ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Порядок ведения единого государственного реестра недвижимости - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Кассационное определение № 55-КА20-4 от 03.06.2020 Верховного Суда РФ
в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон № 218-ФЗ). Согласно пункту 1 части 5 статьи 8 Закона № 218-ФЗ в кадастр недвижимости вносятся в том числе дополнительные сведения об объекте недвижимого имущества, к которым отнесены сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости. Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 16 декабря 2015 г. № 943 утвержден порядок ведения Единого государственного реестра недвижимости (далее - Порядок № 943). В соответствии с пунктом 25 Порядка № 943 в сведениях о кадастровой стоимости земельного участка указываются: 1) кадастровая стоимость объекта недвижимости и дата ее утверждения; 2) реквизиты акта об утверждении кадастровой стоимости; 3) дата внесения сведений о кадастровой стоимости в ЕГРН; 4) дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость (дата определения кадастровой стоимости); 5) дата подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости; 6) дата начала применения кадастровой
Кассационное определение № 78-КАД20-1 от 08.07.2020 Верховного Суда РФ
основным сведениям об объекте недвижимости. В кадастр недвижимости в качестве основного сведения об объекте недвижимости вносится описание местоположения объекта недвижимости (пункт 3 части 4 статьи 8 Закона № 218-ФЗ). Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части (часть 8 статьи 22 Закона № 218-ФЗ). Приказом Минэкономразвития России от 16 декабря 2015 г. № 943 утвержден порядок ведения Единого государственного реестра недвижимости , согласно пункту 23 которого при описании местоположения земельного участка указывается среди прочего список координат (обозначения характерных точек границы земельного участка, описание их закрепления на местности, координаты характерных точек границы (границы контура) земельного участка в метрах с округлением до 0,01 м и с указанием метода и погрешности определения координат, система координат). В соответствии с частью 1 статьи 43 Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного
Определение № А56-6176/20 от 02.09.2021 Верховного Суда РФ
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьями 131, 164, 1017 Гражданского кодекса Российской Федерации, подпунктом 22.1 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 6 статьи 1, пунктом 7 статьи 7, пунктом 1 статьи 14, пунктом 5 статьи 42 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», положениями статей 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Порядком ведения Единого государственного реестра недвижимости , утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 16.12.2015 № 943, учитывая позицию, изложенную в письмах Министерства финансов от 16.11.2018 № 03-05-05-03/82791, от 28.12.2018 № 03-05-06-03/95998, от 12.02.2021 № 03-05--05-03/9514, признал, что государственной регистрации подлежит как право общей долевой собственности владельцев паев на недвижимое имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд, так и доверительное управление соответствующим имуществом как обременение такого права, регистрация такого права и его обременения в виде доверительного управления являются самостоятельными регистрационными действиями. В
Определение № А61-3235/16 от 18.06.2019 Верховного Суда РФ
и оценив по правилам статей 71 и 86 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, в том числе заключение судебной землеустроительной экспертизы, руководствуясь статьями 11 и 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 39.8, 90 Земельного кодекса Российской Федерации, статьями 7, 8, 14, 22 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», статьями 25, 38, 39, 40 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (в редакции до 01.01.2017), Порядком ведения Единого государственного реестра недвижимости , утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 16.12.2015 № 943, разъяснениями, приведенными пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», пришел к выводу об обоснованности заявленных требований, направленных на разрешение спора о границах смежных участков. Суд исходил из следующего: согласно
Определение № А12-29865/20 от 30.03.2022 Верховного Суда РФ
заявитель обратился с настоящими требованиями в арбитражный суд. Принимая обжалуемые заявителем судебные акты, суды руководствовались положениями статей 65, 71, 198, 200 АПК РФ, статей 131, 382 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 68, 80 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», статей 14, 18, 21, 26, 53 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», статьи 47 Федерального закона от 16.07.1998 № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)», пункта 113 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости , утвержденного приказом Минэкономразвития России от 16.12.2015 № 943, и исходили из наличия совокупности условий, являющейся основанием для признания незаконными действий управления Росреестра. Суды правомерно указали, что уступка права требования по договору об ипотеки не изменяет существующего положения объекта недвижимости, при смене залогодержателя новое обременение не возникает, а лишь изменяется субъектный состав участников залогового обязательства на стороне кредитора, в связи с чем у регистрирующего органа отсутствовали законные основания для приостановления государственной регистрации
Постановление № 13АП-21845/20 от 17.02.2021 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда
Федеральным законом порядке. Пунктом 5 статьи 42 Закона № 218-ФЗ предусмотрено, что государственная регистрация права общей долевой собственности владельцев инвестиционных паев на недвижимое имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд (приобретаемое для включения в состав паевого инвестиционного фонда), ограничения этого права и обременения такого имущества или сделок с таким имуществом осуществляется на основании заявления, представляемого управляющей компанией, в доверительном управлении которой находится паевой инвестиционный фонд. В силу пункта 7 статьи 7 того же Закона порядок ведения Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН), в том числе объем вносимых в реестры Единого государственного реестра недвижимости сведений, устанавливается органом нормативно-правового регулирования. Порядок ведения ЕГРН утвержден Приказом Минэкономразвития России от 16.12.2015 № 943 (далее – Порядок). В разделе 6.8 Порядка определены особенности внесения в ЕГРН записей о государственной регистрации права общей долевой собственности владельцев инвестиционных паев на недвижимое имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд, доверительном управлении данным имуществом (пункты 140 – 142 Порядка). Согласно пунктам 140
Постановление № А60-60954/2022 от 02.10.2023 АС Уральского округа
регистрирующего органа не существует обязанности учитывать наличие (фактическое расположение) на каком-либо земельном участке размещенного объекта движимого имущества. В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона № 218-ФЗ ведение Единого государственного реестра недвижимости осуществляется путем внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости, изменения указанных сведений в данном реестре и исключения указанных сведений из данного реестра в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации. Порядок ведения Единого государственного реестра недвижимости установлен Приказом Росреестра от 01.06.2021 г. № П/0241 «Об установлении порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, формы специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, состава сведений, включаемых в специальную регистрационную надпись на документе, выражающем содержание сделки, и требования к ее заполнению, а также требования к формату специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, в электронной форме, порядка изменения в Едином государственном реестре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка при
Постановление № Ф06-6943/2021 от 15.09.2022 АС Поволжского округа
Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав»). В соответствии с частью 3 статьи 42 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация права общей совместной собственности на недвижимое имущество осуществляется на основании заявления одного из участников совместной собственности, если законодательством Российской Федерации либо соглашением между участниками совместной собственности не предусмотрено иное. Порядок ведения Единого государственного реестра недвижимости , утвержденный приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 01.06.2021 № П/0241, предполагает, что, если объект принадлежит нескольким лицам на праве общей совместной собственности, в записи делается соответствующее указание (абзац второй пункта 53); при регистрации права на недвижимое имущество, находящееся в общей совместной собственности, все сособственники указываются в одной записи о вещном праве (абзац первый пункта 109). Аналогичные правила предусматривались абзацем вторым пункта 49 и абзацем первым пункта 90 Порядка
Постановление № 17АП-10183/2022-ГК от 20.09.2022 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
статьи 9 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ определено, что в реестр прав на недвижимость вносятся сведения о правах, об ограничениях прав и обременениях объектов недвижимости, о сделках с объектами недвижимости, если такие сделки подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральным законом, а также дополнительные сведения, внесение которых в реестр прав на недвижимость не влечет за собой переход, прекращение, ограничения прав и обременение объектов недвижимости. Приказом Росреестра от 01.06.2021 № П/0241 утвержден Порядок ведения Единого государственного реестра недвижимости . Согласно пункту 114 Порядка ведения ЕГРН при государственной регистрации договора аренды недвижимого имущества в реестр прав на недвижимость вносятся: запись о сделке - государственной регистрации договора аренды; запись об ограничении права и обременении объекта недвижимости (далее - запись об ограничении (обременении) - государственной регистрации аренды). Государственная регистрация договора аренды удостоверяется посредством совершения специальной регистрационной надписи на всех подлинных экземплярах договора аренды (иного документа, на основании которого возникает аренда), представленного в форме
Решение № 2А-1474/2018 от 04.07.2018 Ковровского городского суда (Владимирская область)
существу административного иска ( л.д. 50-54, л.д.132-138) Указано, что отношения, возникающие в связи с осуществлением государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета недвижимого имущества, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости ( далее ЕГРН) и предоставлением предусмотренных ЕГРН сведений, регулируются и определены Федеральным законом от <дата> № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее Закон № 218-ФЗ). При этом в соответствии с п.65 Приложения <№> к Приказу Минэкономразвития России от <дата> <№> « Порядок ведения Единого государственного реестра недвижимости » сведения о решении об изъятии земельного участка и ( или) расположенного на нем объекта недвижимости для государственных или муниципальных нужд вносятся в запись об ограничениях (обременениях) на основании поступившего решения уполномоченного органа государственной власти или органа МСУ, принявшего решение с указанием реквизитов такого решения. Считает, что снятие ограничения (обременения) в отношении такого объекта недвижимости не может осуществляться государственным регистратором автоматически без согласия органа МСУ установившего указанное ограничение. Также считала, что в
Решение № 2А-1168/20 от 24.02.2021 Северского городского суда (Томская область)
права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом. Из системного толкования приведенных положений законодательства следует, что в случае отчуждения собственником своего имущества другим лицам, запись о праве собственности на это имущество не может быть сохранена по причине ее продажи. В соответствии с п. 2 ст. 8.1 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом. Порядок ведения Единого государственного реестра недвижимости , в том числе объем вносимых в реестры Единого государственного реестра недвижимости сведений, устанавливается органом нормативно-правового регулирования (ч. 7 ст.7 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»). Единый государственный реестр недвижимости содержит информацию о существующих и прекращенных правах на объекты недвижимого имущества, данные об указанных объектах и сведения о правообладателях. В соответствии с частями 3, 4 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация
Решение № 2-427/2023 от 21.07.2023 Райчихинского городского суда (Амурская область)
помещении по адресу: Российская Федерация, <адрес>, кадастровый №, принятом на учет в качестве бесхозяйного ДД.ММ.ГГГГ. По пункту 4 Положения «О принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации № 580 от 17.09.2003 года, на учет в органы государственной регистрации права принимаются объекты недвижимого имущества, которые не имеют собственника, или собственники которых неизвестны, или от права собственности, на которые собственники отказались. Приказом Минэкономразвития России от 16.12.2015 года № 943 утвержден Порядок ведения Единого государственного реестра недвижимости , главой 6.6. которого установлены особенности внесения в ЕГРН записей при принятии на учет и снятии с учета бесхозяйного имущества. Из п. 128 данного Порядка следует, что принятие на учет и снятие с учета объектов недвижимого имущества осуществляет Федеральная регистрационная служба и ее территориальные органы на основании заявления органа местного самоуправления. В соответствии с п. 4 Положения «О принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей», утвержденного Постановлением Правительства РФ № 580 от 17.09.2003
Решение № 2-342/2024 от 18.01.2024 Киевского районного суда г. Симферополя (Республика Крым)
либо избравшие залог недвижимого имущества в качестве меры пресечения в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, направляют в орган регистрации прав в срок не более чем три рабочих дня заверенную копию акта о наложении ареста, о запрете совершать определенные действия с недвижимым имуществом или об избрании в качестве меры пресечения залога, а также заверенную копию акта о снятии ареста или запрета, о возврате залога залогодателю или об обращении залога в доход государства. Порядок ведения Единого государственного реестра недвижимости , в том числе объем вносимых в реестры Единого государственного реестра недвижимости сведений, устанавливается органом нормативно-правового регулирования (часть 7 ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"). В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются в течение следующих сроков (независимо от формы представления документов), если иное не установлено
Решение № 2-439/2023 от 19.07.2023 Райчихинского городского суда (Амурская область)
Федерация, Амурская область, рабочий поселок (п<адрес>, кадастровый №, принятом на учет в качестве бесхозяйного ДД.ММ.ГГГГ. По пункту 4 Положения «О принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации № 580 от 17.09.2003 года, на учет в органы государственной регистрации права принимаются объекты недвижимого имущества, которые не имеют собственника, или собственники которых неизвестны, или от права собственности, на которые собственники отказались. Приказом Минэкономразвития России от 16.12.2015 года № 943 утвержден Порядок ведения Единого государственного реестра недвижимости , главой 6.6. которого установлены особенности внесения в ЕГРН записей при принятии на учет и снятии с учета бесхозяйного имущества. Из п. 128 данного Порядка следует, что принятие на учет и снятие с учета объектов недвижимого имущества осуществляет Федеральная регистрационная служба и ее территориальные органы на основании заявления органа местного самоуправления. В соответствии с п. 4 Положения «О принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей», утвержденного Постановлением Правительства РФ № 580 от 17.09.2003