ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Подписной лист - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Апелляционное определение № 117-АПА19-12 от 11.09.2019 Верховного Суда РФ
части 14 статьи 40 Закона города Севастополя «О выборах депутатов Законодательного Собрания города Севастополя» (подписи избирателей, собранные до дня оплаты изготовления подписных листов); пункта 3 части 14 статьи 40 Закона города Севастополя «О выборах депутатов Законодательного Собрания города Севастополя» (подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности); пункта 6 части 14 статьи 40 Закона города Севастополя «О выборах депутатов Законодательного Собрания города Севастополя» (подписи избирателей с исправлениями в датах их внесения в подписной лист , если эти исправления специально не оговорены избирателями, а также подписи избирателей, даты внесения которых проставлены избирателями несобственноручно); пункта 7 части 14 статьи 40 Закона города Севастополя «О выборах депутатов Законодательного Собрания города Севастополя» (подписи избирателей с исправлениями в соответствующих этим подписям сведениях об избирателях, если эти исправления специально не оговорены избирателями или лицами, осуществляющими сбор подписей избирателей); пункта 8 части 14 статьи 40 Закона города Севастополя «О выборах депутатов Законодательного Собрания города Севастополя»
Апелляционное определение № 52-АПА19-7 от 27.08.2019 Верховного Суда РФ
по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, если будет установлено, что оно принято с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24-26 статьи 38 названного закона, иных предусмотренных им требований, а также иным законом. В пункте 24 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ установлен исчерпывающий перечень оснований отказа в регистрации кандидата, в том числе - недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата (подпункт «д»). В силу требований пункта 12 статьи 37 Федерального закона № 67-ФЗ, каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, обязанного при его заверении собственноручно указать свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также поставить свою подпись и дату ее внесения. Аналогичные положения содержатся в пункте 10 статьи 44 Закона Республики Алтай № 12-15. В соответствии с пунктом 1.2 статьи 37 Федерального закона №
Апелляционное определение № 92-АПА19-4 от 23.08.2019 Верховного Суда РФ
указанному избирательному округу ФИО1 представил подписные листы с 397 подписями избирателей в свою поддержку. Согласно итоговому протоколу рабочей группы от 31 июля 2019 года по проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку ФИО1, из проверенных 397 подписей количество действительных составило 260, недостоверными (недействительными) признаны 137 , в том числе: 8 подписей по коду 2 - место жительства избирателя находится за пределами избирательного округа; 1 подпись по коду 4 - подпись избирателя внесена в подписной лист раньше дня оплаты изготовления подписных листов; 3 подписи по коду 10 - указан неполный адрес места жительства избирателя; 4 подписи - по коду 21 дата заверения подписного листа проставлена ранее даты внесения подписи избирателя; 99 подписей по кодам 23, 28 - указаны несоответствующие действительности сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей (пункт 7 части 10 статьи 41 Закона Республики Тыва № 1031 ВХ-1); 8 подписей по коду 25 - нет даты внесения подписи лица, осуществлявшего
Апелляционное определение № 92-АПА19-5 от 30.08.2019 Верховного Суда РФ
67-ФЗ установлен исчерпывающий перечень оснований отказа в регистрации кандидата, в том числе, недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата (подпункт «д»). Аналогичные основания содержатся в пунктах 6.1 и 8 части 8 статьи 42 Закона Республики Тыва от 28 ноября 2011 года № 1031 ВХ-1 «О выборах депутатов Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва» (далее - Закон Республики Тыва № 1031 ВХ-1). В силу требований пункта 12 статьи 37 Федерального закона № 67-ФЗ, каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, которое обязано указать собственноручно свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также поставить свою подпись и дату ее внесения. В части 2.1 статьи 39 Закона Республики Тыва № 1031 ВХ-1 содержатся аналогичные положения. В соответствии с пунктом 1.2 статьи 37 Федерального закона № 67-ФЗ,
Апелляционное определение № 5-АПА19-124 от 26.08.2019 Верховного Суда РФ
так как проставлялись в период сбора подписей, исправления были внесены после сдачи заявителем документов в избирательную комиссию; вывод о недействительности 139 подписей в связи с отсутствием активного избирательного права на территории округа административный истец считает неверным в отношении 135 подписей, которые были исключены безосновательно, в том числе не представлены заключения экспертов МВД; 19 признанных недействительными подписей уже были включены в подписи, которые признаны недействительными, по причине неуказания даты собственноручного внесения избирателем своей подписи в подписной лист ; в отношении 458 подписей, признанных недействительными, в связи с тем, что даты внесения подписей проставлены избирателями не собственноручно, подпись может признаваться недействительной только при наличии заключения эксперта. Предоставленное заключение эксперта ФИО5 не может обосновывать недействительность подписей, так как решение окружной избирательной комиссии о включении эксперта в рабочую группу ему не было предоставлено, он не обладал информацией о том, что эксперт принимал участие в проверке данных подписей, нет сведений об оборудовании, использованном для проведения
Постановление № А33-19787/17 от 13.12.2017 Третьего арбитражного апелляционного суда
и зарегистрированного за номером 18589, указанными нежилыми помещениями в размере 429,2 кв. м. распоряжается не конкурсный управляющий, а иное лицо - ФИО9 На письмо отправленное ФИО2 28.02.2017 ответ не получен (получено ФИО2 16.03.2017, что подтверждается отслеживанием почтового идентификатора №63404952553550 на сайте почты России). В помещениях, принадлежащих ООО «Рикос», размещается частный детский сад, сдаются комнаты. Кроме того, в подтверждение факта использования помещения по адресу: ул. Иркутский тракт. д. 51/5. г. Томск, Управлением представлены документы: - подписной лист граждан, проживающих по адресу ул. Иркутский тракт, д. 51/5, г. Томск (всего 23 человека подписавшихся), указавших, что нежилые помещения площадью 429,2 кв.м. этаж цокольный, сдаются в аренду; - протокол осмотра интернет страниц от 19.05.2017, которым зафиксировано, что на интернет странице Kotofey-tomsk.ru указано: «Наши адреса: <...>, г. Томск, Иркутский тр., 51/5 (р-н Октябрьского рынка), <...>. Мы работаем для Вас: с 9.00 до 20.00 (без выходных) Центр развития речи Котофей»; на интернет странице umkavtomske.t-70.ru установлено наличие
Постановление № А78-636/2009 от 08.06.2009 АС Восточно-Сибирского округа
быть предметом третейского разбирательства в соответствии с федеральным законом; решение третейского суда нарушает основополагающие принципы российского права. ОАО «МРСК Сибири», ОАО «ТГК №14» являются участниками Третейского соглашения №ТС-2005 о передаче споров на разрешение Третейского суда при РАО «ЕЭС России, заключенного между ОАО РАО "ЕЭС России", ОАО "СО-ЦДУ ЕЭС", ОАО "ФСК ЕЭС", оптовыми генерирующими компаниями, территориальными генерирующими компаниями, межрегиональными распределительными сетевыми компаниями и другими юридическими лицами. Третейское соглашение №ТС-2005 подписано ОАО «МРСК Сибири» 24.11.2005 ( подписной лист 6.28 стр. 32) и ОАО «ТГК №14» (подписной лист 6.24 стр. 28). В соответствии с пунктом 2.1 Третейского соглашения все споры, которые возникли между всеми или некоторыми (отдельными) сторонами до вступления в силу Третейского соглашения или которые могут возникнуть между всеми или некоторыми (отдельными) сторонами после вступления в силу Третейского соглашения, при условии, что они вытекают из гражданских правоотношений, подлежат разрешению Третейским судом при ОАО РАО «ЕЭС России» в соответствии с его правилами, действующими
Постановление № 13АП-24294/2014 от 29.01.2015 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда
по вопросу «Оценка воздействия на окружающую среду карьера», а письмом от 20.06.2013 (т.1, л.д.34-36) направил на согласование акты выбора земельных участков под размещение карьера и сопутствующих объектов. Кроме того, 21.06.2013 в адрес Главы Администрации Вешкельского сельского поселения от председателя Общественного Совета с.Вешкелица ФИО5 поступило обращение о проведении публичных слушаний по вопросу размещения карьера по добыче строительного камня на участке недр «Застава» и сопутствующих объектов на территории Вешкельского сельского поселения (т.2, л.д.9). К обращению прилагался подписной лист , содержащий подписи жителей с.Вешкелица, поддерживающих обращение о проведении публичных слушаний (т.2, л.д.10-13). Также в адрес Главы Вешкельского сельского поселения 21.06.2013 поступило обращение инициативной группы жителей Вешкельского сельского поселения о проведении публичных слушаний (т.2, л.д.15) с приложением подписных листов жителей (т.2, л.д.16-21). Решением Совета Вешкельского сельского поселения от 29.06.2013 №1 (т.2, л.д.22) проведение публичных слушаний по вопросу «Размещение карьера по добыче строительного камня на участке недр «Застава» на территории Вешкельского сельского поселения Суоярвского муниципального
Постановление № А10-2824/08-Ф02-6920/2008 от 14.01.2009 АС Восточно-Сибирского округа
третейское соглашение заключается в письменной форме. Третейское соглашение считается заключенным в письменной форме, если оно содержится в документе, подписанном сторонами, либо заключено путем обмена письмами, сообщениями по телетайпу, телеграфу или с использованием других средств электронной или иной связи, обеспечивающих фиксацию такого соглашения (пункт 1). При несоблюдении правил, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, третейское соглашение является незаключенным (пункт 2). В данном случае письменная форма заключения третейского соглашения соблюдена, соглашение было подписано ОАО «Бурятэнерго» 31.08.06 ( подписной лист 6.177), ОАО «Бурятэнергосбыт» 05.05.06 (подписной лист 6.116), ОАО «МРСК Сибири» 24.11.05 (подписной лист 6.28). Следовательно, форма и содержание Третейского соглашения №ТС-2005 соответствует требованиям статей 5 и 7 Федерального закона «О третейских судах в Российской Федерации». Необоснован довод кассационной жалобы об отсутствии соглашения сторон о передаче спора на рассмотрение третейского суда при Фонде «ПЭТЭК» в связи со следующим. В соответствии с пунктом 5.3 Третейского соглашения ТС-2005 ОАО РАО «ЕЭС России, уведомив другие стороны и направив
Постановление № 13АП-13095/2022 от 22.06.2022 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда
каждому вопросу повестки дня, выраженные формулировками "за", "против" или "воздержался". Вместе с тем, в подписном листе (решения собственников) к протоколу 11.04.2020 общего собрания, который был представлен в Министерство письмом от 16.10.2020 № 96 (том 1 л.д.99 оборот – 104) графы "за", "против" или "воздержался" не заполнены, равно как и не указана повестка дня общего собрания, в связи, с чем достоверно определить волеизъявление собственников помещений на ремонт перекрытий квартиры №7 МКД не представляется возможным (заполненный подписной лист с отметками о голосовании был представлен в Министерство уже после вынесения оспариваемого предписания письмом от 09.08.2021 № 45, том 2 л.д.48-63). С учетом вышеизложенного, суд первой инстанции обоснованно согласился с выводом Министерства о том, что ООО «УК «Специалист ЖКХ» не имело права пользоваться полномочиями владельца специального счета, для финансирования проведения ремонта части крыши МКД и внутриквартирных перекрытий квартиры №7 за счет специализированных средств фонда капитального ремонта МКД. Учитывая изложенное, Министерство, установив нарушение требований частей
Решение № 3А-18/2021 от 17.08.2021 Камчатского краевого суда (Камчатский край)
(или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки является основанием для отказа в регистрации кандидата. Таким образом, кандидат в депутаты Законодательного Собрания Камчатского края четвертого созыва ФИО70 набрал 394 действительных подписей избирателей, что является недостаточным для регистрации, так как для регистрации кандидата по одномандатному избирательному округу № 14 необходимо представить не менее 437 действительных подписей избирателей. Судом в ходе рассмотрения дела проверены подписные листы, признанные недействительными, в результате чего установлено следующее: - подписной лист № 1, строка 3, избиратель ФИО1 В.Н. – согласно сведениям Миграционного пункта отделения полиции № 16 МО МВД России «Корякский» (далее – МП ОП № 16 МО МВД России «Корякский») человека с такой датой рождения не существует; - подписной лист № 1, строка 4, избиратель ФИО2 - согласно сведениям МП ОП № 16 МО МВД России «Корякский» человека с такими данными нет; - подписной лист № 2, строка 1, избиратель ФИО3 - согласно сведениям
Решение № 3А-345/20 от 25.08.2020 Костромского областного суда (Костромская область)
средств, за счет которых совершена сделка. Имеющаяся в графе 2 раздела 2 справок рукописная запись «отсутствует» не свидетельствует о выполнении требований закона при заполнении сведений. При этом из отобранных для проверки всех представленных ФИО6 подписей (651 подпись) административным ответчиком было обнаружено 47 недействительных подписей, то есть 7,2 %, что должно было повлечь отказ в регистрации кандидата. Кроме того, недействительными должны были быть признаны не 47, а 56 подписей, так как в папке № 1 подписной лист № 88 (5 подписей) в заверительной надписи сборщика ФИО18 неверно указано жилое помещение (вместо квартиры № согласно сведениям о сборщиках номер квартиры указан как № в папке № 2 подписной лист № 51 (4 подписи) в заверительной надписи сборщика ФИО19 неверно указана дата выдачи паспорта (ДД.ММ.ГГГГ года вместо ДД.ММ.ГГГГ года), что влечет недействительность всех подписей в соответствующем подписном листе. В этом случае число достоверных и действительных подписей составит 595, что менее требуемых для регистрации
Решение № 3-70/2013 от 11.08.2013 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)
кандидатами при проведении выборов депутатов Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан пятого созыва в данную избирательную комиссию. дата состоялось заседание рабочей группы территориальной избирательной комиссии с участием ФИО1 по проверке подписных листов. В ходе проверки заявленных и представленных 310 подписей избирателей выявлены нарушения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в подписных листах, а именно: - дата подписи сборщика раньше даты подписи избирателя – одна подпись ( подписной лист №..., подпись поадрес); - дата внесения подписи избирателя выполнена ранее дня оплаты изготовления подписных листов, ранее дня уведомления избирательной комиссии о самовыдвижении кандидата – три подписи (подписной лист №..., подписи под №№... и №...; подписной лист №..., подпись поадрес); - нет или неполная, неверная дата подписи избирателя, неоговоренные исправления – семь подписей (подписной лист №..., подпись поадрес; подписной лист №... подпись поадрес; подписной лист №... подпись под №...; подписной лист №... подпись поадрес; подписной
Решение № 3А-64/19 от 21.08.2019 Верховного Суда Республики Марий Эл (Республика Марий Эл)
соответствующие действительности. В этом случае подпись признается недействительной только при наличии официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, либо на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи; подписи избирателей, участников референдума без указания каких-либо из сведений, требуемых в соответствии с настоящим Федеральным законом, и (или) без указания даты собственноручного внесения избирателем, участником референдума своей подписи в подписной лист ; подписи избирателей, участников референдума с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями, участниками референдума, а также подписи избирателей, участников референдума, даты внесения которых проставлены избирателями, участниками референдума несобственноручно, - на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи; подписи избирателей, участников референдума с исправлениями в соответствующих этим подписям сведениях об избирателях, участниках референдума, если эти исправления специально не оговорены избирателями,