ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Реестр субъектов естественных монополий - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Определение № 305-ЭС17-12788 от 27.10.2017 Верховного Суда РФ
от 21.09.2015 № 303-КГ15-6224, от 24.12.2014 № 22-АПГ14-4, в Обзоре практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 (2015), утвержденном Президиумом 26.06.2015 (вопрос № 7), пришли к выводу о наличии оснований для взыскания с ответчика задолженности и пеней в указанном в иске размере. Суды исходили из следующего: предоставленный Обществу в аренду земельный участок находится в собственности Московской области, не ограничен в обороте, в отношении него не установлены особые зоны использования; Общество не включено в реестр субъектов естественных монополий в сфере водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры; в спорный период Общество ненадлежащим образом исполняло обязанность по внесению арендной платы за пользование земельным участком; истец обоснованно рассчитал арендную плату в соответствии с Законом Московской области № 23/96-ОЗ; поскольку ответчик своевременно не внес арендную плату, с него подлежит взысканию неустойка, начисленная на сумму долга в размере, предусмотренном договором аренды; Суды посчитали, что поскольку спорный участок является собственностью Московской области, при
Определение № 305-КГ14-8734 от 14.01.2014 Верховного Суда РФ
на решение Арбитражного суда города Москвы от 17.04.2014, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2014 и постановление Арбитражного суда Московского округа от 27.10.2014 по делу № А40-183585/2013 по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Фирма «АЭРОФЬЮЭЛЗ УФА» (г. Уфа, далее – общество, заявитель) к Федеральной службе по тарифам (далее – заинтересованное лицо, ФСТ России) о признании незаконным приказа от 23.09.2013 № 1205-т «О введении государственного регулирования деятельности субъекта естественной монополии и включении организации в Реестр субъектов естественных монополий , в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль» (далее – Приказ № 1205-т), установил: решением суда первой инстанции от 17.04.2014, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 14.07.2014 и постановлением суда кассационной инстанции от 27.10.2014, в удовлетворении заявленных требований отказано. В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, заявитель, ссылаясь на существенное нарушение норм материального и процессуального права, просит обжалуемые решение и постановления отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных
Определение № 307-ЭС15-9487 от 26.08.2015 Верховного Суда РФ
целей указанного Федерального закона под субъектом естественной монополии понимается организация, осуществляющая производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии. Исходя из положений статьи 3 Закона о монополях принадлежность организации к субъектам естественной монополии определяется состоянием товарного рынка, на котором она осуществляет свою деятельность. В соответствии со статьей 10 Закона о монополях и Положением о Федеральной службе по тарифам (ФСТ), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 №332,ФСТ формирует и ведет реестр субъектов естественных монополий , в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль с целью определения (установления) цен (тарифов) и осуществления контроля по вопросам, связанными с определением (установлением) и применением цен (тарифов). Судами установлено, что сведения о предприятии как о субъекте естественной монополии 26.01.1998 включены в Реестр субъектов естественных монополий, предприятие осуществляет регулируемый вид деятельности в сфере производства и передачи тепловой энергии. Тарифы на указанный вид деятельности установлены приказами Региональной энергетической комиссии Вологодской области. Согласно статьи 4
Определение № 305-КГ16-9333 от 06.06.2016 Верховного Суда РФ
ответственностью «Предприятие ВИТЭК» (Республика Крым, г. Симферополь) от 06.06.2016 Исх. № 236/С4 на решение Арбитражного суда города Москвы от 02.09.2015 по делу № А40-82434/2015, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2016 и постановление Арбитражного суда Московского округа от 13.04.2016 по тому же делу по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Предприятие ВИТЭК» (Республика Крым, г. Симферополь, далее – общество) об оспаривании действий Федеральной службы по тарифам (Москва, далее – ФСТ России) по включению в реестр субъектов естественных монополий на транспорте и введению государственного регулирования деятельности, а также приказа от 31.10.2014 № 1896-т, установила: Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2015 № 373 «О некоторых вопросах государственного управления и контроля в сфере антимонопольного и тарифного регулирования» Федеральная служба по тарифам упразднена, ее функции переданы Федеральной антимонопольной службе. Решением Арбитражного суда города Москвы от 02.09.2015, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2016 и постановлением Арбитражного суда Московского округа от 13.04.2016, в
Определение № 11АП-1900/20 от 12.10.2020 Верховного Суда РФ
и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 № 1021, пунктами 4, 10, 11, 15 Методических указаний по регулированию тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, утвержденных приказом ФСТ России от 15.12.2009 № 411-э/7, суд отказал в иске, исходя из следующего. Суд установил, что общество является одной из четырех газораспределительных организаций (далее ГРО) – специализированной организацией, в Пензенской области включенной в Реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, которая осуществляет эксплуатацию газораспределительной системы и оказывает услуги Поставщику газа, связанные с транспортировкой газа для потребителей. Общество оказывает услуги Поставщику газа обществу с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Пенза» по транспортировке газа по газораспределительным сетям, принадлежащим ответчику на праве собственности или другом законном основании. Поскольку общество является субъектом естественных монополий и зарегистрировано как ГРО, то тарифы подлежат государственному регулированию и контролю исходя из экономически обоснованных расходов. Предприятие так же как и
Постановление № 03АП-2429/2012 от 21.08.2012 Третьего арбитражного апелляционного суда
закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ "О естественных монополиях", к сфере деятельности субъектов естественных монополий, в том числе относится оказание услуг по передаче электрической энергии. В соответствии со статьей 10 Указанного Закона к одной из функций органов регулирования естественных монополий относятся формирование и ведение реестра субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственные регулирование и контроль. В силу пункта 1 статьи 11 Закона полномочия органа регулирования естественных монополий включают принятие решения о включении в реестр субъектов естественных монополий либо об исключении из него. В Разъяснениях Федеральной антимонопольной службы России "По вопросу о правомерности распространения сферы применения части 2 статьи 7 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ "О естественных монополиях" на действия субъектов естественной монополии" отмечено, что в соответствии со статьей 3 Закона о естественных монополиях субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Понятие субъект естественной монополии не включает в себя условие включения
Постановление № 03АП-752/2015 от 21.04.2015 Третьего арбитражного апелляционного суда
в сумме 2000 рублей. Не согласившись с данным судебным актом, антимонопольный орган обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт. УФАС по Республике Тыва не согласно с выводом суда первой инстанции о том, что управление не доказало статус МУП «Гортеплосети» как субъекта естественной монополии; полагает, что понятие «субъект естественной монополии» не предусматривает в обязательном порядке включение в Реестр субъектов естественных монополий , в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль, и утверждение цен (тарифов) на оказание услуг по теплоснабжению. Основополагающим признаком субъекта естественной монополии, исходя из определения, данного в Законе о естественных монополиях, следует считать осуществление субъектом деятельности в условиях естественной монополии. Поскольку законодательством к сфере деятельности субъектов естественных монополий отнесены услуги по передаче тепловой энергии, предприятие осуществляет деятельность по обеспечению работоспособности тепловых сетей, распределению тепловой энергии, следовательно, по мнению управления, муниципальное унитарное предприятие
Постановление № А10-2737/17 от 13.02.2018 АС Восточно-Сибирского округа
во введении процедуры наблюдения в отношении ООО «ЭСК» отказано, заявление ПАО «МРСК Сибири» оставлено без рассмотрения на основании абзаца седьмого пункта 3 статьи 48 Закона о банкротстве. В кассационной жалобе ПАО «МРСК Сибири» просит отменить определение от 20 ноября 2017 года и постановление от 22 декабря 2017 года, направить дело № А10-2737/2017 на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Бурятия. Заявитель кассационной жалобы указывает на то, что, несмотря на включение ООО «ЭСК» в реестр субъектов естественных монополий и наличие у должника электросетевого имущества, к его банкротству не должны применяться положения параграфа 6 главы IX Закона о банкротстве из-за отсутствия установленного тарифа на услуги по передаче электрической энергии. ООО «ЭСК» в отзыве на кассационную жалобу, получение которого подтвердил в судебном заседании представитель кредитора, выражает несогласие содержащимся в ней доводам, сообщает о том, что принятие решения по вопросу о введении или прекращения регулирования деятельности конкретного субъекта естественных монополий отнесено к исключительной компетенции
Постановление № А56-111228/2022 от 22.01.2024 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда
Атавовой С.А. о признании несостоятельным (банкротом) ФГУП «Главное управление специального строительства». Кредитор не согласился с вынесенным определением и обратился с апелляционной жалобой, в которой просил определение суда отменить и принять по делу новый судебный акт о введении наблюдения в отношении должника. По мнению подателя жалобы, судом первой инстанции не учтено, что в материалах дела отсутствуют доказательства фактического осуществления должником услуг по передаче электрической и тепловой энергии к настоящему моменту, при том, что в реестр субъектов естественных монополий последний включен 31.07.1998, то есть более двадцати пяти лет назад. Кроме того, по мнению кредитора, определение Арбитражного суда Краснодарского края от 09.07.2021 по делу № А32-42620/2020 не имеет преюдициального значения, поскольку данным судебным актом установлены обстоятельства, сложившиеся по состоянию на 08.06.2021, в нем не дано оценки обстоятельствам, приведенным апеллянтом в настоящей апелляционной жалобе. Также, как полагал кредитор, вопреки выводам суда первой инстанции, из материалов дела прямо следует неспособность должника погасить имеющиеся обязательства за
Решение № 2-32/19 от 27.01.2018 Петровского городского суда (Саратовская область)
г. 64RS0027-01-2018-000712-08 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 17 января 2019 года г. Петровск Петровский городской суд Саратовской области в составе председательствующего судьи Раат О.С., при секретаре Абанкине Д.С., с участием заместителя Петровского межрайонного прокурора Саратовской области Панкина А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя Петровского межрайонного прокурора Саратовской области в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному унитарному предприятию «Петровское жилищно-коммунальное хозяйство» о возложении обязанности принять меры по включению в реестр субъектов естественных монополий , установил: Заместитель Петровского межрайонного прокурора Саратовской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковыми требованиями к Муниципальному унитарному предприятию «Петровское жилищно-коммунальное хозяйство» (далее – МУП «Петровское ЖКХ») о возложении обязанности принять меры по включению в реестр субъектов естественных монополий. В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о муниципальной собственности, положений Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» в деятельности МУП
Решение № 77-539/17 от 14.11.2017 Омского областного суда (Омская область)
постановление отменить, производство по делу прекратить, приводит доводы о том, что МУП «Тарское «ПОКХ» является субъектом естественной монополии, что по смыслу Федерального закона «О естественных монополиях» и параграфа 6 главы 9 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» предполагает наличие оснований для сохранения деятельности предприятия в целях соблюдения баланса экономических интересов теплоснабжающей организации и интересов потребителей. Не соглашается с выводом административного органа, согласно которому наличие у предприятия статуса субъекта естественной монополии связано с внесением его в реестр субъектов естественных монополий , поскольку указанный реестр ведется в целях обеспечения государственных интересов в сфере государственного управления. Указывает, что у предприятия отсутствовала кредиторская задолженность, непогашенная в течение шести месяцев с момента ее возникновения, в связи с чем, отсутствовали основания для немедленного обращения в арбитражный суд с заявлением должника о его банкротстве. Отмечает, что ситуация, при которой теплоснабжающая организация имеет непогашенную задолженность перед кредиторами одновременно с дебиторской задолженностью граждан, является обычной для функционирования таких организаций. В отзыве
Решение № 12-1/13 от 14.01.2013 Магаданского городского суда (Магаданская область)
от 14.12.2000г. №38/11-2-р 2. Довести принятое решение до Северо - Восточного управления МАП России и возложить на его руководителя контроль за исполнением данного решения. В свою очередь, Северо - Восточное управление МАП России в рамках своих полномочий тариф для ОАО «Колыматранснефть» не утвердило; по настоящее время тариф никто не оспорил. Согласно п. 1 решения Правления Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства от 14 декабря 2000 года ОАО «Колыматранснефть» включено в « Реестр субъектов естественных монополий на транспорте» без расшифровки видов услуг. При принятии решения за № 38/11-2-р МАП России руководствовался ст. 11 ФЗ «О естественных монополиях» от 17 августа 1995 года №147-ФЗ и п. 1 раздела Положения о Реестре субъектов естественных монополий на транспорте, утвержденного Приказом МАП России от 09 июля 1999 года № 215. Согласно п. 3 Положения о реестре субъектов естественных монополий на транспорте, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль, утвержденного Приказом МАП России
Решение № 2-33/19 от 17.01.2019 Петровского городского суда (Саратовская область)
2-33/2019 г. 64RS0027-01-2018-000713-05 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 17 января 2019 года г. Петровск Петровский городской суд Саратовской области в составе председательствующего судьи Раат О.С., при секретаре Абанкине Д.С., с участием заместителя Петровского межрайонного прокурора Саратовской области Панкина А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя Петровского межрайонного прокурора Саратовской области в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному унитарному предприятию «Коммунальный комплекс» о возложении обязанности принять меры по включению в реестр субъектов естественных монополий , установил: Заместитель Петровского межрайонного прокурора Саратовской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковыми требованиями к Муниципальному унитарному предприятию «Коммунальный комплекс» (далее – МУП «Коммунальный комплекс») о возложении обязанности принять меры по включению в реестр субъектов естественных монополий. В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о муниципальной собственности, положений Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» в деятельности МУП «Коммунальный