ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Положение об учете федерального имущества - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Определение № 309-КГ16-15892 от 02.12.2016 Верховного Суда РФ
суда Уральского округа от 07.09.2016 по делу № А07-308/2016 по заявлению Федерального государственного унитарного предприятия «Уфимский завод металлических и пластмассовых изделий» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (далее – предприятие) к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан (далее – территориальное управление, заявитель) о признании незаконными действий по возврату документов письмом от 08.12.2015 № 03/10357 на доработку; признании незаконным бездействия, выразившегося в несовершении действий, предусмотренных пунктом 19 Положения об учете федерального имущества , утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2007 № 447 (далее – постановление Правительства Российской Федерации от 16.07.2007 № 447) по записям, предоставленным заявителем письмом от 05.11.2015 № 01-278; возложении обязанности по внесению изменения в реестр федерального имущества в соответствии с письмом от 05.11.2015 № 01-278 и записями предприятия, установил: решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 14.03.2016, оставленным без изменения постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2016 и постановлением Арбитражного суда Уральского
Определение № 305-ЭС22-11515 от 05.09.2022 Верховного Суда РФ
федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» (далее – Постановление № 3020-1), суды удовлетворили требования, придя к выводу, что Управлением Росимущества представлен полный пакет документов, необходимых для осуществления государственной регистрации права собственности на здание. Суды констатировали, что в качестве документа-основания для регистрации прав собственности заявителем была представлена выписка из реестра федерального имущества ХВ12770104958.Данная выписка согласно статье 13 Положения об учете федерального имущества , утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2007 №447, является документом, подтверждающим факт учета федерального имущества в реестре. В соответствии со статьей 1 Постановления №3020 объекты государственной собственности, указанные в приложении №1 к указанному постановлению, независимо тот того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности. Основанием для регистрации права собственности Российской Федерации указанное выше постановление может быть только в том случае, если объекты фактически
Определение № 305-ЭС22-11515 от 27.10.2022 Верховного Суда РФ
собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» (далее – Постановление № 3020-1) и исходили из того, что Управлением Росимущества представлены документы, необходимые для осуществления государственной регистрации права федеральной собственности на здание. В качестве документа – основания для регистрации права собственности была представлена Выписка из реестра федерального имущества от 18.11.2020 № 4417/4 (далее – Выписка), которая согласно статье 13 Положения об учете федерального имущества , утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2007 № 447, является документом, подтверждающим учет объекта недвижимости в качестве федерального имущества в реестре. Судебные инстанции указали, что Управление Росимущества 21.11.2020 направило в Управление Росреестра заявление о государственной регистрации права собственности Российской Федерации в отношении спорного объекта недвижимости, то есть ранее, чем Департамент городского имущества города Москвы (далее – Департамент) обратился в суд общей юрисдикции с иском о признании права собственности города Москвы на
Определение № А75-18578/20 от 27.12.2021 Верховного Суда РФ
норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке. При изучении доводов кассационной жалобы, а также принятых по делу судебных актов, суд пришел к выводу об отсутствии достаточных оснований для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке. Удовлетворяя заявленные требования, суды руководствовались положениями статьи 125, 235, 236, 296, 299 Гражданского кодекса Российской Федерации, подпункта «б» пункта 6 Положения об учете федерального имущества , утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2007 № 447, пунктов 4, 5.22 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432, пунктов 4.1.2, 4.1.9 Положения о Межрегиональном территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, Ямало-Ненецком автономном округе, утвержденного Приказом Росимущества от 19.12.2016 № 466 «О реорганизации территориальных управлений Федерального агентства по управлению государственным имуществом».
Определение № 309-ЭС21-19524 от 26.10.2021 Верховного Суда РФ
внимание, что первичный документ, подтверждающий ошибочность переоценки размера капитальных вложений и достоверности данных бухгалтерского учета, в Территориальное управление со стороны ГУ МВД России по Пермскому краю представлен не был, а также отсутствие иных документов, выявленных разночтений в сведениях РФИ и ЕГРН, руководствуясь статьями 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, частью 1 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 9 Федерального закона Российской Федерации от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», Положением об учете федерального имущества , утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2007 № 447, Положением об особенностях списания федерального имущества, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.10.2010 № 834, суды не усмотрели оснований для удовлетворения требований общества о признании незаконным бездействия управления Росимущества. Отказывая в удовлетворении требования в части обязания управления указать в карте реестра федерального имущества балансовую стоимость в размере 214 948 руб. и издать распоряжение об исключении из реестра сведений о капитальных вложениях в
Постановление № А46-7972/2010 от 21.06.2011 АС Западно-Сибирского округа
36 Земельного кодекса Российской Федерации, пункт 1 статьи 3.1 Федерального закона № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», статью 30.1 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-Ф3 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», пункты 2 и 3 Перечня документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2006 № 404, Положение об учете федерального имущества (в ред. Постановления Правительства Российской Федерации от 22.04.2009 № 352, от 04.02.2011 № 47), постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.10.2010 № 4372/10. Кроме того, заявитель ссылается на неправильное применение пункта 3 статьи 33, пункт 2 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации, Постановления Верховного Совета от 27.12.1991 № 3020-1, пункта 52 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых
Постановление № А78-1231/2009 от 13.10.2009 АС Восточно-Сибирского округа
от 27 мая 2009 года заявленные требования удовлетворены. Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 6 августа 2009 года решение Арбитражного суда Читинской области отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано. В поданной в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа кассационной жалобе Росимущество просит проверить законность принятого по делу судебного акта суда апелляционной инстанции по мотиву неправильного применения норм материального и процессуального права и несоответствия выводов суда обстоятельствам дела. По мнению Росимущества, судом неправильно применено Положение об учете федерального имущества , утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2007 №447 (Положение об учете федерального имущества), так как судом не учтено, что осуществление Росимуществом действий по исполнению решения арбитражного суда по делу №А78-4437/2007, которым на заявителя возложена обязанность по исключению из реестра федерального имущества объектов недвижимости, приведет к нарушению норм этого Положения; судом сделан неверный вывод о непредставлении Росимуществом доказательств права собственности Российской Федерации на эти объекты недвижимости, а ссылка суда апелляционной инстанции на
Постановление № А56-27141/14 от 09.04.2015 АС Северо-Западного округа
для осуществления функций по контролю за данным имуществом. Данные обстоятельства послужили основанием для обращения предпринимателя в арбитражный суд с указанными требованиями. Суды первой и апелляционной инстанций не усмотрели оснований для удовлетворения заявленных требований. Исследовав материалы дела, выслушав доводы предпринимателя, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов. Порядок учета федерального имущества и ведения реестра федерального имущества, а также обеспечения полноты и достоверности содержащихся в реестре сведений о федеральном имуществе установлен Положение об учете федерального имущества (далее - Положение), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2007 № 447 «О совершенствовании учета федерального имущества» (далее – Постановление № 447). Согласно разделу 1 Положения установлен состав подлежащего учету федерального имущества, порядок его учета и порядок предоставления информации из реестра федерального имущества, а также иные требования, предъявляемые к системе учета федерального имущества. Под учетом федерального имущества понимается получение, экспертиза и хранение документов, содержащих сведения о федеральном имуществе, и внесение указанных сведений
Постановление № А19-243/15 от 30.09.2015 АС Восточно-Сибирского округа
его права и законные интересы, обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с указанным заявлением. Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявленные требования, исходили из того, что оспариваемый отказ государственного органа не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает право заявителя на ведение достоверного бухгалтерского учета. Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене, а кассационную жалобу – удовлетворению в силу следующего. Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2007 № 447 утверждено Положение об учете федерального имущества (далее – Положение № 447), которое устанавливает состав подлежащего учету федерального имущества, порядок его учета и порядок предоставления информации из реестра федерального имущества, а также иные требования, предъявляемые к системе учета федерального имущества. В соответствии с пунктами 2, 4 названного Положения учет федерального имущества – получение, экспертиза и хранение документов, содержащих сведения о федеральном имуществе, и внесение указанных сведений в реестр федерального имущества в объеме, необходимом для осуществления полномочий по управлению и
Решение № 2-7075/19 от 08.07.2019 Нижегородского районного суда г.Нижнего Новгорода (Нижегородская область)
не приняты. Кроме того, в соответствии с п.п. 4.1, 4.2, 4.3, 4.9, 5.3 Положения о Территориальном управлении Росимущества в Нижегородской области, утвержденного Приказом Росимущества от 27.02.2009 № 49, Территориальное управление осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории Нижегородской области, полномочия по его учету, контролю, а также осуществляет иные юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2007 №447 утверждено Положение об учете федерального имущества . В соответствии с п.16 Положения ведение реестра осуществляется путем помещения в соответствующие его подразделы заверенных карт сведений об объектах учета, записей об изменениях сведений об объекте учета или о прекращении права собственности Российской Федерации на имущество и исключения из карт изменившихся сведений о федеральном имуществе, принадлежащем правообладателям на соответствующем вещном праве или составляющем государственную казну Российской Федерации. Как установлено в ходе проверки в нарушение вышеупомянутых норм законодательства вышеуказанное защитное сооружение гражданской
Решение № 2-7606/20 от 26.11.2020 Нижегородского районного суда г.Нижнего Новгорода (Нижегородская область)
того, в соответствии с п.п. 4.1, 4.2, 4.3, 4.9, 5.3 Положения о Территориальном управлении Росимущества в Нижегородской области, утвержденного Приказом Росимущества от [ 00.00.0000 ] [ № ], Территориальное управление осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории Нижегородской области, полномочия по его учету, контролю, а также осуществляет иные юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2007 №447 утверждено Положение об учете федерального имущества . В соответствии с п.16 Положения ведение реестра осуществляется путем помещения в соответствующие его подразделы заверенных карт сведений об объектах учета, записей об изменениях сведений об объекте учета или о прекращении права собственности Российской Федерации на имущество и исключения из карт изменившихся сведений о федеральном имуществе, принадлежащем правообладателям на соответствующем вещном праве или составляющем государственную казну Российской Федерации. Как установлено в ходе проверки в нарушение вышеупомянутых норм законодательства вышеуказанное защитное сооружение гражданской