ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Полномочия финансового органа местного самоуправления - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Постановление Конституционного Суда РФ от 29.03.2011 N 2-П "По делу о проверке конституционности положения пункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в связи с жалобой муниципального образования - городского округа "Город Чита"
2009 года N 250-О-П, является обязательным во всех случаях. Из этого следует, что обязанность возмещать потери теплоснабжающих организаций в виде межтарифной разницы, образовавшейся вследствие установления органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации тарифа на тепловую энергию для населения на уровне ниже экономически обоснованного, может быть возложена на органы местного самоуправления городских округов только в случае наделения их соответствующими полномочиями в порядке, установленном Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", с предоставлением необходимых для их реализации, включая компенсацию межтарифной разницы, финансовых и материальных средств. Соответственно, без наделения органов местного самоуправления городских округов такими государственными полномочиями субъекты Российской Федерации не вправе предоставлять местным бюджетам межбюджетные трансферты целевого назначения на покрытие указанных расходов, поскольку это означало бы, по сути, возложение на органы местного самоуправления государственных полномочий в нарушение установленного федеральным законодательством порядка. 6. Таким образом, положение пункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного
Постановление Конституционного Суда РФ от 26.04.2016 N 13-П "По делу о проверке конституционности пункта 18 части 1 статьи 14 и пункта 14 части 1 статьи 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в связи с жалобой администрации муниципального образования "Нерюнгринский район"
организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов, это не может само по себе служить препятствием для проверки Конституционным Судом Российской Федерации конституционности оспариваемых законоположений, поскольку, закрепляя содержание подлежащих обязательному решению на уровне соответствующих муниципальных образований вопросов местного значения, они как в прежней, так и в ныне действующей редакции служат нормативно-правовым основанием для установления объема и содержания полномочий и финансовых обязательств органов местного самоуправления в области обращения с отходами. Соответственно, предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации по настоящему делу являются пункт 18 части 1 статьи 14 и пункт 14 части 1 статьи 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в той мере, в какой на основании содержащихся в них положений об отнесении вопросов сбора и вывоза, а также утилизации и переработки отходов к вопросам местного значения, подлежащим решению органами местного
Распоряжение Правительства РФ от 30.06.2010 N 1101-р (ред. от 07.12.2011) <Об утверждении Программы Правительства РФ по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года>
лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса, на органы государственной власти, на которые возложены функции по установлению порядка предоставления указанных средств, и на получателей бюджетных средств, заключающих гражданско-правовые договоры от имени соответствующих публично-правовых образований. Реформирование государственного (муниципального) финансового контроля требует более четкого разграничения полномочий органов финансового контроля по горизонтали (т.е. между органами государственного (муниципального) финансового контроля публично-правового образования) и по вертикали (т.е. между органами государственного (муниципального) финансового контроля разных публично-правовых образований), в том числе в части контроля за соблюдением субъектами Российской Федерации (муниципальными образованиями) целей и условий получения межбюджетных трансфертов. Полномочия Счетной палаты Российской Федерации и контрольно-счетных органов, созданных законодательными (представительными) органами государственной власти и органами местного самоуправления , по осуществлению внешнего государственного (муниципального) финансового контроля (аудита) определяются соответственно Федеральным законом "О Счетной палате Российской Федерации", законами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о контрольно-счетных органах. Федеральное казначейство (финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных
Определение № 302-ЭС17-2875 от 14.04.2017 Верховного Суда РФ
края отдельными государственными полномочиями Красноярского края по реализации временных мер поддержки населения в целях обеспечения доступности коммунальных услуг» (далее – Закон № 3-959) наделил на 2013 - 2014 годы органы местного самоуправления государственными полномочиями по выплате компенсации части расходов граждан на оплату коммунальных услуг (субсидии). В соответствии с пунктами 1 - 2 статьи 6 Закона № 3-957 финансовое обеспечение компенсации части расходов граждан на оплату коммунальных услуг является расходным обязательством Красноярского края и финансируется за счет средств краевого бюджета; для предоставления компенсации части расходов граждан на оплату коммунальных услуг бюджетам городских округов и муниципальных районов края предоставляются финансовые средства в форме субвенций. Согласно пункту 1 части 4 Закона № 3-959 финансовые средства, необходимые органам местного самоуправления для осуществления государственных полномочий, предусматриваются законом края о краевом бюджете в форме субвенций бюджетам городских округов и муниципальных районов края. Судами установлено, что на лицевые счета администрации поступили денежные средства краевого бюджета в
Кассационное определение № 3-КГ18-18 от 03.04.2019 Верховного Суда РФ
статей 70, 84, 178, 180, части 3 статьи 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предметом исследования и оценки судов не являлись. В соответствии с частями 4, 5 статьи 19 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями на неограниченный срок либо, если данные полномочия имеют определенный срок действия, на срок действия этих полномочий. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления , осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. Согласно части 2 статьи 63 указанного закона финансовое обеспечение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления законами субъектов Российской Федерации, осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации путем предоставления субвенций местным бюджетам из бюджетов субъектов Российской Федерации в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми
Решение № А27-25162/2009 от 14.01.2011 АС Кемеровской области
задолженности по данному исполнительному листу не свидетельствует о его исполнении, поскольку в Соглашении фактически идет речь о рассрочке исполнения судебного акта. Вместе с тем, ни Администрация района, ни Финансовое управление не обращались в суд с заявлением о рассрочке исполнения указанного судебного акта. Соглашение не одобрено и не подписано взыскателем. С другой стороны, судом предлагалось и Финансовому управлению, и Администрации района дать пояснения относительно того, какой орган местного самоуправления района выполняет функции и полномочия финансового органа местного самоуправления , предусмотренные статьей 242.2 БК РФ, и каков связи с этим порядок исполнения подобных исполнительных документов. С этой целью судебное разбирательство откладывалось с 16.12.2010 до 14.01.2011. Однако подобные пояснения представлены не были. Ссылки представителя Финансового управления, одновременно представляющего в судебном заседании интересы Администрации района, на то, что данные функции осуществляются непосредственно Администрацией района в лице заместителя Главы Администрации района по экономике и частично работниками бухгалтерии, не подтверждены документально и оцениваются судом критически.
Постановление № А55-36055/20 от 01.09.2022 АС Поволжского округа
основным общеобразовательным программам. Полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования установлены частью 1 статьи 9 Федерального закона № 273-ФЗ и к ним относятся в том числе: - организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами) (пункт 1); -создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций (за исключением создания органами местного самоуправления муниципальных районов муниципальных образовательных организаций высшего образования), осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций (пункт 4). Специальные нормы, регулирующие вопросы организации питания и обеспечения питанием лиц, обучающихся в образовательных организациях, и определяющие полномочия соответствующих органов по данным вопросам, содержатся в статье 37 Федерального закона № 273-ФЗ. Частью 1 указанной статьи установлено, что организация питания обучающихся возлагается на организации, осуществляющие
Постановление № Ф03-2182/2022 от 15.06.2022 АС Дальневосточного округа
отдельных государственных полномочий (часть 6 статьи 19 Федерального закона № 131-ФЗ). Согласно статье 3 Закона № 428-ОЗ органы местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов Амурской области наделены государственными полномочиями Амурской области по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев (далее – государственные полномочия). В силу статьи 7 Закона № 428-ОЗ органы местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий вправе, в том числе, дополнительно использовать собственные финансовые средства и материальные ресурсы в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования; органы местного самоуправления обязаны, в том числе: осуществлять государственные полномочия в соответствии с федеральным законодательством, настоящим Законом и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами области, обеспечивать целевое и эффективное использование финансовых средств и материальных ресурсов, предоставленных на осуществление государственных полномочий. Финансовое обеспечение государственных полномочий осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета. Распределение субвенций местным бюджетам между муниципальными образованиями области устанавливается
Постановление № А74-7586/2017 от 03.04.2018 Третьего арбитражного апелляционного суда
бюджетной системы Российской Федерации. Согласно пункту 4 статьи 3, абзацу девятому части первой статьи 8 БК РФ установление порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта Российской Федерации относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Приостановление предоставления межбюджетных трансфертов предполагает прекращение соответствующим главным распорядителем бюджетных средств на основании акта финансового органа осуществления операций по перечислению трансфертов, и прекращение санкционирования органом Федерального казначейства (финансовым органом субъекта Российской Федерации или муниципального образования) операций по перечислению указанных межбюджетных трансфертов из соответствующего бюджета. Одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации является принцип самостоятельности бюджетов (статья 28 БК РФ). Согласно статье 31 БК РФ принцип самостоятельности бюджетов означает, в том числе право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств, а также право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, за исключением случаев, предусмотренных указанным
Решение № от 21.03.2011 Кущевского районного суда (Краснодарский край)
Российской Федерации осуществляет методологическое руководство в области составления и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, устанавливает единую методологию бюджетной классификации Российской Федерации и бюджетной отчетности. Кроме того, п. 1 ст. 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что единая методология и стандарты бюджетного учета и бюджетной отчетности устанавливаются Министерством финансов Российской Федерации в соответствии с положениями настоящего Кодекса. Таким образом, методологическое руководство в области составления проекта бюджета и исполнения бюджета не относится к полномочиям финансового органа местного самоуправления . В силу ч.3 ст. 47 Федерального закона от 06.10.2006 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается Уставом муниципального образования. Принятие органами местного самоуправления иных правовых актов с целью регулирования данного вопроса законом не предусмотрено. В целях приведения в соответствие с действующим законодательством ненормативного правового акта органов местного самоуправления района, прокуратурой района был принесен протест на вышеуказанное решение Совета муниципального образования «Кущевский
Решение № 3А-63/2017 от 30.05.2017 Ленинградского областного суда (Ленинградская область)
Решением совета депутатов МО Копорское СП от ДД.ММ.ГГГГ № утверждено положение о бюджетном процессе. В ст.8 указанного положения предусмотрено, что в области регулирования бюджетных правоотношений к компетенции администрации поселения относится представление интересов казны, составление проекта решения о бюджете и исполнение местного бюджета. Заключение ДД.ММ.ГГГГ соглашения № о передаче администрации МО Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области части полномочий МО Копорское СП по исполнению и контролю за исполнением бюджета поселения не свидетельствует о передаче полномочий финансового органа местного самоуправления поскольку, согласно ст.154 Бюджетного кодекса РФ, отдельные бюджетные полномочия финансового органа городского, сельского поселения могут осуществляться финансовым органом муниципального района на основе соглашения между местной администрацией городского, сельского поселения и местной администрацией муниципального района. Из представленной должностной инструкции начальника сектора финансов – главного бухгалтера МО Копорское СП не следует, что именно на указанное должностное лицо возложено составление проекта бюджета и его исполнение. Из пояснений представителя администрации МО Копорское СП в судебном заседании
Решение № 2-502 от 21.05.2010 Колпашевского городского суда (Томская область)
самоуправлении поселения, в т.ч. и финансовый. Статья 6 БК РФ, на которую ссылается прокурор, под понятием (термином) - «финансовые органы» указывает, что это. .. «органы (должностные лица) местных администраций муниципальных образований, осуществляющие составление и организацию исполнения местных бюджетов (финансовые органы муниципальных образований)», и не более того. В данной статье не указано, кто, каким образом и каким документом наделяется этими полномочиями эти финансовые органы (должностные лица). В данном случае, полномочия финансового органа в ... городском поселении исполняет должностное лицо органа местного самоуправления - Глава (администрации) поселения, который по определению наделяется указанными полномочиями соответствующими муниципальными правовыми актами. Подтверждением этому служит следующее: -п.п.22 п.1 ст.37 Устава поселения наделяет полномочиями Главу ... городского поселения «осуществлять функции главного распорядителя и распорядителя бюджетных средств при исполнении бюджета поселения»; -ст.З Главы 1 Положения о бюджетном процессе в муниципальном образовании «... городское поселение», утвержденного Решением Совета поселения Номер обезличен, от Дата обезличенаг., к участникам бюджетного процесса относит