ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Правовой режим земель транспорта - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Апелляционное определение № 33-АПА19-8 от 15.05.2019 Верховного Суда РФ
административного искового заявления. Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда, поскольку он соответствует фактическим обстоятельствам дела и основан на правильном применении норм материального права. В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ основным принципом земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства. Пунктами 1, 2 статьи 7 ЗК РФ установлено, что земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта , связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в
Кассационное определение № 55-КАД21-2 от 23.06.2021 Верховного Суда РФ
материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что судами апелляционной и кассационной инстанций при рассмотрении настоящего дела допущены такого рода нарушения. Одним из основных принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (подпункт 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее также - ЗКРФ). Земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта , связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса (пункт 1 статьи 7 ЗК РФ). Земли, указанные в пункте 1 названной статьи, используются
Постановление № А47-2503/14 от 26.01.2015 АС Уральского округа
к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Таким образом, проанализировав положения п. 1 ст. 83, ст. 85, п. 1 ст. 87, ст. 90 Земельного кодекса Российской Федерации, суды верно указали, что так как данный земельный участок в соответствии с разрешенным использованием предоставлен в целях обеспечения уставной деятельности предприятия железнодорожного транспорта, к нему применим правовой режим земель транспорта . В силу подп. 7 ч. 5 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предоставленные для нужд организаций транспорта, в том числе морских, речных портов, вокзалов, аэродромов и аэропортов. На основании изложенного, суды пришли к верному выводу о наличии оснований для признания спорного земельного участка ограниченным в обороте, так как видом его разрешенного использования и целью предоставления обществу «Российские железные дороги» является обеспечение
Постановление № А55-28017/12 от 26.06.2013 АС Самарской области
пункт 2 статьи 27 Кодекса). Суды указали, что по смыслу статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации ограничение в обороте находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков земель транспорта обусловлено необходимостью сохранения целевого использования указанных участков для обеспечения дорожной деятельности. Суды учли, что земельный участок с кадастровым номером 63:35:0802012:96 находится в пределах сельского поселения Челно?Вершины, с. Челно-Вершины Самарской области, в силу чего относится к категории земель населенных пунктов. К спорному земельному участку применим правовой режим земель транспорта в части установленного пунктом 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» запрета на приватизацию названных земель. В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Согласно статье 85
Постановление № 18АП-10967/14 от 13.10.2014 Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда
обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта. Согласно статье 85 Земельного кодекса Российской Федерации в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам - в том числе инженерных и транспортных инфраструктур. Поскольку данный участок в соответствии с разрешенным использованием предоставлен в целях обеспечения уставной деятельности предприятия железнодорожного транспорта, в соответствии с пунктом 3 статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации к нему применим правовой режим земель транспорта . В силу подпункта 7 части 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предоставленные для нужд организаций транспорта, в том числе морских, речных портов, вокзалов, аэродромов и аэропортов. С учетом названного, ограничение оборотоспособности земельного участка обусловлено определением разрешенного использования земельного участка и его предоставление для обеспечения деятельности железнодорожного транспорта, а не применением Правил пользования земельными участками, предоставленными ОАО «РЖД». Пункт 2 Правил
Постановление № 07АП-6345/2015 от 04.08.2015 Седьмой арбитражного апелляционного суда
обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта. Согласно статье 85 Земельного кодекса Российской Федерации в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам - в том числе инженерных и транспортных инфраструктур. Поскольку данный участок в соответствии с разрешенным использованием предоставлен в целях обеспечения уставной деятельности предприятия железнодорожного транспорта, в соответствии с пунктом 3 статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации к нему применим правовой режим земель транспорта . В силу подпункта 7 части 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предоставленные для нужд организаций транспорта, в том числе морских, речных портов, вокзалов, аэродромов и аэропортов. С учетом названного, ограничение оборотоспособности земельного участка обусловлено определением разрешенного использования земельного участка и его предоставление для обеспечения деятельности железнодорожного транспорта. В соответствии с пунктом 2 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки,
Решение № 2-2087/2015 от 19.01.2016 Читинского районного суда (Забайкальский край)
Федерации. (п.1 ст.87 ЗК РФ). Согласно п.1 ст.83 ЗК РФ землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий. Из материалов дела видно, что земельный участок по адресу:<адрес>, кадастровый № площадью 1500 кв.м. находится в пределах черты населенного пункта – пгт.»Новокручининский», в силу чего относится к категории земель населенных пунктов.. К спорному земельному участку применим правовой режим земель транспорта в части установленного п.8 ст.28 Федерального закона от 21.12.2001 №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» запрета на приватизацию названных земель. В соответствии с п.2 ст.7 ЗК РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Согласно ст.85 ЗК РФ в состав земель населенных пунктов могут
Решение № 2-12/2014 от 10.02.2014 Кумторкалинского районного суда (Республика Дагестан)
ухудшающих видимость железнодорожного пути и создающих угрозу безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта. Суд принимает во внимание, что спорный жилой дом возведен на земельном участке, предназначенном для размещения на железнодорожном пути и территории, необходимой для его обслуживания и не может использоваться в порядке ч.2 ст.90 Земельного кодекса Российской Федерации в целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта, на возведение этого объекта не было получено необходимых разрешений. Суд исходит из того, что правовой режим земель транспорта имеет определенные особенности, которые установлены ст.90 Земельного кодекса Российской Федерации и нормативными правовыми актами, изданными по вопросам деятельности различных видов транспорта. Указанные особенности не позволяют возводить на землях транспорта сооружения, не предназначенные для обеспечения безопасности эксплуатации и движения транспорта, и использовать указанные земли для строительства жилого дома. Судом установлено, что спорная постройка возведена без соблюдения требований ст.90 Земельного кодекса Российской Федерации на земельном участке, находящемся в федеральной собственности, который не был предоставлен в
Апелляционное определение № 33-2269/13 от 14.03.2013 Московского областного суда (Московская область)
это необходимых разрешений, данный объект незавершенного строительства является самовольной постройкой. В соответствии со ст. 222 ГК РФ этот объект незавершенного строительства подлежит сносу. Вывод суда в той части, что размещение строения на земельном участке в связи с закрытием на этом участке железнодорожной дороги, не может ухудшать видимость железнодорожного пути и не будет создавать угрозу безопасности движения, противоречит требованию ст. 90 Земельного кодекса Российской Федерации и указанным выше нормативным правовым актам, которыми установлен особенный правовой режим земель транспорта , не позволяющий использовать указанные земли для строительства жилого дома, и само по себе данное обстоятельство не влечет изменение категории и целевого назначения соответствующего земельного участка, а также не умаляет прав собственника земельного участка по владению и распоряжению указанным участком. Поскольку спорное строение возведено истцом без соблюдения требований ст. 90 ЗК РФ на земельном участке, находящемся в федеральной собственности, который не был предоставлен в установленном порядке для строительства этих объектов, законных оснований для
Апелляционное определение № 33-1411/2016 от 06.04.2016 Забайкальского краевого суда (Забайкальский край)
поселения «Новокручининский» с кадастровым номером № Отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований, суд, ссылаясь на указанные нормы, исследовав представленные доказательства, правильно исходил из того, что для этого отсутствуют правовые основания, поскольку земельный участок, на который претендует истец, ограничен в обороте, не изъят в установленном порядке из полосы отвода, в связи с чем не подлежит приватизации несмотря на наличие на нем построек. Разрешая спор, суд принял во внимание, что к спорному земельному участку применим правовой режим земель транспорта . Суд обоснованно сослался на подпункт 7 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым земельные участки, предоставленные для нужд организаций транспорта, ограничены в обороте. Исходя из смысла статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации ограничение в обороте находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков земель транспорта обусловлено необходимостью сохранения целевого использования указанных участков для обеспечения дорожной деятельности. При таком положении суд первой инстанции пришел к правильному выводу о