ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Претензионный порядок путем переговоров - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Приказ ОАО "РЖД" от 07.11.2008 N 150 (ред. от 30.06.2021) "О порядке распоряжения недвижимым имуществом ОАО "РЖД" (вместе с "Положением о порядке распоряжения недвижимым имуществом ОАО "РЖД")
месяцев, настоящие Соглашение может быть расторгнуто по соглашению Сторон. 8. Разрешение споров 8.1. Все споры, возникающие при исполнении Соглашения, решаются Сторонами путем переговоров, в том числе путем отправления писем по почте, направления телеграмм, обмена факсимильными сообщениями с обязательным соблюдением претензионного порядка рассмотрения споров. 8.2. Письмо, содержащее претензионные требования, должно иметь наименование "Претензия" и подписано уполномоченным лицом (с приложением документа, подтверждающего такие полномочия). Сторона, получившая претензию, обязана рассмотреть ее и по результатам такого рассмотрения удовлетворить ее (полностью или частично) либо представить Стороне, предъявившей претензию, обоснованный (мотивированный) отказ с приложением необходимых подтверждающих документов в течение 30 (тридцати) дней с даты получения претензии. 8.3. В случае если споры не урегулированы Сторонами путем переговоров , то они передаются заинтересованной Стороной на рассмотрение в суд в установленном законодательством Российской Федерации порядке. В случае заключения соглашения с дочерними (зависимыми) обществами ОАО "РЖД" пункт излагается в следующей редакции: В случае невозможности разрешения споров путем переговоров или
"Порядок заключения и сопровождения договоров в ходе конкурсного производства (ликвидации) в отношении финансовых организаций" (утв. решением Правления ГК "Агентство по страхованию вкладов" от 04.12.2017, протокол N 138) (ред. от 04.03.2019)
законодательством Российской Федерации. Каждая из Сторон обязуется возместить другой Стороне в полном объеме все убытки, причиненные разглашением конфиденциальной информации или утратой носителей конфиденциальной информации. 8. ПОРЯДОК РАЗРЕШЕНИЯ СПОРОВ 8.1. Стороны предпринимают меры для разрешения споров и разногласий, которые могут возникнуть при исполнении, изменении, расторжении Соглашения, путем переговоров, а также в претензионном порядке, который является обязательным. 8.2. Неурегулированные Сторонами споры передаются на рассмотрение в Арбитражный суд г. Москвы. 9. ПРОЧИЕ УСЛОВИЯ 9.1 Соглашение вступает в силу с момента его подписания и действует до даты завершения конкурсного производства в отношении Доверителя. 9.2. С момента вступления Соглашения в силу все предыдущие переговоры по нему, соответствующая деловая переписка и соглашения теряют силу. 9.3. Любые уведомления должны быть направлены Стороной в письменной форме по адресам, указанным в разделе 10 Соглашения, посредством почтовой или факсимильной связи или любым иным способом, обеспечивающим их своевременное получение другой Стороной. Вся переписка с Доверителем (уведомления, отчеты и пр.) от
Определение № 20-КГ22-6 от 21.06.2022 Верховного Суда РФ
Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений. Гражданское судопроизводство должно способствовать укреплению законности и правопорядка, предупреждению правонарушений, формированию уважительного отношения к закону и суду, мирному урегулированию споров. Частью 4 статьи 3 данного кодекса установлено, что заявление подается в суд после соблюдения претензионного или иного досудебного порядка урегулирования спора, если это предусмотрено федеральным законом для данной категории споров. В пункте 1 названного выше постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. № 18 разъяснено, что под досудебным урегулированием следует понимать деятельность сторон спора до обращения в суд, осуществляемую ими самостоятельно (переговоры , претензионный порядок) либо с привлечением третьих лиц (например, медиаторов, финансового уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг), а также посредством обращения к уполномоченному органу публичной власти для разрешения спора в административном порядке. Данная деятельность способствует реализации таких задач гражданского и арбитражного судопроизводства, как содействие мирному урегулированию споров, становлению и
Определение № 301-ЭС18-24455 от 02.04.2019 Верховного Суда РФ
То обстоятельство, что требования товарищества, изначально заявленные в Специализированный межрайонный экономический суд города Алматы и предъявленные в Арбитражный центр, не тождественны, суды расценили как не имеющее существенного значения, поскольку подведомственность спора определена родовым принципом – споры, вытекающие из договора, не разрешенные в претензионном порядке. При толковании пункта 10.2 договора поставки о подсудности вытекающих из него споров суды также руководствовались пунктом 11 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.03.2014 № 16 «О свободе договора и ее пределах», согласно которому в случае неясности условий договора и невозможности установить действительную общую волю сторон с учетом цели договора, в том числе исходя из текста договора, предшествующих заключению договора переговоров , переписки сторон, практики, установившейся во взаимных отношениях сторон, обычаев, а также последующего поведения сторон договора, толкование судом условий договора должно осуществляться в пользу контрагента стороны, которая подготовила проект договора либо предложила формулировку соответствующего условия. В настоящем деле установлено, что проект договора
Определение № А60-30539/16 от 13.10.2017 Верховного Суда РФ
о том, что расходы на ремонт автобуса подлежат возмещению в сумме 150 000 рублей. Признав акт осмотра от 02.02.2015 № 331/02-15 и отчет от 04.03.2015№ 331/02-15 ненадлежащими доказательствами, суды пришли к выводу о необоснованности требования о взыскании расходов на оплату услуг оценщика. Отказывая во взыскании судебных расходов в сумме 15 000 рублей, понесенных с целью соблюдения претензионного порядка урегулирования спора, суды исходили из того, что представитель истца услуги по разрешению спора в претензионном порядке не оказал, переговоры с ответчиком не провел. Учитывая частичное удовлетворение иска, характер спора, продолжительность его рассмотрения и объем проделанной представителем работы, руководствуясь положениями статей 65, 71, 110, 111 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к выводу, что заявленная истцом сумма судебных расходов является завышенной и взысканию в возмещение расходов на оплату услуг представителя подлежит 1000 рублей. Доводы жалобы выводы судов не опровергают, не подтверждают существенных нарушений норм материального права и норм процессуального права, повлиявших
Определение № А58-1432/16 от 19.05.2016 АС Республики Саха (Якутия)
неполучении им претензии истца, не могут быть приняты судом как доказательство соблюдения претензионного порядка предусмотренного договорами. Доказательств того, что претензия вручена ответчику под расписку либо направлялась факсимильной связью, материалы дела также не содержат, равно как не имеется и доказательств направления претензии ответчику почтовой связью. При этом, следует отметить, что исходя из буквального толкования указанного раздела договоров по правилам ст. 431 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что стороны установили претензионный порядок путем переговоров , которые в свою очередь разрешаются посредством направления письменной претензии именно почтовой связью, поскольку пункт 9.1 содержит условие о сроке ответа на претензию с момента поступления претензии в отделение Почты России. Вместе с тем, истцом доказательств соблюдения претензионного порядка (доказательства ее направления (вручения) ответчику (до обращения в суд) не представлено (ст. ст. 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.). В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
Определение № А60-32202/15 от 07.09.2015 АС Свердловской области
Российской Федерации и условиями настоящего Договора. Стороны устанавливают, что все возможные претензии по настоящему договору должны быть рассмотрены сторонами в течение 20 дней с момента получения претензии. В том случае, если разногласия сторон не будут решены путем переговоров, они подлежат разрешению Арбитражным судом Свердловской области, в порядке предусмотренным действующим процессуальным законодательством. Исходя из буквального толкования указанного раздела договора по правилам ст. 431 ГК РФ, суд пришел к выводу о том, что стороны установили претензионный порядок путем переговоров , которые в свою очередь разрешаются посредством направления письменной претензии, которые должны быть рассмотрены в течение 20 дней с момента их получения. Только после соблюдения такого порядка, сторона вправе обратиться в арбитражный суд. При претензионном порядке урегулирования споров кредитор обязан предъявить к должнику требование (претензию) об исполнении лежащей на нем обязанности, а должник - дать на нее ответ в установленный срок. При полном или частичном отказе должника от удовлетворения претензии или неполучении от
Определение № А60-44000/15 от 30.11.2015 АС Свердловской области
претензии 7 дней смомента ее получения». Стороны устанавливают, что все возможные претензии по настоящему договору должны быть рассмотрены сторонами в течение 20 дней с момента получения претензии. В том случае, если разногласия сторон не будут решены путем переговоров, они подлежат разрешению Арбитражным судом Свердловской области, в порядке предусмотренным действующим процессуальным законодательством. Исходя из буквального толкования указанного раздела договора по правилам ст. 431 ГК РФ, суд пришел к выводу о том, что стороны установили претензионный порядок путем переговоров , которые в свою очередь разрешаются посредством направления письменной претензии, которые должны быть рассмотрены в течение 20 дней с момента их получения. Только после соблюдения такого порядка, сторона вправе обратиться в арбитражный суд. При претензионном порядке урегулирования споров кредитор обязан предъявить к должнику требование (претензию) об исполнении лежащей на нем обязанности, а должник - дать на нее ответ в установленный срок. При полном или частичном отказе должника от удовлетворения претензии или неполучении от
Определение № А60-3421/16 от 28.03.2016 АС Свердловской области
претензионного порядка. При этом претензия должна быть рассмотрена в течение 10 (десяти) календарных дней с момента ее получения. П. 12.3 предусматривает срок ответа на претензию – 10 (десять) календарных дней с момента ее получения. Если стороны не достигли договоренности в претензионном порядке, споры подлежат рас смотрению в Арбитражном суде Свердловской области. Исходя из буквального толкования указанного раздела договора по правилам ст. 431 ГК РФ, суд пришел к выводу о том, что стороны установили претензионный порядок путем переговоров , которые в свою очередь разрешаются посредством направления письменной претензии, которые должны быть рассмотрены в течение 10 дней с момента их получения. Только после соблюдения такого порядка, сторона вправе обратиться в арбитражный суд. При претензионном порядке урегулирования споров кредитор обязан предъявить к должнику требование (претензию) об исполнении лежащей на нем обязанности, а должник - дать на нее ответ в установленный срок. При полном или частичном отказе должника от удовлетворения претензии или неполучении от
Определение № А60-4065/16 от 28.04.2016 АС Свердловской области
не возникает необходимости в судебном разрешении данного спора. Согласно п. 9.1. которого, все споры и разногласия, которые могут возникнуть из договора или в связи с ним, будут разрешаться путем переговоров. Договором предусмотрен обязательный досудебный (претензионный) порядок разрешения спора, при этом, согласно п. 9.2 договора, срок рассмотрения претензии составляет 10 календарных дней. Исходя из буквального толкования указанного раздела договора по правилам ст. 431 ГК РФ, суд пришел к выводу о том, что стороны установили претензионный порядок путем переговоров , которые в свою очередь разрешаются посредством направления письменной претензии, которые должны быть рассмотрены в течение 10 дней с момента их получения. Только после соблюдения такого порядка, сторона вправе обратиться в арбитражный суд. При претензионном порядке урегулирования споров кредитор обязан предъявить к должнику требование (претензию) об исполнении лежащей на нем обязанности, а должник - дать на нее ответ в установленный срок. При полном или частичном отказе должника от удовлетворения претензии или неполучении от
Решение № 2-1474/19 от 24.06.2019 Орджоникидзевского районного суда г. Перми (Пермский край)
требовал: уволить его на основании ст. 78 ТК РФ по соглашению сторон на условиях выплаты компенсации за неиспользованный отпуск, переработки и заработной платы за три месяца в размере 54 000 рублей; предоставить табель учета рабочего времени с (дата) до последнего рабочего дня; выплатить денежную сумму в размере 50 000 рублей в качестве компенсации морального вреда; выплатить денежную сумму в размере 18 600 рублей расходы на юридические услуги. Готов решить возникший трудовой спор в претензионном порядке, путем переговоров (л.д. 15-25). (дата) ООО «Квин» ответило истцу на претензию. Изх ответа следует, что заработная плата начислялась и выплачивалась истцу своевременно. Каких-либо нарушений не выявлено, задолженность по заработной плате отсутствует. Требования о выплате заработной платы и компенсации морального вреда необоснованны (л.д. 71). В соответствии со ст. 78 ТК РФ при достижении договоренности между работником и работодателем трудовой договор, заключенный на неопределенный срок, или срочный трудовой договор может быть расторгнут в любое время в срок,
Апелляционное определение № 33-603/2015 от 04.03.2015 Астраханского областного суда (Астраханская область)
процессуального кодекса Российской Федерации. Данный довод жалобы является несостоятельным ввиду следующего. В соответствии со статьей 222 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оставляет заявление без рассмотрения в случае, если истцом не соблюден установленный федеральным законом для данной категории дел или предусмотренный договором сторон досудебный порядок урегулирования спора. Как указано в пункте 4.3 оспариваемого Договора, споры, которые могут возникнуть при исполнении условий настоящего договора, стороны его будут стремиться разрешать в порядке досудебного разбирательства ( претензионном порядке): путем переговоров , обмена письмами, телеграммами, факсами и др. При этом каждая из сторон вправе претендовать на наличие у нее в письменном виде результатов разрешения возникших вопросов. Таким образом, стороны договорились о досудебном урегулировании возникающих споров. Между тем, материалы дела содержат уведомления на имя ФИО1 (т. 1, л.д. 104-107), согласно которым ООО «Заболдинский» информирует ФИО1 об имеющейся задолженности по оплате за техническое обслуживание дома и просит оплатить задолженность в течение 5 дней после получения настоящего
Определение № 2-1245/17 от 21.11.2017 Усинского городского суда (Республика Коми)
между физическим лицом ФИО1 не имеющим статуса индивидуального предпринимателя и юридическим лицом, соответственно на ФИО1 не могут распространяться правила главы 40 Гражданского кодекса Российской Федерации и п. 2 ст. 39 Федерального закона "Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", устанавливающие досудебный порядок урегулирования спора. Однако договор от дд.мм.гггг. подписанный ФИО1, на который ссылается истец, содержит п.1.9 согласно которого стороны договорились что разногласия и споры по настоящему договору, стороны будут пытаться урегулировать в претензионном порядке, путем переговоров и подписания дополнительных соглашений. И только споры, не урегулированные в претензионном порядке, будут рассматриваться в соответствии с законодательством РФ (п.4.2.). В материалы дела, истец не представил документы, подтверждающие соблюдение условий договора от дд.мм.гггг., т.е. обращение к ответчику в претензионном порядке. В связи с изложенным суд приходит к выводу о не соблюдении истцом досудебного претензионного порядка урегулирования спора. Соответственно, ходатайство представителя ответчика об оставлении искового заявления без рассмотрения подлежит удовлетворению. В соответствии с абз.
Определение № 2-1269/17 от 22.11.2017 Усинского городского суда (Республика Коми)
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии с абзацем 7 ст. 222 ГПК РФ суд оставляет заявление без рассмотрения в случае, если истцом не соблюден установленный федеральным законом для данной категории дел или предусмотренный договором сторон досудебный порядок урегулирования спора. В соответствии с п.1.9 договора услуг на выполнение работ от дд.мм.гггг. заключенного между истцом и ответчиком стороны договорились, что разногласия и споры по настоящему договору, стороны будут пытаться урегулировать в претензионном порядке, путем переговоров и подписания дополнительных соглашений. Как следует из материалов дела, требования о взыскании задолженности и процентов за пользование чужими денежными средствами основываются на обязательстве, которое возникло по указанному выше договору, в связи с чем истец до обращения в суд должен был направить ответчику претензию об оплате заявленной им задолженности. Доказательств направления претензии ответчику истцом не представлено. При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу о необходимости оставления искового заявления ФИО2 без рассмотрения. Руководствуясь ст. ст.