ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Разграничение государственной собственности на землю - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Определение № 04АП-1915/2014 от 01.07.2015 Верховного Суда РФ
214 Гражданского кодекса государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации). Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью (пункт 2 статьи 214 Гражданского кодекса). Одним из принципов земельного законодательства является разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, согласно которому правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами (подпункт 9 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса). Основания и порядок разграничения государственной собственности на землю регулировались с 20.12.2001 по 01.07.2006 Законом № 101-ФЗ, с 01.07.2006 – Законом № 137-ФЗ. Статьями 17, 19 Земельного кодекса (в редакциях, действовавших до 01.07.2006) предусматривалось, что в собственности Российской Федерации и муниципальных образований
Определение № 304-ЭС20-5918 от 25.05.2020 Верховного Суда РФ
от 20.01.2020, заявленные требования удовлетворены. В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, заявитель просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты, направив дело на новое рассмотрение, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам спора, а также существенное нарушение норм материального права. В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что по смыслу статей 17-19 Земельного кодекса Российской Федерации одним из оснований возникновения права собственности на землю того или иного публично -правового образования является разграничение государственной собственности на землю . Одним из критерием разграничения государственной собственности и отнесения земельного участка к федеральной собственности является предоставление участка органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти (абзац 3 пункта 1 статьи 3.1 Закона №137-ФЗ). Согласно выводам судов, основанием для передачи в государственную собственность спорного земельного участка является нахождение спорного земельного участка на праве постоянного бессрочного пользования у федерального
Определение № 305-ЭС20-15891 от 19.01.2021 Верховного Суда РФ
оспариваемого решения у Росморречфлота отсутствовали основания для распоряжения указанным земельным участком путем предоставления из федеральной собственности в собственность Обществу в отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН) записи о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на этот участок. Право федеральной собственности зарегистрировано только 20.08.2019. Между тем суды трех инстанций не учли следующее. В соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ одним из основных принципов земельного законодательства является разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, согласно которому правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами. В пункте 2 статьи 16 ЗК РФ указано, что разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с ЗК РФ и федеральными законами. Согласно статье 17 ЗК РФ в федеральной собственности находятся земельные
Определение № 308-ЭС21-15476 от 21.10.2021 Верховного Суда РФ
практике при рассмотрении споров, с вязанных с защитой права собственности и других вещных прав» (далее- постановление №10/22) , лицо, считающее себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано за иным субъектом, вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности. Если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права. Одним из принципов земельного законодательства является разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, согласно которому правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами (подпункт 9 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса). Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами (пункт 2 статьи 16 Земельного кодекса). В собственности субъектов Российской Федерации
Постановление № 17АП-9205/2022-ГК от 17.10.2022 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации, на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичных сервитутов» (далее - Постановление № 543-ПП). Судом первой инстанции установлено, что основанием для принятия оспариваемого приказа явилось поступление сведений о регистрации права собственности муниципальным образованием «город Екатеринбург» на земельный участок 66:41:0000000:190664. В соответствии с подпунктом 9 статьи 1 ЗК одним из основных принципов земельного законодательства является разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, согласно которому правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами. В пункте 2 статьи 16 ЗК РФ указано, что разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации и федеральными законами. По смыслу статей 17 - 19 ЗК РФ
Постановление № А55-36920/2022 от 28.11.2023 АС Поволжского округа
Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации). Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью. В соответствии с подпунктом 9 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из основных принципов земельного законодательства является разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, согласно которому правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами. На основании пункта 2 статьи 16 Земельного кодекса Российской Федерации разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации и федеральными законами. По смыслу статей 17 - 19 Земельного
Решение № 01/2030-462 от 15.02.2012 Верховного Суда Республики Марий Эл (Республика Марий Эл)
и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В соответствии с пунктами «в», «г» и «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей, разграничения государственной собственности, земельное законодательство. В силу статьи 16 Земельного кодекса РФ земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований, являются государственной собственностью. Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с Земельным кодексом РФ и федеральными законами. В соответствии со статьей 19 Земельного кодекса РФ в муниципальной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации, а также земельные участки, право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю. Пунктом
Решение № 2-215/18 от 26.01.2018 Октябрьского районного суда г. Ставрополя (Ставропольский край)
В дальнейшем из земельного участка с кадастровым номером № был образован земельный участок с кадастровым номером № общей площадью 1182 кв.м. Согласно пункту 1 статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации, введенного в действие 30 октября 2001 года, в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации, на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю. В соответствии с пунктом 2 статьи 16 Земельного кодекса Российской Федерации разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с Федеральным законом 17.07.2001г. № 101- ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю". В силу статьи 3 Федерального закона от 17.07.2001 № 101 -ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю", утратившим свою силу 01.07.2006г., основанием внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у Российской Федерации возникает право собственности, являлось наличие на
Решение № 2-232/16 от 13.05.2016 Звенигородского городского суда (Московская область)
сделок с ним Дата обезличена. Прокурор считает, что при оформлении права собственности муниципального образования «Городской округ Звенигород Московской области» на указанный земельный участок нарушены требования действующего законодательства, а также интересы государства и неопределенного круга лиц, а именно, земельный участок площадью <данные изъяты> га неправомерно отнесен к муниципальной собственности, в отсутствие полномочий, предоставленных органам местного самоуправления, в нарушение установленного законом порядка отнесения земельных участков к муниципальной собственности, администрацией городской округ Звенигород фактически произведено разграничение государственной собственности на землю . Так, регистрация права собственности муниципального образования на указанный земельный участок произведена на основании постановления Главы городского округа Звенигород от Дата обезличена № «О приеме в муниципальную собственность городского округа Звенигород земельных участков», изданного на основании Выписки № от Дата обезличена из реестра муниципальной собственности муниципального образования «Город Звенигород Московской области» (приложения к Решению Звенигородского городского Совета депутатов № от Дата обезличена «Об утверждении Реестра муниципальной собственности муниципального образования «Город Звенигород Московской
Решение № 2-3835/2021 от 06.08.2021 Ленинскогого районного суда г. Оренбурга (Оренбургская область)
Российской Федерации, суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц. Выслушав представителя истца и представителя ответчика, исследовав материалы дела и представленные доказательства, суд приходит к следующему. Согласно пункту 1 статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации в федеральной собственности, в том числе находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю. Пунктом 2 статьи 16 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с Федеральным законом от ... N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю". Основания внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у Российской Федерации возникает право собственности, установлены статьей 3 данного Закона. В силу абзаца 3 названной статьи одним из таких оснований является наличие на находящемся в государственной собственности земельном участке
Решение № 2-178/13 от 14.11.2013 Тляратинского районного суда (Республика Дагестан)
районного суда РД Газиев М-Р. Д., при секретаре ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> ФИО5, к АСП «сельсовет <адрес>», <адрес> о понуждении представителя ответчика разработать проект генерального плана поселения землепользования и застройки с разграничением государственной собственности на землю, установил: прокурор <адрес> обратился в суд с иском к АСП «сельсовет <адрес>», <адрес> о понуждении представителя ответчика разработать проект генерального плана поселения землепользования и застройки, а также провести разграничение государственной собственности на землю . По его утверждению, представителем ответчика проект (схема) генерального плана поселения землепользования и застройки не разработаны. Кроме того, представителем ответчика не проведено разграничение государственной собственности на землю. В судебном заседании помощник прокурора <адрес> ФИО3 просил иск удовлетворить. В судебное заседание представитель ответчика глава АСП «сельсовет <адрес>» не явился, хотя был надлежаще извещен о времени и месте судебного заседания. Выслушав объяснения помощника прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему: в порядке ст.