ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Плата за подключение технологическое присоединение - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Письмо ФАС России от 07.12.2015 N ВК/69646/15 "О рассмотрении обращения"
 ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА ПИСЬМО от 7 декабря 2015 г. N ВК/69646/15 О РАССМОТРЕНИИ ОБРАЩЕНИЯ Федеральная антимонопольная служба в рамках своей компетенции рассмотрела обращение по вопросу расчета платы за подключение (технологическое присоединение) к централизованным системам водоснабжения и (или) водоотведения и сообщает следующее. В соответствии с пунктом 81 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406 (далее - Основы ценообразования), плата за подключение (технологическое присоединение ) объекта лица, обратившегося в регулируемую организацию с заявлением о заключении договора о подключении к централизованным системам водоснабжения и (или) водоотведения, определяется на основании установленных тарифов на подключение (технологическое присоединение) или в индивидуальном порядке в случаях и порядке, которые предусмотрены Основами ценообразования. В отношении заявителей, величина подключаемой (присоединяемой) нагрузки объектов которых превышает 10 куб. метров в час (осуществляется с использованием создаваемых сетей водоснабжения и (или) водоотведения с площадью поперечного сечения трубопровода, превышающей
Постановление Правительства РФ от 30.11.2021 N 2130 (ред. от 06.05.2024) "Об утверждении Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, о внесении изменений в отдельные акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных актов Правительства Российской Федерации и положений отдельных актов Правительства Российской Федерации"
___________________________________________________________________________ Границы эксплуатационной ответственности по водопроводным сетям исполнителя и заявителя в течение срока действия договора о подключении (устанавливается по точке подключения). _________________________________"; приложение N 2 к указанному договору изложить в следующей редакции: "Приложение N 2 к типовому договору о подключении (технологическом присоединении) к централизованным системам горячего водоснабжения (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2021 г. N 2130) (форма) РАЗМЕР ПЛАТЫ за подключение (технологическое присоединение) 1 вариант В случае если плата за подключение (технологическое присоединение ) рассчитывается исполнителем исходя из установленных тарифов на подключение (технологическое присоединение), размер платы за подключение (технологическое присоединение) по настоящему договору составляет _________________________ (___________________) рублей, кроме того налог на добавленную стоимость ______________________ рублей, и определяется путем суммирования: произведения действующей на дату заключения настоящего договора ставки тарифа за подключаемую нагрузку водопроводной сети в размере ___________ тыс. руб./куб. м в сутки, установленной ________________________________________________________, (наименование органа, установившего тариф на подключение, номер и дата документа, подтверждающего его
Постановление Правительства РФ от 13.02.2006 N 83 (ред. от 22.05.2020) "Об утверждении Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения"
ресурсоснабжающей организации. (в ред. Постановлений Правительства РФ от 15.05.2010 N 341, от 29.07.2013 N 644) (см. текст в предыдущей редакции) Договор о подключении объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения заключается с основным абонентом, который должен заключить с ресурсоснабжающей организацией договор о подключении к сетям инженерно-технического обеспечения для получения дополнительной мощности. Стороны могут заключить трехсторонний договор о подключении. (в ред. Постановления Правительства РФ от 15.05.2010 N 341) (см. текст в предыдущей редакции) Плата за подключение (технологическое присоединение ) к сетям инженерно-технического обеспечения, используемым в процессе холодного водоснабжения и водоотведения, определяется в соответствии с Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении". (абзац введен Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644) 18. При смене правообладателя земельного участка, которому были выданы технические условия, новый правообладатель вправе воспользоваться этими техническими условиями, уведомив организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, о смене правообладателя. 19. Для целей, предусмотренных настоящими Правилами, правообладателем земельного участка при реализации программы реновации
Статья 47. Критерии конкурса на право заключения концессионного соглашения, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем
право заключения концессионного соглашения, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем 1. По концессионному соглашению, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, в качестве критериев конкурса устанавливаются: 1) предельный размер расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, которые предполагается осуществить концессионером, без учета расходов, источником финансирования которых является плата за подключение (технологическое присоединение ); 2) объем расходов, финансируемых за счет средств концедента, на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения на каждый год срока действия концессионного соглашения в случае, если решением о заключении концессионного соглашения, конкурсной документацией предусмотрено принятие концедентом на себя расходов на создание и (или) реконструкцию данного объекта; 3) объем расходов, финансируемых за счет средств концедента, на использование (эксплуатацию) объекта концессионного соглашения на каждый год срока действия концессионного соглашения в случае, если решением
Статья 42. Условия концессионного соглашения, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем
водоотведения, долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, определенных в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере теплоснабжения); 2) задание и основные мероприятия, определенные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона, с описанием основных характеристик таких мероприятий; 3) предельный размер расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, которые предполагается осуществлять в течение всего срока действия концессионного соглашения концессионером без учета расходов, источником финансирования которых является плата за подключение (технологическое присоединение ); 4) плановые значения показателей надежности, качества, энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, плановые значения показателей надежности и энергетической эффективности объектов теплоснабжения, плановые значения иных предусмотренных конкурсной документацией технико-экономических показателей данных систем и (или) объектов (далее - плановые значения показателей деятельности концессионера); 5) порядок возмещения фактически понесенных расходов концессионера, подлежащих возмещению в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере теплоснабжения, в сфере водоснабжения и
Определение № 304-КГ16-9447 от 07.10.2016 Верховного Суда РФ
о наличии в действиях предприятия признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившихся в части установления платы за подключение (технологическое присоединение) многоквартирных домов в г. Сургуте к централизованной системе холодного водоснабжения и водоотведения. Рассматривая настоящий спор, суд апелляционной инстанции, изучив представленные в материалы дела доказательства в совокупности и взаимосвязи, установил, что предприятием установлена плата за подключение (технологическое присоединение ) к централизованной системе холодного водоснабжения и водоотведения для ООО «Управляющая компания Центр Менеджмент», не соответствующая тарифам, утвержденным действующим законодательством. В этой связи суд пришел к выводу о злоупотреблении предприятием своим доминирующим положением на рынке услуг водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры в границах муниципального образования г. Сургут и наличии в его действиях признаков нарушения статьи 10 Закона о защите конкуренции. С учетом изложенного, руководствуясь положениями статьи 39.1
Определение № 06АП-4742/2021 от 17.05.2022 Верховного Суда РФ
водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406, суды пришли к выводу о том, что оспариваемое решение об отказе в установлении индивидуальной платы за подключение (технологическое присоединение) объекта – Сливной станции не соответствует положениям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы общества. При этом судебные инстанции исходили из того, что Сливная станция как санитарно-техническое сооружение для приема и обработки нечистот является объектом капитального строительства. Суды указали, что плата за подключение (технологическое присоединение ) объектов капитального строительства, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения подлежит государственному регулированию уполномоченными органами. По существу доводы жалобы об отсутствии правовых оснований для установления платы в индивидуальном порядке не свидетельствуют о существенных нарушениях норм материального и процессуального права, которые повлияли на исход дела, основаны на ином толковании положений законодательства в сфере водоснабжения, в связи с чем не могут служить основанием для
Определение № 13АП-26523/19 от 22.09.2020 Верховного Суда РФ
надзора и экспертизы Санкт-Петербурга (далее - ГАСН), закрытое акционерное общество «Вега» (правопредшественник Общества; далее – ЗАО «Вега») осуществляло строительство спортивного комплекса по адресу: Санкт-Петербург, Краснопутиловская ул., участок 1 (севернее дома 113, корпус 1, лит. Б по Краснопутиловской ул.). Открытое акционерное общество «Территориальная генерирующая компания № 1» (правопредшественник Компании, далее – ОАО «ТГК-1») и ЗАО «Вега» заключили договор от 17.07.2008 № ОД-601 /215/1-3/17-15 на подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения, по условиям которого плата за подключение (технологическое присоединение ) установлена в индивидуальном порядке и составила 10 357 709 руб. 60 коп. Впоследствии, в связи с уточнением характеристик возводимого объекта капитального строительства между ОАО «ТГК-1» и ЗАО «Вега» заключен договор на подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения от 21.04.2009 № ОД-684/215/1-3/17-15, по условиям которого плата за подключение (технологическое присоединение) установлена в индивидуальном порядке и составила 11 799 657 руб. 80 коп. После заключения договора от 21.04.2009 ЗАО «Вега» получило от ОАО
Определение № 15АП-8142/19 от 02.03.2020 Верховного Суда РФ
приложенные к ней материалы, судья считает, что жалоба не подлежит передаче для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации. Оценив представленные доказательства с позиции статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришел к выводу, что предпринимателем нарушен порядок подключения спорного объекта к централизованным сетям водоснабжения и водоотведения. При этом суд установил, что технические условия не выполнены, соответствующие заявки на подключение в материалы дела не представлены, плата за подключение (технологическое присоединение ) не произведена. Руководствуясь статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 644, Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 № 776, проверив расчет задолженности и признав его верным, принимая во внимание частичное отсутствие водоснабжения в спорный период, суд первой инстанции пришел к
Постановление № 17АП-6734/2023-АКУ от 07.08.2023 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
м по ул. Янтарная в с. Завьялово. Согласно акту приемки-сдачи работ (исх. б/н, б/д) работы по строительству водопровода завершены 20.10.2022. ФИО1 представлена копия письма Администрации МО «Муниципальный округ Завьяловский район Удмуртской Республики» (исх. № 01-35/10563 от 01.12.2022), согласно которому включение ООО «Недра» в договор о технологическом присоединении от 17.10.2022 мероприятий, не предусмотренных техническими условиями (трубопроводом диаметром 90 мм), является не правомерным. Согласно представленному ФИО1 письму Минстроя Удмуртской Республики от 18.10.2022 № 01-20/11095 плата за подключение (технологическое присоединение ) к централизованной системе холодного водоснабжения ООО «Недра» утверждена приказом Министерства от 07.12.2021 № 23/91 «Об установлении тарифа на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодною водоснабжения общества с ограниченной ответственностью «Недра», в которую входят все затраты согласно предоставленным ООО «Недра» Код доступа к материалам дела: документам. Антимонопольным органом сделан вывод о том, что установление ООО «Недра» платы за протяженность водопроводной сети, рассчитанной как плата за протяженность уже имеющегося трубопровода на ул.
Постановление № Ф03-7041/2021 от 20.01.2022 АС Дальневосточного округа
с чем плата на подключение не устанавливается. 22.03.2021 ООО «АКС» направлен ответ с обоснованием, что планируемый объект строительства является объектом капитального строительства, а также с просьбой возобновить рассмотрение документов. 25.03.2021 управление повторно отказало в установлении платы на подключение (технологическое присоединение) объекта. Несогласие с отказом послужило основанием для обращения общества в арбитражный суд с требованием о признании отказа незаконным. Удовлетворяя заявленное требование, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что плата за подключение (технологическое присоединение ) объектов капитального строительства, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения подлежит государственному регулированию уполномоченными органами. Оставляя принятые по делу судебные акты без изменения, суд округа исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора. Отношения в сфере водоснабжения регулирует Федеральный закон от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон № 416-ФЗ). Подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоснабжения
Постановление № А76-31184/2015 от 15.03.2018 АС Уральского округа
дела. Из системного толкования ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания недействительными ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту, и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности. Согласно п. 31 ст. 2 Федерального закона № 190-ФЗ плата за подключение (технологическое присоединение ) к системе теплоснабжения представляет собой плату, которую вносят лица, осуществляющие строительство здания, строения, сооружения, подключаемых (технологически присоединяемых) к системе теплоснабжения, а также плату, которую вносят лица, осуществляющие реконструкцию здания, строения, сооружения в случае, если данная реконструкция влечет за собой увеличение тепловой нагрузки реконструируемых здания, строения, сооружения. В соответствии с ч. 8 - 11 ст. 14 Федерального закона № 190-ФЗ плата за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения устанавливается органом регулирования в
Постановление № А56-9102/17 от 21.12.2017 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда
Согласно п. 1.1. договора №32/15/ВС истец обязался выполнить действия по подготовке централизованной системы холодного водоснабжения к подключению (технологическому присоединению) Объекта Заказчика, указанного в разделе 3 договора, и, в соответствии с техническими условиями на подключение (технологическое присоединение) объекта (условиями подключения), являющимися Приложением №1 к договору, подключить объекта Заказчика к сетям централизованной системы холодного водоснабжения, а ответчик- внести плату за подключение (технологическое присоединение) и выполнить технические условия. В силу приложения № 4 к договору плата за подключение (технологическое присоединение ) определяется как произведение действующего тарифа на подключение в размере 1 807 342 рубля/куб.м./час и подключаемой нагрузки в точках подключения в размере 27,47 кум.м/час. В соответствии с п. 5.1. договора №32/15/ВС плата за подключение (технологическое присоединение) и Приложения №4 к договору составляет 58 584 267,99 рублей и подлежит уплате в порядке, определенном пунктом 5.2. договора: 8 787 640,20 рублей - в течение 15 дней с даты заключения договора (до 02.04.2016) 29 292
Постановление № А56-9108/17 от 21.12.2017 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда
Согласно п. 1.1. договора №31/15/ВС истец обязался выполнить действия по подготовке централизованной системы холодного водоснабжения к подключению (технологическому присоединению) Объекта Заказчика, указанного в разделе 3 договора, и, в соответствии с техническими условиями на подключение (технологическое присоединение) объекта (условиями подключения), являющимися Приложением №1 к договору, подключить объекта Заказчика к сетям централизованной системы холодного водоснабжения, а ответчик- внести плату за подключение (технологическое присоединение) и выполнить технические условия. В силу приложения № 4 к договору плата за подключение (технологическое присоединение ) определяется как произведение действующего тарифа на подключение в размере 1 807 342 рубля/куб.м./час и подключаемой нагрузки в точках подключения в размере 37,46 куб.м/час. В соответствии с п. 5.1. договора №31/15/ВС плата за подключение (технологическое присоединение) и Приложения №4 к договору составляет 80 529 376,03 рублей и подлежит уплате в порядке, определенном пунктом 5.2. договора: 12 079 406,40 рублей - в течение 15 дней с даты заключения договора (до 02.04.2016) 40 264
Решение № 12-418/16 от 09.08.2016 Центрального районного суда г. Сочи (Краснодарский край)
что подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения регулируется ст. 18 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон № 416-ФЗ). В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры относятся к регулируемым видам деятельности. Согласно ч. 13 ст. 18 Закона № 416-ФЗ, плата за подключение (технологическое присоединение ) в случае, если объем запрашиваемой заявителем нагрузки в целях обеспечения водоснабжения и (или) водоотведения объекта капитального строительства заявителя превышает устанавливаемый в порядке, утвержденным Правительством Российской Федерации, предельный уровень нагрузки, плата за подключение (технологическое присоединение) устанавливается органом регулирования тарифов индивидуально в порядке, установленном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденнымиПравительством Российской Федерации. Пунктами 11, 17 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных постановлением
Решение № 3А-224/2021 от 08.02.2022 Тамбовского областного суда (Тамбовская область)
помощником судьи Кирилловой Э.П. с участием прокурора Ермаковой Е.С. представителя административного истца ФИО1, представителя административного ответчика администрации Тамбовской области ФИО2, представителя заинтересованного лица Управления по регулированию тарифов Тамбовской области ФИО3, специалиста ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «РКС-Тамбов» о признании недействующим постановления администрации Тамбовской области от 29 октября 2020 года №889 «Об установлении предельных уровней нагрузки и диаметра трубопровода, при превышении которых плата за подключение (технологическое присоединение ) к сетям водоснабжения и (или) водоотведения устанавливается индивидуально» и взыскании судебных расходов по оплате государственной пошлины, УСТАНОВИЛ: 29 октября 2020 года администрацией Тамбовской области принято постановление №889 «Об установлении предельных уровней нагрузки и диаметра трубопровода, при превышении которых плата за подключение (технологическое присоединение) к сетям водоснабжения и (или) водоотведения устанавливается индивидуально» (далее по тексту решения – постановление от 29 октября 2020 года №889), официально опубликованное на сайте интернет-портала правовой информации (www.pravo.gov.ru)
Решение № 2-1714/2021 от 03.09.2021 Адлерского районного суда г. Сочи (Краснодарский край)
заявителя утвержденных в установленном порядке тарифов на подключение (технологическое присоединение), заключение договора о подключении откладывается до момента установления указанных тарифов. В нарушение указанных правил между истцом и ответчиком был заключен договор на безвозмездной основе, что противоречит нормам, регулирующим отношения в области водоснабжения и водоотведения, не соответствует требованиям установленным Постановлением Правительства РФ от 13 мая 2013 г. № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения», согласно п.п. 81, 82 которого плата за подключение (технологическое присоединение ) объекта лица, обратившегося в регулируемую организацию с заявлением о заключении договора о подключении к централизованной системе водоснабжения и (или) водоотведения, определяется на основании установленных тарифов на подключение (технологическое присоединение) или в индивидуальном порядке в случаях и порядке, которые предусмотрены настоящим документом. Размер платы за подключение рассчитывается организацией, осуществляющей подключение (технологическое присоединение), исходя из установленных тарифов на подключение (технологическое присоединение) и с учетом величины подключаемой (технологически присоединяемой) нагрузки и расстояния от точки