ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА ПИСЬМО от 7 декабря 2015 г. N ВК/69646/15 О РАССМОТРЕНИИ ОБРАЩЕНИЯ Федеральная антимонопольная служба в рамках своей компетенции рассмотрела обращение по вопросу расчета платы за подключение (технологическое присоединение) к централизованным системам водоснабжения и (или) водоотведения и сообщает следующее. В соответствии с пунктом 81 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406 (далее - Основы ценообразования), плата за подключение (технологическое присоединение ) объекта лица, обратившегося в регулируемую организацию с заявлением о заключении договора о подключении к централизованным системам водоснабжения и (или) водоотведения, определяется на основании установленных тарифов на подключение (технологическое присоединение) или в индивидуальном порядке в случаях и порядке, которые предусмотрены Основами ценообразования. В отношении заявителей, величина подключаемой (присоединяемой) нагрузки объектов которых превышает 10 куб. метров в час (осуществляется с использованием создаваемых сетей водоснабжения и (или) водоотведения с площадью поперечного сечения трубопровода, превышающей
___________________________________________________________________________ Границы эксплуатационной ответственности по водопроводным сетям исполнителя и заявителя в течение срока действия договора о подключении (устанавливается по точке подключения). _________________________________"; приложение N 2 к указанному договору изложить в следующей редакции: "Приложение N 2 к типовому договору о подключении (технологическом присоединении) к централизованным системам горячего водоснабжения (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2021 г. N 2130) (форма) РАЗМЕР ПЛАТЫ за подключение (технологическое присоединение) 1 вариант В случае если плата за подключение (технологическое присоединение ) рассчитывается исполнителем исходя из установленных тарифов на подключение (технологическое присоединение), размер платы за подключение (технологическое присоединение) по настоящему договору составляет _________________________ (___________________) рублей, кроме того налог на добавленную стоимость ______________________ рублей, и определяется путем суммирования: произведения действующей на дату заключения настоящего договора ставки тарифа за подключаемую нагрузку водопроводной сети в размере ___________ тыс. руб./куб. м в сутки, установленной ________________________________________________________, (наименование органа, установившего тариф на подключение, номер и дата документа, подтверждающего его
ресурсоснабжающей организации. (в ред. Постановлений Правительства РФ от 15.05.2010 N 341, от 29.07.2013 N 644) (см. текст в предыдущей редакции) Договор о подключении объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения заключается с основным абонентом, который должен заключить с ресурсоснабжающей организацией договор о подключении к сетям инженерно-технического обеспечения для получения дополнительной мощности. Стороны могут заключить трехсторонний договор о подключении. (в ред. Постановления Правительства РФ от 15.05.2010 N 341) (см. текст в предыдущей редакции) Плата за подключение (технологическое присоединение ) к сетям инженерно-технического обеспечения, используемым в процессе холодного водоснабжения и водоотведения, определяется в соответствии с Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении". (абзац введен Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644) 18. При смене правообладателя земельного участка, которому были выданы технические условия, новый правообладатель вправе воспользоваться этими техническими условиями, уведомив организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, о смене правообладателя. 19. Для целей, предусмотренных настоящими Правилами, правообладателем земельного участка при реализации программы реновации
право заключения концессионного соглашения, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем 1. По концессионному соглашению, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, в качестве критериев конкурса устанавливаются: 1) предельный размер расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, которые предполагается осуществить концессионером, без учета расходов, источником финансирования которых является плата за подключение (технологическое присоединение ); 2) объем расходов, финансируемых за счет средств концедента, на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения на каждый год срока действия концессионного соглашения в случае, если решением о заключении концессионного соглашения, конкурсной документацией предусмотрено принятие концедентом на себя расходов на создание и (или) реконструкцию данного объекта; 3) объем расходов, финансируемых за счет средств концедента, на использование (эксплуатацию) объекта концессионного соглашения на каждый год срока действия концессионного соглашения в случае, если решением
водоотведения, долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, определенных в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере теплоснабжения); 2) задание и основные мероприятия, определенные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона, с описанием основных характеристик таких мероприятий; 3) предельный размер расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, которые предполагается осуществлять в течение всего срока действия концессионного соглашения концессионером без учета расходов, источником финансирования которых является плата за подключение (технологическое присоединение ); 4) плановые значения показателей надежности, качества, энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, плановые значения показателей надежности и энергетической эффективности объектов теплоснабжения, плановые значения иных предусмотренных конкурсной документацией технико-экономических показателей данных систем и (или) объектов (далее - плановые значения показателей деятельности концессионера); 5) порядок возмещения фактически понесенных расходов концессионера, подлежащих возмещению в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере теплоснабжения, в сфере водоснабжения и
о наличии в действиях предприятия признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившихся в части установления платы за подключение (технологическое присоединение) многоквартирных домов в г. Сургуте к централизованной системе холодного водоснабжения и водоотведения. Рассматривая настоящий спор, суд апелляционной инстанции, изучив представленные в материалы дела доказательства в совокупности и взаимосвязи, установил, что предприятием установлена плата за подключение (технологическое присоединение ) к централизованной системе холодного водоснабжения и водоотведения для ООО «Управляющая компания Центр Менеджмент», не соответствующая тарифам, утвержденным действующим законодательством. В этой связи суд пришел к выводу о злоупотреблении предприятием своим доминирующим положением на рынке услуг водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры в границах муниципального образования г. Сургут и наличии в его действиях признаков нарушения статьи 10 Закона о защите конкуренции. С учетом изложенного, руководствуясь положениями статьи 39.1
водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406, суды пришли к выводу о том, что оспариваемое решение об отказе в установлении индивидуальной платы за подключение (технологическое присоединение) объекта – Сливной станции не соответствует положениям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы общества. При этом судебные инстанции исходили из того, что Сливная станция как санитарно-техническое сооружение для приема и обработки нечистот является объектом капитального строительства. Суды указали, что плата за подключение (технологическое присоединение ) объектов капитального строительства, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения подлежит государственному регулированию уполномоченными органами. По существу доводы жалобы об отсутствии правовых оснований для установления платы в индивидуальном порядке не свидетельствуют о существенных нарушениях норм материального и процессуального права, которые повлияли на исход дела, основаны на ином толковании положений законодательства в сфере водоснабжения, в связи с чем не могут служить основанием для
надзора и экспертизы Санкт-Петербурга (далее - ГАСН), закрытое акционерное общество «Вега» (правопредшественник Общества; далее – ЗАО «Вега») осуществляло строительство спортивного комплекса по адресу: Санкт-Петербург, Краснопутиловская ул., участок 1 (севернее дома 113, корпус 1, лит. Б по Краснопутиловской ул.). Открытое акционерное общество «Территориальная генерирующая компания № 1» (правопредшественник Компании, далее – ОАО «ТГК-1») и ЗАО «Вега» заключили договор от 17.07.2008 № ОД-601 /215/1-3/17-15 на подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения, по условиям которого плата за подключение (технологическое присоединение ) установлена в индивидуальном порядке и составила 10 357 709 руб. 60 коп. Впоследствии, в связи с уточнением характеристик возводимого объекта капитального строительства между ОАО «ТГК-1» и ЗАО «Вега» заключен договор на подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения от 21.04.2009 № ОД-684/215/1-3/17-15, по условиям которого плата за подключение (технологическое присоединение) установлена в индивидуальном порядке и составила 11 799 657 руб. 80 коп. После заключения договора от 21.04.2009 ЗАО «Вега» получило от ОАО
приложенные к ней материалы, судья считает, что жалоба не подлежит передаче для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации. Оценив представленные доказательства с позиции статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришел к выводу, что предпринимателем нарушен порядок подключения спорного объекта к централизованным сетям водоснабжения и водоотведения. При этом суд установил, что технические условия не выполнены, соответствующие заявки на подключение в материалы дела не представлены, плата за подключение (технологическое присоединение ) не произведена. Руководствуясь статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 644, Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 № 776, проверив расчет задолженности и признав его верным, принимая во внимание частичное отсутствие водоснабжения в спорный период, суд первой инстанции пришел к
м по ул. Янтарная в с. Завьялово. Согласно акту приемки-сдачи работ (исх. б/н, б/д) работы по строительству водопровода завершены 20.10.2022. ФИО1 представлена копия письма Администрации МО «Муниципальный округ Завьяловский район Удмуртской Республики» (исх. № 01-35/10563 от 01.12.2022), согласно которому включение ООО «Недра» в договор о технологическом присоединении от 17.10.2022 мероприятий, не предусмотренных техническими условиями (трубопроводом диаметром 90 мм), является не правомерным. Согласно представленному ФИО1 письму Минстроя Удмуртской Республики от 18.10.2022 № 01-20/11095 плата за подключение (технологическое присоединение ) к централизованной системе холодного водоснабжения ООО «Недра» утверждена приказом Министерства от 07.12.2021 № 23/91 «Об установлении тарифа на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодною водоснабжения общества с ограниченной ответственностью «Недра», в которую входят все затраты согласно предоставленным ООО «Недра» Код доступа к материалам дела: документам. Антимонопольным органом сделан вывод о том, что установление ООО «Недра» платы за протяженность водопроводной сети, рассчитанной как плата за протяженность уже имеющегося трубопровода на ул.
с чем плата на подключение не устанавливается. 22.03.2021 ООО «АКС» направлен ответ с обоснованием, что планируемый объект строительства является объектом капитального строительства, а также с просьбой возобновить рассмотрение документов. 25.03.2021 управление повторно отказало в установлении платы на подключение (технологическое присоединение) объекта. Несогласие с отказом послужило основанием для обращения общества в арбитражный суд с требованием о признании отказа незаконным. Удовлетворяя заявленное требование, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что плата за подключение (технологическое присоединение ) объектов капитального строительства, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения подлежит государственному регулированию уполномоченными органами. Оставляя принятые по делу судебные акты без изменения, суд округа исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора. Отношения в сфере водоснабжения регулирует Федеральный закон от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон № 416-ФЗ). Подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоснабжения
дела. Из системного толкования ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания недействительными ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту, и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности. Согласно п. 31 ст. 2 Федерального закона № 190-ФЗ плата за подключение (технологическое присоединение ) к системе теплоснабжения представляет собой плату, которую вносят лица, осуществляющие строительство здания, строения, сооружения, подключаемых (технологически присоединяемых) к системе теплоснабжения, а также плату, которую вносят лица, осуществляющие реконструкцию здания, строения, сооружения в случае, если данная реконструкция влечет за собой увеличение тепловой нагрузки реконструируемых здания, строения, сооружения. В соответствии с ч. 8 - 11 ст. 14 Федерального закона № 190-ФЗ плата за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения устанавливается органом регулирования в
Согласно п. 1.1. договора №32/15/ВС истец обязался выполнить действия по подготовке централизованной системы холодного водоснабжения к подключению (технологическому присоединению) Объекта Заказчика, указанного в разделе 3 договора, и, в соответствии с техническими условиями на подключение (технологическое присоединение) объекта (условиями подключения), являющимися Приложением №1 к договору, подключить объекта Заказчика к сетям централизованной системы холодного водоснабжения, а ответчик- внести плату за подключение (технологическое присоединение) и выполнить технические условия. В силу приложения № 4 к договору плата за подключение (технологическое присоединение ) определяется как произведение действующего тарифа на подключение в размере 1 807 342 рубля/куб.м./час и подключаемой нагрузки в точках подключения в размере 27,47 кум.м/час. В соответствии с п. 5.1. договора №32/15/ВС плата за подключение (технологическое присоединение) и Приложения №4 к договору составляет 58 584 267,99 рублей и подлежит уплате в порядке, определенном пунктом 5.2. договора: 8 787 640,20 рублей - в течение 15 дней с даты заключения договора (до 02.04.2016) 29 292
Согласно п. 1.1. договора №31/15/ВС истец обязался выполнить действия по подготовке централизованной системы холодного водоснабжения к подключению (технологическому присоединению) Объекта Заказчика, указанного в разделе 3 договора, и, в соответствии с техническими условиями на подключение (технологическое присоединение) объекта (условиями подключения), являющимися Приложением №1 к договору, подключить объекта Заказчика к сетям централизованной системы холодного водоснабжения, а ответчик- внести плату за подключение (технологическое присоединение) и выполнить технические условия. В силу приложения № 4 к договору плата за подключение (технологическое присоединение ) определяется как произведение действующего тарифа на подключение в размере 1 807 342 рубля/куб.м./час и подключаемой нагрузки в точках подключения в размере 37,46 куб.м/час. В соответствии с п. 5.1. договора №31/15/ВС плата за подключение (технологическое присоединение) и Приложения №4 к договору составляет 80 529 376,03 рублей и подлежит уплате в порядке, определенном пунктом 5.2. договора: 12 079 406,40 рублей - в течение 15 дней с даты заключения договора (до 02.04.2016) 40 264
что подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения регулируется ст. 18 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон № 416-ФЗ). В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры относятся к регулируемым видам деятельности. Согласно ч. 13 ст. 18 Закона № 416-ФЗ, плата за подключение (технологическое присоединение ) в случае, если объем запрашиваемой заявителем нагрузки в целях обеспечения водоснабжения и (или) водоотведения объекта капитального строительства заявителя превышает устанавливаемый в порядке, утвержденным Правительством Российской Федерации, предельный уровень нагрузки, плата за подключение (технологическое присоединение) устанавливается органом регулирования тарифов индивидуально в порядке, установленном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденнымиПравительством Российской Федерации. Пунктами 11, 17 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных постановлением
помощником судьи Кирилловой Э.П. с участием прокурора Ермаковой Е.С. представителя административного истца ФИО1, представителя административного ответчика администрации Тамбовской области ФИО2, представителя заинтересованного лица Управления по регулированию тарифов Тамбовской области ФИО3, специалиста ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «РКС-Тамбов» о признании недействующим постановления администрации Тамбовской области от 29 октября 2020 года №889 «Об установлении предельных уровней нагрузки и диаметра трубопровода, при превышении которых плата за подключение (технологическое присоединение ) к сетям водоснабжения и (или) водоотведения устанавливается индивидуально» и взыскании судебных расходов по оплате государственной пошлины, УСТАНОВИЛ: 29 октября 2020 года администрацией Тамбовской области принято постановление №889 «Об установлении предельных уровней нагрузки и диаметра трубопровода, при превышении которых плата за подключение (технологическое присоединение) к сетям водоснабжения и (или) водоотведения устанавливается индивидуально» (далее по тексту решения – постановление от 29 октября 2020 года №889), официально опубликованное на сайте интернет-портала правовой информации (www.pravo.gov.ru)
заявителя утвержденных в установленном порядке тарифов на подключение (технологическое присоединение), заключение договора о подключении откладывается до момента установления указанных тарифов. В нарушение указанных правил между истцом и ответчиком был заключен договор на безвозмездной основе, что противоречит нормам, регулирующим отношения в области водоснабжения и водоотведения, не соответствует требованиям установленным Постановлением Правительства РФ от 13 мая 2013 г. № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения», согласно п.п. 81, 82 которого плата за подключение (технологическое присоединение ) объекта лица, обратившегося в регулируемую организацию с заявлением о заключении договора о подключении к централизованной системе водоснабжения и (или) водоотведения, определяется на основании установленных тарифов на подключение (технологическое присоединение) или в индивидуальном порядке в случаях и порядке, которые предусмотрены настоящим документом. Размер платы за подключение рассчитывается организацией, осуществляющей подключение (технологическое присоединение), исходя из установленных тарифов на подключение (технологическое присоединение) и с учетом величины подключаемой (технологически присоединяемой) нагрузки и расстояния от точки