ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Платные медицинские услуги - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Решение № АКПИ23-721 от 04.10.2023 Верховного Суда РФ
5 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», пункту 10 Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 октября 2012 г. № 1006, действовавших до 1 сентября 2023 г. (далее - Правил предоставления платных медицинских услуг № 1006). Как полагает административный истец, оспариваемая норма, запрещая медицинским организациям без направления лечащего врача, оформленного в соответствии с требованиями Правил, оказывать платные медицинские услуги по выбору пациента, в том числе при наличии выписки из медицинских документов с необходимыми данными, нарушает право пациента на получение платных медицинских услуг в виде осуществления отдельных медицинских вмешательств и обусловливает приобретение одной платной медицинской услуги - магнитно-резонансной томографии (далее также - МРТ) обязательным приобретением иной медицинской услуги - консультации врача-специалиста (лечащего врача). Пункт 14 Правил устанавливает в качестве требования к содержанию направления указание наименования медицинской организации, в которую направляется пациент для проведения
Определение № 304-ЭС19-11718 от 19.07.2019 Верховного Суда РФ
правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Однако, установив пропуск срока давности привлечения к административной ответственности на момент рассмотрения дела в суде, отказали в удовлетворении заявленного требования. Приведенные в жалобе доводы о том, что выезд мобильных бригад для оказания первичной медико-санитарной помощи не образует стационарных мест, отклонен судами исходя из установленных обстоятельств, свидетельствующих о том, что под видом выезда мобильных бригад, врачами общества осуществлялись платные медицинские услуги населению вне адресов, указанных в лицензии. Исходя из доводов жалобы, основания для иной оценки выводов судов отсутствуют. Доводы жалобы были предметом рассмотрения судов и получили исчерпывающую правовую оценку применительно к установленным обстоятельствам. Кроме того, по смыслу части 1 статьи 291.1, части 7 статьи 291.6, статьи 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подлежит передаче для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в ней доводы подтверждают наличие
Определение № 308-ЭС21-5150 от 12.05.2021 Верховного Суда РФ
государственного задания, характеризующего объем оказываемых государственных работ установленных на 2017 – 2018 годы не представлено. Более того, как указал суд, Номенклатурой медицинских услуг, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 13.10.2017 № 804н, установлено, что указанные исследования могут выступать в качестве самостоятельной медицинской услуги; возможность самостоятельной оценки и учета исследований следует также из приказа региональной энергетической комиссии департамента цен и тарифов Краснодарского края от 22.07.2015 № 15/2015-м «Об утверждении предельных максимальных цен на платные медицинские услуги (кроме экстренной медицинской помощи), оказываемые государственным бюджетным учреждением здравоохранения «Бюро судебно-медицинской экспертизы № 2» Министерства здравоохранения Краснодарского края». Признавая недействительным представление счетной палаты о неправомерности включения в пункт 2.5 устава учреждения права осуществлять предпохоронную подготовку, суд отметил, что включение в устав учреждения такого права не противоречит положениям Правил приема, регистрации, хранения и выдачи трупов в судебно-медицинских моргах, утвержденных приказом Минздрава СССР от 09.07.1991 № 182. Кроме того, целью контрольного мероприятия являлась проверка целевого
Постановление № 308-АД15-11768 от 23.12.2015 Верховного Суда РФ
(стойках) медицинской организации в том числе информацию, содержащую адреса и телефоны органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан, территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Оценив представленные в материалы дела доказательства и установив, что предусмотренная подпунктом «з» пункта 11 Правил № 1006 информация, являющаяся обязательной к размещению на сайте медицинской организации, оказывающей платные медицинские услуги населению, отсутствие которой вменяется предпринимателю, не связана с качеством оказываемых предпринимателем платных медицинских услуг, суд первой инстанции пришел к выводу, что вменяемое предпринимателю деяние не образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.4 КоАП РФ. Поскольку оспариваемое постановление административного органа содержит неправильную квалификацию административного правонарушения, суд первой инстанции признал его незаконным и отменил. Не соглашаясь с указанным выводом суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции признал правильной произведенную административным органом
Постановление № 03АП-5798/2012 от 17.01.2013 Третьего арбитражного апелляционного суда
№586, протокол об административном правонарушении от 27.09.2012 № 844. В акте проверки и протоколе зафиксировано, что при оказании платных медицинских услуг физическому лицу 02.05.2012 в стоматологическом кабинете «Тари» (имеется запись в журнале приема пациентов, предоставлена медицинская карта стоматологического больного, записи от 02.05.2012) в нарушение прав потребителя при предоставлении платных медицинских услуг не был оформлен в письменной форме договор, что являются нарушением пунктов 2, 11 Правил предоставления платных медицинских услуг, в соответствии с которыми платные медицинские услуги осуществляются в рамках договоров с гражданами, предоставление платных медицинских услуг оформляется договором, которым регламентируются условия и сроки их получения, порядок расчетов, права, обязанности и ответственность сторон. В акте проверки и протоколе также зафиксировано, что для предоставления платных медицинских услуг предпринимателем используются лекарственные препараты с истекшими сроками годности, что является нарушением пункта 5 Правил предоставления платных медицинских услуг, в соответствии с которыми медицинские учреждения обязаны обеспечивать соответствие предоставляемых платных медицинских услуг населению требованиям, предъявляемым
Постановление № 17АП-11704/2015 от 23.09.2015 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
услуг пациентам устанавливаются Правительством Российской Федерации. На основании ст. 39.1 Закона РФ «О защите прав потребителей» Правила оказания отдельных видов услуг, выполнения отдельных видов работ потребителям устанавливаются Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 04.10.2012 № 1006 утверждены Правила предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг (далее - Правила № 1006). Согласно п. 2 Правил № 1006 в целях предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг для целей настоящих Правил используются следующие основные понятия: « платные медицинские услуги » - медицинские услуги, предоставляемые на возмездной основе за счет личных средств граждан, средств юридических лиц и иных средств на основании договоров, в том числе договоров добровольного медицинского страхования (далее - договор); «потребитель» - физическое лицо, имеющее намерение получить либо получающее платные медицинские услуги лично в соответствии с договором. Потребитель, получающий платные медицинские услуги, является пациентом, на которого распространяется действие Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»; «исполнитель» - медицинская
Постановление № А60-18559/2021 от 16.03.2022 АС Уральского округа
вопроса о виде такой помощи (статья 23 Закона № 3185-1). В соответствии с пунктом 2 Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.10.2012 № 1006, под платными медицинскими услугами понимаются медицинские услуги, предоставляемые на возмездной основе за счет личных средств граждан, средств юридических лиц и иных средств на основании договоров, в том числе договоров добровольного медицинского страхования; под потребителем – физическое лицо, имеющее намерение получить либо получающее платные медицинские услуги лично в соответствии с договором. Потребитель, получающий платные медицинские услуги, является пациентом, на которого распространяется действие Закона об основах охраны здоровья граждан; под заказчиком – физическое (юридическое) лицо, имеющее намерение заказать (приобрести) либо заказывающее (приобретающее) платные медицинские услуги в соответствии с договором в пользу потребителя; под исполнителем – медицинская организация, предоставляющая платные медицинские услуги потребителям. На основании пункта 5.1 части 1 статьи 16 Закона № 323-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской
Решение № 2-3541 от 22.11.2010 Ленинскогого районного суда г. Чебоксар (Чувашская Республика)
г.Чебоксары Ленинский районный суд города Чебоксары Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Агеева О.В., при секретаре судебного заседания Басыровой Г.Х., с участием заявителя Кузьмина А.А., представителя заинтересованного лица администрации города Чебоксары Яковлевой Э.А., представителя заинтересованного лица Муниципального учреждения здравоохранения «Городская клиническая больница №1» Мыловой Т.А., прокурора Шашкова В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению Кузьмина Андрея Александровича об оспаривании постановления администрации г.Чебоксары «Об установлении предельных цен на платные медицинские услуги , предоставляемые муниципальными учреждениями здравоохранения города Чебоксары» от 15 января 2009г. № 7 в части и постановления администрации г.Чебоксары «О внесении изменений в постановление администрации г.Чебоксары от 15 января 2009 г. №7 «Об установлении предельных цен на платные медицинские услуги, предоставляемые муниципальными учреждениями здравоохранения города Чебоксары» от 28 сентября 2010г. №188 в части, установил: Кузьмин А.А. обратился в суд с заявлением об оспаривании постановления администрации г.Чебоксары «Об установлении предельных цен на платные медицинские
Апелляционное определение № 2-877/2022 от 30.11.2023 Волгоградского областного суда (Волгоградская область)
которого является оказание платных медицинских услуг, предусмотренных приложением № 1 к договору, включающих в себя: МРТ пояснично-крестцового отдела позвоночника, рентгенографию коленного сустава, общий анализ мочи, клинический анализ крови, биохимический анализ крови, консультации специалистов по показаниям, лечебную физкультуру с использованием тренажера «Кинезиотерапия», медицинский массаж спины, физиотерапевтическое лечение. 18 декабря 2020 г. между ООО «Волгамед» и Сапунковым Н.Я. подписано дополнительное соглашение к договору № 4279, по условиям которого исполнитель принял на себя обязательства оказать следующие платные медицинские услуги : миофасциальная нейростимуляция 5 процедур; введение тромбоцитарной аутоплазмы паравертебрально, параартикулярно 10 процедур. 25 декабря 2020 г. между ООО «Волгамед» и Сапунковым Н.Я. подписано дополнительное соглашение к договору № 4279, по условиям которого исполнитель принял на себя обязательства оказать следующие платные медицинские услуги: внутривенное введение препарата «Лаеннек» 5 процедур; внутривенное введение лекарственных препаратов (включая стоимость 2 препаратов) 10 процедур; лазерная терапия аппарат «лазмик ВЛОК» 8 процедур; введение аутологичной стромально-васкулярной фракции жировой ткани внутрисуставно 1
Апелляционное определение № 2-33/202333-15021/2023 от 18.01.2024 Самарского областного суда (Самарская область)
выводам. Базовым нормативно-правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21.11.2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Пунктом 2,3 Постановления Правительства РФ от 11.05.2023 N 736 "Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 4 октября 2012 г. N 1006" установлено, что: " платные медицинские услуги " - медицинские услуги, предоставляемые на возмездной основе за счет личных средств граждан, средств работодателей и иных средств на основании договоров, в том числе договоров добровольного медицинского страхования (далее - договоры); "заказчик" - физическое или юридическое лицо, имеющее намерение заказать или приобрести платные медицинские услуги либо заказывающее или приобретающее платные медицинские услуги в соответствии с договором в пользу потребителя; "потребитель" - физическое лицо, имеющее намерение получить платные медицинские услуги либо получающее платные медицинские