского залива и ограничен в использовании. После ввода туристической базы отдыха в эксплуатацию необходимо произвести перевод земель из одной категории в другую . Всем участникам спорных правоотношений было доподлинно известно об имеющейся по нему документации, фактической цели приобретения данного земельного участка и планах по его использованию. Оснований к оценке земельного участка, исходя исключительно из его возможного сельскохозяйственного использования, не имеется. В отношении довода об уплате денежных средств в сумме 749700 руб. в качестве компенсации затрат Общества на присоединение участка к электрическим сетям суд отметил, что платежное поручение от 12.11.2013 № 2967 на сумму
Постановление № А55-31431/20 от 01.02.2022 АС Поволжского округа
участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, в том числе связанных с добычей полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель. Особенности перевода земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель, установленные названной выше нормой, не изменяют компетенцию органов, уполномоченных принимать решения о переводе земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию. В силу пункта 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации перевод земель из одной категории в другую в отношении земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной и частной собственности, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами. Согласно статье 2 Закона № 172-ФЗ для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или
Постановление № А55-13641/2022 от 21.09.2023 АС Поволжского округа
муниципального района Сызранский Самарской области от 12.12.2013 № 37, земельный участок с кадастровым номером 63:33:0212008:1 отнесен к зоне сельскохозяйственного использования. Таким образом, испрашиваемое предпринимателем целевое назначение земельного участка: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, не соответствует утвержденным документам территориального планирования. В соответствии с пунктом 2 статьи 5 Закона Самарской области от 11.03.2005 № 94-ГД «О земле» перевод земель из одной категории в другую отнесен к полномочиям Правительства. Порядок рассмотрения ходатайств о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую установлен статьей 3 Закона № 172-ФЗ, согласно которой по результатам рассмотрения ходатайства исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления принимается акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков в составе
Постановление № А44-832/2023 от 12.02.2024 АС Новгородской области
для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения (подпункт 3). В силу пункта 2 статьи 7 ЗК РФ земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель и земельных участков определяется в соответствии с федеральными законами исходя из их принадлежности к той или иной категории земель и разрешенного использования. На основании пункта 1 статьи 8 ЗК РФ перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении: 1) земель, находящихся в федеральной собственности, – Правительством Российской Федерации; 2) земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, – органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; 3) земель, находящихся в муниципальной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, - органами местного самоуправления; 4) земель, находящихся в частной собственности: земель сельскохозяйственного назначения – органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; земель иного целевого назначения
Решение № 3А-208/17 от 19.01.2018 Иркутского областного суда (Иркутская область)
область. В соответствии с ч.3 ст. 96 ЗК РФ, ч.3 ст. 12 Федерального закона №33-ФЗ запрещается изменение целевого назначения земельных участков, находящихся в границах национальных парков, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Подпунктами 1, 2, 4 п. 1 ст. 8 ЗК РФ определена компетенция государственных органов исполнительной власти Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в вопросе перевода земель из одной категории в другую. В отношении земель, находящихся в собственности Российской Федерации, перевод земель из одной категории в другую осуществляется Правительством Российской Федерации. Административный истец полагает, что Правительство Иркутской области не обладало полномочиями на изменение целевого назначения и осуществление перевода земельного участка, являющегося федеральной собственностью, с кадастровым номером № из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель особо охраняемых территорий и объектов. Кроме того, прокурор указал, что согласно ст. 8 ЗК РФ перевод земель иных категорий в земли особо охраняемых территорий и объектов осуществляется путем установления или изменения в порядке,
Решение № 2-1293/18 от 22.08.2018 Куйбышевского районного суда г. Самары (Самарская область)
земельных участков) в следующие сроки: 1) в течение трех месяцев со дня поступления ходатайства, если иное не установлено нормативными правовыми актами Российской Федерации, - Правительством Российской Федерации; 2) в течение двух месяцев со дня поступления ходатайства - исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления. Приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 26.07.2013г. №1512 утвержден прилагаемый Административный регламент министерства имущественных отношений Самарской области по предоставлению государственной услуги " Перевод земель из одной категории в другую в отношении земель, находящихся в собственности Самарской области, земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной и частной собственности, земель, государственная собственность на которые не разграничена, за исключением земель, необходимых для федеральных нужд". Согласно п.1.1.1. указанного регламента, Административный регламент по предоставлению государственной услуги "Перевод земель из одной категории в другую в отношении земель, находящихся в собственности Самарской области, земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной и частной собственности, земель, государственная собственность на которые не
Решение № 2-357/19 от 24.07.2019 Зеленчукского районного суда (Карачаево-Черкесская Республика)
которой муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам РФ, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов РФ, требований п. 4 ч. 1 ст. 8 «Отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую» Земельного кодекса РФ от 25 октября 2001 года №136-Ф3 (в редакции от 28 декабря 2013 года), согласно которому перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в частной собственности – органами исполнительной власти субъектов РФ, требований п. 1 ч. 2 ст. 2 «Состав и порядок подготовки документов для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую», Федерального закона от 21 декабря 2004 года №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (в редакции от 07 июня 2013 года), согласно которому