ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Прокуратура не должна подменять - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Решение № А32-36802/10 от 02.06.2011 АС Краснодарского края
статье 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в виде штрафа в сумме 35000 руб. Заявитель явку представителя в судебное заседание не обеспечил, о времени и месте проведения судебного разбирательства извещен надлежащим образом, что подтверждается подписью представителя о получении копии определения от 17.03.11, доводы изложены в заявлении. По мнению заявителя, у прокуратуры Приморско-Ахтарского района Краснодарского края отсутствовали правовые основания для проведения в отношении общества проверки соблюдения природоохранного законодательства, поскольку прокуратура не должна подменять иные контролирующие и надзорные органы, так как проверка соблюдению юридическими лицами природоохранного законодательства, относится к компетенции Росприроднадзора и его территориальных подразделений. Заявитель указал, что в действиях общества отсутствует состав административного правонарушения предусмотренного статьей 8.1 КоАП РФ. Кроме того, заявитель считает, что при возбуждении дела об административном правонарушении прокуратурой допущены существенные нарушения норм процессуального права, а именно законный представитель общества не был надлежащим образом извещен о времени и месте совершения указанного процессуального действия. Общество
Решение № А51-14282/19 от 24.09.2019 АС Приморского края
не соответствует закону и нарушает права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки. При этом задание прокуратуры Приморского края, по мнению заявителя, не является информацией о нарушениях законов, требующих принятия мер прокурором. Кроме того, заявитель считает, что прокуратура не должна подменять деятельность других государственных органов (Федеральной службы безопасности Российской Федерации) полномочных по контролю над составлением, утверждением и содержанием паспортов безопасности торговых объектов, а также их категорирования. Представитель прокуратуры в судебном заседании возражал по доводам заявителя, указав, что непринятие прокурором решения о проведении в отношении общества проверки не является существенным нарушением процедуры осуществления проверочных мероприятий, поскольку его отсутствие не повлекло нарушения прав и интересов общества. При этом пояснив, что о проведении надзорных мероприятий общество было
Постановление № 06АП-4388/20 от 20.10.2020 Шестого арбитражного апелляционного суда
– прокуратура области) от 17.08.2019 № 7-15-2019/3816, решения Прокуратуры Смидовичского района Еврейской автономной области (далее – прокуратура района) от 17.09.2019 №208 и представления от 20.09.2019 № 7-45-2019. Решением суда от 09.07.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме. Не согласившись с данным судебным актом, общество заявило апелляционную жалобу, считая, что судом неполно выяснены все обстоятельства дела, дана неверная оценка доказательствам по делу, а также неправильно применены нормы материального права. По мнению апеллянта, прокуратура не должна подменять собою при проведении проверок иные государственные органы контроля, в частности Росприроднадзора и Роспотребнадзора. Также полагает, что судом не дана оценка доводу заявителя о недобросовестности поведения прокуратуры области и района. Ссылается на решение суда по делу №А16-3230/2019, которым в удовлетворении заявленных прокуратурой требований о привлечении общества к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ отказано. В судебном заседании апелляционной инстанции представитель общества поддержал доводы жалобы в полном объеме, просил решение суда отменить,
Постановление № А51-12604/19 от 09.12.2019 АС Приморского края
виде административного штрафа в размере 25000 руб. Не согласившись с вынесенным судебным актом, арбитражный управляющий обратился с апелляционной жалобой в Пятый арбитражный апелляционный суд, согласно которой просит отменить обжалуемое решение и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов жалобы выражает несогласие с выводом суда о наличии у прокурора полномочий для возбуждения дела об административном правонарушении. При этом полагает, что прокурор, выполняя возложенные на него функции Закона о прокуратуре, не должен подменять собой иные органы государственной власти. При этом обращения граждан не могут рассматриваться в качестве повода для осуществления прокурорской проверки в отношении арбитражного управляющего, поскольку в них содержались лишь сведения о невыплатах заработной платы. Приводит доводы о ненадлежащем уведомлении его о времени и месте вынесения постановления о возбуждении дела и об отсутствии оснований для привлечения к административной ответственности, поскольку на момент возбуждения административного дела уведомления работникам о предстоящем увольнении уже были вручены. Прокурор по
Решение № 12-113/2014 от 22.07.2014 Правобережного районного суда г. Липецка (Липецкая область)
согласен, поскольку согласно п. 2 ст. 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы, закон о прокуратуре устанавливает определенные пределы, заключающиеся в том, что органы прокуратуры при осуществлении надзора за исполнением надзора не подменяют иные государственные органы, а проверки исполнения законов проводят на основании поступающей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения закона, требующих принятия мер прокурорского реагирования. В своей деятельности прокуратура не должна подменять другие государственные органы, а лишь осуществлять надзор за тем, как сами эти органы и соответствующие должностные лица выполняют возложенные на них законом обязанности по обеспечению и контролю за исполнением законов всеми органами, организациями и гражданами, на которые распространяется их компетенция. Согласно статье 2 Закона Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации» страховой деятельностью является сфера деятельности страховщиков по страхованию, перестрахованию, взаимному страхованию, а также страховых брокеров, страховых актуариев по оказанию услуг,
Определение № 33-8264 от 21.09.2011 Алтайского краевого суда (Алтайский край)
суд ошибочно определил, что указанное металлическое ограждение является самовольной постройкой, и не учел, что положения ст. 222 ГК РФ не распространяются на отношения, связанные с созданием самовольно возведенных объектов, не являющихся недвижимым имуществом; круг лиц в данном случае является определенным; прокурором не доказано, что ответчик оказывает негативное воздействие и нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду; в отношении ответчика Роспотребнадзором вынесено предписание об устранении нарушений санитарных правил, установлен срок устранения - 01.09.2011 г., прокуратура не должна подменять собой другие осуществляющие соответствующий надзор госорганы. Проверив материалы дела, законность и обоснованность решения суда в пределах доводов кассационной жалобы согласно ч. 1 ст. 347 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), обсудив доводы жалобы, заслушав представителя ответчика - Чернова А.Ю., прокурора Петрову Л.В., судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в части в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела (п. 1 ч. 1 ст. 362 ГПК РФ). Удовлетворяя
Апелляционное определение № 33-7438 от 05.08.2013 Пермского краевого суда (Пермский край)
19 июня 2012г, полагает, что решение по ремонту не принималось вообще, чем нарушается закон. ЖК РФ прямо предусмотрено право на обжалование решения общего собрания в судебном порядке, в связи с чем, прокуратурой было дано разъяснение Назарову Д.А. о недопустимости подмены органа, т.е. суда. Ответ -разъяснение заявителю был дан со ссылками на законодательство, разъяснено его право на обращение в суд с иском об обжаловании решения общего собрания, с которым он не согласен, так как прокуратура не должна подменять иные государственные органы и должностных лиц, которые осуществляют контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, не вмешивается в оперативно-хозяйственную деятельность организаций.. Кроме того, обращения Назарова Д.А. не содержит информации о фактах нарушения закона. У прокуратуры района не имелось оснований для проведения проверки правомерности заключения ТСЖ договоров на проведение работ по ремонту имущества, так как данные действия повлекли бы вмешательство в хозяйственную деятельность ТСЖ. Таким образом, при даче ответа Назарову Д.А. заместителем
Апелляционное определение № 33-294/2015 от 05.02.2015 Верховного Суда Республики Хакасия (Республика Хакасия)
применением норм материального права, а именно неприменением норм Федерального закона «О прокуратуре РФ», просит решение отменить, принять новое решение, которым отказать прокурору г.Черногорска в удовлетворении исковых требований. В апелляционной жалобе (л.д. 74-75) излагает обстоятельства дела, цитирует выводы суда, положения ч.2 ст.21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», п.6 приказа Генеральной прокуратуры РФ от 22.05.1996 №30, указывает, что законодательство возлагает контроль за законностью на различные органы власти и управления и с учетом данного обстоятельства, прокуратура не должна подменять другие государственные органы. Полагает, что у прокурора г.Черногорска отсутствовали основания для обращения в суд с подобными требованиями, а у суда не было оснований для изменения установленного надзорным органом срока устранения нарушений правил пожарной безопасности, поскольку прокурором не представлено доказательств того, что ответчики имеют намерение не исполнять предписание в установленный срок. В письменных возражениях на апелляционную жалобу прокурор г.Черногорска Большакова Е.В. указывает на необоснованность доводов апелляционной жалобы и отсутствие оснований для удовлетворения требований апелляционной