ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Порядок предоставления субсидий юридическим лицам за исключением субсидий муниципальным учреждениям - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Апелляционное определение № 58-АПА19-15 от 28.08.2019 Верховного Суда РФ
и порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, предоставленных в целях финансового обеспечения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не использованных в отчетном финансовом году (за исключением субсидий, предоставленных в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателя субсидии, источником финансового обеспечения которых являются указанные субсидии); 5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями. Проанализировав содержание оспариваемого Положения, суд первой инстанции обоснованно признал его соответствующим приведенным выше требованиям. Кроме того, возможность отбора получателей субсидии, имеющих право на ее получение, по итогам конкурса (за исключением случаев, когда получатель субсидии определяется в соответствии с законом (решением) о бюджете), предусмотрена подпунктом «г» пункта 3 общих требований к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям ),
Апелляционное определение № 72-АПА19-1 от 03.04.2019 Верховного Суда РФ
меры государственной поддержки за счет бюджетных средств, в том числе, поступающих в виде субсидий из федерального бюджета в бюджеты субъектов Российской Федерации, а также цели, условия и порядок их предоставления. При этом такие законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам (статьи 72, 76 Конституции Российской Федерации), а равно принятым в их исполнение иным нормативным правовым актам Российской Федерации. Реализуя предусмотренные пунктом 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации и частью 2 статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 264-ФЗ полномочия, Правительство Российской Федерации постановлением от 6 сентября 2016 года № 887 утвердило общие требования к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям ), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг (далее - Общие требования), и постановлением от 14 июля 2012 года № 717 утвердило Государственную
Постановление № А55-1728/17 от 03.10.2017 АС Самарской области
в постановление мэрии г.о. Тольятти № 71-п/1 от 01.04.2009», содержащие условия предоставления субсидий, создающие дискриминационные условия для хозяйствующих субъектов на рынке услуг по утилизации твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора в г.о. Тольятти, являются нарушением п. 8 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Решением суда от 31.01.2014 по делу № А55-21517/2013, суд удовлетворил иск прокурора к Мэрии г.о. Тольятти, которым признал недействующим Порядок предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий (муниципальным) учреждениям ), индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность по утилизации твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, на частичное возмещение затрат, связанных с утилизацией твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, образующихся в результате жизнедеятельности населения г.о. Тольятти, утвержденного Постановлением Мэрией г.о. Тольятти от 01.04.2009 № 711-П/1, в части: п. 2.1 и п. 3.3, соответственно: абзац 2 и абзац 7, в части слов - «за один календарный год», и не соответствующим п. 8
Постановление № А55-1728/17 от 01.02.2018 АС Поволжского округа
дискриминационные условия для хозяйствующих субъектов на рынке услуг по утилизации твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора в г.о. Тольятти, являются нарушением пункта 8 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Решением Арбитражного суда Самарской области от 31.01.2014 по делу № А55-21517/2013, оставленным силе постановлением суда кассационной инстанции, удовлетворены исковые требования заместителя прокурора Самарской области к Мэрии городского округа Тольятти. Судебным актом признан недействующим Порядок предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий (муниципальным) учреждениям ), индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность по утилизации твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, на частичное возмещение затрат, связанных с утилизацией твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, образующихся в результате жизнедеятельности населения городского округа Тольятти, утвержденного Постановлением Мэрии городского округа Тольятти от 01.04.2009 № 711-П/1, в части: пункта 2.1 и пункта 3.3, соответственно: абзац второй и седьмой, в части слов – «за один календарный год», и не соответствующим пункту
Постановление № А55-15507/14 от 21.05.2015 АС Поволжского округа
Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». На основании вышеизложенного, арбитражный суд в рамках дела № А55-22060/2013 пришел к выводу, что предписание Самарского УФАС России от 26.07.2013 № 7648/6 об изменении акта, нарушающего антимонопольное законодательство, является законным и обоснованным. Решением Арбитражного суда Самарской области от 31.01.2014 по делу № А55-21517/2013, вступившим в законную силу, суд удовлетворил иск первого заместителя прокурора Самарской области к Мэрии г.о. Тольятти. Признан недействующим Порядок предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий (муниципальным) учреждениям ), индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность по утилизации твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, на частичное возмещение затрат, связанных с утилизацией твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, образующихся в результате жизнедеятельности населения городского округа Тольятти, утвержденного Постановлением Мэрией г.о. Тольятти от 01.04.2009 № 711-П/1, в части: пункта 2.1 и пункта 3.3, соответственно: абзац 2 и абзац 7, в части слов - «за один календарный год», и не соответствующим пункту
Постановление № А39-4854/2008 от 08.09.2009 АС Волго-Вятского округа
депутатов городского округа Саранск от 07.09.2007 № 415 «О бюджете городского округа Саранск на 2008 год» из бюджета городского округа Саранск предоставляются субсидии юридическим лицам на возмещение затрат за аренду имущества, используемого на обеспечение уставной деятельности. При этом получатели субсидий, вид и место осуществления их деятельности не указаны. Решение содержит лишь указание на то, что порядок предоставления субсидий устанавливается постановлением главы Администрации. Утвержденный постановлением главы Администрации от 29.02.2008 № 225 Порядок предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий муниципальным учреждениям ), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг, зарегистрированным на территории городского округа Саранск, также не содержит сведений о конкретных получателях субсидий. На территории городского округа Саранск организованы и обслуживаются самостоятельными юридическими лицами как места торговли семь товарно-вещевых и продовольственных рынков. Предоставление ОАО «Центральный рынок» субсидий ставит Общество в более выгодные условия по сравнению с другими юридическими лицами, поскольку компенсируется часть его хозяйственных затрат. При таких обстоятельствах суды
Постановление № 07АП-10684/14 от 26.11.2015 Седьмой арбитражного апелляционного суда
вышеуказанных документов (л.д. 15-17), копии которых были представлены в этот же день в администрацию (л.д. 48). Ответчик не представил своих возражений относительно обоснованности указанных затрат, предъявленную в претензии задолженность в размере 1044064,70 рублей не оплатил, что послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд. Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи по правилам статьи 71 АПК РФ, принимая во внимание положения статей 72,78 Бюджетного кодекса Российской Федерации учитывая Порядок предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий муниципальным учреждениям ), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам-производителям товаров, работ и услуг, утвержденного Постановлением администрации Мысковского городского округа от 10.04.2012 N 13-н, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска о взыскании убытков ввиду несоблюдения требований, установленных Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (действовавшим в спорный период) при осуществлении обществом поставки угля для муниципальных
Решение № 2-13/2018 от 29.01.2018 Дульдургинского районного суда (Забайкальский край)
предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Из местного бюджета субсидии предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации (подпункт 3 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации). Постановлением главы сельского поселения «Дульдурга от 03.03.2014г. утвержден порядок предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий муниципальным учреждениям ) индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг из бюджета сельского поселения «Дульдурга». Факт перечисления на расчетный счет ИП ФИО1 денежных средств для осуществления деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованных для перевозок. Денежные средства перечислялись в соответствии с порядком предоставления субсидий юридическим лицам. В период с мая по декабрь 2017 года на расчетный счет ИП ФИО1 были перечислены денежные средства в размере <данные изъяты>, что подтверждается копиями
Решение № 2-90/2022 от 06.09.2022 Усть-янского районного суда (Республика Саха (Якутия))
ответчика Администрации МО «Уяндинский национальный наслег», надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте проведения судебного разбирательства, в суд не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. Из отзыва главы МО «Уяндинский национальный наслег» ФИО2 следует, что ответчик разработал, утвердил и разместил на сайте муниципального образования программу содействия в развитии сельскохозяйственного производства и создания условий для развития малого и среднего предпринимательства в МО «Уяндинский национальный наслег» на ДД.ММ.ГГГГ годы, порядок предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий муниципальным учреждениям ), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, услуг из бюджета МО «Уяндинский национальный наслег». В порядке ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом мнения истца, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика Администрации МО «Уяндинский национальный наслег». Выслушав истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту
Постановление № 44ГА-130 от 21.08.2017 Приморского краевого суда (Приморский край)
объяснения представителя Приморского УФАС России ФИО1 (по доверенности № 6087/01 от 04.07.2017), поддержавшей доводы кассационной жалобы; представителя администрации города Владивостока ФИО2 (по доверенности № 1-3/3830 от 20.12.2016), возражавшей против кассационной жалобы и кассационного представления прокурора, президиум у с т а н о в и л : Прокурор города Владивостока обратился в суд с названным административным иском, указывая, что постановлением администрации города Владивостока от 8 апреля 2015 года № 6121 утвержден Порядок предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий муниципальным учреждениям ), индивидуальным предпринимателям в целях возмещения части затрат, связанных с оказанием услуг по перевозке пассажиров и багажа городским автомобильным транспортом на территории Владивостокского городского округа. Абзацем 3 пункта 2 Порядка предусмотрено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозку граждан и багажа автомобильным транспортом общего пользования, претендующие на получение субсидии, должны соответствовать критерию – иметь в наличии на законном праве автобусы, находящиеся в муниципальной собственности Владивостокского городского округа. С 2013
Постановление № 5-1-68/19 от 18.04.2019 Балашовского районного суда (Саратовская область)
5/1 от 21 ноября 2018 года «О внесении изменений и дополнений в решение Совета МО город Балашов № 60/4 от 06 декабря 2017 года «О бюджете МО город Балашов на 2018 год», согласно которым соответственно в статье 1 «Основные характеристики бюджета муниципального образования город Балашов» увеличен общий объем расходов на сумму ***, а статья 2 «Бюджетные ассигнования бюджета муниципального образования город Балашов на 201 года дополнена абзацем «Утвердить случаи и порядок предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий муниципальным учреждениям , а также субсидий, указанных в пунктах 6-8 ст. 78 БК РФ), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг» (т. 1 л.д. 28-32, 41-49); - копией постановления администрации БМР № 216-п от 21 ноября 2018 года об утверждении Порядка предоставления субсидии из бюджета МО город Балашов МУП БМР «Благоустройство и озеленение» на погашение кредиторской задолженности, с приложениями №,№ 1 и 2 (т. 1 л.д. 34-38, 39, 40); -
Решение № 2-5976/2013 от 27.11.2013 Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре (Хабаровский край)
Думы. Просит суд в удовлетворении требований прокурора гор. Комсомольска-на-Амуре отказать. Выслушав пояснения прокурора, представителя Комсомольской-на-Амуре городской Думы, исследовав материалы дела суд приходит к следующему. В соответствии с с.1 ст.251 ГПК РФ прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании нормативного правового акта противоречащим закону полностью или в части. Статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, (действующей в редакции на момент принятия Решения Комсомольской-на-Амуре городской Думы) предусмотрен порядок предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий муниципальным учреждениям , индивидуальным предпринимателям, физическим лицам). Согласно ч.1 ст.78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров), выполнением работ, оказанием услуг. В соответствии с ч.2 ст.78 Бюджетного кодекса