ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Публичный сервитут технологическое присоединение - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Статья 57.3. Градостроительный план земельного участка
земельный участок полностью или частично расположен в границах зон с особыми условиями использования территорий; 10) о границах зон с особыми условиями использования территорий, если земельный участок полностью или частично расположен в границах таких зон; 11) о границах публичных сервитутов; (в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 341-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) 12) о номере и (или) наименовании элемента планировочной структуры, в границах которого расположен земельный участок; 13) о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, а также о расположенных в границах земельного участка сетях инженерно-технического обеспечения; 14) о наличии или отсутствии в границах земельного участка объектов культурного наследия, о границах территорий таких объектов; 15) о технических условиях подключения (технологического присоединения ) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, определенных с учетом программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, городского округа; 16) о реквизитах нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, муниципальных правовых актов, устанавливающих требования к благоустройству территории;
Статья 52.1. Подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения
случаях выдано разрешение на использование земель или земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельного участка и установления сервитута, публичного сервитута, а также лицо, являющееся обладателем сервитута или публичного сервитута, которые установлены в соответствии с гражданским законодательством, земельным законодательством; 3) лицо, с которым заключен договор о комплексном развитии территории, при наличии утвержденных в установленных порядке проекта планировки территории комплексного развития, комплексной схемы инженерного обеспечения территории комплексного развития, схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, градостроительного плана земельного участка. 6. В случаях, предусмотренных частями 1.1 и 1.2 статьи 48, частью 7.3 статьи 51 настоящего Кодекса, в целях строительства объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения договор о подключении (технологическом присоединении ) может быть заключен при отсутствии правоустанавливающих документов на земельный участок с федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, юридическим лицом, созданным Российской Федерацией, субъектом
Статья 48. Архитектурно-строительное проектирование
объектов регионального значения, объектов местного значения, не указанных в части 1.1 настоящей статьи, образуется из земель или земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и которые не обременены правами третьих лиц, за исключением сервитута, публичного сервитута, подготовка проектной документации для размещения указанных объектов капитального строительства до образования такого земельного участка в соответствии с земельным законодательством осуществляется на основании утвержденной документации по планировке территории и (или) выданного в соответствии с частью 1.1 статьи 57.3 настоящего Кодекса градостроительного плана земельного участка. (часть 1.2 введена Федеральным законом от 02.08.2019 N 283-ФЗ) 2. Проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой и графической формах и (или) в форме информационной модели и определяющую архитектурные, функционально-технологические , конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта. (в ред. Федеральных законов от 18.07.2011 N 243-ФЗ, от 03.08.2018 N 342-ФЗ, от 27.06.2019 N 151-ФЗ) (см. текст в предыдущей
Определение № А32-16282/19 от 27.06.2022 Верховного Суда РФ
специальный случай, при котором использование публичных земель может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута - капитальный или текущий ремонт линейного объекта. Согласно пункту 3 статьи 39.36 Земельного кодекса виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 указанной статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. В соответствии с пунктом 4 приведенной статьи в случае, если объекты, размещенные в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, предназначены для подключения (технологического присоединения ) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, предоставление гражданам, юридическим лицам земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых или под поверхностью которых размещены указанные объекты, не влечет за собой принудительные снос или демонтаж указанных объектов (за исключением случаев, если наличие указанных объектов приводит к невозможности использования земельных участков
Решение № А45-10893/2022 от 04.07.2022 АС Новосибирской области
ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ СЕТИ обратилось в администрацию рабочего поселка Кольцово с ходатайством об установлении публичного сервитута в отношении частей указанных земельных участков/земель для размещения объектов электросетевого хозяйства в целях подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения. Однако администрация рабочего поселка Кольцово в ответ направила письмо от 27.01.2022 № 2.13/439 о возврате ходатайства без рассмотрения на основании пункта 3 части 9 статьи 39.41 Земельного кодекса Российской Федерации, сославшись на то, что указанная в ходатайстве цель установления публичного сервитута (технологическое присоединение энергопринимающих устройств к электрическим сетям по договору, заключенному между акционерным обществом РЕГИОНАЛЬНЫЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ СЕТИ и индивидуальным предпринимателем) не соответствует целям установления публичного сервитута, предусмотренным статьей 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации. В ответ на повторное обращение общества рассмотреть ходатайство об установлении публичного сервитута администрация направила письмо от 14.02.2022 № 2.13/724 о повторном возврате ходатайства без рассмотрения на основании пункта 3 части 9 статьи 39.41 Земельного кодекса Российской Федерации. При оценке спорных правоотношений суд исходит
Решение № А45-14501/2022 от 01.08.2022 АС Новосибирской области
с кадастровыми номерами 54:20:020501:528, 54:20:020501:534, 54:20:020501:533, 54:20:020501:543, 54:20:020501:426, входящего в состав единого землепользования 54:20:020501:476. АО «РЭС» обратилось в Администрацию Ордынского района Новосибирской области (далее- заинтересованное лицо, администрация) с ходатайством об установлении публичного сервитута в отношении частей указанных земельных участков в целях подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения. Однако администрацией было принято решение, выраженном в письме №3145 от 27.05.2022, о возврате ходатайства без рассмотрения, сославшись на то, что указанная в ходатайстве цель установления публичного сервитута (технологическое присоединение энергопринимающих устройств к электрическим сетям по договору между заявителем и третьим лицом) не соответствует целям установления публичного сервитута, предусмотренным статьей 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации (далее- ЗК РФ). Полагая, что решение администрации о возврате обществу ходатайства об установлении публичного сервитута является незаконным, 29 марта 2022 года общество обратилось в арбитражный суд с заявлением к администрации о признании его незаконным. По мнению заявителя, основаниями для признания решения незаконным являются: 1) предоставление всех необходимых документов
Постановление № А55-23349/20 от 02.06.2022 АС Поволжского округа
39.39 Земельного кодекса Российской Федерации публичный сервитут устанавливается решением уполномоченного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.38 Земельного кодекса Российской Федерации, на основании ходатайства об установлении публичного сервитута. В силу пункта 4 статьи 39.38 Земельного кодекса Российской Федерации публичный сервитут в указанных целях может быть установлен решениями органов местного самоуправления городского округа, городского поселения - в случаях установления публичного сервитута для размещения инженерных сооружений, являющихся объектами местного значения городского округа, городского поселения, в отношении земельных участков и (или) земель, расположенных в границах городского округа, городского поселения. В соответствии со статьей 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – закон № 35) технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее – технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер. Технологическое
Постановление № А56-128873/2022 от 21.08.2023 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда
заявление Общества цель, для которой планируется установление публичного сервитута (строительство, реконструкция, эксплуатация, капитальный ремонт) не содержит. Доказательств обратного, вопреки доводам апелляционной жалобы, подателем жалобы не представлено. Согласно пп. и) п.2 настоящих Требований в случае, если Ходатайство подано в целях размещения инженерного сооружения, необходимого для подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям газоснабжения и размещение такого сооружения не предусмотрено документами территориального планирования, проектом планировки территории, то обоснование необходимости установления публичного сервитута должно содержать сведения о договоре о подключении (технологическом присоединении ) к сетям газоснабжения, а именно о сторонах такого договора, сроках технологического присоединения, перечне мероприятий (в том числе технических) по подключению (технологическому присоединению) объекта к инженерным сооружениям. Из представленной в Администрацию копии договора о подключении (технологическом присоединение) объектов капитального строительства к сети газораспределения № ТП2Л-713-2-2018 от 03.05.2018 технических условий на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям газораспределения (Приложение №1 к договору от 03.05.2018); дополнительного соглашения №1 к
Решение № 2А-3533/2021 от 07.07.2021 Новосибирского районного суда (Новосибирская область)
Административным истцом пропущен срок для оспаривания постановления. Об установлении сервитута истец был извещен письмом от ДД.ММ.ГГГГ №..., отправленным в его адрес ДД.ММ.ГГГГ. С исковым заявлением ФИО1 обратился в суд ДД.ММ.ГГГГ с пропуском срока. (...) Представитель заинтересованного лица АО «РЭС» ФИО5 административные исковые требования не признала. В обоснование возражений указано, что публичный сервитут установлен в соответствии с пп.8 п.4 ст.23, п.1 ст.39.37 Земельного кодекса РФ в целях размещения объекта электросетевого хозяйства для технологического присоединения энергопринимающего устройства ФИО4 АО "РЭС" является территориальной сетевой организацией, основными видами деятельности которой согласно выписке из ЕГРЮЛ является оказание услуг по передаче электрической энергии и технологическое присоединение к электрическим сетям. Административный истец является субъектом естественной монополии в топливно-энергетическом комплексе. Технологическое присоединение энергопринимающих устройств заявителей осуществляется в соответствии с Правилами технологического присоединения. На основании соответствующей заявки между АО "РЭС" и ФИО4 был заключен договор №... от ДД.ММ.ГГГГ об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям бытового помещения (сельскохозяйственного строения)
Решение № 2А-3656/20 от 04.06.2021 Емельяновского районного суда (Красноярский край)
соответствие содержания в таком решении нормативным правовым актам, то есть соответствие Земельному кодексу Российской Федерации. Нарушение прав и свободы интересов для правообладателей земельного участка не усматривается, доводы истцов в обратном ничем не подтверждены и носят предположительный характер. Представитель ПАО «Россети Сибири» полагал административные исковые требования не подлежащими удовлетворению, поскольку в рассматриваемом случае ПАО «МРСК Сибири» в соответствии со ст. 39.40 ЗК РФ могло обратиться с ходатайством об установлении публичного сервитута. Основным видом деятельности ПАО «Россети Сибирь» является передача электроэнергии, осуществление технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии. Технологическое присоединение осуществляется на основании договора осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. В том случае, когда у электросетевой компании отсутствуют технические возможности технологического присоединения заявителя, сетевая организация своими силами или с привлечением подрядных организаций выполняет комплекс мероприятий по строительству электросетевых объектов. В ПАО «Россети Сибирь» поступила заявка на осуществление технологического
Апелляционное определение № 2А-142/2022 от 26.04.2022 Самарского областного суда (Самарская область)
подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения; - подключаемые объекты и земельный участок, на который истребуется публичный сервитут, находятся в границах элемента планировочной структуры. В данном случае ООО «СВГК» подано заявление об установлении публичного сервитута для размещения линейных объектов системы газоснабжения в целях организации газоснабжения местного значения (том 1 л.д. 103-104), что относится к случаям, предусмотренным пунктом 1 статьи 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации. В обоснование необходимости установления публичного сервитута, ООО «СВГК» представлен договор от ДД.ММ.ГГГГ года № о подключении (технологическом присоединении ) объекта капитального строительства к сети газораспределения, заключенный с ФИО12 (том 1 л.д. 115-118). В соответствии с условиями договора ООО «СВГК» приняло на себя обязательства по подключению (технологическому присоединению) объекта капитального строительства, принадлежащего ФИО15 и расположенного по адресу: <адрес> кадастровый номер № Согласно техническим условиям ООО «СВГК» № от ДД.ММ.ГГГГ года, являющимся неотъемлемой частью договора о подключении, техническое подключение необходимо произвести к газопроводу низкого давления диаметром 160 мм,
Апелляционное определение № 33А-6823/2023 от 26.07.2023 Приморского краевого суда (Приморский край)
соблюдены вышеуказанные требования ЗК РФ, т.к. в обоснование необходимости установления публичного сервитута представлен договор об осуществлении технологического присоединения от 27.11.2020 № 20-2921, технические условия для присоединения к электрическим сетям от 19.11.2020 № 01-122-10-717, выписка ООО «Строй бетон» из ЕГРН в отношении земельного участка с кадастровым номером №, подтверждающая право собственности Общества на данный участок, а кроме того, публичный сервитут установлен в соответствии с ходатайством на 10 лет, то есть на минимально возможный срок в установленных законом пределах и границы сервитута определены в соответствии со схемой расположения сервитута.Также суд правильно указал, что технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом, такой договор является публичным и в силу публичности договора технологического присоединения и в соответствии с положениями п.3 ст.426 ГК РФ сетевая организация не вправе отказать в его заключении. При этом порядок технологического присоединения к электрическим сетям