ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление правительства критерии объектов нвос - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Письмо Росприроднадзора от 31.10.2016 N АС-09-00-36/22354 "О ведении государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду"
осуществляющий постановку на учет. Информация о фактическом местонахождении объекта НВОС указывается в реестре (п. 4 ст. 69 Закона, подпункт "б" п. 5 Правил-572). КонсультантПлюс: примечание. По вопросу применения пункта 3 см. Письмо Минприроды России от 25.01.2017 N 12-44/2231. 3. По вопросу определения объектов НВОС III категории. Согласно п. 5 критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 N 1029 (далее - Критерии), критерием отнесения объектов НВОС к объектам III категории является осуществление хозяйственной и (или) иной деятельности, не указанной в I, II и IV разделах Критериев и не соответствующей уровням воздействия на окружающую среду, определенным в IV разделе Критериев. Одним из признаков отнесения объекта к объекту НВОС IV категории в соответствии с п. 6 Критериев является наличие одновременно следующих критериев: наличие на объекте стационарных источников загрязнения окружающей среды, масса загрязняющих веществ в выбросах
Письмо Росприроднадзора от 29.09.2016 N АА-03-04-32/20054 <Об отнесении объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий>
объект НВОС), является объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков. К объектам НВОС IV категории в соответствии с пунктом 6 части IV Критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий (далее - Критерии), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 N 1029, относятся объекты, соответствующие одновременно следующим критериям: а) наличие на объекте стационарных источников загрязнения окружающей среды, масса загрязняющих веществ в выбросах в атмосферный воздух которых не превышает 10 тонн в год, при отсутствии в составе выбросов веществ I и II классов опасности, радиоактивных веществ; б) отсутствие сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод в централизованные системы водоотведения, другие сооружения и системы отведения и очистки сточных вод, за исключением сбросов загрязняющих веществ, образующихся в результате использования вод для
Указ Президента РФ от 17.02.2000 N 368 "Об исполнении обязанностей полномочного представителя Президента Российской Федерации в Республике Коми"
среду, является Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации. Перечни объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности и подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, утвержденные приказами Минприроды России, составлены в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2009 N 285 "О перечне объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю", который утратил силу. В настоящее время критерии определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.2015 N 903 "Об утверждении критериев определения объектов , подлежащих федеральному государственному экологическому надзору". Учитывая, что приказ Минприроды России имеет меньшую юридическую силу, чем постановление Правительства Российской Федерации, а также в связи с необходимостью включения в государственный реестр достоверной информации об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, при рассмотрении заявок о постановке объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет в соответствии с требованиями статей 69 и 69.2 Закона N 7-ФЗ Росприроднадзор полагает
Письмо Росприроднадзора от 16.03.2017 N АС-03-04-36/5287 "Об актуализации учетных сведений объектов НВОС" (вместе с "Методическими рекомендациями по актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, включенном в государственный реестр", "Методическими рекомендациями по снятию с государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду")
N 1029) включенном в _________________ государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Перечень актуализированных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду: ___________________________________________________________________________ (указываются все актуализированные сведения об объекте в соответствии с пунктом 6 статьи 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", а также об изменении категории в соответствии с критериями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 N 1029 и/или уровнем государственного экологического надзора в соответствии с критериями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.2015 N 903) Основания актуализации сведений об объекте , оказывающем негативное воздействие на окружающую среду: __________________________________________ ___________________________________________________________________________ (сведения о реквизитах заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя о необходимости актуализации сведений об эксплуатируемом объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с пунктами 6 и 8 статьи 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды") Свидетельство применяется во всех предусмотренных законодательством случаях и подлежит замене
Приказ Росприроднадзора от 06.09.2018 N 351 (ред. от 29.05.2019) "Об утверждении Ведомственной программы комплексной профилактики нарушений обязательных требований на 2018 - 2020 годы"
к 2016 году охват плановыми мероприятиями достиг всего 5% подконтрольной сферы). Учитывая низкую эффективность подобного подхода при планировании контрольно-надзорных мероприятий, с 2017 года в федеральном государственном экологическом надзоре был внедрен риск-ориентированный подход, для целей которого объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду и подлежащие федеральному государственному надзору (согласно утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2016 N 806 перечню видов государственного контроля (надзора), которые осуществляются с применением риск-ориентированного подхода) подразделены на 6 категорий риска. Критерии определения категорий риска определены в приложении к Положению о федеральном государственном экологическом надзоре, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 08.05.2014 N 426. Порядок присвоения категорий риска объектам государственного надзора Переориентация плановых проверок с юридических лиц и их структуры в целом на конкретные объекты негативного воздействия, эксплуатируемые природопользователями, влечет необходимость тщательной ежегодной проработки предложений по включению контрольно-надзорных мероприятий в план, с точки зрения полноты и качества включения всех подлежащих обязательным надзорным мероприятиям объектов (чрезвычайно высокой, высокой и
Определение № 304-ЭС22-6906 от 26.05.2022 Верховного Суда РФ
атмосферного воздуха», Критериев № 1029, Критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 2398 (далее – Критерии № 2398), Правилами создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2016 № 572, установив, что обществом не осуществляется хозяйственная деятельность, указанная в подпунктах «в», «и» Критериев № 1029, подпункте 10 пункта 1 Критериев № 2398, пришли к у выводу об отсутствии у управления правовых оснований для присвоения объекту «Омская производственная площадка» I категории объектов НВОС , в связи с чем удовлетворили исковые требования. Суды исходили из того, что основным видом деятельности общества является производство технического углерода; при постановке объекта «Омская производственная площадка» на государственный учет ему была присвоена III категория объектов НВОС; технологические процессы получения технического углерода с момента постановки объекта НВОС на государственный учет
Определение № А19-12455/2021 от 13.05.2022 Верховного Суда РФ
к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 № 1029, Критериями № 2398, Правилами технологического функционирования электроэнергетических систем, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2018 № 937, РД 153-34.1-09.312-99. Положение о согласовании и утверждении ограничений установленной электрической мощности тепловых электростанций (утв. РАО «ЕЭС России» 13.05.1999). Судами установлено, что на спорном объекте (промплощадка ТЭЦ-6) обществом осуществляется деятельность по обеспечению электрической и тепловой энергией; турбоагрегаты, входящие в состав генерирующего оборудования, представляют собой единый комплекс, все элементы которого неразрывно связаны между собой физически или технологически, расположены на одном земельном участке, объединены общим функциональным назначением - для производства электрической и тепловой энергии; энергетическая мощность электростанции, исходя из суммарной мощности всего оборудования на площадке, составляет 270 МВт. При таких обстоятельствах суды пришли к выводу о том, что промплощадка ТЭЦ-6 филиала общества подлежала постановке на учет как объект НВОС I категории. Суды отметили, что, вопреки доводам общества, каждый
Определение № 03АП-4855/2022 от 28.07.2023 Верховного Суда РФ
среду. В период с 25.09.2013 по 24.09.2018 у Общества имелись нормативы выбросов загрязняющих веществ а атмосферный воздух (утверждены приказом Управления от 25.09.2013 № 227), в период с 20.11.2013 по 22.11.2018-номативы образования отходов и лимитов на их размещение (утверждены приказом Управления от 22.11.2013 № 100). Законом № 219-ФЗ с 01.01.2019 введена новая система нормирования хозяйствующих субъектов по объектам, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду и отнесенным в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 № 1029 «Об утверждении критериев отнесения объектов , оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий» к объектам I, II, III и IV категорий. В силу статьи 22 Закона № 7-ФЗ расчет нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов производится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, планирующими строительство объектов I и II категорий (при проведении оценки воздействия на окружающую среду), а также осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II
Постановление № А65-5959/2021 от 17.11.2021 Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда
внесения необходимых изменений в нормативные правовые акты целесообразно осуществлять постановку строящихся объектов на учет с присвоением таким объектам III категории в соответствии с Критериями. После завершения строительства и сдачи объекта в эксплуатацию имеется возможность представить соответствующие сведения об объектах НВОС для актуализации на основании пункта 6 статьи 69.2 Закона №7-ФЗ. В соответствии с Критериями (утв. Постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 №1029) осуществление хозяйственной и (или) иной деятельности, не указанной в I, II и IV разделах Критериев и не соответствующей уровням воздействия на окружающую среду, определенным в IV разделе Критериев, является критерием отнесения объекта НВОС к III категории. В соответствии с ч.7 ст.67 Закона №7-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического
Постановление № А06-3424/2021 от 06.12.2021 АС Астраханской области
на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Согласно ч. 4 т. 4.2 Закона об охране окружающей среды присвоение объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, соответствующей категории осуществляется при его постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Категория объекта может быть изменена при актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду. Постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 № 1029 (в редакции, действовавшей в проверяемый период) утверждены критерии отнесения объектов НВОС к объектам I, II, III и IV категорий. Не указанные данным постановлением объекты не подлежат постановке на учет в качестве НВОС. Как следует из материалов дела, Росприроднадзором в ходе производства по делу об административном правонарушении установлено, что по состоянию на 16.12.2020 АО «НГК «АФБ» не поставило на учет объект, оказывающий негативное воздействие на окружающею среду, а именно, участка недр «Тамбовский участок», предоставленного в пользование на основании
Постановление № А42-4310/2021 от 08.08.2022 АС Северо-Западного округа
на окружающую среду к объектам I, II, III и IV категорий были определены постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 № 1029 (утратили силу с 01.01.2021, с 08.10.2021 действуют критерии, утвержденные постановлением Правительства от 31.12.2020 № 2398). При включении в государственный реестр объекту присваивается код объекта и категория, в зависимости от уровня негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с критериями отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду к объектам I, II, III и IV категорий. Если объект соответствует нескольким критериям, на основании которых он может быть отнесен одновременно к объектам I, II, III и (или) IV категории, объекту присваивается категория, соответствующая категории по наибольшему уровню негативного воздействия на окружающую среду. Основания для отказа в актуализации сведений об объекте НВОС , содержащихся в федеральном государственном реестре, перечислены в пункте 75 Административного регламента предоставления государственной услуги по государственному учету объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору,
Постановление № А55-2252/20 от 04.08.2021 АС Самарской области
не образует отходов, подлежащих учету и размещению на соответствующих площадках в соответствии с требованиями Закона №7-ФЗ. Анализ видов деятельности, перечисленных в разделах I, II и IV Критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 №1029; далее – Критерии №1029), позволяет сделать вывод о том, что эксплуатация подземных водозаборов не относится ни к одной из перечисленных категорий. По мнению ООО «СКС», подземные водозаборы (скважины) не оказывают негативного воздействия на окружающую среду (не приводят к негативным изменениям качества окружающей среды), не подпадают ни под один из критериев отнесения к объектам НВОС I, II, III и IV категории, следовательно, не являются объектами НВОС и не подлежат постановке на государственный учет в качестве такого объекта. Возражая против доводов ООО «СКС», Управление указало, что общество осуществляет эксплуатацию подземных питьевых водозаборов с расположенными в их пределах павильонами с артезианскими
Постановление № А06-3562/2021 от 24.11.2021 АС Астраханской области
Постановления Правительства РФ от 28.09.2015 № 1029 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающею среду, к объектам I, II, III и IV категории». Бездействие ООО «Газпром добыча Астрахань» квалифицировано Управлением по статье 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ). 23 декабря 2020 года по факту выявленных нарушений уполномоченным должностным лицом Управления в отношении ООО «Газпром добыча Астрахань» составлен протокол № 04-1296/2020 об административном правонарушении (т.1 л.д.103-106). 20 января 2021 года административным органом вынесено постановление № 04-1296/2020 о привлечении ООО «Газпром добыча Астрахань» к административной ответственности по статье 8.46 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 30 000 руб. (т.1 л.д.118-123). Также, 20 января 2021 года по результатам административного производства № 04-1296/2020 обществу выдано предписание № 04-1296/2020 об устранении выявленных нарушений обязательных требований, которым ООО «Газпром добыча Астрахань» предписано в срок до 20.05.2021 подать заявку о постановлении на государственный учет объекта НВОС
Решение № 12-157/22 от 15.03.2022 Октябрьского районного суда г. Краснодара (Краснодарский край)
Применение данного критерия лишь в части наличия слива на сливоналивных ЖД путях, без учета транспортирования по трубопроводам газа, продуктов переработки газа, нефти и нефтепродуктов с использованием магистральных трубопроводов, межпромысловых трубопроводов неправомерно, поскольку из логики правоприменительной практики, категоризация объектов НВОС производится исходя из всех условий, обозначенных в конкретном критерии. Для отнесения ОНВ ко II категории необходимо соблюдения в полном объеме критерия, установленного п.п. 17, п. 2 раздела 2 Постановления Правительства РФ № 2398. С учетом вышеизложенного, применение Управлением Росприроднадзора указанных критериев к Объекту НВОС Общества суд полагает необоснованным. Таким образом, оспариваемым Постановлением от 17.08.2021 на ООО «БАТО» и на должностное лицо фактически возлагается обязанность по актуализации учетных сведений об Объекте НВОС, не предусмотренная действующими нормативно-правовыми актами РФ, а также неправомерно назначается административное наказание за ее неисполнение. Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в
Решение № 12-88/22 от 01.03.2022 Октябрьского районного суда г. Краснодара (Краснодарский край)
Применение данного критерия лишь в части наличия слива на сливоналивных ЖД путях, без учета транспортирования по трубопроводам газа, продуктов переработки газа, нефти и нефтепродуктов с использованием магистральных трубопроводов, межпромысловых трубопроводов неправомерно, поскольку из логики правоприменительной практики, категоризация объектов НВОС производится исходя из всех условий, обозначенных в конкретном критерии. Для отнесения ОНВ ко II категории необходимо соблюдения в полном объеме критерия, установленного п.п. 17, п. 2 раздела 2 Постановления Правительства РФ № 2398. С учетом вышеизложенного, применение Управлением Росприроднадзора указанных критериев к Объекту НВОС Общества суд полагает необоснованным. Таким образом, оспариваемым Постановлением от 17.08.2021 на ООО «БАТО» фактически возлагается обязанность по актуализации учетных сведений об Объекте НВОС, не предусмотренная действующими нормативно-правовыми актами РФ, а также неправомерно назначается административное наказание за ее неисполнение. Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом. Согласно
Решение № 21-1941/22 от 13.07.2022 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)
в заявке о постановке на учет не указаны све¬дения, определяющие категорию объекта, а именно сведения об осуществлении деятельности по сливу нефтепродуктов на железнодорожной сливо-наливной эстакаде. Суд правильно пришел к выводу, что на момент подачи заявки ООО «БАТО» в 2016 г. действовали критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду к I, II, III и IV категорий, утвержденные постановлением Правительства РФ от . С вступило в законную силу постановление Правительства РФ от , которым утверждены новые критерии отнесения объектов к категории НВОС . Принятие нового нормативного акта, изменяющего критерии отнесения объектов к соответствующей категории НВОС, не является основанием для подачи юридическим лицом заявления об актуализации сведений. Обязанность юридического лица по актуализации сведений об объекте НВОС возникает только при наличии оснований, предусмотренных п. 6 статьи 69.2 ФЗ от № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Доказательства возникновения указанных оснований в материалах дела отсутствуют. В заявке ООО «БАТО» (2016г.) указано на наличие в
Решение № 12-52/2022 от 24.03.2022 Октябрьского районного суда г. Краснодара (Краснодарский край)
Применение данного критерия лишь в части наличия слива на сливоналивных ЖД путях, без учета транспортирования по трубопроводам газа, продуктов переработки газа, нефти и нефтепродуктов с использованием магистральных трубопроводов, межпромысловых трубопроводов неправомерно, поскольку из логики правоприменительной практики, категоризация объектов НВОС производится исходя из всех условий, обозначенных в конкретном критерии. Для отнесения ОНВ ко II категории необходимо соблюдения в полном объеме критерия, установленного п.п. 17, п. 2 раздела 2 Постановления Правительства РФ № 2398. С учетом вышеизложенного, применение Управлением Росприроднадзора указанных критериев к Объекту НВОС Общества является необоснованным. Таким образом, оспариваемым Постановлением от 17.08.2021 на ООО «БАТО» и на должностное лицо фактически возлагается обязанность по актуализации учетных сведений об Объекте НВОС, не предусмотренная действующими нормативно-правовыми актами РФ, а также неправомерно назначается административное наказание за ее неисполнение. Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке,
Решение № 7Р-114 от 10.02.2022 Архангельского областного суда (Архангельская область)
изложенного судья городского суда пришел к правильному выводу, что постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов. В рассматриваемом случае такой шестимесячный срок подлежал исчислению с 1 января 2021 года, со дня вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 года № 2398, утвердившего Критерии отнесения объектов , оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий и согласно которым, по мнению административного органа, АО «Быт» имеет объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, III категории по критериям, изложенным в подпункте 1 пункта 6 Критериев № 2398. Поскольку вмененное правонарушение выявлено 21 апреля 2021 года, то есть до наступления указанного шестимесячного срока, в бездействии юридического лица отсутствовало событие административного