ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Плата за установку прибора учета - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Постановление Правительства РФ от 08.08.2012 N 808 (ред. от 14.02.2020) "Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами организации теплоснабжения в Российской Федерации")
они предусмотрены договором теплоснабжения, в размере, превышающем размер платы более чем за один расчетный период, установленный этим договором. После полного погашения (оплаты) потребителем указанной задолженности единая теплоснабжающая организация осуществляет по обращению потребителя снижение размера платы за тепловую энергию (мощность) в порядке, предусмотренном настоящим подразделом; отсутствие приборов учета тепловой энергии, наличие неисправности, несанкционированной настройки и вмешательства, утрата или истечение срока межповерочного интервала прибора учета, непредставление показаний приборов учета в установленные законодательством Российской Федерации или договором теплоснабжения сроки; неисполнение условия об обязательном обеспечении периодического (не чаще 1 раза в квартал) доступа уполномоченных представителей единой теплоснабжающей организации и (или) теплосетевой организации, к сетям которой (непосредственно или через тепловые сети иных организаций) присоединены теплопотребляющие установки потребителя, к приборам учета тепловой энергии и эксплуатационной документации с целью проверки условий их эксплуатации и сохранности, снятия контрольных показаний, а также несоблюдение режима потребления тепловой энергии или подача недостоверных показаний приборов учета; ненадлежащее техническое состояние тепловой сети
Определение № 307-ЭС19-6256 от 12.09.2019 Верховного Суда РФ
Правил № 354 (в редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 № 603, от 26.12.2016 № 1498) при отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и в случае наличия обязанности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению определяется исходя из норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению с применением повышающего коэффициента, величина которого в 2016 году принимается равной 1,4, а с 1 января 2017 года - 1,5. Этот коэффициент не применяется при наличии акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды и (или) электрической энергии, подтверждающего отсутствие технической возможности установки такого прибора учета, начиная с расчетного периода, в котором составлен такой акт. Следовательно, применение повышающего коэффициента к нормативу потребления соответствующей коммунальной услуги обусловлено, во-первых, наличием предусмотренной действующим законодательством
Решение № А59-3916/14 от 19.01.2015 АС Сахалинской области
статьи 36 Жилищного кодекса РФ прибор учета является общей собственностью собственников помещений многоквартирного дома. Из последовательного толкования статьей 152, 158, 164 ЖК РФ в их взаимосвязи следует, что управляющая организация действует в интересах собственников помещений жилого дома за счет получаемой от них платы. Оплата установки общедомовых приборов учета осуществляется управляющей организацией за счет средств, поступающих от собственников помещений в управляемом доме. При этом в состав платы за содержание общего имущества дома входит плата за установку прибора учета . Учитывая, что законом предусмотрена рассрочка платы за установку прибора учета, а также отсутствие решения собственников об ином порядке погашения расходов на установку общедомового прибора учета (статьи 156, 158 ЖК РФ, раздел III "Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или)
Решение № А59-3989/14 от 22.01.2015 АС Сахалинской области
энергии осуществляется за счет средств платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме. Из толкования статьей 152, 158, 164 ЖК РФ в их взаимосвязи следует, что управляющая организация действует в интересах собственников помещений жилого дома за счет получаемой от них платы. Оплата установки общедомовых приборов учета осуществляется управляющей организацией за счет средств, поступающих от собственников помещений в управляемом доме. При этом в состав платы за содержание общего имущества дома входит плата за установку прибора учета . Учитывая, что законом предусмотрена рассрочка платы за установку прибора учета, а также отсутствие решения собственников об ином порядке погашения расходов на установку общедомового прибора учета (статьи 156, 158 ЖК РФ, раздел III «Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или)
Постановление № 08АП-768/17 от 07.03.2017 Восьмого арбитражного апелляционного суда
отсутствует. При этом суд апелляционной инстанции учитывает вышеприведенную позицию Верховного Суда Российской Федерации. Так, из последовательного толкования статьей 152, 158, 164 ЖК РФ в их взаимосвязи следует, что управляющая организация действует в интересах собственников помещений жилого дома за счет получаемой от них платы. Оплата установки общедомовых приборов учета осуществляется управляющей организацией за счет средств, поступающих от собственников помещений в управляемом доме. При этом в состав платы за содержание общего имущества дома входит плата за установку прибора учета . Учитывая, что законом предусмотрена рассрочка платы за установку прибора учета, а также отсутствие решения собственников об ином порядке погашения расходов на установку общедомового прибора учета, такая плата должна возмещаться собственниками по мере возникновения обязанности управляющей организации по внесению очередного платежа. Таким образом, управляющая организация, выступая стороной по договору на установку общедомового прибора учета, не становится его собственником и вправе получить компенсацию от собственников только в составе вносимой ими платы, в состав
Постановление № 02АП-10687/16 от 17.01.2017 Второго арбитражного апелляционного суда
на счете дома также не имелось, ввиду чего Предприятие обратилось в ОАО «ЕИРКЦ» с просьбой включить оплату своих расходов отдельной строкой в платежных извещениях; распределение суммы оплаты за установку прибора учета производило ОАО «ЕИРКЦ», которое сообщило жителям о том, что в случае их несогласия с установленным сроком оплаты установки прибора учета они могут обратиться в МУП «Костромагорводоканал» за согласованием рассрочки внесения платы; однако, никто из жителей дома с подобными просьбами не обращался, плата за установку прибора учета внесена в полном объеме. Антимонопольный орган представил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором опровергает доводы заявителя, настаивает на законности и обоснованности обжалуемого судебного акта и не усматривает правовых оснований для его отмены. В соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам. Законность решения Арбитражного суда Костромской области
Решение № А28-8305/15 от 11.12.2015 АС Кировской области
отсутствие представителей ответчика и третьего лица. Ответчик исковые требования не признает по доводам, указанным в представленном письменном отзыве, считает себя ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку прибор учета был установлен в период деятельности предыдущей управляющей организации. Третье лицо в отзыве на исковое заявление указало, что требования должны быть предъявлены к ООО "Управляющая компания Нововятского района города Кирова" как управляющей организации, допустившей истца к фактической установке прибора учета. Кроме того, третье лицо подтвердило, что плата за установку прибора учета с жителей спорного многоквартирного дома им не взымалась. Исследовав материалы дела, заслушав представителя истца, арбитражный суд установил следующие фактические обстоятельства дела. МУП "Нововятский "Водоканал", являясь ресурсоснабжающей организацией по холодному водоснабжению, установило прибор учета водоснабжения расходометр – счетчик электромагнитный «ВЗЛЕТ ЭР» с заводским номером № 1313518 (далее – прибор учета, ОДПУ) в многоквартирном жилом доме, который находится под управлением ООО "Управляющая компания "Нововятск", по адресу: г. Киров, Нововятский район, ул. Мопра, д.2а (далее
Решение № 2-1173/13 от 04.09.2013 Таштагольского городского суда (Кемеровская область)
гигакалории в час (в отношении организации учета используемой тепловой энергии). Согласно договора на оказание услуг, от 25.06.2012 года, заключенного между ООО «Кузбасская энергосетевая компания» и ООО «Таштагольская управляющая компания», в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: г.Таштагол, ул. Коммунистическая,…., ООО «Кузбасская энергосетевая компания» установлен коллективный (общедомовой) прибор учета электрической энергии. На основании показаний данного прибора учета ООО «Металлэнергофинанс» осуществляется начисление платы на общедомовые нужды гражданам, проживающим в многоквартирном доме, а также взимается плата за установку прибора учета , чем нарушаются права потребителей. Согласно Постановления администрации Таштагольского муниципального района от 18.01.2013 года №17-п «Об утверждении реестра многоквартирных жилых домов признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу в Таштагольском районе по состоянию на 01.01.2012 года» дом № …, по ул. Коммунистическая г.Таштагола, включен в реестр многоквартирных жилых домов признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу в Таштагольском районе по состоянию на 01.01.2012 года. Таким образом, многоквартирный дом № 21
Решение № 12-392/2014 от 08.08.2014 Кировского районного суда г. Уфы (Республика Башкортостан)
административном правонарушении в отношении ОАО «Управление жилищного хозяйства Кировского городского округа город Уфа Республика Башкортостан», указано на то, что по распоряжению заместителя председателя Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному надзору № от ДД.ММ.ГГГГ проведение внеплановой выездной инспекционной проверки исполнения мероприятия по предписанию № от ДД.ММ.ГГГГ. На момент проверки по предписанию установлено: невыполнение в срок мероприятий по вышеуказанному предписанию, а именно: код позиции № – проверкой установлено, что жителям жилого <адрес> г.Уфы начислена плата за установку прибора учета тепловой энергии. Протокол внеочередного общего собрания собственников помещений многоквартирного <адрес> г.Уфы об установке прибора учета тепловой энергии отсутствует – не выполнено. Срок исполнения указанного мероприятия установлен до ДД.ММ.ГГГГ. Постановлением мирового судьи судебного участка № 1 по Кировскому району города Уфы Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ ОАО «Управление жилищного хозяйства Кировского городского округа город Уфа Республика Башкортостан» признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП Российской Федерации и подвергнуто административному штрафу
Решение № 2-58/15 от 01.04.2015 Сельцовского городского суда (Брянская область)
дома - 1351.80кв.м. итого получается 110руб.93коп. за 1 кв.м. общей площади квартиры. Так как собственникам квартир была предоставлена рассрочка оплаты за установку ОДПУ на 3 года, ежемесячное начисление за установку ОДПУ составило 3руб.08коп. с 1 кв.м. в месяц. Ссылаясь на то. что согласно ст.ст.152,158,164 ЖК РФ, управляющая организация действует в интересах собственников помещений жилого дома за счет получаемой от них платы, при этом в состав платы за содержание общего имущества дома входит плата за установку прибора учета , вместе с тем, плата по строке «Установка теплового счетчика» производится дополнительно и не входит в состав платы по статье «содержание и текущий ремонт», просил признать незаконными действия ответчика по включению в квитанции на оплату жилищно-коммунальных услуг платы за работу по установке ОДПУ и требование оплаты по строке «Установка теплового счетчика», обязать ответчика исключить из квитанции на оплату жилищно-коммунальных услуг строку «Установка теплового счетчика» и прекратить начисление платы за данную услугу, взыскать
Решение № 12-333/18 от 29.11.2018 Ленинскогого районного суда г. Иванова (Ивановская область)
разъяснены права, предусмотренные ст. 25.5. КоАП РФ. Отводов и ходатайств не заявлено. Защитник А. в удовлетворении жалобы просила отказать. Дополнительно пояснила, что плата за прибор это не плата за услугу, это плата за прибор учета по Федеральному закону № 261. В данном случае управляющая компания не является выгодоприобретателем. Собственники квартир должны возместить сумму за прибор учета по закону. Пункт 3.1.14 договора управления многоквартирным домом от ДД.ММ.ГГГГ к рассматриваемым правоотношениям не применим, поскольку плата за установку прибора учета не относится к коммунальным платежам, т.е. не является жилищной услугой. Главный консультант Ивгосжилинспекции ФИО17 жалобу просила удовлетворить. Уточнила, что Ивгосжилинспекция проводит проверки соблюдения лицензионных требований. Неправильное начисление платы за установленный прибор учета является нарушением лицензионных требований, поскольку это предусмотрено договором, так как относится к содержанию общего имущества. Проверив доводы жалобы, выслушав участвующих лиц, исследовав представленные материалы дела, нахожу постановление мирового судьи подлежащим отмене. Частью 2 статьи 14.1.3. КоАП РФ предусмотрена ответственность за
Решение № 12-339/18 от 12.12.2018 Ленинскогого районного суда г. Иванова (Ивановская область)
ходатайств не заявлено. Защитник ФИО3 в удовлетворении жалобы просил отказать, пояснил, что управляющей компанией под руководством Фефиловой Т.Г. во исполнение обязанности по содержанию общего имущества многоквартирного дома и установки ОДПУ выставлены квитанции собственникам в связи с тем, что на них лежит бремя содержания общего имущества. Обязанности, предусмотренные Жилищным кодексом РФ, были исполнены, нарушения лицензионных требований не было. Начальник отдела по контролю за начислением платы ЖКУ Ивгосжилинспекции ФИО2 просила жалобу удовлетворить. Уточнила, что плата за установку прибора учета является платой за общее имущество и его надлежащее содержание. Проверив доводы жалобы, выслушав участвующих лиц, исследовав представленные материалы дела, нахожу постановление мирового судьи подлежащим отмене. Частью 2 статьи 14.1.3. КоАП РФ предусмотрена ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований. В соответствии с п. 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №) лицензионными требованиями к лицензиату являются: а)