ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Право собственности на отходы - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Определение № 305-КГ15-11914 от 02.10.2015 Верховного Суда РФ
№ 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относится, в частности, размещение отходов производства и потребления; постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 № 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, других видов вредного воздействия; в соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались. Судами установлено, что общество является собственником отходов и в силу названных норм права является плательщиком платы за негативное воздействие на окружающую среду, в том числе за их размещение. Расчет платы судом проверен и признан правильным. При этом с экономической точки зрения не имеет принципиального значения, на какую из сторон в гражданско-правовом договоре, определяющем
Постановление № 48-АД23-50 от 20.12.2023 Верховного Суда РФ
года № 1156, согласно которому договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места (площадки) их накопления, в порядке, предусмотренном разделом 1(1) Правил. Потребителем согласно пункту 2 названных Правил является собственник ТКО или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с ТКО. Статьей 4 Федерального закона № 89-ФЗ определено, что право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством. Основания приобретения права собственности закреплены в статьях 218, 136 Гражданского кодекса Российской Федерации. В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества (отходов). В соответствии со статьей 28 Федерального закона № 89-ФЗ неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами должностными лицами и гражданами влечет за собой дисциплинарную, административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством
Определение № 14АП-7018/2014 от 29.04.2015 Верховного Суда РФ
любую деятельность юридического лица и индивидуального предпринимателя, в процессе которой образуются отходы производства и потребления. В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон об отходах) к отходам производства и потребления относятся остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. Согласно пункту 1 статьи 4 Закона об отходах право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались. Бремя содержания принадлежащего ему имущества несет собственник, если иное не предусмотрено законом или договором (статья 210 Гражданского кодекса Российской Федерации). К расходам на содержание имущества относится также обязанность по внесению платежей за негативное воздействие на окружающую среду. При этом заключение со специализированными организациями договоров на оказание услуг по транспортировке, размещению отходов не освобождает
Определение № 14АП-7098/2014 от 18.05.2015 Верховного Суда РФ
источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления». Управление, рассмотрев направленный банком расчет, согласно которому, по мнению последнего, имеются излишне уплаченный платеж, не согласилось с банком, поскольку согласно заключенным договорам банком и специализированными организациями на оказание услуг по сбору, вывозу и захоронению ТО и ТБО, плата за негативное воздействие за размещение отходов в тариф этих организаций не заложена. Учитывая, что из содержания договоров на оказание услуг, право собственности на отходы ответчиком другим лицам не передается, банк как собственник отходов и природопользователь окружающей природной среды, по мнению управления, должен компенсировать потери от негативного воздействия внесением соответствующей платы. Возложение этой обязанности на организации, оказывающие услуги по хранению чужого имущества – принадлежащих природопользователю отходов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, не соответствует компенсационной природе данного платежа. В поданной кассационной жалобе управление сослалось также на Постановление Конституционного Суда РФ от 05.03.2013 № 5-П по делу о проверке
Определение № А53-27082/16 от 22.12.2017 Верховного Суда РФ
охраняемых законом публичных интересов. Между тем, таких оснований по результатам изучения судебных актов, принятых по делу, и доводов кассационной жалобы заявителя не установлено. Отменяя принятые по делу судебные акты, окружной суд исходил из того, что в рассматриваемых правоотношениях общество как управляющая организация в интересах граждан обеспечивает вывоз коммунально-бытовых отходов, заключая соответствующие договоры со специализированными организациями, т.е. выступает по отношении к последним потребителем услуг. В отношениях с гражданами общество выступает исполнителем услуг. При этом право собственности на отходы у общества не возникает. Ссылки судов на то, что граждане передают обществу свои обязанности «образователя» отходов, не основаны на нормах гражданского законодательства. Таким образом, общество в данном случае не осуществляет деятельности по размещению отходов, а упомянутый вид его деятельности не подпадает под определение негативного воздействия на окружающую среду. Нарушений норм права судом не допущено. Постановление суда округа принято в соответствии с полномочиями и пределами их осуществления судом кассационной инстанции, предусмотренными статьями 286, 287
Постановление № А12-33008/14 от 06.05.2015 АС Поволжского округа
среду. Частью 1 статьи 23 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон об отходах производства и потребления) установлено, что плата за размещение отходов взимается с индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно частям 1, 2 статьи 4 Закона об отходах производства и потребления (в редакции Федерального закона от 30.12.2008 № 309-ФЗ, действовавшего на момент вынесения оспариваемого требования от 28.07.2014 № 3847) право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались. Право собственности на отходы может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении отходов. Согласно статье 4 этого же Закона (в редакции Федерального закона от 29.12.2014 № 458-ФЗ, вступившего в силу с 01.01.2015) право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством. Нормативы образования отходов
Постановление № А12-25697/14 от 21.05.2015 АС Поволжского округа
и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду. Согласно частям 1, 2 статьи 4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон об отходах производства и потребления) право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались. Право собственности на отходы может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении отходов. Согласно статье 4 данного Закона право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством. Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются применительно к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в
Постановление № А33-14271/2021 от 16.08.2022 Третьего арбитражного апелляционного суда
об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение от 16.03.2017 № 249 подтвержден формой № 2-ТП (отходы) за 2020 год и декларацией по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год. Вместе с тем, в соответствии со статьей 18 Федерального закона № 89-ФЗ обязанность утверждения нормативов и лимитов на их размещение предусмотрена законодательством только в отношении собственных отходов. Образователем (собственником) отходов является лицо, образовавшее их, либо лицо, которое приобрело право собственности на отходы у третьих лиц (письмо Росприроднадзора от 13.07.2015 № ОД-03-04-32/11939 «О рассмотрении обращения»). Согласно письму Росприроднадзора от 25.05.2016 № РН-03-03-31/9771 «О рассмотрении обращения» нормативы образования отходов и лимиты на их размещение в соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона № 89-ФЗ устанавливаются применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы. В соответствии с пунктом 2 Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов
Постановление № А07-447/14 от 21.10.2015 АС Уральского округа
правовая позиция изложена в судебных актах по делу № А07-7737/2011. По мнению заявителя кассационной жалобы, управлением не представлено доказательств того, что предприятие из отходов общества "Уфимский завод эластомерных материалов, изделий и конструкций" вторсырье не извлекало и ими никак не распоряжалось, что МУП "Спецавтохозяйство по уборке города" приняв отходы общества, фактически не владеет, не пользуется и не распоряжается ими. Также не представлено доказательств того, что общество "Уфимский завод эластомерных материалов, изделий и конструкций" реализовывало право собственности на отходы , переданные обществом по договорам за 2010-2013 г. предприятию. В отзывах на кассационную жалобу управление и предприятие просят оставить постановление суда апелляционной инстанции без изменений, кассационную жалобу общества – без удовлетворения. Рассмотрев кассационную жалобу в порядке ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения. Как следует из материалов дела, согласно условиям заключенных обществом "Уфимский завод эластомерных материалов, изделий и конструкций" договоров от 19.01.2010 № 2676,
Постановление № 5-473/2014 от 27.06.2014 Автозаводского районного суда г. Тольятти (Самарская область)
ООО «Манелла» этим договором не закреплено, только нежилое помещение в котором работают два сотрудника и занимаются оптово- розничной продажей продовольственных и промышленных товаров. Согласно дополнительному соглашению к договору аренды, арендодателю - ФИО3 принадлежат все отходы, образующиеся в результате административно- хозяйственной деятельности ООО «Манелла». Между ФИО3 и ГСК № заключен договор на обеспечение складирования и вывоза отходов, которые ФИО3 передает ГСК № с правом собственности, за что ФИО3 оплачивает выставляемые счета. ООО «Манелла» передало право собственности на отходы арендодателю в связи с тем, что для предпринимателя с двумя работниками очень накладно заниматься деятельностью, связанной с отходами. На фотографии к акту видно, что у них есть одна маленькая коробочка, в которой находятся использованные чеки, контейнер на территории ГСК № им не принадлежит, у них нет мусора 1 - 1V класса опасности. После того, как им пояснили, что передавать отходы в собственности физическому лицу Федеральным законом № - ФЗ не предусмотрено, они заключили
Решение № 12-682/2015 от 05.03.2015 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)
процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. Исходя из смысла статьи 1 Закона об отходах производства и потребления обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов. Как следует из материалов дела об административном правонарушении, факт образования у общества отходов производства и потребления подтверждается собранными материалами. Согласно статьи 4 Федерального Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались. Право собственности на отходы может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении отходов. Собственник отходов I - IV класса опасности вправе отчуждать эти отходы в собственность другому лицу, передавать ему, оставаясь собственником, право владения, пользования или распоряжения этими отходами, если у такого лица имеется лицензия
Решение № 7-304 от 26.07.2016 Костромского областного суда (Костромская область)
для определения юридического лица субъектом правонарушения. В соответствии с п. 1 ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" негативное воздействие на окружающую среду является платным; к видам негативного воздействия на окружающую среду относится в том числе размещение отходов производства и потребления. ФКУ «Военный комиссариат <адрес>» не отрицает, что в результате его деятельности образуются отходы. Согласно ст. 4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством. Право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались. При этом право собственности на отходы может быть приобретено другим лицам на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении отходов. Подобного договора с ООО «<данные изъяты>» не заключалось. Плата за размещение отходов взимается с индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в
Решение № 12-181/2016 от 17.01.2017 Белореченского районного суда (Краснодарский край)
на временное хранение. Обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду в соответствии с договорами на оказание услуг сохранена за лицами, в результате хозяйственной деятельности которых образовались отходы. Так между АО «Крайжилкомресурс» и ОАО «СМК» был заключен договор оказания услуг № 46 от 02.12.2013 г., согласно которому АО «Крайжилкомресурс» осуществляло накопление (хранение) ТБО на площадке накопления ТБО. В соответствии с договором (в редакции дополнительного соглашения №1 от 10 ноября 2014 года) право собственности на отходы , передаваемые для размещения по настоящему договору, не переходит к Исполнителю, а остается за лицом, их образовавшим» (пункт 1.3 договора). 02.04.2015 года между ООО «ТСМ» (цессионарий), ОАО «СМК» (должник) и АО «Крайжилкомресурс» (цедент) заключен договор об уступке права требования (цессии), согласно которого цедент передает, а цессионарий принимает право требования к должнику по договору № 46 в части услуг по приему и предварительному накоплению до размещения твердых бытовых отходов, оказанных цедентом должнику. 01.01.2015 года
Решение № 12-421/15 от 26.01.2016 Надымского городского суда (Ямало-Ненецкий автономный округ)
собственником отходов бурения с момента их образования может являться и подрядчик путем заключения договора подряда, в котором указывается данный переход права и вменяется обязанность на разработку и утверждение НООЛР, которым в рассматриваемом случае стало ООО «<данные изъяты>», последним в свою очередь через договор оказания услуг отходы бурения переданы в собственность ООО «<данные изъяты>», как и обязанность по утверждению ПНООЛР. Считает, что Общество приняло на себя обязанность по разработке ПНООЛР и утверждению НООЛР, признав право собственности на отходы бурения путем направления в Управление Росприроднадзора по ЯНАО проекта НООЛР на утверждение, наличию таблиц об объемах отходов бурения за 2014-2015 г.г. ООО «<данные изъяты>», подписанных представителем Общества Анисимовой. Представленный проект Общества не был утвержден в связи с не представлением всех необходимых документов и значительными иными нарушениями. Обратил внимание, что Управление Росприроднадзора по ЯНАО отказывало во всех случаях получению Обществом в утверждении НООЛР, так как согласно представленной к нему документации следовало что ООО «<данные