ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Положение о государственном земельном надзоре - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Постановление № 47-АД20-1 от 18.02.2020 Верховного Суда РФ
19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа 500 рублей. В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Рвачева Г.И. выражает несогласие с судебными актами, вынесенными в отношении нее по данному делу об административном правонарушении, приводя доводы об их незаконности. Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам. В соответствии с нормами, содержащимися в подпункте «а» пункта 3 Положения о государственном земельном надзоре , утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.01.2015 № 1 (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Рвачевой Г.И. к административной ответственности), Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальные органы осуществляют государственный земельный надзор за соблюдением требований законодательства о недопущении самовольного занятия земельного участка или части земельного участка, в том числе использования земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством
Определение № 15АП-20275/19 от 28.09.2020 Верховного Суда РФ
правилам главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями статей 1, 7, 12, 13, 42 Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 16.07.1998 № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», с учетом положений постановлений Правительства Российской Федерации от 23.02.1994 № 140 «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы», от 02.01.2015 № 1 «Об утверждении Положения о государственном земельном надзоре », принимая во внимание обстоятельства, установленные по результатам рассмотрения дела № А32-375392018, суды пришли к выводу о законности оспариваемого предписания. При этом судебные инстанции исходили из того, что общество на момент приобретения и последующей передачи спорного земельного участка в аренду знало о категории земельного участка, но не предприняло каких-либо мер, направленных на устранение условий нарушения законодательства, в частности по переводу участка в земли промышленности, и отказу от предоставления земли в аренду до
Определение № А78-153/20 от 29.04.2021 Верховного Суда РФ
рассмотренным в установленный срок, с подробным разъяснением действующего законодательства, указано на отсутствие оснований для принятия мер прокурорского реагирования, приведены доводы, изложенные ранее в ответе от 01.08.2019. Не согласившись с данным решением Прокуратуры Забайкальского края, предприниматель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением. Отказывая в удовлетворении требования, суды руководствовались положениями Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», Положением о государственном земельном надзоре , утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 02.01.2015 № 1, и, установив, что ответ Прокуратуры Забайкальского края на обращение предпринимателя соответствуют требованиям действующего законодательства по критериям полноты, мотивированности и относимости к предмету обращения, исходили из недоказанности нарушения прав и законных интересов предпринимателя. При этом суды, проанализировав доводы жалоб предпринимателя, направленных в адрес управления Росреестра и Прокуратуры Забайкальского края, не усмотрели признаков правонарушения и оснований для проведения управлением Росреестра внеплановой выездной проверки в
Определение № А83-12920/20 от 16.03.2022 Верховного Суда РФ
(восстановлением) своих нарушенных прав к юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю и такое обращение не было рассмотрено либо требования заявителя не были удовлетворены); г) нарушение требований к маркировке товаров. Государственный земельный надзор за соблюдением требований законодательства об использовании земельных участков по целевому назначению в соответствии с их принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием осуществляется Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальными органами (подпункт "в" пункта 3 Положения о государственном земельном надзоре , утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.01.2015 N 1). В соответствии со статьей 17.1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) органы местного самоуправления организуют и осуществляют муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения. Согласно статье 72 Земельного кодекса Российской Федерации муниципальный земельный контроль осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии
Постановление № 44-АД21-1 от 19.02.2021 Верховного Суда РФ
делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста, если допущенные нарушения указанного кодекса и (или) закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях могут быть устранены без возвращения дела на новое рассмотрение и при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение. При таких обстоятельствах постановление заместителя председателя Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 29 июля 2020 г., состоявшееся по настоящему делу об административном правонарушении в отношении ООО «ПФ «Триада», подлежит изменению путем исключения из него выводов о невыполнении обществом в установленный срок законного предписания территориального отдела органа, осуществляющего государственный земельный надзор , доказанности факта его невыполнения и наличии в деянии общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 25 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Обстоятельств, которые в силу части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь отмену обжалуемого акта, не
Постановление № А60-32910/16 от 28.08.2017 АС Уральского округа
исчислении. Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08.07.2010 № 238 утверждена Методика исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды (далее – Методика исчисления размера вреда), предусматривающая исчисление в стоимостной форме размера вреда, нанесенного почвам в результате нарушения законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, а также при возникновении аварийных и чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.01.2015 № 1 утверждено Положение о государственном земельном надзоре , согласно п. 4 которого Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальные органы осуществляют государственный земельный надзор за соблюдением: а) требований о запрете самовольного снятия, перемещения и уничтожения плодородного слоя почвы, а также порчи земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами, агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления; б) требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв
Постановление № А46-9056/15 от 10.05.2016 АС Омской области
начала и окончания проведения проверки (часть 1, пункты 6, 9 части 2 статьи 14 Закона № 294-ФЗ, пункт 3.28, подпункты 6, 9 пункта 3.29 Административного регламента). Кроме того, в статье 71.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), введенной в действие с 01.01.2015 Федеральным законом от 21.07.2014 № 234-ФЗ (статья 5), определены особенности организации и проведения проверок соблюдения требований земельного законодательства, включая проведение внеплановых проверок (пункт 6). С 12.01.2015 также действует Положение о государственном земельном надзоре , утвержденное постановлением Правительства от 02.01.2015 № 2 (далее – Положение), на основании пункта 2 которого государственный земельный надзор осуществляется, в частности Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии. Согласно пункту 11 Положения внеплановые проверки проводятся по основаниям, установленным ЗК РФ, Законом № 294-ФЗ и Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Относительно сроков и последовательности проведения административных процедур, порядка уведомления проверяемого лица о проведении внеплановой проверки пункт
Постановление № 13АП-5741/2015 от 06.04.2015 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда
экономической деятельности. Согласно пункту 1 статьи 26 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 60 указанного Кодекса нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае самовольного занятия земельного участка. Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.11.2006 N 689 утверждено Положение о государственном земельном надзоре , в соответствии с подпунктом "в" пункта 9 которого государственные инспекторы по использованию и охране земель, указанные в пункте 6 настоящего Положения, при проведении проверок вправе давать обязательные для исполнения предписания по вопросам соблюдения земельного законодательства, а также предписания об устранении выявленных в ходе проверок нарушений земельного законодательства и их последствий. Материалами дела подтверждается и Обществом не оспаривается факт занятия ООО «Строитель» земельного участка по адресу: г.Санкт-Петербург, пр.Кузнецова, д.24, лит.А, - площадью
Постановление № А28-14311/19 от 02.10.2020 АС Кировской области
устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований земельного законодательства, проведению анализа и прогнозированию состояния исполнения требований земельного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами своей деятельности. Государственный земельный надзор осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти (пункт 2 статьи 71 Земельного кодекса Российской Федерации). Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.01.2015 № 1 утверждено Положение о государственном земельном надзоре , в соответствии с которым государственный земельный надзор осуществляется Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и их территориальными органами (пункт 2). Предметом проверок при осуществлении государственного земельного надзора является соблюдение в отношении объектов земельных отношений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами требований земельного законодательства, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена
Решение № 2-450/15 от 18.11.2015 Алагирского районного суда (Республика Северная Осетия-Алания)
нарушение требований, предусмотренных частями 2, 3 (в части отсутствия оснований проведения плановой проверки), частью 12 статьи 9 и частью 16 (в части срока уведомления о проведении проверки) статьи 10 настоящего Федерального закона; пунктом 2 части 2, частью 3 (в части оснований проведения внеплановой выездной проверки), частью 5 (в части согласования с органами прокуратуры внеплановой выездной проверки в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя) статьи 10 настоящего Федерального закона. Согласно ч.11 ст.71 ЗК РФ, Положение о государственном земельном надзоре утверждается Правительством Российской Федерации. Согласно п.12 Положения о государственном земельном надзоре, утвержденном Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1 «Об утверждении Положения о государственном земельном надзоре», сроки и последовательность проведения административных процедур при осуществлении плановых и внеплановых проверок, включая порядок уведомления проверяемого лица о проведении проверки, устанавливаются административными регламентами, разрабатываемыми и утверждаемыми в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 373 «О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций
Решение № 12-32/18 от 14.03.2018 Юрьянского районного суда (Кировская область)
обязательные требования и мероприятия по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии. Допущение Новоселовым зарастания земельного участка древесно-кустарниковой растительностью и сорными растениями, а также отсутствие контроля загрязнения почвы тяжелыми металлами образуют объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.7 КоАП РФ. Указывают на правомерность осуществления должностным лицом плановой проверки, поскольку План проведения плановых проверок на 2017 г. в отношении физических лиц утвержден в декабре 2016 г., т.е. до внесения изменений в Положение о государственном земельном надзоре . Согласно данным изменениям плановые проверки физических лиц, являющихся правообладателями земельных участков, проводятся с периодичностью в зависимости от отнесения земельного участка к определенной категории риска – среднего или умеренного риска, плановые проверки на земельных участках категории низкого риска не проводятся. Управление Россельхознадзора не может внести изменения в План проведения плановых проверок, поскольку основания внесения изменений в него указаны в пункте 7 Постановления Правительства РФ от 30.06.2010 № 489 «Об утверждении Правил подготовки
Решение № 12-121/18 от 22.10.2018 Островского районного суда (Костромская область)
граждан, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований земельного законодательства, проведению анализа и прогнозированию состояния исполнения требований земельного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами своей деятельности. Государственный земельный надзор осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти (п. 2 ст. 71 ЗК РФ). Положение о государственном земельном надзоре , утвержденное постановлением Правительства РФ от 02.01.2015 № 1 (далее - Положение о государственном земельном надзоре), устанавливает порядок осуществления земельного надзора Росреестром, Росприроднадзором, Россельхознадзором и их территориальными органами. Согласно п. 3 Положения о государственном земельном надзоре Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальные органы осуществляют государственный земельный надзор за соблюдением, в том числе, требований законодательства, связанных с обязанностью по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению.