МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА ПИСЬМО от 23 октября 2018 г. N БС-4-21/20677@ О НАПРАВЛЕНИИ ПИСЬМА МИНФИНА РОССИИ ПО ВОПРОСУ О ПРИМЕНЕНИИ ПОВЫШАЮЩИХ КОЭФФИЦИЕНТОВ ПО ЗЕМЕЛЬНОМУ НАЛОГУ Федеральная налоговая служба направляет для сведения и руководства в работе разъяснения Министерства финансов Российской Федерации от 19.10.2018 N 03-05-04-02/75191 по вопросу применения при исчислении земельного налога повышающихкоэффициентов, предусмотренных пунктами 15 и 16 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении земельных участков с видом разрешенного использования, предусматривающим жилищноестроительство (индивидуальное жилищное строительство), приобретенных (предоставленных) в собственность физическими и юридическими лицами. Доведите настоящие разъяснения до сотрудников налоговых органов, осуществляющих администрирование земельного налога. Действительный государственный советник Российской Федерации 2 класса С.Л.БОНДАРЧУК Приложение МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО от 19 октября 2018 г. N 03-05-04-02/75191 В Департаменте налоговой и таможенной политики совместно с Правовым департаментом рассмотрено письмо по вопросу о применении повышающих коэффициентов по земельному
до нижестоящих налоговых органов. Действительный государственный советник Российской Федерации 3 класса А.С.ПЕТРУШИН Приложение МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО от 25 июля 2012 г. N 03-05-04-02/69 Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу применения при исчислении земельного налога повышающегокоэффициента в соответствии с пунктом 15 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в отношении земельных участков, разрешенное использование которых "под жилую застройку, размещение объектов культурно-бытового, социального назначения, административных зданий, коммунально-складских объектов, инженерной и транспортной инфраструктуры, рекреационных зон", и сообщает следующее. В соответствии с пунктом 15 статьи 396 Кодекса в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищногостроительства , за исключением индивидуального жилищного строительства, осуществляемого физическими лицами, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится налогоплательщиками - организациями или физическими лицами, являющимися индивидуальными предпринимателями, с учетом коэффициента 2 в течение трехлетнего срока строительства начиная с даты
соответствующих земельных участков в собственность общества должен был произведен снос имеющихся объектов и начато новое строительство жилья, например, исходя из сроков, указанных в разрешениях на строительство конкретных объектов и, соответственно, с какого момента после получения земельных участков в собственность должен исчисляться срок применения повышающего коэффициента, предусмотренный абзацем первым пункта 15 статьи 396 Налогового кодекса. Истолковав положения данной нормы без учета взаимосвязи налогового и градостроительного законодательства, и применив повышающийкоэффициент без учета доводов налогоплательщика о наличии объективных препятствий в начале осуществления жилищногостроительства , обусловленных законодательным регулированием развития территорий, суды по существу допустили возникновение ситуации, когда застройщик будет нести более высокое бремя налогообложения в связи с самим фактом выбора юридической формы осуществления жилищного строительства в рамках развития территорий. Однако такое толкование противоречит как целям установления особого порядка определения налоговой базы, так и реализуемому в рамках градостроительного законодательства публичному интересу, связанному с развитием территорий. Принимая во внимание изложенное, Судебная коллегия Верховного
15.11.2010 № 153 изменен вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 55:20:131101:635: с «для ведения сельскохозяйственного производства» на «под индивидуальное жилищное строительство». То есть за 10 дней до заключения договора купли-продажи названного земельного участка было произведено преобразование и изменение вида разрешенного использования. С учетом установленных обстоятельств суды пришли к выводу о том, что общество необоснованно не применило при исчислении земельного налога повышающийкоэффициент 2, установленный пунктом 15 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации для «земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность на условиях осуществления на них жилищногостроительства ». Доводы, изложенные в жалобе, выводы судов, с учетом установленных фактических обстоятельств, не опровергают, направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в полномочия кассационной инстанции Верховного Суда Российской Федерации не входит. Существенного нарушения норм материального права, а также требований процессуального законодательства, повлиявших на исход судебного разбирательства, судами не допущено. Исходя из
коп. Расчет задолженности произведен истцом на основании ставок и коэффициентов, установленных органом местного самоуправления, площади земельного участка, а также удельного показателя кадастровой стоимости спорного земельного участка. При расчете задолженности истцом учтено внесение ответчиком платы за аренду земельного участка платежным поручением № 8 от 22.01.2008 в сумме 3 164 руб. 83 коп. При этом, зачисление произведенного ответчиком платежа произведено за 2008 год. Оценив расчет задолженности, суд пришел к выводу об ошибочности использования в нем повышающегокоэффициентажилищногостроительства , установленного п. 15 ст. 396 Налогового Кодекса РФ, а также повышающего коэффициента за нарушение установленного срока жилищного строительства. Постановлением Собрания депутатов Копейского городского округа от 25.10.2006 № 353 (вступило в силу с 01.01.2007) утвержден порядок расчета арендной платы за землю (приложение № 2), согласно которому арендная плата рассчитывается по формуле: А=Н*К1*К2, при этом Н=S*УКПСЗ*Сзн. Поскольку при расчете сумма земельного налога складывается из произведения площади земельного участка, удельного показателя кадастровой стоимости земли и
учтено внесение ответчиком платы за аренду земельного участка платежными поручениями № 5 от 16.01.2006 в сумме 3000 руб., № 23 от 13.07.2007 в сумме 2 637 руб. 36 коп за 2006 год и 879 руб. 12 коп. за 2007 год, №7 от 22.01.2008 в сумме 3 164 руб. 83 коп. При этом, зачисление произведенных ответчиком платежей произведено за 2006, 2007 г.г. Оценив расчет задолженности, суд пришел к выводу об ошибочности использования в нем повышающегокоэффициентажилищногостроительства , установленного п. 15 ст. 396 Налогового Кодекса РФ, а также повышающего коэффициента, установленного за нарушение срока жилищного строительства. Постановлением Собрания депутатов Копейского городского округа от25.10.2006 № 353 (вступило в силу с 01.01.2007) утвержден порядок расчета арендной платы за землю (приложение № 2), согласно которому арендная плата рассчитывается по формуле: А=Н*К1*К2, при этом Н=S*УКПСЗ*Сзн. Поскольку при расчете сумма земельного налога складывается изпроизведения площади земельного участка, удельного показателякадастровой стоимости земли и ставки земельного налога,
органом местного самоуправления, площади земельного участка, а также удельного показателя кадастровой стоимости спорного земельного участка. При расчете задолженности истцом учтено установленное постановлением Восемнадцатого Арбитражного апелляционного суда от 14.07.2010 по делу № А76-1808/2010 наличие у ответчика переплаты за аренду земельного участка в сумме 254 руб. 07 коп., что повлекло уменьшение размера платы за использование земельного участка за 2007, отыскиваемый в настоящем споре. Оценив расчет задолженности, суд пришел к выводу об ошибочности использования в нем повышающегокоэффициентажилищногостроительства , установленного п. 15 ст. 396 Налогового Кодекса РФ, а также повышающего коэффициента за нарушение установленного срока жилищного строительства. Постановлением Собрания депутатов Копейского городского округа от 25.10.2006 № 353 (вступило в силу с 01.01.2007) утвержден порядок расчета арендной платы за землю (приложение № 2), согласно которому арендная плата рассчитывается по формуле: А=Н*К1*К2, при этом Н=S*УКПСЗ*Сзн. Поскольку при расчете сумма земельного налога складывается из произведения площади земельного участка, удельного показателя кадастровой стоимости земли и
приобретенного (предоставленного) для жилищного строительства, не лишен права применять пониженную налоговую ставку (в пределах 0,3%), однако от исчисления налога с учетом повышающего коэффициента не освобожден. Вместе с тем при применении указанных правил налогообложения должна обеспечиваться их гармонизация с правилами (особенностями), установленными законодательством для отдельных видов правоотношений, в рамках которых осуществляется жилищное строительство, предопределяющих возможности налогоплательщика приступить к началу строительства и завершить его в соответствующие сроки. В ином случае применение повышающегокоэффициента при исчислении земельного налога может из средства стимулирования жилищногостроительства приобрести характер санкции, выражающейся в установлении более обременительных условий налогообложения в отсутствие к тому разумных и объективных оснований, то есть, по существу, к произвольному налогообложению, запрещенному в силу пункта 3 статьи 3 НК РФ (пункт 35 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1 (2021), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 07.04.2021 (далее – Обзор № 1 (2021). Поскольку в рассматриваемом случае в договоре аренды от 21.05.2013, заключенном без
приобретенного (предоставленного) для жилищного строительства, не лишен права применять пониженную налоговую ставку (в пределах 0,3%), однако от исчисления налога с учетом повышающего коэффициента не освобожден. Вместе с тем при применении указанных правил налогообложения должна обеспечиваться их гармонизация с правилами (особенностями), установленными законодательством для отдельных видов правоотношений, в рамках которых осуществляется жилищное строительство, предопределяющих возможности налогоплательщика приступить к началу строительства и завершить его в соответствующие сроки. В ином случае применение повышающегокоэффициента при исчислении земельного налога может из средства стимулирования жилищногостроительства приобрести характер санкции, выражающейся в установлении более обременительных условий налогообложения в отсутствие к тому разумных и объективных оснований, то есть, по существу, к произвольному налогообложению, запрещенному в силу пункта 3 статьи 3 НК РФ (пункт 35 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1 (2021), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 07.04.2021 (далее - Обзор № 1 (2021). Как следует из материалов дела, первоначально в аренду ОГАИВБД (правопредшественник истца)
– 13 008,00 рублей; по НУ № 18773273 от 04.07.2019 – 33 140,14 рублей; 3) взыскать расходы на оплату государственной пошлины и на оплату услуг представителя. Суду пояснил, что земельные участи были приобретены для индивидуального жилищного строительства, но в последующем принято решение об их реализации. Представитель административного истца ФИО2 в судебном заседании административный иск поддержал. Суду пояснил, что налоговым органом неправомерно применяется повышающийкоэффициент. Разрешенное использование земельных участков «Малоэтажная жилая застройка (индивидуальное жилищное строительство; размещение дачных домов и садовых домов) соответствует виду разрешенного использования «Для индивидуального жилищногостроительства ». В силу п. 16 ст. 396 НК РФ, применение повышающего коэффициента предусмотрено по истечении 10 лет с даты государственной регистрации прав на земельные участки. То есть у истца есть право вести строительство на участке в течение 10 лет. Представитель административного истца ФИО3 в судебном заседании пояснил, что земельные участки приобретены административным истцом для предоставления людям возможности жилищного строительства. Применение повышающего коэффициента
его членом. П.3.3 Договора № предусматривает рассрочку паевого взноса, всех платежей осуществляемых пайщиком с даты, следующей за датой уплаты первоначального паевого взноса, которые индексируются с учетом повышающегокоэффициента в размере 14% годовых, который начисляется до фактической уплаты паевого взноса в полном размере. Согласно п. 4 ст. 110 ЖК: «Жилищные и жилищно-строительные кооперативы являются потребительскими кооперативами. П.6 ст. 116 ГК РФ: «Правовое положение потребительских кооперативов, а также права и обязанности их членов определяются в соответствии с настоящим Кодексом законами о потребительских кооперативах». Таким образом, ЖСК «Веста» является потребительским кооперативом, и к нему, в том числе применяются нормы ФЗ «О жилищных накопительных кооперативах». Так согласно п.2 ст. 24 ФЗ «О жилищных накопительных кооперативах», паевой взнос члена кооператива должен обеспечивать погашение затрат на приобретение или строительство кооперативом жилого помещения. Примерная стоимость приобретаемого или строящегося кооперативом для члена кооператива жилого помещения определяется с учетом средней рыночной стоимости жилого помещения, аналогичного жилому помещению, указанному
вступила в законную силу 01.01.2008 «в течение периода, превышающего трехлетний срок строительства». Нормативное содержание п. 15 ст. 396 НК РФ, как в редакции, действующей до 01.01.2008, так и в редакции, действующей после 01.01.2008 при исчислении земельного налога в отношении земельных участков, которые приобретены и права собственности, на которые зарегистрированы, предусматривает применение повышающих коэффициентов. Также судом учитывается, что п. 15 ст. 396 НК РФ содержит лишь одно условие, при котором повышающийкоэффициент не применяется – это исключение в виде индивидуального жилищногостроительства , осуществляемого физическими лицами. Довод административного истца о том, что кадастровая стоимость спорных земельных участков, определена, как для земельных участков, предназначенных для размещения домов малоэтажной жилой застройки, поэтому вид разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства оценивается критически, т.к. в силу п. 4 ст. 391 НК РФ, налоговый орган при определении налоговой базы руководствуется сведениями, представленными органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, не
буквального толкования пункта 15 статьи 396 Налогового кодекса РФ, повышающий коэффициент применяется в течение трехлетнего срока возведения зданий, при этом отсчет ведется с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект. Данная норма не содержит каких-либо особенностей исчисления налога в зависимости от того, ведется строительство фактически или нет. Пункт 15 статьи 396 Кодекса содержит лишь одно условие, при котором повышающийкоэффициент при исчислении земельного налога не применяется - исключение в виде индивидуального жилищногостроительства , осуществляемого физическими лицами. Таким образом, размер земельного налога, учитывая приведенные нормы Кодекса, связан только с целью предоставления земельного участка и с периодом строительства на участке объекта недвижимого имущества. По смыслу указанных выше норм права для исчисления земельного налога (применение соответствующего коэффициента) имеет значение лишь период осуществления строительства, который начинает исчисляться с момента государственной регистрации за налогоплательщиком права на земельный участок, предоставленный для жилищного строительства, до государственной
в отношении принадлежащего ФИО2 земельного участка налоговым органом применен повышающий коэффициент (2) на основании п. 16 ст. 396 НК РФ. С указанным расчетом земельного налога истец не согласен, в связи, с чем обратился в налоговый орган с заявлением о производстве перерасчета. В ответ на его обращение, 09.11.2020 года Межрайонная ИФНС России № 15 по Самарской области сообщила, что повышающийкоэффициент (2) при расчете земельного налога был применен на основании п. 16 ст. 396 НК РФ, а именно в отношении земельных участков приобретенных (предоставленных) в собственность физическим лицам для индивидуального жилищногостроительства , исчисление суммы земельного налога производится с учетом коэффициента (2) по истечении 10 лет с даты государственной регистрации права на данные земельные участки вплоть до государственной регистрации права на построенный объект недвижимости. При этом в ответе ИФНС ссылается на данные Росреестра относительно вида разрешенного использования, принадлежащего ФИО2 земельного участка с кадастровым номером № «для индивидуальной жилой застройки», тогда