ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Размер платы за публичный сервитут - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Апелляционное определение № 127-АПА19-3 от 03.04.2019 Верховного Суда РФ
коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации ' установила: постановлением Совета министров Республики Крым от 12 ноября 2014 г. № 450 «О плате за земельные участки, которые расположены на территории Республики Крым» (далее также - Постановление № 450) утверждено Положение о порядке определения нормативной цены земельных участков, расположенных на территории Республики Крым, размера арендной платы, платы за установление сервитута, в том числе публичного, платы за проведение перераспределения земельных участков, размера цены продажи земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым (далее также - Положение), разделом 3 которого установлен порядок определения размера арендной платы, платы за установление сервитута , в том числе публичного, платы за проведение перераспределения земельных участков, размера цены продажи земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым. Пунктом 3.4 Положения предусмотрено, что плата, установленная в договорах права пользования чужим земельным участком для сельскохозяйственных нужд (эмфитевзис), права застройки земельного участка (суперфиций), аренды земельного участка, заключенных до 21 марта 2014 г.,
Определение № 305-ЭС18-21170 от 29.12.2018 Верховного Суда РФ
и, исходя из принципа платности земли, обязан уплатить сумму неосновательного обогащения за пользование спорным земельным участком. Поскольку договор в письменной форме сторонами заключен не был и цена не была согласована, расчет платы за пользование земельным участком (сумма неосновательного обогащения) произведен истцом в соответствии с постановлением главы администрации (губернатор) Краснодарского края от 27.01.2016 №121 «О Порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Краснодарского края, и за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена на территории Краснодарского края, предоставленные в аренду без торгов». Обременение спорного земельного участка публичным сервитутом , соблюдение которого согласовано Центросоюзом РФ по договору аренды от 08.11.2017 №0000005435 подтверждает использование Центросоюзом РФ данного земельного участка с обременением памятником природы-«Дуб-Великан»( в поселке Джубга), объектом археологического наследия-«Дольмен «Джубга-1», а также публичного сервитута площадью 6265 кв.м. Департаментом рассчитана сумма задолженности в размере 27 743 682,82 руб., в том числе сумма неосновательного обогащения за период с
Определение № 310-ЭС23-12248 от 19.09.2023 Верховного Суда РФ
сумме 2 109 904 руб., связанных с расходами на перенос коммуникаций и выполнение благоустройства земельного участка отклоняются как не обоснованные. В соответствии с п. 2.1 ст. 56.8 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если одновременно с изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется перенос инженерных сооружений, в размер возмещения не включается рыночная стоимость указанных сооружений. В этом случае при определении размера возмещения в него включаются стоимость работ по реконструкции инженерных сооружений и расходы, связанные с размещением таких сооружений (в том числе плата за сервитут, публичный сервитут ), за исключением случая выполнения работ по реконструкции инженерных сооружений за счет лица, на основании ходатайства которого принято решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Как следует из постановления Брянской городской администрации от 15.10.2018 N 3158-П в перечень объектов капитального строительства и объектов недвижимости, приобретаемых для муниципальных нужд города Брянска на 2018 год и на плановый период 2019 и
Постановление № А56-11023/2023 от 16.11.2023 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда
затруднено в связи с установлением публичного сервитута, составляет 2 года. Порядок установления зон с особыми условиями использования территорий и содержание ограничений прав на Участки в границах таких зон определен в соответствии с Правилами охраны газораспределительных сетей, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2000 № 878 (пункт 6 Распоряжения). В соответствии с пунктом 8.2 Распоряжения между ФИО2 (правообладатель) и Обществом (пользователь) 15.08.2022 заключено соглашение № 959/2022 (далее - Соглашение) об осуществлении публичного сервитута. Размер платы за публичный сервитут определен на основании подготовленного акционерным обществом «Управляющая компания «Магистр» отчета от 29.04.2022 № 051-11-22/Н и в соответствии с пунктом 2.3 Соглашения и составляет 204 000 руб. за весь период действия сервитута. Впоследствии по заказу ФИО2 обществом с ограниченной ответственностью «Консультационно-аналитический центр «РосЭксперт» подготовлен отчет от 21.06.2022 № 103-22 об оценке права требования на возмещение убытков в отношении части Участков, причиненных в связи с размещением на них линейного объекта. Согласно указанному отчету размер
Постановление № 08АП-11949/2016 от 15.11.2016 Восьмого арбитражного апелляционного суда
373, поскольку распоряжения Департамента об установлении публичных сервитутов не содержат сведений о размере платы за предоставляемые сервитуты. Кроме того, апеллянт отмечает, что согласно пункту 3 Приказа Минтранса России от 05.09.2014 № 240 «Об утверждении порядка определения платы за публичный сервитут в отношении земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог (за исключением частных автомобильных дорог) в целях прокладки, переноса, переустройства инженерных коммуникаций и их эксплуатации» (далее – Приказ Минтранса России № 240) размер платы за публичный сервитут определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка и рассчитывается как 0,12 процента кадастровой стоимости земельного участка в год. Стороны, надлежащим образом извещенные в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили. На основании части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 АПК РФ, жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся участников процесса.
Постановление № А46-5449/17 от 19.09.2017 Восьмого арбитражного апелляционного суда
автомобильная дорога общего пользования местного значения улица Энергетиков (от улицы Энтузиастов до улицы Малунцева), идентификационный номер 52-401-380 ОП МГ 057. Распоряжением Департамента от 15.10.2014 № 5284-р на основании заявления ОАО «ТГК 11» внесено изменение в указанное выше распоряжение, а именно в тексте слова ОАО «ТГК 11» заменены словами ОАО «ОмскРТС» (т.1 л.д.9). 19.05.2015 между Департаментом и АО «ОмскРТС» подписаны соглашения об установлении сервитутов в отношении земельных участков, а именно: 1. Соглашение, предусматривающее размер платы за публичный сервитут в отношении земельного участка (кадастровый номер 55:36:000000:1489) в границах полосы отвода автомобильной дороги общего пользования местного значения улица 1-я Заводская (от улицы Энтузиастов до проспекта Губкина), № 43024. Размер платы за частный сервитут определяется в соответствии с Отчетом об оценке от 03.10.2014 № 2014.254805/2-13 и составляет 955 руб. 57 коп. в месяц, перечисляется ежемесячно не позднее 10-го числа расчетного месяца (п. 3.1., 3.2. соглашения). 2. Соглашение, предусматривающее размер платы за публичный сервитут
Решение № 2А-6870/2023 от 12.01.2024 Ломоносовского районного суда г. Архангельска (Архангельская область)
рассматривалось по правилам суда первой инстанции), оставленным без изменения определением Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 06.09.2023, решение суда первой инстанции отменено, по делу принято новое решение, суд обязал ООО «Газпром межрегионгаз» заключить с истцом ФИО3 соглашения об осуществлении публичного сервитута от 01 марта 2021 года №2, №18, №10 с внесением в них следующих изменений: 1) в соглашении №2 от 01 марта 2021 г.: - пункт 3.1 изложить в следующей редакции: «3.1 Размер платы за публичный сервитут в год составляет 968 651 руб.»; - пункт 3.2 изложить в следующей редакции: «3.2 Размер платы за публичный сервитут установлен на основании апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда № 33-432/2022 от 29 мая 2023 г.»; 2) в соглашении №18 от 01 марта 2021 г.: - пункт 3.1 изложить в следующей редакции: «3.1 Размер платы за публичный сервитут в год составляет 6 512 руб.»; - пункт 3.2 изложить в
Решение № 2-78/2023 от 29.12.2023 Даниловского районного суда (Ярославская область)
публичного сервитута, письмом от 28.01.2022 № АГ-15/01/214 в адрес ФИО1 письмом от 28.01.2022 № АГ-15/01/216 в адрес ФИО2, письмом от 15.04.2022 № АГ-15/01/412 в адрес ФИО3 Данные письма получены ФИО1 11.03.2022г. В материалах дела имеются проекты соглашения об осуществлении публичного сервитута: от 15.04.2022г. с ФИО1 на часть земельного участка площадью 13 090 кв.м. с кадастровым номером №; часть земельного участка площадью 25 308 кв.м. с кадастровым номером № В п.3.1. соглашения установлен размер платы за публичный сервитут в год: 1 756,66 рублей, включая НДФЛ, за пользование частью земельного участка с кадастровым номером №; 775,48 рублей, включая НДФЛ, за пользование частью земельного участка с кадастровым номером №. Из суммы, выплачиваемой Правообладателю платы за публичный сервитут, Обладатель публичного сервитута удерживает налог на доходы физических лиц (п.4 ст.226 Налогового Кодекса Российской Федерации) по ставке в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и уплачивает его по месту своего учета в налоговом органе. Сведения
Решение № 2-3704/2021 от 09.02.2022 Симферопольского районного суда (Республика Крым)
сервитута, которым обременен принадлежащий истцу земельный участок внесены в Единый государственный реестр недвижимости ДД.ММ.ГГГГ, присвоен учетный номер зоны 90.00.2.62. Срок публичного сервитута - 49 лет. В течении всего срока использование Земельного участка в соответствии с разрешенным использованием невозможно в связи с осуществлением публичного сервитута. В результате установления публичного сервитуту права собственника данного земельного участка существенно ограничены, а именно истец не имеет возможности использовать земельный участок по его целевому назначению. Вместе с тем, размер платы за публичный сервитут , порядок и срок ее внесения не определены Приказом №, Соглашение о публичном сервитуте истцу не направлялось. С 2018 года истец не однократно обращался с письменными и устными заявлениями к ответчику о заключении с истцом, как собственником земельного участка, соглашения (договора) о плате за публичный сервитут, однако получал отказы по разным основаниям. ГУП РК «КРЫМЭНЕРГО» письмом от ДД.ММ.ГГГГ № сообщило, что строительство объекта «Сети внешнего электроснабжения для технического присоединения электроустановок Объектов аэропортовой
Решение № 2-897/202203ОК от 03.10.2022 Приморского районного суда (Архангельская область)
площадью 473 кв.м, земельного участка с кадастровым номером № учетный номер части №), общей площадью 7099 кв.м., часть площадью 18589 кв.м, земельного участка с кадастровым номером № (учетный номер части № общей площадью 100510 кв.м., часть площадью 236 кв.м, земельного участка с кадастровым номером №, учетный номер части № общей площадью 1235 кв.м., установлен публичный сервитут с 05 июля 2019 года на срок 10 лет по 04 июля 2029 года, и установлен размер платы за публичный сервитут в размере 379541 рублей в год; 2) по соглашению от 01 марта 2021 года № в отношении части площадью 139 кв.м, земельного участка с кадастровым номером № (учетный номер части №), общей площадью 100510 кв.м., установлен публичный сервитут с 12 мая 2020 года на срок 10 лет по 11 мая 2030 года, и установлен размер платы за публичный сервитут в размере 2 639 рублей в год; по соглашению от 01 марта 2021