установленном порядке проверок готовности органов управления, систем оповещения населения, сил и средств ФП и ТП РСЧС к действиям по предупреждению и ликвидации ЧС в пожароопасный сезон; обеспечение готовности региональных и муниципальных систем централизованного оповещения населения к выполнению задач по предназначению; выполнение мероприятий, направленных на обеспечение оповещения населения, проживающего в сельской местности, а также на территориях, не охваченных автоматизированными системами централизованного оповещения; разработка (корректировка) установленных планирующих документов (план действий по предупреждению и ликвидации ЧС, план предупреждения и ликвидации ЧС, вызванных ландшафтными (природными) пожарами, план надзорно-профилактических и оперативно-тактических мероприятий по защите населенных пунктов, подверженных угрозе лесных и ландшафтных пожаров, сводный план тушения природных пожаров, план тушения природных пожаров лесничеств, документы по планированию противопожарного обустройства лесов, и др.); проведение КШУ, ТСУ, ШТ и других учений по отработке вопросов ликвидации ЧС, вызванных ландшафтными (природными) пожарами, защиты населенных пунктов, объектов экономики и социальной инфраструктуры от лесных пожаров, а также по отработке вопросов межрегионального маневрирования сил
Статья 13. Привлечение аварийно-спасательных служб к ликвидации чрезвычайных ситуаций 1. Привлечение аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований к ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется: КонсультантПлюс: примечание. С 31.12.2019 абз. 2 п. 1 ст. 13 излагается в новой редакции (ФЗ от 03.07.2019 N 159-ФЗ). См. будущую редакцию. в соответствии с планамипредупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на обслуживаемых указанными аварийно-спасательными службами, аварийно-спасательными формированиями объектах и территориях; КонсультантПлюс: примечание. С 31.12.2019 абз. 3 п. 1 ст. 13 утрачивает силу (ФЗ от 03.07.2019 N 159-ФЗ). в соответствии с планами взаимодействия при ликвидации чрезвычайных ситуаций на других объектах и территориях; установленным порядком действий при возникновении и развитии чрезвычайных ситуаций; по решению уполномоченных на то должностных лиц федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций
«Русский Лосось» на решение Арбитражного суда Мурманской области от 04.12.2015 по делу № А42-5852/2015 и постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 11.08.2016 по тому же делу по заявлению публичного акционерного общества «Русский Лосось» (далее – общество) об оспаривании решения Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Мурманской области (далее – управление) о согласовании обществу с ограниченной ответственностью «Прибрежный» (далее – ООО «Прибрежный») Плана по предупреждению и ликвидации разливов нефти на рейдовом перегрузочном комплексе нефтеналивных грузов в бухте ФИО1 заводь (далее – План). Определением от 20.08.2015 суд первой инстанции в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, ООО «Прибрежный», общество с ограниченной ответственностью «НавЭкосервис», Федеральную службу по надзору в сфере природопользования, установил: решением Арбитражного суда Мурманской области от 04.12.2015 в удовлетворении заявленного требования
законодательства в сфере предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. По результатам проверки составлен акт от 03.03.2020 № 3 и выдано предписание от 03.03.2020 № 1 обеспечить выполнение обязательных требований, предъявляемых при аттестации аварийно-спасательной службы (формирования), а именно аттестацию муниципального казенного учреждения «Аварийно-спасательный отряд Мостовского района «КАЗАК-СПАС» на проведение аварийно-спасательных работ по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций местного уровня реагирования на территории Мостовского района (пункт 1); в срок до 30.05.2020 обеспечить переработку, согласование и утверждение плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера муниципального образования Мостовский район (пункт 2). Не согласившись с пунктом 2 предписания, администрация обратилась в арбитражный суд. Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями Федерального закона от 22.08.1995 № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного характера», Положением о единой государственной системе предупреждения
обратилось в арбитражный суд. Отказывая в удовлетворении заявленного требования в части пунктов 1, 3-49, 51-64 предписания, суды, оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», Правил промышленной безопасности складов нефти и нефтепродуктов, утвержденными приказом Ростехнадзора от 07.11.2016 № 461, Общих правил взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств, утвержденными приказом Ростехнадзора от 11.03.2013 № 96, Основных требований к разработке планов по предупреждению и ликвидации аварийных розливов нефти и нефтепродуктов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.08.2000 № 613, Правил разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, утвержденных приказом МЧС России от 28.12.2004 № 621, Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.1999 № 263, Федерального закона от 27.07.2010 № 225-ФЗ «Об обязательном страховании
установлено. Как установлено судами, обществу «Азиатско-Тихоокеанская Танкерная Компания» на праве собственности принадлежит судно «Николай Кудаковский», что подтверждается свидетельством о праве собственности на судно от 29.08.2014 серия МС-IV № 001418. Общество 08.12.2014 подало в Госморнадзор заявление (с приложением пакета документов, согласно описи) о предоставлении лицензии на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах. Согласно пункту 16 описи в перечень документов, предоставленных на рассмотрение Госморнадзору, входила копия плана по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов (план ЛАРН). Госморнадзор уведомлением от 10.12.2014 сообщил обществу о необходимости устранить выявленное замечание, а именно, представить недостающий документ – план ЛАРН с приложением сведений о его государственной экологической экспертизе. Письмом от 16.12.2014 Госморнадзор повторно уведомил общество о необходимости устранить выявленное нарушение и предоставить копию плана ЛАРН с приложением сведений о государственной экологической экспертизе. Уведомлением от 26.01.2015 Госкомнадзор в порядке, предусмотренном пунктом 10 статьи 13 Федерального закона от
расположенного в п. Охотск, Хабаровского края Обществом не представлен план по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте, чем нарушена часть 1 статьи 10 Федерального закона от 21.07.1007 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее - Закон № 116-ФЗ), пункт 4 Положения о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 № 730. Также обществом не представлен план предупреждения и ликвидации аварийных разливов нефтепродуктов, как это предусмотрено частью 1 статьи 9 Закона № 116-ФЗ и пунктом 2.25 Правил технической эксплуатации нефтебаз от 19.06.2003 № 232. ООО «Фолград» не представлены документы о соответствии персонала склада ГСМ квалификационным требованиям, не проведена подготовка рабочих основных профессий в организациях (учреждениях), реализующих программы профессиональной подготовки, дополнительного профессионального образования, начального профессионального образования, в соответствии с лицензией на право ведения образовательной деятельности, чем нарушена часть 1 статьи 9 Закона № 116-ФЗ,
видеозапись. Кроме того, по мнению Общества, результаты анализов являются недействительными. Заявитель также не согласен с выводом суда первой инстанции о правомерности пункта 9 предписания. Как указывает Общество, в Федеральном законе от 31.07.1998 N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" (далее – Закон № 155-ФЗ) отсутствует статья 16.2, на которую ссылается Управление в оспариваемом предписании. Кроме того, как указывает Общество, согласно пункту 2.1 статьи 16.1 Закона № 155-ФЗ план предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов при осуществлении деятельности по перевалке нефти и нефтепродуктов утверждается эксплуатирующей организацией после проведения тренировочных учений и получения положительного заключения уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти о проведении тренировочных учений. В судебном заседании 19.09.2022 произведена замена состава суда на основании статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Зотеева Л.В. заменена на судью Протас Н.И. В судебном заседании представители Управления и Общества поддержали доводы своих апелляционных жалоб, возражали
документация на консервацию опасного производственного объекта с последующим проведением экспертизы промышленной безопасности; – не разработаны и не утверждены производственные инструкции (технологические карты) для операций по приему, хранению и отгрузке нефтепродуктов на опасном производственном объекте; – не разработан и не утвержден план мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте; – отсутствует резерв финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварии на опасном производственном объекте; – не разработан план предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов; – не организован и не осуществляется производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности, не разработано и не утверждено Положение о производственном контроле; – не представлены сведения об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте за 2020 год; – не разработано положение о порядке проведения технического расследования причин инцидентов на опасных производственных объектах организации; – не осуществлено обязательное страхование гражданской ответственности за причинение вреда в
водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации». Считает, что ООО НПП «Владпортбункер» осуществляет деятельность не только в пределах гидротехнического сооружения, находящегося во внутренних морских водах, поскольку при выдаче груза на судно, грузовой шланг проходит над морской акваторией и по палубе судна до приемного фланца танкера. Поскольку нефтебаза, а не судовладелец несет ответственность за обеспечение нефтеналивного причала грузовыми шлангами и стендерами, отвечающими правилам безопасности и обеспечивающими грузовые (бункеровочные) операции, заявитель обязан иметь утвержденный план предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов и аварийно-спасательное формирование для ликвидации разлива нефти и нефтепродуктов на морской акватории при осуществлении деятельности по перевалки нефти и нефтепродуктов на морские суда. В материалы дела от ООО НПП «Владпортбункер» через канцелярию суда поступили отзыв на апелляционную жалобу и дополнительные пояснения, которые в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации приобщены к материалам дела. Возражая против доводов апелляционной жалобы, общество в отзыве ссылается на то, что не является
предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (далее - план ЛРН) для получения лицензии на погрузочно-разгрузочную деятельность и при ее переоформлении не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения при лицензировании этой деятельности. Экологическая экспертиза плана ЛРН не является лицензионным требованием при выполнении работ по перегрузке опасных грузов в морских портах. Суд первой инстанции правомерно не принял во внимание ссылку управления на положения Закона № 155-ФЗ. Согласно пункту 2 статьи 16.1 Закона № 155-ФЗ план предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов утверждается организацией, осуществляющей эксплуатацию, использование искусственных островов, установок, сооружений, подводных трубопроводов, проведение буровых работ при региональном геологическом изучении, геологическом изучении, разведке и добыче углеводородного сырья, а также при транспортировке и хранении нефти и нефтепродуктов во внутренних морских водах и в территориальном море, при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы плана с последующим уведомлением в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, определяемых соответственно Президентом Российской Федерации, Правительством
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде предупреждения. Решением судьи Корсаковского городского суда от 27 мая 2014 года вышеуказанное постановление оставлено без изменения. 15 июля 2014 года защитником компании «<данные изъяты>» Д.А.В. в Сахалинский областной суд на указанные выше судебные постановления подана жалоба, в которой он просит их отменить и производство по делу прекратить в связи с отсутствием в действиях юридического лица события и состава административного правонарушения. Указывает, что у компании имеется план предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, согласование которого с Росморречфлотом нормативными правовыми актами Российской Федерации не предусмотрено. Кроме того, просит учесть, что законный представитель и защитник Компании не были уведомлены о рассмотрении дела 30 января 2014 года. Дело истребовано из судебного участка № 5 по Корсаковскому району и поступило в Сахалинский областной суд 25 июля 2014 года. Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, оснований для ее удовлетворения не нахожу. Согласно пункту 28 части 1 статьи
ресурсов внутренних морских вод и территориального моря, рыболовству, созданию, эксплуатации, использованию искусственных островов, установок, сооружений, прокладке подводных кабелей, трубопроводов, проведению буровых работ, захоронению грунта, извлеченного при проведении дноуглубительных работ, во внутренних морских водах и в территориальном море, а также обосновывающие другие виды планируемой хозяйственной и иной деятельности, а также обосновывающие другие виды планируемой хозяйственной и иной деятельности во внутренних морских водах и в территориальном море (пункт 3). Объектом государственной экологической экспертизы также является план предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, предусмотренный статьей 16.1 настоящего Федерального закона. В случае, если указанный план является составной частью проектной документации, которая предусмотрена законодательством Российской Федерации о недрах, законодательством о градостроительной деятельности и положительное заключение государственной экологической экспертизы которой имеется, наличие отдельного положительного заключения государственной экологической экспертизы указанного плана не требуется (пункт 4). Частью 2 статьи 16.1 Федерального закона №155 предусмотрено, что план предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов утверждается организацией, осуществляющей эксплуатацию,
№ 45-20/ТЛ, согласно которому ориентировочные сроки перевозки нефтепродуктов в Певек установлены с 20 июля 2020 года по 31 октября 2020 года; письмом ФГБУ «Администрация морских портов Приморского края и Восточной Арктики» от 26 марта 2021 года № 5/714 с приложением; копией решения Анадырского городского суда от 15 июня 2020 года по делу № 224/2020, согласно которому на АО «Чукотснаб» возложена обязанность в срок до 31 октября 2021 года разработать и ввести в действие план предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов для осуществления работ, связанных в погрузкой (разгрузкой) нефти и нефтепродуктов в отношении эксплуатируемого портового гидротехнического сооружения Нефтепричал «Певек», расположенного в 4 км. к юго-западу от г. Певека Чаунского муниципального района Чукотского автономного округа; копией письма Росприроднадзора от 2 апреля 2021 года № МК-05-01-31/10018; копией письма Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора от 22 марта 2021 года № 19-02/4013; копией письма ФГБУ «Администрация морских портов Приморского края и Восточной Арктики» от 10
соответствии с ч. 1 ст. 16.1 Федерального закона от 31.07.1998 № 155-ФЗ осуществление деятельности по перевалке нефти и нефтепродуктов, бункеровке (заправке) судов с использованием специализированных судов, предназначенных для бункеровки (судов-бункеровщиков), во внутренних морских водах и в территориальном море допускаются только при наличии плана, который утвержден в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, и в соответствии с которым планируются и осуществляются мероприятия по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в морской среде (далее - план предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов). План предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов при осуществлении деятельности по перевалке нефти и нефтепродуктов, бункеровке (заправке) судов с использованием специализированных судов, предназначенных для бункеровки (судов-бункеровщиков), утверждается эксплуатирующей организацией после проведения тренировочных учений в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, и получения положительного заключения уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти о проведении тренировочных учений,