ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Приостановление операций органами федерального казначейства - гражданское законодательство и судебные прецеденты

"Классификатор внутренних (операционных) казначейских рисков по направлениям деятельности управления Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации (субъектам Российской Федерации, находящимся в границах федерального округа)" (утв. приказом Казначейства России от 13.12.2021 N 336)
- - низкий 16. Приостановление операций по лицевым счетам: 22 16 1 несоблюдение порядка приостановления (отмены приостановления) операций по лицевым счетам и отказа в проведении ранее приостановленной операции при казначейском сопровождении средств государственного оборонного заказа; - - X X - - значимый 22 16 2 иные риски по пункту 16 направления деятельности XXII Классификатора рисков. X - - X - - низкий 17. Отказ в принятии к исполнению распоряжений о совершении казначейского платежа: 22 17 1 несоблюдение порядка и сроков направления в Федеральную службу по финансовому мониторингу уведомлений об отказе в принятии к исполнению распоряжений о совершении казначейского платежа при нарушении режима лицевого счета при казначейском сопровождении средств государственного оборонного заказа; - - X X - - значимый 22 17 2 иные риски по пункту 17 направления деятельности XXII Классификатора рисков. X - - X - - низкий 18. Исполнение регламента проведения территориальными органами Федерального казначейства в случаях, установленных Правительством
Письмо Казначейства России от 26.04.2018 N 07-04-05/22-8102 "О направлении методических рекомендаций" (вместе с "Методическими рекомендациями по заполнению Уведомления о приостановлении открытия лицевого счета", "Методическими рекомендациями по заполнению Информации о подтверждении (отказе) открытия лицевого счета", "Методическими рекомендациями по заполнению Уведомления об открытии (отказе открытия) лицевого счета головному исполнителю (исполнителю)", "Методическими рекомендациями по заполнению Уведомления об отказе в принятии к исполнению платежных документов", "Методическими рекомендациями по заполнению Уведомления о приостановлении операции по лицевому счету", "Методическими рекомендациями по заполнению Уведомления об обоснованности или о необоснованности приостановления операции по лицевому счету", "Методическими рекомендациями по заполнению Уведомления о проведении (об отказе в проведении) ранее приостановленной операции")
каждая последующая завершенная страница документа должна быть пронумерована, с указанием порядкового номера страницы и кода формы документа в правом верхнем углу. Территориальный орган Федерального казначейства в день получения Уведомления об обоснованности или о необоснованности приостановления операции направляет его посредством ППО "СУФД" в территориальный орган Федерального казначейства, осуществивший приостановление операции по лицевому счету. В случае если операция на лицевом счете головного исполнителя (исполнителя) приостановлена обоснованно на основании Уведомления об обоснованности или о необоснованности приостановления операции, территориальный орган Федерального казначейства не принимает к исполнению платежный документ, формирует и направляет головному исполнителю (исполнителю) протокол, по форме установленной Федеральным казначейством, в котором указывается причина отказа. Приложение N 7 к письму Федерального казначейства от "__" _______ 2018 г. N ____ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЗАПОЛНЕНИЮ УВЕДОМЛЕНИЯ О ПРОВЕДЕНИИ (ОБ ОТКАЗЕ В ПРОВЕДЕНИИ) РАНЕЕ ПРИОСТАНОВЛЕННОЙ ОПЕРАЦИИ При казначейском сопровождении средств государственного оборонного заказа в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 5 декабря 2017 г. N 362-ФЗ "О федеральном
"Перечень вопросов типовой программы проверки управления Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации (субъектам Российской Федерации, находящимся в границах федерального округа)" (утв. приказом Казначейства России от 14.12.2021 N 338)
лицевые счета которых открыты в УФК, финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования). 5.22. Соблюдение порядка перечисления денежных средств на банковские карты "Мир" физических лиц. 5.23. Правомерность и своевременность возврата клиентам документов без исполнения, соблюдения порядка оформления возврата указанных документов. 5.24. Соблюдение порядка отражения операций по завершению финансового года. 5.25. Соблюдение правил приостановления операций на лицевых счетах клиентов. 5.26. Организация исполнения судебных актов, решений налогового органа о взыскании налога, сбора, страхового взноса, пеней и штрафов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, на средства бюджетных (автономных) учреждений. 5.27. Соблюдение требований технологических регламентов Федерального казначейства в части осуществления функций по направлению деятельности. 5.28. Другие вопросы, возникшие при проведении контрольных и аудиторских мероприятий по направлению деятельности, в том числе за периоды прошлых лет, по фактам, требующим их уточнения. VI. Ведение казначейского учета и составление отчетности по операциям бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, бюджета Союзного государства, операциям со средствами
Определение № 301-КГ17-16158 от 02.11.2017 Верховного Суда РФ
операции не находят отражение на лицевых счетах с кодом 05, на которых учитываются операции со средствами, поступающими во временное распоряжение. Из судебных актов усматривается, что данные обстоятельства исследовались судами и получили надлежащую оценку, в том числе, с применением позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 01.11.2011 № 7608/2011. Судами разъяснено, что приостановление операций является временной ограничительной мерой, применяемой к неисправному должнику для защиты прав и законных интересов взыскателя денежных средств, являющегося заведомо более слабой стороной в отношениях с государством. Применение данной меры является прямо установленной законом обязанностью органов федерального казначейства , вводится ими независимо от объема доведенных до должника лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования и действует до момента устранения должником допущенных им нарушений. Довод кассационной жалобы о закрытии с 27.01.2017 лицевого счета получателя бюджетных средств и лицевого счета главного распорядителя бюджетных средств администрации Ростовского муниципального района в УФК по Ярославской области, что прекращает обязанность
Решение № АКПИ19-316 от 04.07.2019 Верховного Суда РФ
случаях, когда следственными органами в связи с возбуждением уголовного производства осуществляется выемка у налоговых органов файлов с заявками на возврат и, как следствие, фактическое неисполнение требований судебного акта происходит по независящим от налоговых органов причинам, налоговый орган в срок, установленный пунктом 3 статьи 2423 Кодекса, представляет в орган Федерального казначейства постановление о выемке и протокол выемки указанных файлов (абзац третий). В указанном случае приостановление осуществления операций по расходованию средств на лицевых счетах налогового органа, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе Федерального казначейства , в соответствии с пунктом 3 статьи 2423 Кодекса не производится (абзац четвертый). Сангын-оол Ш.В. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующим изложенного в абзацах третьем и четвертом пункта 2 Письма разъяснения, ссылаясь на то, что оно не соответствует положениям абзаца третьего пункта 4 статьи 2423 БК РФ и нарушает требования статей 46 и 55 Конституции Российской
Определение № 09АП-20773/2015 от 26.11.2015 Верховного Суда РФ
его удовлетворения, поскольку представленная учреждением копия письма об открытых расчетных счетах в кредитных организациях нечитаема в отношении основных реквизитов, и не может являться допустимым доказательством, устанавливающим имущественное положение заявителя на момент обращения с кассационной жалобой – 23.11.2015. Подтвержденные данные об отсутствии на соответствующих счетах денежных средств в размере, необходимом для уплаты государственной пошлины, не представлено. Приложенная копия письма от 25.09.2015 Управления Федерального казначейства по г. Москве подтверждает только приостановление операций по расходованию средств на лицевых счетах учреждения в территориальных органах Федерального казначейства , открытых для учета операций со средствами, поступающими в соответствии с законодательством Российской Федерации. Между тем, из представленного учреждением перечня расчетных и иных счетов усматриваются наименования банков и иных кредитных учреждений, в которых также открыты счета. Таким образом, заявителем не представлены бесспорные доказательства, свидетельствующие о невозможности исполнения обязанности по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы. В связи с возвращением кассационной жалобы без рассмотрения по существу, ходатайство учреждения
Определение № А56-27179/19 от 07.12.2020 Верховного Суда РФ
для приостановления операций по расходованию денежных средств на лицевых счетах инспекции, пришли к выводу об отсутствии оснований для признания бездействия управления незаконным. В отсутствие данных, свидетельствующих о незаконности действий следственного органа по производству выемки, и принимая во внимание то, что указанные действия должностных лиц обществом не обжаловались, суды обоснованно отказали в удовлетворении заявленных требований. Указанные в кассационной жалобе доводы не свидетельствуют о существенных нарушениях судами норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не могут быть признаны достаточным основанием для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке. Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 22.10.2020 обществу предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины сроком до окончания производства в Верховном Суде Российской Федерации по кассационной жалобе. Поскольку производство по рассмотрению кассационной жалобы завершено, с заявителя по правилам статьи 102 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статей 333.21, 333.22 Налогового кодекса Российской Федерации надлежит взыскать в доход федерального бюджета
Определение № А05-2261/17 от 14.09.2017 АС Архангельской области
о том, что оно в 2016 году получило бюджетную субсидию, недостаточную для выполнения муниципального задания. Согласно пояснениям Учреждения на 18.07.2017 финансирование за июнь, июль 2017 года не осуществлялось вообще, за май 2017 года- финансирование составило 21,6 % от лимитов, финансирование за май составило 576 420 руб., из них перечислено Обществу 540 000 руб., что составило 97,3 %. Предъявление исполнительного листа к исполнению в полном объеме может повлечь неблагоприятные последствия для Учреждения - приостановление операций органами Федерального казначейства по расходованию средств на лицевом счете (в соответствии с пунктом 7 части 20 статьи 30 Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»), что приведет к невозможности расходования средств субсидий и субвенций (в том числе, на заработную плату), имеющих целевое назначение. С учетом тяжелого финансового положения ответчика, вследствие которого у ответчика существенно затруднена возможность единовременно исполнить
Постановление № А33-18902/18 от 12.09.2018 Третьего арбитражного апелляционного суда
системы Российской Федерации, в соответствии с которым предъявление ООО СК «Совтехнострой» к исполнению в УФК по Красноярскому краю исполнительного листа от 10.05.2018 ФС № 016678410, выданного Арбитражным судом Красноярского края по делу № А33-27534/2017, приведет по истечении трехмесячного срока к приостановлению операций по лицевым счетам УФССП по Красноярскому краю. Суд апелляционной инстанции признает данное утверждение преждевременным. Анализ положений статьи 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации и Правил приостановления операций по лицевым счетам главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, открытым в органах Федерального казначейства , утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2003 № 328, позволяет прийти к выводу о том, что приостановление операций по лицевым счетам происходит при наступлении определенных событий. УФССП по Красноярскому краю не представлено доказательств наступления таких событий, в том числе отсутствия или недостаточность соответствующих лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов для полного исполнения исполнительного документа, а также, что орган государственной власти (государственный
Постановление № А21-3820/2017 от 28.05.2018 АС Северо-Западного округа
необходимости представить в течение 10 рабочих дней со дня получения этого уведомления среди прочего платежный документ на перечисление средств в размере полного либо частичного исполнения требований данного листа. Неисполнение Инспекцией указанного уведомления послужило Управлению основанием для приостановления операций по расходованию средств на лицевом счете Инспекции, о чем УФК по КО сообщило МИФНС № 9 соответствующим уведомлением от 22.02.2017 № УБЛ-17-2376. Не согласившись с указанными действиями Управления, Инспекция обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением. Суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на нормы главы 24.1 Бюджетного Кодекса Российской Федерации и совместное письмо Федеральной налоговой службы России и Федерального казначейства от 30.05.2013 № 42-7.4-05/9.3-318 «О взаимодействии территориальных органов Федерального казначейства и территориальных органов Федеральной налоговой службы при исполнении исполнительных документов». Суды пришли к выводу о том, что решением арбитражного суда от 18.04.2014 по делу № А21-3236/2013 на Инспекцию возложена обязанность по уплате денег взыскателю (Обществу), следовательно
Постановление № Ф03-2848/2010 от 05.05.2010 АС Дальневосточного округа
до 14 часов 05 минут. Инспекция Федеральной налоговой службы по Фрунзенскому району г.Владивостока (далее – инспекция, налоговый орган) обратилась в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к Отделению по Фрунзенскому району г.Владивостока Управления Федерального казначейства по Приморскому краю (далее – орган Федерального казначейства) о признании незаконными действий, уведомления от 07.10.2009 № 2031-03-05.1/1901 о приостановлении операций по лицевому счету инспекции. Решением суда от 25.11.2009 в удовлетворении заявления отказано по мотиву необоснованности требований. Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2010 решение суда отменено, требования инспекции удовлетворены. Действия и оспариваемый ненормативный акт признаны незаконными. В кассационной жалобе орган Федерального казначейства просит постановление апелляционного суда отменить, решение суда – оставить в силе, ссылаясь на нарушение апелляционным судом норм материального и процессуального права. По мнению заявителя кассационной жалобы, поддержанному его представителем в суде кассационной инстанции, отсутствие вины налогового органа, не влияет на правомерность действий и ненормативного акта органа Федерального казначейства, поскольку приостановление операций вытекает из
Постановление № А21-1417/15 от 31.03.2016 АС Северо-Западного округа
налоговых органов причинам, налоговый орган в срок, установленный пунктом 3 статьи 242.3 БК РФ, представляет в орган Федерального казначейства постановление о выемке и протокол выемки указанных файлов. В данном случае приостановление осуществления операций по расходованию средств на лицевых счетах налогового органа, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе Федерального казначейства, в соответствии с пунктом 3 статьи 242.3 БК РФ не производится. Кроме того, письмом Казначейства России от 07.02.2014 № 42-7.4-18/9.3-106 разъяснено, что в случаях, когда должником в орган Федерального казначейства в срок, установленный пунктом 3 статьи 242.3 БК РФ, представлена заявка на возврат для исполнения требований исполнительного документа, но при этом следственными органами, в связи с возбуждением уголовного производства, осуществляется выемка в органе Федерального казначейства файлов с заявками на возврат, приостановление осуществления операций по расходованию средств на лицевых счетах налогового органа, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе Федерального казначейства, не
Апелляционное определение № 33А-8466/18 от 09.10.2018 Иркутского областного суда (Иркутская область)
ст. 30 Федерального закона № 83-ФЗ УФК по Иркутской области приостановило осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника. Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, установив фактические обстоятельства дела и правильно применив нормы материального права, пришел к верному выводу о том, что действия административного ответчика по приостановлению операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника ФГБО УВО «Иркутский аграрный государственный университет имени А.А. Ежевского» законны и произведены в рамках предоставленных УФК по Иркутской области полномочий. В соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 № 703, Управление Федерального казначейства по Иркутской области, являясь территориальным органом Федерального казначейства , исполняет государственную функцию по организации исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных бюджетных учреждений. Пунктом 1 статьи 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации определено, что исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федерального казенного учреждения -
Апелляционное определение № 2А-2198/2021 от 30.09.2021 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)
может осуществляться иначе, как через лицевые счета. Бюджетный кодекс возлагает на казначейство особую публичную функцию обеспечения исполнения судебных решений, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных бюджетных учреждений (статьи 166.1 и 242.3 Бюджетного кодекса). В качестве ограничительной меры, направленной на обеспечение исполнения решений судов, предполагающих возврат денежных средств из соответствующих бюджетов, Бюджетным кодексом предусмотрена возможность приостановления операций по расходованию средств на лицевых счетах должника в порядке, определенном пунктом 8 статьи 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Применение данной меры является прямо установленной законом обязанностью органов Федерального казначейства , вводится ими независимо от объема доведенных до должника лимитов бюджетных обязательств и объемом финансирования и действует до момента устранения должником допущенных им нарушений. Из существа положений Федерального закона от 07 ноября 2011 года № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» следует, что при установлении военнослужащему или гражданину, призванному на военные сборы, в период прохождения
Апелляционное определение № 33А-4970/2016 от 03.11.2016 Верховного Суда Республики Дагестан (Республика Дагестан)
№ от <дата>; ВС № от <дата>; ФС № от <дата>; ФС № от <дата>; ФС № от <дата>. В связи с неисполнением исполнительных документов, в администрацию городского округа «<адрес>» Отделом № Управления Федерального казначейства по РД направлено уведомление о приостановлении операций по расходованию средств на лицевых счетах администрации городского округа «<адрес>» до момента устранения нарушений. Считая данные действия административного ответчика незаконными, административный истец обратился в суд с административными исками, объединенными судом первой инстанции в одно производство по административному делу. В соответствии ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. На основании ч.ч. 1, 2 ст. 7 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», в случаях, предусмотренных федеральным законом, требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов