ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Правообладатель сооружения - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Письмо Росреестра от 12.02.2014 N 14-исх/01544-ГЕ/14 <О направлении письма Минэкономразвития России> (вместе с <Письмом> Минэкономразвития России от 19.12.2013 N ОГ-Д23-6556 "О рассмотрении обращения")
Согласно Требованиям к подготовке здания, сооружения, объекта незавершенного строительства сведения о здании, сооружении, объекте незавершенного строительства указываются в техническом плане на основании разрешения на ввод объекта недвижимости в эксплуатацию, проектной документации или технического паспорта такого объекта. Копии указанных документов включаются в состав Приложения. При отсутствии указанных документов сведения об объекте недвижимости, за исключением сведений о местоположении здания, сооружения, объекта незавершенного строительства на земельном участке, указываются в техническом плане на основании Декларации, составленной и заверенной правообладателем сооружения . В этом случае Декларация в соответствии с частью 8 статьи 41 Закона является неотъемлемой частью технического плана и включается в состав Приложения. При подготовке технического плана также используются кадастровая выписка о земельном участке, в границах которого расположено соответствующее здание, сооружение, объект незавершенного строительства, а при отсутствии в государственном кадастре недвижимости сведений о таком земельном участке - кадастровый план соответствующей территории. Исходя из Требований к подготовке технического плана здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, разделы
Письмо Росреестра от 09.01.2014 N 14-исх/00024-ГЕ/14 <О направлении писем> (вместе с <Письмом> Минэкономразвития от 12.12.2013 N Д23и-5879 "О рассмотрении обращения", <Письмом> Росреестра от 13.12.2013 N 14-исх/11593-ГЕ/13 "О рассмотрении обращения")
приказом Минэкономразвития России от 23 ноября 2011 г. N 693 (далее соответственно - Форма и Требования). Согласно пункту 11 Требований сведения о сооружении указываются в техническом плане на основании разрешения на ввод сооружения в эксплуатацию, проектной документации или технического паспорта сооружения. Копии указанных документов включаются в состав Приложения. При отсутствии указанных документов сведения о сооружении, за исключением сведений о местоположении сооружения на земельном участке, указываются в техническом плане на основании Декларации, составленной и заверенной правообладателем сооружения . В этом случае Декларация в соответствии с частью 8 статьи 41 Закона является неотъемлемой частью технического плана и включается в состав Приложения. При подготовке технического плана также используются кадастровая выписка о земельном участке, в границах которого расположено соответствующее сооружение, а при отсутствии в государственном кадастре недвижимости сведений о таком земельном участке - кадастровый план соответствующей территории. В соответствии с частью 1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на ввод объекта в эксплуатацию
"Обзор наиболее распространенных причин, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении предприятий как имущественных комплексов и объектов недвижимости, расположенных в пределах более одного кадастрового округа (по результатам анализа решений о приостановлении за IV квартал 2019 года)"
соответствующих заявления и документов, представленных заявителем, государственным регистратором направляется соответствующий межведомственный запрос (в том числе с целью подтверждения подлинности такого документа, копия которого представляется заявителем с технического планом). Однако представление ответа (документов) на запрос органа регистрации прав не всегда осуществляется в сроки, отведенные для учетно-регистрационных действий, в связи с чем они приостанавливаются по основанию, предусмотренному подпунктом 9 части 1 статьи 21 Закона о регистрации; правоустанавливающие документы на земельные участки (подтверждающие права на земельные участки правообладателя сооружения на период строительства и ввода объекта недвижимости в эксплуатацию), на которых расположены созданные объекты недвижимости, в случае, если такие документы должны быть представлены заявителем (часть 10 статьи 40 Закона о регистрации). Следует отметить, что отсутствие необходимости оформления прав на земельные участки, под (над) поверхностью которых размещены сооружения или их части, на период строительства таких сооружений не освобождает от необходимости оформления прав на земельные участки, предназначенные для размещения наземных частей таких сооружений <2>; подлинник правоустанавливающего
"Обзор наиболее распространенных причин, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении сооружений, расположенных в пределах более одного кадастрового округа (по результатам анализа решений о приостановлении за период с сентября по декабрь 2017 года)" (утв. Росреестром)
В случае принятия решений о приостановлении государственной регистрации прав на объекты недвижимости наиболее распространенными причинами являются нарушения пунктов 5, 7, 8, 9, 23 части 1 статьи 26 Закона о регистрации, в частности: не представлены документы, подтверждающие полномочия лица - правообладателя земельного участка (в случае если оно не является собственником) (например, на государственную регистрацию права представлен договор субаренды, при этом договор аренды на государственную регистрацию не представлен); представленные документы не подтверждают права на земельные участки правообладателя сооружения на период строительства и ввода объекта недвижимости в эксплуатацию; форма и содержание документа не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации, например, в правоустанавливающих документах, вместо сведений о кадастровых номерах земельных участков, в пределах которых расположено сооружение, указаны только сведения о кадастровых кварталах; договоры аренды на земельные участки, заключенные на год и более и подлежащие государственной регистрации (статья 8.1, пункт 2 статьи 609, пункт 2 статьи 651 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 2 статьи 22 Земельного
Статья 1.
в следующей редакции: "9) в отношении земельных участков, образуемых из земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, за исключением земельных участков, в отношении которых непосредственно после образования возникают права или ограничения прав, обременения объекта недвижимости, подлежащие государственной регистрации;"; дополнить пунктом 12 следующего содержания: "12) в связи с выбором правообладателем земельного участка, здания или сооружения вида разрешенного использования такого объекта недвижимости в случае, если такой правообладатель в соответствии с законом вправе выбрать данный вид разрешенного использования земельного участка, здания или сооружения ."; 15) в статье 15: а) в части 1: пункт 1 изложить в следующей редакции: "1) собственника земельного участка, либо лица, которому земельный участок принадлежит на ином праве, если в соответствии с видом или видами разрешенного использования земельного участка допускаются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, либо лица, использующего земельный участок на условиях сервитута, публичного сервитута, либо лица, которому в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации предоставлено право
Определение № 310-КГ14-4647 от 26.11.2014 Верховного Суда РФ
норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела. При рассмотрении дела суды установили, что «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» Курский филиал в связи с обращением заявителя о проведении кадастрового учета спорного объекта, запросил дополнительные документы, в частности, разрешение на ввод сооружения в эксплуатацию, проектную документацию, технический паспорт сооружения или декларацию, составленную и заверенную правообладателем сооружения , а также кадастровую выписку о земельном участке, в границах которого расположено соответствующее сооружение. Проверяя оспариваемые заявителем действия на соответствие требованиям закона, суды исходили из положений части 1 статьи 41 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон о кадастре). Указанной нормой определено, что технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении или об объекте
Определение № 305-ЭС22-6663 от 08.07.2022 Верховного Суда РФ
Суда Российской Федерации Г.Г. Попова, изучив материалы истребованного дела и кассационную жалобу департамента городского имущества города Москвы на постановление Арбитражного суда Московского округа от 26.01.2022 по делу № А40-248982/2020, установил: департамент городского имущества города Москвы (далее – Департамент) обратился в Арбитражный суд города Москвы к обществу с ограниченной ответственностью Торговое предприятие «Предприниматель-Потребителю» (далее – Общество) об обязании заключить соглашение о вступлении в договор аренды земельного участка с множественностью лиц на стороне арендатора, предоставляемого правообладателю зданий, сооружений (помещений в них), расположенных на земельном участке, от 16.11.2005 № М-05-025608, на условиях проекта, прилагаемого к иску. Арбитражный суд города Москвы решением от 28.04.2021, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 27.09.2021, иск удовлетворил. Арбитражный суд Московского округа постановлением от 26.01.2022 решение суда от 28.04.2021 и постановление апелляционного суда от 27.09.2021 отменил, в удовлетворении иска отказал. Департамент, ссылаясь на существенные нарушения судом норм материального права, обратился в Верховный Суд Российской Федерации
Апелляционное определение № 5-АПА19-86 от 25.09.2019 Верховного Суда РФ
их соблюдением, организация благоустройства территории городского округа в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа, относятся к вопросам местного значения, то предусмотренный оспариваемыми положениями принудительный способ устранения выявленных нарушений требований в виде принятия решения о проведении ремонта внешних поверхностей нежилых зданий, строений, сооружений за счет средств бюджета города Москвы с последующим взысканием этой суммы с собственников ( правообладателей) зданий, строений, сооружений не может считаться нарушением их прав как собственников (правообладателей) помещений в указанных домах, строениях, сооружениях. Выводы суда не противоречат требованиям статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, в силу которой собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам, и согласуются с положениями не только статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, предписывающей собственникам (правообладателям) в целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их
Определение № 308-КГ18-2139 от 30.03.2018 Верховного Суда РФ
Арбитражного суда Краснодарского края от 20.03.2017 требования удовлетворены. Признано незаконным бездействие территориального управления, выразившееся в непринятии мер по существу обращений предприятия от 31.10.2016 № 1.1-1379П, от 13.12.2016 № 1.1-1616П и от 13.01.2017 № 1.1-35П. Суд обязал территориальное управление включить предприятие в качестве арендатора земельного участка в договор от 03.12.1997 № 4300002678, заключив дополнительное соглашение к указанному договору, с размером обязательства соразмерно долям в праве аренды на здание, сооружение или помещения в них, принадлежащим правообладателям зданий, сооружений и помещений в них. Определением от 05.06.2017 суд апелляционной инстанции на основании части 6.1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным Кодексом для рассмотрения дела в суде первой инстанции, установив наличие оснований для отмены решения суда первой инстанции; привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора общество с ограниченной ответственностью «Аэропорт Девелопмент», открытое акционерное общество «Краснодарское предприятие промышленного
Постановление № 05АП-9970/16 от 19.01.2017 Пятого арбитражного апелляционного суда
и канализации возможна без оформления прав на землю. Таким образом, исключительное право на приобретение земельного участка в собственность согласно статье 39.20 ЗК РФ не может быть признано нарушенным, так как под линией электропередачи классом напряжения 0,4 кВ и линейным сооружением канализацией (в том числе ливневой) исключительного права на предоставления в собственность действующим законодательством не предусмотрено. Указанным обстоятельствам также ранее была дана оценка судом апелляционной инстанции в рамках дела №А51-23586/2013 по заявлению ООО «Стража» (предыдущий правообладатель сооружения – кабельная линия 0,4 кВ) о признании незаконным решения Управления градостроительства и архитектуры администрации г.Владивостока, оформленного письмом от 23.07.2013 №16077/20У, об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории ориентировочной площадью 2400 кв.м, расположенного по адресу: <...>, для дальнейшей эксплуатации сооружения – кабельной линии 0,4 кВ (лит.3). Обратившись с иском о признании недействительным договора от 05.06.2015 №28-Ю-20333 аренды земельного участка с кадастровым номером 25:28:030003:1859 истец, не являясь стороной оспариваемой сделки,
Решение № А82-18732/19 от 02.07.2020 АС Ярославской области
РФ, подп.4 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ), которая отображается на картах в составе материалов по обоснованию генерального плана (подп. 7 ч.8 ст. 23 Градостроительного кодекса РФ). Основываясь на положениях подп. 3 ч. 8, ч. 9, 12 ст. 26 Закона №342-ФЗ, Правил охраны линий и сооружений связи Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 09.06.1995 N 578 (Правила №578) и разъяснениях Минэкономразвития от 30.01.2-19 №Д-23и-2508, представитель Управления Росреестра по Ярославской области считает, что до 01.01.2022 правообладатель сооружения , в связи с размещением которого до дня опубликования Закона №342-ФЗ установлена зона с особыми условиями использования территорий, вправе направить в орган регистрации прав документы, необходимые для внесения сведений о такой зоне в ЕГРН с приложением графического описания местоположения границ соответствующей зоны, перечня координат характерных точек границ такой зоны, а также документов, подтверждающих право на сооружение связи. По мнению Управления Росреестра по Ярославской области, требования заявителя в отношении признания его действий незаконными являются необоснованными.
Решение № А76-36485/19 от 26.02.2020 АС Челябинской области
использованием теплоносителя от точки приема тепловой энергии до точки передачи тепловой энергии с соблюдением параметров и показателей качества теплоносителя, а также организационно и технологически связанные действия, обеспечивающие поддержание технических устройств тепловых сетей в состоянии, соответствующем установленным техническими регламентами требованиям, преобразования тепловой энергии в центральных тепловых пунктах, а теплоснабжающая организация обязуется оплачивать указанные услуги (т. 1 л.д. 33-52). Как следует из Выписки из Единого государственного реестра недвижимости № 99/2019/287486206 от 03.10.2019 (т. 2 л.д. 31-36) правообладатель сооружения с кадастровым номером 74:36:0408005:2111 – ООО «КБСК», обременение в виде аренды зарегистрировано в пользу ООО «ЧТСК». Согласно Выписке из Единого государственного реестра недвижимости № 99/2019/287485635 от 03.10.2019 (т. 2 л.д. 37-46) правообладатель сооружения с кадастровым номером 74:36:0000000:56135 – ООО «СТРАННИК», обременение в виде аренды зарегистрировано в пользу ООО «ЧТСК». В соответствии с Выпиской из Единого государственного реестра недвижимости № 99/2019/288017252 от 04.10.2019 (т. 2 л.д. 47-60) правообладатель сооружения с кадастровым номером 74:36:0602001:2395 – ООО
Решение № А50-11441/11 от 07.09.2011 АС Пермского края
г.Перми обратился в Управление Росреестра по Пермскому краю с заявлением о проведении государственной регистрации права муниципальной собственности на сооружение. 21.03.2011 регистрирующим органом государственная регистрация была приостановлена до 20.04.2011. 20.04.2011 регистрирующим органом принято решение об отказе в проведении государственной регистрации права собственности муниципального образования, истцу направлено соответствующее сообщение об этом. Из сообщения следует, что основаниями для отказа в регистрации послужило отсутствие заявление правообладателя ООО «Меърос» о переходе права собственности. Заявленные требования обоснованы истцом тем, что правообладатель сооружения ООО «Меърос» - ликвидировано, проведение государственной регистрации перехода права собственности на сооружение невозможно без обращения ООО «Меърос» в регистрирующий орган. Данное обстоятельство послужило поводом для обращения истца в арбитражный суд в порядке ст.551 ГК РФ. Иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям: В соответствии с п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином
Решение № А19-11827/2017 от 19.03.2018 АС Иркутской области
статьей 125 ГК РФ выступает Администрация молодежного муниципального образования – Администрация сельского поселения. Кроме того, Молодежное муниципальное образование является правообладателем еще одного сооружения с кадастровым номером 38:06:000000:3538 (Берегоукрепление Иркутского водохранилища), которое также пересекает границы спорного земельного участка (выписка из ЕГРН от 23.11.2017 № 38/221/008/2017-17655). Согласно выписке из ЕГРН от 23.11.2017 № 38/221/008/2017-17653 сооружение – Областная автомобильная дорога общего пользования Подъезд к поселку индивидуальной застройки Еловый (кадастровый номер 38:06:143001:183 также пересекает границы земельного участка 38:06:000000:3495. Правообладатель сооружения – ОГКУ «Дирекция автодорог» пояснило, что его права и интересы не будут нарушены по результатам рассмотрения дела. Данные о правообладателе сооружения с кадастровым номером 38:06:000000:3354 (ВЛ-10кВ ПС Молодежная – Колос), границы которого пересекают границы земельного участка, отсутствуют (выписка из ЕГРН от 23.11.2017 № 38/221/008/2017-17651). ФГБУ «ФКП Росреестра по Иркутской области» также представлена выписка из ЕГРН от 23.11.2017 № 38/221/008/2017-17657 на сооружение с кадастровым номером 38:06:140701:1592, расположенное по адресу: Иркутская обл., Иркутский р-н, пос. Молодежный,
Решение № 2-1830/2017 от 27.04.2017 Пятигорского городского суда (Ставропольский край)
в установленном порядке, принимает решение о признании права муниципальной собственности либо собственности города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга на эту вещь. Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ водопроводный ввод принят на учет как бесхозяйный объект недвижимого имущества - сооружение коммунального хозяйства в виде водопроводного ввода, с кадастровым номером №, протяженностью 518 метров, расположенное по адресу: <адрес> и <адрес> (запись № от ДД.ММ.ГГГГ), правообладатель сооружения не установлен, правопритязания отсутствуют, как и сведения об обременении. По выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ водопроводный ввод принят на учет как бесхозяйный объект недвижимого имущества - сооружение коммунального хозяйства в виде водопроводного ввода, с кадастровым номером №, протяженностью 667 метров, расположенное по адресу: <адрес>, в районе <адрес> (запись № от ДД.ММ.ГГГГ), правообладатель сооружения не установлен, правопритязания отсутствуют, как и сведения об обременении.
Решение № 2-4937/2015 от 11.05.2016 Кстовского городского суда (Нижегородская область)
в реестре имущества государственной собственности Нижегородской области не числится. Также сооружение не числится в реестре муниципального имущества города Кстово Нижегородской области (письмо Комитета имущественных отношений администрации г. Кстово Кстовского района от 16.01.2014 № 14). Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о принятии на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества от 09.12.2014 года сооружение принято на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества 09.12.2014 года. Ввиду того, что правообладатель сооружения не установлен и в течение года с момента постановки объекта как бесхозяйного объекта недвижимого имущества никто своих прав на него не заявил, данный объект подлежит принятию в муниципальную собственность. Заявитель просит признать право муниципальной собственности за Муниципальным образованием «Кстовский муниципальный район» на бесхозяйный объект недвижимого имущества: сооружение, назначение: сооружение электроэнергетики, протяженностью 290 м, кадастровый (или условный) номер объекта: (номер обезличен) расположенное по адресу: (адрес обезличен). В судебном заседании представитель заявителя ФИО1 требования, изложенные в
Решение № 2-2037/17 от 28.06.2017 Пятигорского городского суда (Ставропольский край)
адресу: <адрес>, в пределах улиц Парковой, ФИО7 и <адрес>, с кадастровым номером <данные изъяты>, протяженностью 776,0 м. Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ сооружение коммунального хозяйства принято на учет как бесхозяйный объект недвижимого имущества - сооружение канализации – канализационный выпуск, с кадастровым номером <данные изъяты>, протяженностью 776 метров, расположенное по адресу: <адрес>, в пределах улиц Парковой, ФИО7 и <адрес> (запись <данные изъяты>) от ДД.ММ.ГГГГ, правообладатель сооружения не установлен, правопритязания отсутствуют, заявления о возражении отсутствуют, также отсутствуют сведения о регистрации договора участия в долевом строительстве. Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ сооружение коммунального хозяйства принято на учет как бесхозяйный объект недвижимого имущества - сооружение канализации – канализационный выпуск, с кадастровым номером <данные изъяты>, протяженностью 957 метров, расположенное по адресу: <адрес>, в пределах улиц Пальмиро Тольятти, ФИО3 и Спортивной (запись <данные изъяты>)
Решение № 2-1324/2022 от 11.08.2022 Кирово-чепецкого районного суда (Кировская область)
собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности. В соответствии с ч.2 ст.293 ГПК РФ суд, признав, что недвижимая вещь не имеет собственника или собственник недвижимой вещи неизвестен и она принята на учет в установленном порядке, принимает решение о признании права муниципальной собственности либо собственности города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя на эту вещь. Администрация муниципального образования является органом местного самоуправления, осуществляющим исполнительно-распорядительные функции в пределах территории муниципального образования. Согласно материалам дела, правообладатель сооружения – <данные изъяты>, не установлен. При этом данный объект недвижимого имущества принят на учет как бесхозяйный <дата>, номер записи о принятии на учет: *** (л.д.8-9, 10). Правообладатель сооружения – <данные изъяты> не установлен. При этом данный объект недвижимого имущества принят на учет как бесхозяйный <дата>, номер записи о принятии на учет: *** (л.д.11-12, 13). Правообладатель сооружения – <данные изъяты>, не установлен. При этом данный объект недвижимого имущества принят на учет как бесхозяйный <дата>, номер