ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Проведение проверки соблюдения земельного законодательства - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Приказ Росреестра от 20.12.2019 N П/0525 "О программе профилактики нарушений обязательных требований, соблюдение которых оценивается Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии при осуществлении государственного контроля (надзора), на 2020 год и плановый период 2021 - 2022 годов"
федеральный государственный надзор за деятельностью саморегулируемых организаций операторов электронных площадок; федеральный государственный надзор за проведением государственной кадастровой оценки. 5. Целями Программы профилактики являются: предупреждение нарушений подконтрольными субъектами обязательных требований, включая устранение причин, факторов и условий, способствующих возможному нарушению обязательных требований; снижение административной нагрузки на подконтрольные субъекты; создание мотивации к добросовестному поведению подконтрольных субъектов; снижение уровня ущерба охраняемым законом ценностям. 6. Задачами Программы профилактики являются: укрепление системы профилактики нарушений обязательных требований; выявление причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований, разработка мероприятий, направленных на их устранение; повышение правосознания и правовой культуры руководителей органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан. Государственный земельный надзор 7. Предметом проверок при осуществлении государственного земельного надзора является соблюдение в отношении объектов земельных отношений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами требований земельного законодательства , за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена ответственность. 8. Подконтрольные субъекты. Объектами государственного
Приказ Росприроднадзора от 06.09.2018 N 351 (ред. от 29.05.2019) "Об утверждении Ведомственной программы комплексной профилактики нарушений обязательных требований на 2018 - 2020 годы"
которые относятся к высокому риск причинения вреда, в 2018 году необходимо не только расширение практики проведения профилактических мероприятий, в том числе с привлечением уполномоченных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, но проведение дополнительного анализа подконтрольной среды для выявления причин, факторов и условий, способствующих нарушению обязательных требований и для определения способов устранения или снижения рисков их возникновения, а также выработка новых механизмов мотивации недропользователей к добросовестному поведению. 1.1.2. Государственный земельный надзор Государственный земельный надзор осуществляется Росприроднадзором в рамках федерального государственного экологического надзора в соответствии со ст. 71 Земельного кодекса Российской Федерации и Положением о государственном земельном надзоре, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 02.01.2015 N 1. Предметом проверок является соблюдение в отношении объектов земельных отношений природопользователями требований земельного законодательства , за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена ответственность. Проверки проводятся на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на указанных объектах с
Определение № 02АП-9498/18 от 26.06.2019 Верховного Суда РФ
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Кодекса действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности. Действия по проведению плановой документарной и выездной проверки, по оформлению ее результатов совершены на основании постановлений Администрации от 11.08.2017 N 2798-п об утверждении Плана проверок, от 29.08.2017 N 3161-п о проведении проверки соблюдения земельного законодательства . Впоследствии указанные постановления были отменены (изменены). Фактически действия контролирующего органа свелись к направлению заявителю уведомления о проведении проверки, осмотру 19.10.2017 земельного участка, никакие меры ответственности в отношении него не принимались. При таких обстоятельствах суды пришли к выводу о том, что оспариваемые действия не свидетельствуют о нарушении прав и законных интересов заявителя. Прекратив производство по делу в части требования об отмене акта проверки от 19.10.2017 N 32, суды правомерно указали, что акт
Постановление № 47-АД20-1 от 18.02.2020 Верховного Суда РФ
- от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей. Как усматривается из материалов дела, основанием для привлечения ФИО1 к административной ответственности на основании приведенной нормы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужили изложенные в протоколе об административном правонарушении и обжалуемых судебных актах выводы о том, что названным лицом 01.04.2019 отказано в доступе на принадлежащий ей земельный участок, расположенный по адресу: <...> для проведения проверки соблюдения земельного законодательства , назначенной распоряжением от 12.03.2019 исполняющего обязанности руководителя Управления Росреестра по Оренбургской области в рамках рассмотрения обращения ФИО2 О проведении проверки в 12 часов 00 минут в указанную выше дату Рвачева Г.И. была извещена уведомлением, полученным ею лично 21.03.2019. Фактические обстоятельства вменяемого ФИО1 административного правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами, в том числе, копией обращения ФИО2, адресованного в названный административный орган, по факту самовольного занятия земельного участка и о проведении проверки земельного
Апелляционное определение № АПЛ20-331 от 27.10.2020 Верховного Суда РФ
пожарного надзора, организацией и проведением проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных данной статьей и включающих применение риск- ориентированного подхода, при котором осуществляется отнесение объекта защиты, территории или земельного участка к определенной категории риска, в том числе с учетом результатов независимой оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности), предусмотренной Федеральным законом от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ), если независимая оценка пожарного риска (аудит пожарной безопасности) проводилась. В силу части второй этой же нормы предметом проверки являются: соблюдение в зданиях, сооружениях, на транспортных средствах, технологических установках, территориях или земельных участках, используемых (эксплуатируемых) организациями и гражданами в процессе осуществления своей деятельности, на лесных участках, на опасных производственных объектах ведения подземных горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании
Апелляционное определение № АПЛ20-88 от 04.06.2020 Верховного Суда РФ
294-ФЗ с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных данной статьей и включающих применение риск-ориентированного подхода, при котором осуществляется отнесение объекта защиты, территории или земельного участка к определенной категории риска, в том числе с учетом результатов независимой оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности), предусмотренной Федеральным законом от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», если независимая оценка пожарного риска (аудит пожарной безопасности) проводилась. Согласно части 8 названной нормы закона мероприятия по контролю за соблюдением требований пожарной безопасности в лесах проводятся должностными лицами органов государственного надзора, уполномоченными на осуществление федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), на основании плановых заданий. К числу мероприятий по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, Федеральный закон № 294-ФЗ относит плановые (рейдовые) осмотры (обследования) территорий, акваторий, транспортных средств, административные обследования объектов земельных отношений, исследование и измерение параметров природных
Постановление № 14АП-554/2006 от 25.12.2006 Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда
внеплановых муниципальных земельных проверок. При этом сама форма поручений в Положении не оговорена. Кроме того, Положение не устанавливает и обязательного перечня сведений, которые должны содержаться в указанном поручении. Таким образом, главный муниципальный земельный инспектор вправе поручить проведение внеплановой проверки соблюдения земельного законодательства путем устного указания соответствующему должностному лицу. Главным муниципальным инспектором по использованию и охране земель муниципального образования «Приморский муниципальный район» ФИО4 было дано поручение инспектору по охране и использованию земель на проведение проверки соблюдения земельного законодательства на основании заявления третьего лица от 12.04.2006 путем наложения соответствующей визы на заявлении, что не противоречит Положению о муниципальном земельном контроле. Ссылки Общества на необходимость в рассматриваемом случае применения положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" от 08.08.2001 № 134-ФЗ, а также Постановления Правительства Российской Федерации «О государственном земельном контроле» от 19.11.2002 № 833 правомерно признаны судом первой инстанции несостоятельными в связи с
Постановление № А58-1055/2021 от 14.12.2021 АС Восточно-Сибирского округа
с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые по делу судебные акты по мотивам неправильного применения судами статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон № 294-ФЗ), нарушения норм процессуального права, несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. По мнению заявителя кассационной жалобы, проведение проверки соблюдения земельного законодательства в отношении Общества было осуществлено в соответствии со статьей 72 Земельного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом № 294-ФЗ, Положением об Управлении муниципального контроля, утвержденным распоряжением Главы городского округа «город Якутск» от 13.03.2014 № 302р, Положением об осуществлении муниципального земельного контроля, утвержденным постановлением Главы городского округа «город Якутск» от 24.03.2014 № 448п, на основании распоряжения (приказа) о проведении проверки, согласовано с прокуратурой города Якутска; о проведении проверки ООО «Услуги» уведомлено телеграммой 22.12.2020 за
Постановление № 20АП-3251/08 от 29.09.2008 Двадцатого арбитражного апелляционного суда
2-му Берендяковскому пер. в г. Калуге согласно прилагаемому плану и разрешено проектирование объекта. Предприниматель также был обязан обратиться в Городскую Управу для подготовки документов на предоставление земли в аренду на период строительства объекта после разработки и согласования проектной документации в установленном порядке (п.3). Указанное распоряжение действительно три года (п.5). Правоустанавливающие документы на занятие данного земельного участка у ИП ФИО1 отсутствуют. 08.05.2008г. начальником отдела по контролю за землепользованием ФИО4 на основании задания на проведение проверки соблюдения земельного законодательства от 30.04.2008г. № 74 проведена проверка земельного участка, расположенного по адресу: <...>. Составлен акт проверки соблюдения земельного законодательства от 08.05.2008г. №74. Материалы проверки направлены для рассмотрения в территориальный отдел №13 Управления Роснедвижимости по Калужской области. 10.06.2008г. государственным инспектором по использованию и охране земель г. Калуги ФИО5 в отношении ИП ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении, в котором отражено, что земельный участок, расположенный по адресу: <...>, площадью 936 кв. м самовольно огорожен (листом
Постановление № 4Г-2239/2013 от 18.03.2013 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)
что ФИО1 надлежащим образом выполняла свои служебные обязанности, а действия прокурора усложняют понимание закона и затрудняют его применение. Суд второй инстанции обоснованно не согласился с выводами суда. Распоряжением от 28 августа 2012г. №198-4544 специалисту ТО Росреестра ФИО1 было поручено с 17 сентября 2012г. по 24 сентября 2012г. провести плановую выездную проверку КФХ «Нина», место нахождения: юридический адрес - ст.Стародеревянковская, .... место фактического осуществления деятельности - ст.Стародеревянковская, ..... Пункт 5 указанного распоряжения предписывал проведение проверки соблюдения земельного законодательства не на всех используемых КФХ «Нина» земельных участках. Согласно ежегодному плану на 2012г. ТО Росреестра применительно к КФХ «Нина» согласовано осуществление мероприятий по контролю 17 сентября 2012г. продолжительностью 50 рабочих часов только по одному заявленному данным органом адресу фактического осуществления деятельности, а именно в ст.Стародеревянковской по .... ФИО1 проведена проверка деятельности КФХ « Нина» по 4 адресам без распоряжений (приказов) руководителя или заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора). Данное обстоятельство оставлено судьей
Постановление № 4Г-2238/2013 от 18.03.2013 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)
первой инстанции посчитал, что ФИО1 надлежащим образом выполняла свои служебные обязанности, а действия прокурора усложняют понимание закона и затрудняют его применение. Суд второй инстанции обоснованно не согласился с выводами суда. Распоряжением от 28 августа 2012г. №198-4544 специалисту ТО Росреестра ФИО1 было поручено с 24 сентября 2012г. по 01 октября 2012г. провести плановую выездную проверку КФХ «ФИО2.», место нахождения: ст.Челбасская, .... место фактического осуществления деятельности - ст.Челбасская, ..... Пункт 5 указанного распоряжения предписывал проведение проверки соблюдения земельного законодательства не на всех используемых КФХ «ФИО3.» земельных участках. Согласно ежегодному плану на 2012г. ТО Росреестра применительно к КФХ «ФИО2.» согласовано осуществление мероприятий по контролю только по одному заявленному данным органом адресу фактического осуществления деятельности, а именно в ст.Челбасской, .... ФИО1 проведена проверка деятельности КФХ « ФИО3.» по 6 адресам без распоряжений (приказов) руководителя или заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора). Данное обстоятельство оставлено судьей без внимания и оценки. При таких обстоятельствах, суд
Решение № 21-636/19 от 14.10.2019 Кемеровского областного суда (Кемеровская область)
УСТАНОВИЛ: Постановлением главного инспектора Новокузнецкого района, городов Новокузнецка, Осинники, Калтан и Мыски по использованию и охране земель Управления Росреестра по Кемеровской области от 11 июня 2019 г. ООО «Энергоуголь» привлечено к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ, и подвергнуто наказанию в виде штрафа в размере 100 000 рублей. В жалобе директор общества просил постановление отменить, производство по делу прекратить, указывая на незаконное привлечение к административной ответственности; проведение проверки соблюдения земельного законодательства не в отношении общества; рассмотрение дела по месту нахождения административного органа; нарушение сроков составления протокола об административном правонарушении; отсутствие доказательств использования земельного участка. Решением судьи Новокузнецкого районного суда от 21 августа 2019 г. в удовлетворении жалобы было отказано. В жалобе директор общества просит постановление и решение отменить, ссылаясь на те же доводы. Проверив материалы дела и доводы жалобы, выслушав защитника общества ФИО2 (доверенность от 29 декабря 2018г. на л.д.40), поддержавшего доводы жалобы,
Решение № 2-1204/2016 от 01.12.2016 Безенчукского районного суда (Самарская область)
Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, органам государственной власти, органам местного самоуправления для принятия процессуальных решений по данным материалам; составлять по результатам проверок акты с обязательным ознакомлением с ними собственников зем6ельных участков; физическое лицо, привлекаемое к административной ответственности имеют право: присутствовать при проведении проверки, давать пояснения по вопросам, относящимся к предмету проверки; получать от должностных лиц Информацию, знакомиться с результатами проверки, обжаловать действия должностных лиц. В соответствии с п.1.8 названного регламента проведение проверки соблюдения земельного законодательства заканчивается: составлением акта проверки по фактам возможного наличия состава административного правонарушения для рассмотрения в территориальный отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, правоохранительные органы и другие контролирующие органы. Из материалов дела усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ № руководителем КУМИ ФИО2 издано предписание о проведении внеплановой проверки соблюдения земельного законодательства ФИО1 по адресу: <адрес>, за домом №. ДД.ММ.ГГГГ за № по названному адресу ФИО1 направлено письмо по месту регистрации. ДД.ММ.ГГГГ