ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Проект основания лесов - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Приказ Минприроды России от 15.02.2018 N 57 "Об утверждении Административного регламента предоставления органом государственной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений государственной услуги по проведению государственной экспертизы проектов освоения лесов, расположенных на землях лесного фонда" (Зарегистрировано в Минюсте России 18.04.2018 N 50819)
утверждение и выдача заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов, расположенных на землях лесного фонда. 3.2. Блок-схема предоставления органом государственной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений государственной услуги по проведению государственной экспертизы проектов освоения лесов, расположенных на землях лесного фонда, приведена в приложении 2 к Административному регламенту. Прием и регистрация заявления о предоставлении государственной услуги по проведению государственной экспертизы проектов освоения лесов, расположенных на землях лесного фонда 3.3. Основанием для начала административной процедуры является получение уполномоченным органом заявления о предоставлении государственной услуги по проведению государственной экспертизы проектов освоения лесов , расположенных на землях лесного фонда. 3.4. Заявители имеют право направить документы почтовым отправлением, представить документы лично либо через уполномоченного представителя. 3.5. При представлении заявления и документов лично либо через уполномоченного представителя заявителя должностное лицо уполномоченного органа делает отметку о приеме заявления и документов. Данная отметка проставляется на копии заявления, указываются дата и время приема, фамилия, имя, отчество (последнее -
Статья 1.
определяет меры по обеспечению сохранности указанных в настоящем пункте объектов, включающие в себя разработку проекта обеспечения сохранности объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ. 8. В случае ликвидации опасности разрушения объектов, указанных в настоящей статье, либо устранения угрозы нарушения их целостности и сохранности приостановленные работы могут быть возобновлены по письменному разрешению органа охраны объектов культурного наследия, на основании предписания которого работы были приостановлены. 9. Изменение проекта проведения работ, представляющих собой угрозу нарушения целостности и сохранности выявленного объекта культурного наследия, объекта культурного наследия, включенного в реестр, разработка проекта обеспечения их сохранности, проведение историко-культурной экспертизы выявленного объекта культурного наследия, спасательные археологические полевые работы на объекте археологического наследия, обнаруженном в ходе проведения земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 настоящего Федерального закона работ по использованию лесов и иных работ, а также работы по обеспечению сохранности указанных в настоящей статье объектов
Определение № А40-27896/2022 от 17.08.2023 Верховного Суда РФ
23.06.2021 N 2279 приоритетный инвестиционный проект в области освоения лесов ООО "Партнер" "Создание производственного комплекса по глубокой переработке древесины ООО "Партнер" в Кировской области" был исключен из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, утвержденного приказом Минпромторга России от 23 мая 2019 года N 1768 "Об утверждении перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов". Указанный инвестиционный проект исключен из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов на основании пункта 32 Положения о подготовке и утверждении перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов , утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 февраля 2018 года N 190 и распоряжением Правительства Кировской области от 29 ноября 2019 года N 345 "Об исключении инвестиционного проекта из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов". Полагая, что приказ Минпромторга России от 23.06.2021 г. N 2279 вынесен незаконно, заявитель обратился в суд с заявленными требованиями. Также Общество просило признать незаконным бездействие Минпромторга
Определение № 301-ЭС20-11239 от 09.09.2020 Верховного Суда РФ
осуществлять уход за минерализованными полосами, ремонт дорог противопожарного назначения, содействие естественному возобновлению леса, уход за лесными культурами, подготовку почвы для создания лесных культур, создание лесных культур (приложение №6 к договору аренды ленного участка). Согласно пункту 2 статьи 24 Лесного кодекса Российской Федерации невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесного участка или договора купли-продажи лесных насаждений, а также принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком или безвозмездного срочного пользования лесным участком. Указанные положения применительно к случаям невыполнения лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов в части охраны и защиты лесов, а также воспроизводства лесов содержатся в пункте 3 статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации и пункте 4 статьи 61 Лесного кодекса Российской Федерации. Выполнение лесовосстановительных и пожарных мероприятий является обязанностью арендатора предусмотренной не только договором, но и статьей 62 Лесного кодекса Российской Федерации. Невыполнение противопожарных мероприятий
Определение № 06АП-3968/18 от 25.06.2019 Верховного Суда РФ
заготовку заявленных на экспорт древесных пород, между тем посчитали, что заявитель представил Департаменту достоверные сведения о законности заготовки экспортируемых пород деревьев, поскольку общество «Восток» указало эти породы в лесных декларациях от 10.10.2017 и 25.10.2017. Данный вывод судов является необоснованным по следующим причинам. Лесной декларацией является заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов (часть 1 статьи 26 Лесного кодекса). На основании части 3 статьи 26 Лесного кодекса приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16.01.2015 № 17 утверждена форма лесной декларации, порядок ее заполнения и подачи. Арендаторы лесных участков составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 данного Кодекса (часть 1 статьи 88 Лесного кодекса). На основании части 1 статьи 88 Лесного кодекса приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 29.02.2012 № 69 (далее – приказ Рослесхоза № 69), действовавшим на дату представления обществом «Восток» деклараций), утвержден состав проекта освоения лесов, порядок его разработки и
Постановление № А26-12494/2017 от 19.07.2018 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда
для подключения п. Попов порог Сегежского района к сети ПАО «Ростелеком») в Сегежском муниципальном районе (пункт 4 договора). Арендатор имеет право приступить к использованию лесного участка в соответствии с условиями договора после заключения договора, подписания сторонами акта приема-передачи участка и получения положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов (подпункт «а» пункта 10 договора). Согласно подпункту «г» пункта 11 договора арендатор обязан в течение шести месяцев со дня заключения договора разработать и представить арендодателю проект основания лесов для проведения государственной экспертизы. За нарушение срока разработки и представления арендодателю проекта освоения лесов для проведения государственной или муниципальной экспертизы, предусмотренного подпунктом «г» пункта 11 договора, или использование лесного участка без проекта освоения лесов подлежит уплате неустойка в размере 150 000 руб. (для юридического лица) за каждый полный календарный месяц просрочки по истечении установленного срока (подпункт «б» пункта 12 договора). Поскольку ПАО «Ростелеком» не исполнило обязанность по разработке и представлению проекта освоения лесов
Постановление № А26-12494/2017 от 05.04.2018 АС Республики Карелия
строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов (кабельной линии связи для подключения п. Попов порог Сегежского района к сети ПАО «Ростелеком» (пункт 2 и 4 договора). Пунктом 10 договора предусмотрено, что арендатор имеет право приступить к использованию лесного участка в соответствии с условиями настоящего договора и получения положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов. Согласно подпункту «г» пункта 11 договора арендатор обязан в течение 6 месяцев со дня заключения настоящего договора разработать и представить арендодателю проект основания лесов для проведения государственной экспертизы. За нарушение срока разработки и представления арендодателю проекта освоения лесов для проведения государственной или муниципальной экспертизы, предусмотренного подпунктом «г» пункта 11 настоящего договора, или использование лесного участка без проекта освоения лесов подлежит уплате неустойка в размере 150 000 руб. (для юридического лица) за каждый полный календарный месяц (подпункт «б» пункта 12 договора). Учитывая, что ПАО «Ростелеком» не исполнило обязанность по разработке и представлению проекта освоения лесов в установленные договором
Постановление № А26-13796/18 от 05.06.2019 АС Республики Карелия
передан в целях использования лесов для разработки месторождения полезных ископаемых на участке недр «Сюрьга-2012». В соответствии с пунктом 10 договора арендатор имеет право приступить к использованию лесного участка после заключения договора, подписания сторонами акта приема-передачи лесного участка и предоставления арендодателю разработанного в установленном порядке проекта освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы. Согласно подпункту «г» пункта 11 договора арендатор обязан в течение 6 месяцев со дня заключения настоящего договора разработать и представить арендодателю проект основания лесов для проведения государственной экспертизы. За нарушение срока разработки и представления арендодателю проекта освоения лесов для проведения государственной экспертизы, предусмотренного подпунктом «г» пункта 11 настоящего договора, арендатор уплачивает арендодателю неустойку в размере 150 тыс. рублей за каждый полный календарный месяц (подпункт «б» пункта 12 договора). Поскольку ГУП РК «Мост» обратилось в Министерство с заявлением на проведение государственной экспертизы и оценки проекта освоения лесов, только 17.01.2018, чем допустил нарушение условий договора № 24 от 03.05.2017
Постановление № А63-15658/16 от 26.07.2017 Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда
имеется. Вместе с тем, доказательств возврата земельного участка, суду не представлено. Более того, общество оспорило приказ от 29.08.2013 № 296, заказало кадастровые работы по образованию в составе земельного участка 26:11:000000:28 части по границам арендуемого лесного участка (межевой план от 26.12.2013), направило в адрес министерства письмо от 11.03.2016 с просьбой не расторгать договор аренды № 234 от 29.12.2009 с указанием на использование лесного участка в соответствии с постановлением от 25.01.2015 № 416-п, заказало новый проект основания лесов (договор на выполнение проектно-изыскательских работ № 237 от 01.09.2016). Изложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что договор был исполнен со стороны министерства, спорный лесной участок был передан обществу и не возвращен до настоящего времени. Согласно статье 94 Лесного кодекса Российской Федерации использование лесов в Российской Федерации является платным. За использование лесов вносится арендная плата или плата по договору купли-продажи лесных насаждений. В соответствии с частью 1 статьи 78 Кодекса договоры аренды лесных участков, находящихся
Постановление № А07-32890/17 от 07.08.2018 Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда
изменять вид разрешенного использования земельного участка». Из представленного в материалы дела письма Комитета по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по Мечетлинскому району №201 от 04.09.2017 следует, что после государственной регистрации договора изменения или дополнения не вносились (т.1, л.д. 106). Условий о том, что арендатор либо арендодатель вправе изменить вид разрешенного использования земельного участка в одностороннем порядке (статьи 1, 421 Гражданского кодекса Российской Федерации), договор аренды земельного участка не содержит. Проект основания лесов на лесном участке, переданном в аренду ООО «Восток-1» для заготовки древесины в Мечетлинском районе Республики Башкортостан документом для изменения вида разрешенного использования быть не может. На основании изложенного, довод заявителя о том, что на нем не имеется обязанности обращается в органы местного самоуправления для изменения вида разрешенного использования, несостоятелен. По мнению общества, суд первой инстанции необоснованно не применил положения части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, позволяющие назначить обществу за совершенное правонарушения наказание в
Решение № 7-41 от 11.02.2011 Астраханского областного суда (Астраханская область)
установлена его вина. Статья 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает, что одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения. Отменяя оспариваемое постановление и прекращая производство по делу об административном правонарушении, суд исходил из того факта, что в действиях должностного лица ФИО2 отсутствуют какие-либо виновные, противоправные действия, поскольку в договоре аренды лесного участка не установлен срок, в течение которого арендатор обязан представить арендодателю проект основания лесов , кроме того, проект освоения лесов подготовлен и представлен на экспертизу в Службу природопользования и охраны окружающей среды для получения положительного заключения государственной экспертизы в установленном порядке. При этом весь комплекс проведенных работ ФИО2 во исполнение условий договора аренды от 22 мая 2008 № включает в себя: оформление государственной регистрации договора; проведение маркетингового исследования по определению стоимости работ по разработке проектов освоения лесов, с направлением запросов котировок контрагентам; оформление заявки на проведение запроса
Решение № 453-2010О от 11.02.2011 Астраханского областного суда (Астраханская область)
установлена его вина. Статья 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает, что одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения. Отменяя оспариваемое постановление и прекращая производство по делу об административном правонарушении, суд исходил из того факта, что в действиях должностного лица ФИО2 отсутствуют какие-либо виновные, противоправные действия, поскольку в договоре аренды лесного участка не установлен срок, в течение которого арендатор обязан представить арендодателю проект основания лесов , кроме того, проект освоения лесов подготовлен и представлен на экспертизу в Службу природопользования и охраны окружающей среды для получения положительного заключения государственной экспертизы в установленном порядке. При этом весь комплекс проведенных работ ФИО2 во исполнение условий договора аренды от 22 мая 2008 № 26 включает в себя: оформление государственной регистрации договора; проведение маркетингового исследования по определению стоимости работ по разработке проектов освоения лесов, с направлением запросов котировок контрагентам; оформление заявки на проведение
Решение № 2-1342/2016 от 10.05.2016 Серпуховского городского суда (Московская область)
июля 2015 года ответчик, являясь председателем правления ДНТ «Лесное озеро» (далее Товарищество). Трудовой договор с ним не заключался, его деятельность регламентировалась нормами Устава товарищества п. 83, и применимыми положениями ст. 23 ФЗ РФ от 15.04.1998 года № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан». Ответчик ненадлежащим образом исполнял свои обязанности, а именно, в соответствии с договором аренды лесных участков от 18.06.2014 года, Товарищество должно было разработать и представить для проведения экспертизы проект основания лесов . В установленный срок проект предоставлен не был. В связи с неисполнением договорных обязательств 25.03.2015 года на Товарищество был наложен административный штраф в размере 40000 рублей. Вышеуказанным договором на Товарищество также возложена обязанность представления отчетов об использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, лесоразведении. Однако в установленные сроки длительное время указанные отчеты Товариществом не предоставлялись, что повлекло наложение 3-х административных штрафов в сумме 120000 рублей. Товарищество оплатило наложенные штрафы на общую сумму 160000 рублей. Изложенные
Решение № 2-2708/2018 от 02.04.2018 Дзержинского районного суда г. Волгограда (Волгоградская область)
области ДД.ММ.ГГГГ. Согласно дополнительному соглашению к договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ №, права и обязанности по договору переданы ФИО1 ФИО12. Дополнительное соглашение зарегистрировано - ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с пп. «В» п. 11 договора аренды, арендатор обязан в установленном порядке разработать и представить арендодателю проект освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы в срок до 1 года с даты государственной регистрации, однако арендатором в нарушение договора аренды и требований действующего лесного законодательства до настоящего времени проект основания лесов не разработан и не представлен на государственную экспертизу. Просил суд обязать ФИО1 ФИО13. разработать проект освоения лесов на арендуемый лесной участок, расположенный по адресу: <адрес>, Среднеахтубинское лесничество, Среднеахтубинское участковое лесничество, квартал 16, части выделов 33,34, общей площадью 0,24 га, по договору аренды лесного участка ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ, дополнительное соглашение о передаче прав и обязанностей по договору аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ №, представить данный проект в комитет природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии
Решение № 2-364/19 от 03.09.2019 Петровск-забайкальского городского суда (Забайкальский край)
предоставленный ООО «МК Рассвет» и в целом Петровск-Забайкальское лесничество, без какого-либо изъятия, расположен на землях лесного фонда в соответствии с данными Государственного лесного реестра, в категорию особо охраняемых природных территорий в установленном законом порядке данный лесной участок либо его часть не переводился, доказательств тому прокурором не представлено, леса, расположенные на арендуемом лесном участке, относятся к эксплуатационным лесам, на которых допускается осуществление всех видов использования лесов, в том числе для заготовки древесины. Ответчиком разработан проект основания лесов на арендованном участке, который прошел государственную экспертизу и получил соответствующее заключение. Создание особо охраняемых территорий не влечет автоматический перевод земель другой категории в земли особо охраняемых территорий, до настоящего времени органами публичной власти не предприняты установленные законом действия по переводу арендуемого ответчиком лесного участка из категории земель лесного фонда в земли особо охраняемых природных территорий. В данном случае ответчик осуществляет использование лесного участка на законном основании, в соответствии с договором аренды и проектом