ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановка на учет объектов нвос - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Определение № 304-ЭС22-6906 от 26.05.2022 Верховного Суда РФ
от 23.06.2016 № 572, установив, что обществом не осуществляется хозяйственная деятельность, указанная в подпунктах «в», «и» Критериев № 1029, подпункте 10 пункта 1 Критериев № 2398, пришли к у выводу об отсутствии у управления правовых оснований для присвоения объекту «Омская производственная площадка» I категории объектов НВОС, в связи с чем удовлетворили исковые требования. Суды исходили из того, что основным видом деятельности общества является производство технического углерода; при постановке объекта «Омская производственная площадка» на государственный учет ему была присвоена III категория объектов НВОС ; технологические процессы получения технического углерода с момента постановки объекта НВОС на государственный учет не менялись; общество деятельность по производству нефтепродуктов и производству химических веществ и химических продуктов основных органических химических веществ не осуществляет. Дополнительный вид деятельности общества в соответствии с Критериями № 2398 относится к объектам II категории. Кроме того судами учтены результаты проведенной по делу судебной экспертизы, признанной ими допустимым доказательством, которой установлено, что процесс
Определение № А19-12455/2021 от 13.05.2022 Верховного Суда РФ
деятельность по обеспечению электрической и тепловой энергией; турбоагрегаты, входящие в состав генерирующего оборудования, представляют собой единый комплекс, все элементы которого неразрывно связаны между собой физически или технологически, расположены на одном земельном участке, объединены общим функциональным назначением - для производства электрической и тепловой энергии; энергетическая мощность электростанции, исходя из суммарной мощности всего оборудования на площадке, составляет 270 МВт. При таких обстоятельствах суды пришли к выводу о том, что промплощадка ТЭЦ-6 филиала общества подлежала постановке на учет как объект НВОС I категории. Суды отметили, что, вопреки доводам общества, каждый турбоагрегат в отдельности не может быть идентифицирован в качестве самостоятельного объекта НВОС, о чем также свидетельствует тот факт, что обществом подана единая заявка о постановке на учет в целом промплощадки ТЭЦ-6, как единого объекта. Кроме того судами принято во внимание письмо Росприроднадзора от 17.05.2021 № МК-02-02-31/14930, в котором разъяснено, что в соответствии со статьей 4.2 Закона № 7-ФЗ категория присваивается объекту в зависимости
Постановление № 16АП-2404/2022 от 06.09.2022 Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда
установленными требованиями. Кроме того, особенности расчета платы за НВОС различными категориями объектов НВОС прямо указаны в различных пунктах Правил № 255 (11.1, 11.2, 13 - для 3 категории, 11.3, 11.4, 12, 12.1, 17 - для 1 и 2 категории, 18 - для 2 и 3 категории и т.д.). Сведений о том, как должны рассчитывать плату за НВОС безкатегорийные объекты Правила № 255 не содержат. Учитывая изложенное, вопросы внесения платы за НВОС и постановка на учет объектов НВОС прямо и взаимосвязаны. При этом в акте проверки отсутствует информация об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, расположенном на земельном участке с кадастровым номером 20:02:6202000:213, который был бы учтен в системе государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, а также о лице, обязанном вносить плату по данному НВОС. Из материалов дела усматривается, что общество приступило в соответствии с контрактом от 13.11.2020 № 37 к работам именно по ликвидации и
Решение № А53-15406/22 от 08.08.2022 АС Ростовской области
упрощенного производства. При рассмотрении спора на основании материалов дела судом установлено следующее. Между ООО «Специализированная проектная организация «ДЕЗЦЕНТР» (далее – Исполнитель, Истец) и ООО «Ростовская Зерновая Компания «РЕСУРС (далее – Заказчик, Ответчик), 21 мая 2021 года заключен Договор № 389 оказания услуг, с протоколом разногласий от 21.05.2021 г. Согласно п. 1.1 Договора Исполнитель (ООО «СПК «ДЕЗЦЕНТР») обязуется выполнить по заданию Заказчика (ООО «РЗК «Ресурс»), а Заказчик принять и оплатить следующую работу: - постановка на учет объектов (НВОС ); - проект инвентаризации; - программа производственного экологического контроля (ПЭК); - разработка проекта неблагоприятных метеорологических условий (НМУ). В соответствии с п. 1.2. Договора критерием качества выполненных работ по настоящему Договору является согласованная и утвержденная проектная документация, указанная в п. 1.1. настоящего Договора. Согласно п. 3.1. цена Договора составляет 230 000 (двести тридцать тысяч) рублей. На основании п. 3.2.1 Договора в редакции протокола разногласий от 21.05.2021, оплата по договору производится заказчиком в следующем
Решение № А63-7434/2022 от 11.10.2022 АС Ставропольского края
установленными требованиями. Кроме того, особенности расчета платы за НВОС различными категориями объектов НВОС прямо указаны в различных пунктах Правил № 255 (11.1, 11.2, 13 - для 3 категории, 11.3, 11.4, 12, 12.1, 17 - для 1 и 2 категории, 18 - для 2 и 3 категории и т.д.). Сведений о том, как должны рассчитывать плату за НВОС безкатегорийные объекты Правила № 255 не содержат. Учитывая изложенное, вопросы внесения платы за НВОС и постановка на учет объектов НВОС прямо и взаимосвязаны. При этом в акте проверки отсутствует информация об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, расположенном на земельном участке с кадастровым номером 20:02:6202000:213, который был бы учтен в системе государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, а также о лице, обязанном вносить плату по данному ОНВОС. Из материалов дела усматривается, что общество (указано в акте проверки на стр. 10) приступило в соответствии с государственным контрактом от 13.11.2020
Постановление № А66-14833/20 от 28.09.2022 АС Северо-Западного округа
природоохранного законодательства, в подпункте «м» - право на обращение в суд с исками о возмещении и (или) предотвращении вреда окружающей среде, объектам животного мира, природным ресурсам, причиненного в результате нарушения законодательства Российской Федерации, в подпункте «н» - право выносить постановления о привлечении к административной ответственности юридических и физических (должностных) лиц за правонарушения, предусмотренные КоАП РФ в пределах своей компетенции. Принимая во внимание положения, содержащиеся в указанных нормах права, суды правомерно заключили, что постановка на учет объекта НВОС носит обязательный заявительный характер, право Министерства на обращение в суд с заявлением о понуждении постановки объекта на учет действующим законодательством не предусмотрено. При этом судом обоснованно указано на то, что при выявлении нарушений в области охраны окружающей среды, Министерство вправе обратиться в суд с иными требованиями, предусмотренными действующим законодательством. Также следует отметить, что Министерство, установив в ходе рейдового осмотра от 20.09.2019 нарушение Обществом требований Закона № 7-ФЗ, в рамках своих полномочий вынесло
Решение № 7-784/2021 от 17.11.2021 Ставропольского краевого суда (Ставропольский край)
и IV категорий в соответствии с Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, является осуществление хозяйственной и (или) иной деятельности. Таким образом, объектом НВОС в рамках деятельности по недропользованию является участок недр в границах, определенных лицензией. При этом категория объекта НВОС определяется характером деятельности по добыче полезных ископаемых (сырой нефти, пользования недрами, не связанного с добычей полезных ископаемых). Таким образом, обществом не приняты меры по соблюдению действующего законодательства, а именно не обеспечена постановка на учет объектов НВОС , следующих объектов НВОС, расположенных по адресам: <адрес>, поселок Штурм, Промзона: Производственный участок №, Репродукторная ферма; Производственный участок №, Ферма по откорму свиней; Производственный участок №, Репродукторная ферма; Производственный участок №, Ферма по откорму свиней; Производственный участок №, Репродукторная ферма; Производственный участок №, Ферма по откорму свиней; Производственный участок №, Скотобойня с холодильником. Таким образом, ООО «Гвардия», допущено нарушение ч.ч. 1, 2 ст. 69.2 Закона № 7-ФЗ, что образует в его действиях
Решение № 7-779/2021 от 17.11.2021 Ставропольского краевого суда (Ставропольский край)
IV категорий в соответствии с Постановления Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 № 1029, является осуществление хозяйственной и (или) иной деятельности. Таким образом, объектом НВОС в рамках деятельности по недропользованию является участок недр в границах, определенных лицензией. При этом категория объекта НВОС определяется характером деятельности по добыче полезных ископаемых (сырой нефти, пользования недрами, не связанного с добычей полезных ископаемых). Таким образом, обществом не приняты меры по соблюдению действующего законодательства, а именно не обеспечена постановка на учет объектов НВОС , следующих объектов НВОС, расположенных по адресам: Ставропольский край, Красногвардейский район, поселок Штурм, Промзона: Производственный участок № 1, Репродукторная ферма; Производственный участок № 2, Ферма по откорму свиней; Производственный участок № 3, Репродукторная ферма; Производственный участок № 4, Ферма по откорму свиней; Производственный участок № 5, Репродукторная ферма; Производственный участок № 6, Ферма по откорму свиней; Производственный участок № 8, Скотобойня с холодильником. Таким образом, должностным лицом – генеральным директором ООО «Агрофирма
Решение № 12-157/22 от 15.03.2022 Октябрьского районного суда г. Краснодара (Краснодарский край)
27.12.2016. Уполномоченным органом оснований для присвоения Объекту НВОС II категории выявлено не было (объект не был отнесен Росприроднадзором к инфраструктуре железнодорожного транспорта). При этом, в Постановлении от 17.08.2021 Управление Росприроднадзора указывает на нарушение Обществом Постановление правительства РФ № 1029, утратившего силу с 01.01.2021, т.е. фактически ООО «БАТО» привлечено к административной ответственности за решение, принятое Управлением Росприроднадзора в пределах его компетенции. Объект НВОС Общества был поставлен на государственный учет в 2016 г. Повторная постановка на учет объектов НВОС действующим законодательством не предусмотрена, изменение категории ОНВ осуществляется исключительно в рамках актуализации учетных сведений об ОНВ. Управление Росприроднадзора полагает, что ООО «БАТО» и должностное лицо не обеспечили выполнение обязанности по актуализации сведений с целью отнесения Объекта НВОС к объектам II категории. Актуализация учетных сведений об объекте НВОС осуществляется в порядке, предусмотренном Законом об охране окружающей среды, постановлением Правительства РФ от 23.06.2016 № 572 (далее - ПП РФ 572). В силу п. 6
Решение № 12-15/2022 от 26.08.2022 Дудинского районного суда (Красноярский край)
Объект негативного воздействия на окружающую среду (далее-объект НВОС) «Площадка – база Таналау» поставлен на государственный учет 09.02.2018 года, свидетельство о постановке на учет № 2358304. Нормативы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух для объектов НВОС «База Таналау» и «Скважина Зпх-1» утверждены с учетом перспективы ввода новых объектов, что соответствует постановлению Правительства РФ № 2055 от 09.12.2020 года. Согласно п.2 ст. 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» постановка на учет объектов НВОС осуществляется не позднее, чем в течении 6 месяцев со дня начала эксплуатации объекта НВОС. В связи с тем, что источники выбросов, для которых разработаны нормативы допустимых выбросов, не введены в эксплуатацию, в заявках № 23583004 от 29.01.2018 года и № 2437103 от 08.08.2017 года данные источники выбросов не учитывались. Кроме того, случаи актуализации сведений объектов НВОС установлены п.6 указанной статьи Федерального закона № 7-ФЗ, где приведение сведений об объекте НВОС в соответствии
Решение № 12-52/2022 от 24.03.2022 Октябрьского районного суда г. Краснодара (Краснодарский край)
Уполномоченным органом оснований для присвоения Объекту НВОС II категории выявлено не было (объект не был отнесен Росприроднадзором к инфраструктуре железнодорожного транспорта). При этом, в Постановлении от 17.08.2021 Управление Росприроднадзора указывает на нарушение должностным лицом Постановления правительства РФ № 1029, утратившего силу с 01.01.2021, т.е. фактически должностное лицо привлечено к административной ответственности за решение, принятое Управлением Росприроднадзора в пределах его компетенции. Объект НВОС Общества был поставлен на государственный учет в 2016 г. Повторная постановка на учет объектов НВОС действующим законодательством не предусмотрена, изменение категории ОНВ осуществляется исключительно в рамках актуализации учетных сведений об ОНВ. Актуализация учетных сведений об объекте НВОС осуществляется в порядке, предусмотренном Законом об охране окружающей среды, постановлением Правительства РФ от 23.06.2016 № 572 (далее - ПП РФ 572). В силу п. 6 ст. 69.2 Закона об охране окружающей среды, п. 28 ПП РФ 572 изменение сведений об объектах, включенных в реестр, осуществляется на основании заявлений юридических лиц