ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Привлечение средств бюджета - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Письмо Минстроя России от 21.03.2017 N 9023-АЧ/04 "Об отдельных вопросах по разработке проектной документации и проведению проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в рамках реализации мероприятий приоритетного проекта "Формирование комфортной городской среды"
Федерации от 16 февраля 2008 г. N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию". При этом обязанность по разработке проектной документации в отношении мероприятий по благоустройству, не предусматривающих строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства, действующим законодательством не предусмотрена. В части проведения проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства. В соответствии с частью 1 статьи 8.3 ГрК РФ сметная стоимость строительства объектов капитального строительства, финансируемых с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, определяется с обязательным применением сметных нормативов, внесенных в федеральный реестр сметных нормативов и сметных цен строительных ресурсов. При этом согласно части 2 статьи 8.3 ГрК РФ сметная стоимость строительства объектов капитального строительства, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, подлежит проверке на предмет достоверности ее определения в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 427 "О Порядке проведения проверки достоверности определения сметной
Письмо ФАУ "Главгосэкспертиза России" от 27.02.2020 N 08-05-1/2390-НБ <О рассмотрении обращения>
на проектирование. Таким образом, отсутствие разделов, разработка которых предусмотрена заданием на проектирование, а также раздела "Смета" и спец. разделов, предусмотренных пунктом 5 части 13 статьи 48 ГрК, является основанием для отказа в принятии документации. 4 Отсутствие, каких результатов инженерных изысканий и (или) разделов проектной документации на комплексный капитальный ремонт является основанием для отказа в принятии проектной документации на государственную экспертизу? Согласно части 12.2 статьи 48 ГрК в случае проведения капитального ремонта, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и "государственных" юридических лиц <4>, ПД разрабатывается в объеме сметы на капитальный ремонт. Застройщик по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку иных разделов ПД в отношении указанных объектов, а также подготовку ПД при проведении капитального ремонта без бюджетного финансирования. При этом, в соответствии с абзацем 1 части 3.3 статьи 49 ГрК проектная документация капитального ремонта подлежит государственной экспертизе только в случае финансирования капитального ремонта с привлечением бюджетных средств и только
Постановление Правительства РФ от 02.12.1999 N 1322 "О признании утратившими силу пунктов 1, 3 и 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 17 июля 1998 г. N 781"
 МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО от 26 января 2017 г. N 2092-АЖ/09 Департамент ценообразования и градостроительного зонирования Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации сообщает следующее. Согласно части 1 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) сметная стоимость строительства объектов капитального строительства, финансируемых с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов, а также сметная стоимость капитального ремонта многоквартирного дома, осуществляемого полностью или частично за счет средств регионального оператора, товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива либо средств собственников помещений в многоквартирном доме, определяется с обязательным применением
Статья 8.3. Ценообразование и сметное нормирование в области градостроительной деятельности
Статья 8.3. Ценообразование и сметное нормирование в области градостроительной деятельности (введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 369-ФЗ) 1. Сметная стоимость строительства, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов, а также сметная стоимость капитального ремонта многоквартирного дома (общего имущества в многоквартирном доме), осуществляемого полностью или частично за счет средств регионального оператора, товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива либо средств собственников помещений в многоквартирном
Определение № 304-ЭС20-23737 от 19.02.2021 Верховного Суда РФ
ее погашению. Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь статьями 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 28, 34, 162, 265, 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьями 8.3, 48, 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию», Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2009 № 427, регламентирующим порядок проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, признав доказанным факт совершения учреждением вышеуказанных нарушений, суды пришли к выводу об отсутствии совокупности условий, необходимой для признания незаконным оспоренного представления в части пунктов 3, 5, 6. При этом суды исходили из того, что часть работ не предусмотрена аукционной документацией и контрактом, предъявлена к приемке после введения объекта в эксплуатацию, представленный управлением расчет сумм нарушений является верным и учреждением не оспорен. Приведенные в жалобе доводы, направленные по существу на
Определение № 307-ЭС21-16647 от 18.08.2022 Верховного Суда РФ
и сметная документация, соответствующие требованиям действующих нормативных документов, имеющие положительные заключения Главгосэкспертизы в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 № 145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий» и от 18.05.2009 № 427 «О порядке проведения проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, финансирование которых осуществляется с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах которых составляет более 50 процентов». Согласно договору при несоблюдении подрядчиком сроков выполнения обязательств (сроков, установленных календарным планом) заказчик вправе потребовать уплаты пеней в размере 0,05 процента от цены договора за каждый день просрочки. Работы по первому этапу предъявлены обществом к приемке 11.09.2019. По акту
Определение № 304-ЭС22-2081 от 31.03.2022 Верховного Суда РФ
Федеральным законом от 03.08.2018 № 303-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах», постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 № 145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий», Положением о порядке проведения проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, финансирование которых осуществляется с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах которых составляет более 50 процентов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2009 № 427, Методикой определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации, утвержденной постановлением Госстроя России от 05.03.2004 № 15/1, и, исследовав и оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
Определение № 302-ЭС20-23130 от 05.04.2021 Верховного Суда РФ
представленных материалов, Федеральной целевой программой «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012-2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 21.08.2012 № 847 (далее – Федеральная целевая программа), предусмотрено строительство берегоукрепления озера Байкал в пределах прибрежной полосы р.п. Листвянка. В соответствии с пунктом 57 Приложения № 3 к Федеральной целевой программе мероприятие по строительству берегоукрепления озера Байкал в пределах прибрежной полосы р.п. Листвянка подлежит выполнению за счет федерального бюджета с привлечением средств бюджета Иркутской области. Во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 21.08.2012 № 847 между агентством и Правительством Иркутской области заключены соглашения от 14.02.2018 № 052-07-2018-001, 14.02.2019 № 052-09-2019-064 (в редакции дополнительных соглашений от 24.04.2019, 29.08.2019, 30.12.2019) предметом которых является предоставление из федерального бюджета бюджету Иркутской области субсидии на реализацию мероприятий Федеральной целевой программы в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных агентству как получателю средств федерального бюджета в рамках проекта «Сохранение озера Байкал» (входящего в состав
Определение № А31-15420/18 от 21.01.2021 Верховного Суда РФ
44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ), Правилами осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1092, Положением о порядке проведения проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, финансирование которых осуществляется с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах которых составляет более 50 процентов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2009 № 427, постановлением Правительства Российской Федерации от 18.10.2010 № 845 «О некоторых вопросах осуществления проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета», Методикой определения
Определение № 18АП-13546/2015 от 24.11.2015 Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда
Башкортостан и приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность Республики Башкортостан планируется осуществить путем предоставления субсидии на осуществление капитальных вложений учреждениям и предприятиям. В силу условий п. 2.7 Правил, утвержденных постановлением Правительства Республики Башкортостан от 10.08.2012 № 285), в приоритетном порядке в РАИП включаются: объекты незавершенного строительства, подлежащие завершению в очередном финансовом году; переходящие объекты, в том числе проектно-изыскательские работы, по которым проведены процедуры государственных закупок; объекты и мероприятия, для осуществления которых обеспечивается привлечение средств бюджета Российской Федерации и внебюджетных источников; затраты на приобретение немонтируемого оборудования, не входящего в сметы строек, для оснащения объектов ввода в очередном финансовом году. Пунктом 2.8 Правил, утвержденных постановлением Правительства Республики Башкортостан от 10.08.2012 № 285 установлено, что вновь начинаемые объекты и мероприятия включаются в РАИП при соблюдении одного из следующих условий: наличие объектов или мероприятий в государственных программах; наличие решения Правительства Республики Башкортостан по данному объекту или мероприятию; наличие соглашения о софинансировании объектов
Решение № А40-146292/14 от 05.02.2015 АС города Москвы
согласия заказчика досрочно. Договором не предусмотрена, поэтапная сдача работ, а работы должны быть выполнены в полном объеме в соответствии с предметом Договора и предоставленной Заказчиком информацией (пункт 1.2. Договора). Истец указывает, что он выполнил лишь часть работ по Договору и определил объем выполнения в размере 40 % от стоимости работ, что составило 270 320 руб. При определении цены истец руководствовался «Методикой определения стоимости разработки технической документации на автоматизированные системы управления (АСУ), осуществляемой с привлечение средств бюджета города Москвы - 3.2.26.02-08». Согласно представленной в материалы дела переписки сторон, договор с истцом был расторгнут на основании письма от 12 марта 2014 года исх. № 53. Исходя из фактических обстоятельств дела, принимая во внимание что передача исходных данных для надлежащего выполнения работ, истцом прямыми доказательствами не подтверждена, а ответчиком отпаривается, отказ заказчика следует признать сделанным в порядке статьи 717 Гражданского кодекса Российской Федерации, а не вследствие нарушения подрядчиком сроков выполнения работ, как
Решение № А10-3453/15 от 10.02.2016 АС Республики Бурятия
составляет 116980,2 тыс. руб., в том числе за счет надбавок к тарифам- 111 821,6 тыс. руб., за счет амортизации 5158,6 тыс. руб. (л.д.27, т.1). Инвестиционная программа ООО «Байкальские коммунальные системы» по развитию систем коммунальной инфраструктуры городского округа «Город Улан-Удэ», используемых для оказания услуг водоснабжения и водоотведения, на период с 22.12.2012 по 31.12.2015, утверждена решением Улан-Удэнского городского совета депутатов от 22.11.2012 №614-51 (л.д. 26- 42, т.1). В разделе «Объем финансирования инвестиционной программы» указано, что привлечение средств бюджета не предусмотрено (л.д. 32, т.1). В этом же разделе отмечено, что источником финансирования мероприятий инвестиционного проекта по повышению качества услуг являются собственные средства предприятия, в том числе амортизация, привлеченные средства и денежные средства потребителей, поступающие за счет надбавок к тарифам на холодную воду и водоотведение. Возмещение привлеченных и собственных средств предприятия (кроме амортизации) ожидается за счет надбавок к тарифам со второго полугодия 2014 г. и 2015 г., в связи с тем, что размер
Постановление № 08АП-1797/2015 от 09.04.2015 Восьмого арбитражного апелляционного суда
Ханты-Мансийского района (с. Базьяны, д. Сухорукова) на 2012 – 2013 годы». Согласно пункту 8 постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 21.05.2011 № 168-п «О Порядке создания условий для переселения граждан с территорий с низкой плотностью населения и (или) труднодоступных местностей Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» в случае, если в составе средств, предусмотренных на финансирование примерного плана переселения граждан с территорий с низкой плотностью населения и (или) труднодоступных местностей автономного округа планируется привлечение средств бюджета автономного округа, то финансирование предусматривается в составе бюджета автономного округа в виде субсидий. Будучи осведомленным о том, что источником финансирования Целевой программы «Переселение жителей из населенных пунктов с низкой плотностью населения и труднодоступных местностей Ханты-Мансийского района (с. Базьяны, д. Сухорукова) на 2012 – 2013 годы» являются средства бюджета Ханты-Мансийского автономного округа-Югры Депстроя Югры должен был обеспечить наличие механизма возмещения инвестору его затрат на принципах взаимовыгодного сотрудничества и заинтересованности, недопущения действий, наносящих экономический ущерб
Постановление № 04АП-1656/16 от 11.05.2016 Четвёртого арбитражного апелляционного суда
01/14/АИК-01. В пункте 5.11 договора аренды имущества (недвижимое), заключенного между ответчиком (арендатором) и ОАО «Водоканал» (арендодателем) № 001 от 02.12.2010, предусмотрено, что отделимые улучшения являются собственностью арендатора и могут быть переданы арендатором в собственность арендодателя в порядке, определенном в соглашении по остаточной стоимости. В материалах дела отсутствуют доказательства того, что созданное в результате реализации инвестиционной программы имущество создано или приобретено за счет средств местного бюджета (в разделе «Объем финансирования инвестиционной программы» указано, что привлечение средств бюджета не предусмотрено, источником финансирования мероприятий инвестиционного проекта по повышению качества услуг являются собственные средства предприятия, в том числе амортизация, привлеченные средства и денежные средства потребителей, поступающие за счет надбавок к тарифам на холодную воду и водоотведение). Поскольку истцом фактически оспариваются положения договоров аренды, заключенные между двумя юридическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность - ответчиком (арендатором) и ОАО «Водоканал» (арендодателем), позволяющие передавать находящиеся в собственности арендатора отделимые улучшения в собственность арендодателя в порядке, определенном в
Решение № 12-981/20 от 22.10.2020 Ханты-мансийского районного суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)
(т.е. определение цены строительства); Второй этап: выделение денежных средств на строительство; Третий этап: размещение заказа на строительство, строительство, ввод объекта в эксплуатацию. Исполнение решения суда в иной последовательности невозможно. Первый этап реализован в полном объеме, а именно в 2012 году администрацией Ханты-Мансийского района разработана проектно-сметная документация на реконструкцию локальных очистных сооружений с 1300 м3/сутки до 2000 м3/сутки, получено положительное заключение о проверке достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечение средств бюджета автономного округа в 2013 году. Сметная стоимость реконструкции Объекта в ценах 2 квартала 2013 года составляла 212 301,13 тыс. руб. Дважды проведены работы по корректировке проектно-сметной документации объекта «Реконструкция локальных очистных сооружений с 1300 м3/сутки до 2000 м3/сутки 2 этап п. Горноправдинск Ханты- Мансийского района». Стоимость реконструкции Объекта до прохождения экспертизы по определению достоверности сметной стоимости реконструкции объекта составляет 268 754,8 тыс.руб. Второй этап реализован в полном объеме, а именно в муниципальной программе
Решение № 2А-12035/16 от 10.10.2016 Прикубанского районного суда г. Краснодара (Краснодарский край)
дома за счет средств бюджета муниципального образования город Краснодар с последующим переходом земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в МКД. Однако на соответствующие обращения истцы получили отказ департамента архитектуры и градостроительства АМО г. Краснодар в формировании земельного участка за счет средств бюджета, так как проект планировки территории, на которой расположен многоквартирный дом, не утверждался; изготовление проектов планировки территорий и проектов межевания территорий потребует значительных затрат средств бюджета МО г. Краснодар и привлечение средств бюджета МО г. Краснодар до момента оптимизации бюджета не представляется возможным. Полагая отказ в формировании земельного участка необоснованным, административные истцы обратились в суд с настоящим административным иском и просят признать незаконным и нарушающим законные интересы истцов бездействие департамента архитектуры и градостроительства АМО г. Краснодар, бездействие администрации муниципального образования город Краснодар, выразившееся в непринятии решения по заявлению о формировании земельного участка под многоквартирным домом по адресу <адрес> за счет средств бюджета муниципального образования г. Краснодар.
Решение № 2-746/2022УИД от 01.07.2022 Лискинского районного суда (Воронежская область)
некоммерческая организация «Лискинский центр поддержки предпринимательства», ОАО Муниципальный банк «Петр Первый» (прекратил свою деятельность 15.04.2008г.). Согласно пункту 2.1 Устава Фонда целью деятельности Фонда является финансовое обеспечение мероприятий, направленных на поддержку и развитие малого предпринимательства на территории Лискинского муниципального района Воронежской области. Для достижения предусмотренных Уставом целей Фонд осуществляет следующие виды деятельности: 1) предоставление субъектам малого предпринимательства льготных кредитов, беспроцентных ссуд, краткосрочных займов на конкурсной основе, а также финансовую помощь на безвозмездной основе; 2) привлечение средств бюджета Воронежской области и бюджета Лискинского района Воронежской области, зарезервированных на выполнение мероприятий программ поддержки малого предпринимательства, а также средств граждан и юридических лиц с их согласия; 3) привлечение средств иностранных благотворительных фондов, программ _„иностранной технической помощи, направляемых на финансовое обеспечение проектов развития малого предпринимательства, осуществляемых от имени Фонда и его партнерских организаций; 4) извлечение доходов от прямого, либо опосредованного арендной коммерческого использования принадлежащего ему имущества и финансовых средств, осуществление политики заимствований и консолидации
Решение № 2-1039/16 от 23.08.2016 Приморско-ахтарского районного суда (Краснодарский край)
четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. Администрацией представлены доказательства наличия обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного решения от 13 августа 2014 года, а именно подтверждено наличие дефицита бюджета муниципального образования <адрес> в размере 17 465,6 тыс. рублей, его социальную направленность, снижение уровня неналоговых и налоговых доходов до 238 654,0 тыс. рублей, муниципальный долг в размере 23 000 тыс. рублей, а также наличие неисполненных судебных актов в социальной сфере требующих первоочередное привлечение средств бюджета муниципального образования. Данный факт является подтверждением неблагоприятного имущественного положения должника. Администрацией представлены доказательства поэтапного исполнения судебного акта от 13 августа 2014 года, что соответственно подтверждает факт отсутствия вины должника в неисполнении решения суда, в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа определенный в постановлении судебного-пристава исполнителя <адрес> отдела судебных приставов УФССП по <адрес>. Принимая во внимание вышеуказанные факты, у суда имеются основания для удовлетворения требований администрации об уменьшении размера исполнительского сбора. Руководствуясь ст.ст.