ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Регистрация юридических лиц - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Определение № 310-КГ16-2768 от 08.07.2016 Верховного Суда РФ
основаниям, предусмотренным подпунктом «а» пункта 1 статьи 23 Федерального закона 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», поскольку представленные заявителем на государственную регистрацию документы содержали сведения о непубличности акционерного общества, что не соответствовало сведениям, которыми располагал регистрирующий орган о публичном характере общества. Выводы судов соответствуют материалам дела и действующему законодательству. Кроме того, при рассмотрении дела судами учтено, что Республика Крым является законным собственником недвижимости и о том, что государственная регистрация юридических лиц по адресу соответствующего объекта недвижимости: д. 20А, ул. Севастопольская, г. Симферополь, Республика Крым допускается с лишь с письменного согласия собственника. Между тем согласие собственника не имеется; по заявленному публичным акционерным обществом адресу государственной регистрации на момент рассмотрения дела было зарегистрировано другое юридическое лицо – государственной унитарное предприятие Республики Крым «Крымавтотранс». Установленные обстоятельства с учетом положений статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации позволили судам сделать вывод об отсутствии оснований для признания
Определение № 309-ЭС15-12125 от 02.10.2015 Верховного Суда РФ
исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности. В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации и указывается в его учредительных документах. статьей 13 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон о регистрации) установлено, что государственная регистрация юридических лиц при их создании осуществляется регистрирующими органами по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности. Записи в реестр юридических лиц вносятся на основании документов, представленных при государственной регистрации (пункт 4 статьи 5 Закона о регистрации). Изменения, вносимые в учредительные документы, подлежат государственной регистрации (статья 17 Закона о регистрации). Повторно исследовав, оценив по правилам
Определение № 310-КГ16-748 от 30.06.2016 Верховного Суда РФ
решения регистрирующего органа не следует, что мотивом отказа в государственной регистрации послужило несоответствие наименования заявителя требованиям закона. Отказ мотивирован несоответствием сведений об организационно-правовой форме общества «Симферопольский комбинат Хлебопродуктов», указанных в представленных на регистрацию документах, тем, которые имелись в регистрирующем органе. Кроме того, судом первой инстанции также обоснованно принято во внимание, что Республика Крым является законным собственником недвижимости, расположенной по адресу д. 14, ул. Элеваторная, г. Симферополь, Республика Крым, в связи с чем государственная регистрация юридических лиц по адресу соответствующего объекта недвижимости возможна только с письменного согласия собственника. Между тем такое согласие собственника не получено. По заявленному публичным акционерным обществом адресу государственной регистрации на момент рассмотрения дела было зарегистрировано другое юридическое лицо – государственной унитарное предприятие Республики Крым «Симферопольский комбинат Хлебопродуктов». Вместе с тем, выводы суда округа о недопустимости применения к обратившемуся с заявлением о внесении сведений о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц обществу требований об обязательности
Постановление № 32-АД21-9 от 10.12.2021 Верховного Суда РФ
возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров - единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей регулируются Федеральным законом от 08 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее также - Закон о государственной регистрации юридических лиц). Из пункта 2 статьи 17 названного закона следует, что для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановление № 19-АД2ЫЗ-К5 от 10.09.2021 Верховного Суда РФ
оставлены без изменения. В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, защитник Абанеева В.Н. просит об отмене постановлений, вынесенных в отношении Караваева А.Р. по настоящему делу об административном правонарушении, приводя доводы об их незаконности. Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам. Пунктами 1, 2 статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, предусмотренном законом о государственной регистрации юридических лиц . Данные государственной регистрации включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления. Таким уполномоченным федеральным органом исполнительной власти является Федеральная налоговая служба (ФНС России), Положение о которой утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. № 506 (далее также - регистрирующий орган). В силу подпункта «в» пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее
Постановление № Ф04-2072/2008 от 24.03.2008 АС Западно-Сибирского округа
Кассационная инстанция, поддерживая судебные инстанции, исходит из обстоятельств, установленных судом, и следующих норм материального права. В соответствии с пунктом 2 статьи 20 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» регистрирующий орган вносит в Единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. С этого момента не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация юридических лиц , учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, или государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации. Учитывая, что заявление ООО «Центральное» о внесении изменений в учредительные документы не является волеизъявлением его участников, а связано с исполнением решения арбитражного суда, вступившего в законную силу и обязывающим внести изменения в учредительные документы, которое в силу статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является обязательным для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов,
Постановление № А32-22841/14 от 07.04.2015 АС Северо-Кавказского округа
в частности, в случае подписания неуполномоченным лицом заявления о государственной регистрации или заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, а также в предусмотренном пунктом 2 статьи 20 или пунктом 4 статьи 22.1 данного Закона случае. Регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. С этого момента не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация юридических лиц , учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, или государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации (пункт 2 статьи 20 Закона № 129-ФЗ). Таким образом, указанная норма запрещает государственную регистрацию изменений в учредительных документах ликвидируемого лица и регистрацию созданных им юридических лиц. Из материалов дела следует, что кооператив обратился в инспекцию с заявлением формы № Р14001 о внесении изменений в сведения о юридическом лице, не связанные с изменениями его учредительных документов
Постановление № 17АП-3438/2022-ГК от 25.05.2022 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
заявителя, внесение в ЕГРЮЛ записи № 2216600624470 от 16.06.2021 о ликвидации должника не соответствует ст. 61-64 ГК РФ, согласно которым ликвидация должника допускается только после завершения расчетов с кредиторами. Ликвидация должника нарушает права заявителя в сфере предпринимательской деятельности, поскольку не позволяет удовлетворить требования заявителя порядке, предусмотренном законом о банкротстве. Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения с настоящим иском в суд. Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего. Государственная регистрация юридических лиц осуществляется в соответствии с Федеральным Законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон № 129-ФЗ), которым установлен заявительный порядок государственной регистрации юридических лиц. В соответствии с Законом № 129-ФЗ записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных в регистрирующий орган при государственной регистрации. В соответствии с абз. 2 ст. 1 Закона № 129-ФЗ государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - это акты уполномоченного
Постановление № А56-66030/2021 от 28.04.2022 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда
по банковским счетам или об отсутствии у юридического лица открытых банковских счетов; справка от 04.12.2017 о непредставлении юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Порядок государственной регистрации юридических лиц, включая случаи регистрации прекращения их деятельности, урегулирован Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон № 129-ФЗ). В силу статьи 1 Закона N 129-ФЗ государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в том числе его
Постановление № А55-14273/2021 от 11.05.2022 АС Поволжского округа
заседание не обеспечил, о времени и месте судебного заседания надлежащим образом извещен. В соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ жалоба рассматривается в отсутствие лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства. Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов. Как установлено судами и следует из материалов дела, ООО «Городской центр правовой помощи» обратилось в МАУ «МФЦ» за предоставлением государственной услуги «Государственная регистрация юридических лиц , физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств»; были представлены документы в соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона № 129-ФЗ, в том числе учредительный документ юридического лица в новой редакции. Работником МАУ «МФЦ» была проведена регистрация представленных документов в программном комплексе и оформлена расписка в получении указанных документов. Документы были удостоверены электронной подписью работника МАУ «МФЦ» и направлены в налоговый орган посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия. Данные
Постановление № 5-32 от 29.02.2012 Пролетарского районного суда г. Твери (Тверская область)
были представлены следующие заведомо ложные сведения о нижеперечисленных юридических лицах: Заведомо ложные сведения об учредителе Общества с ограниченной ответственностью «» (ОГРН) №) Кошелеве М.А., представленные в МРИФНС России №12 по Тверской области ДД.ММ.ГГГГ, содержатся в Заявлении о государственной регистрации юридического лица при создании (вх. №) и в Решении учредителя от ДД.ММ.ГГГГ. Факт представления заведомо ложных сведений был установлен ДД.ММ.ГГГГ при явке в инспекцию Кошелева М.А. и составлении Протокола № опроса свидетеля от ДД.ММ.ГГГГ. Регистрация юридических лиц на имя Кошелева М.А. происходила за вознаграждение, все документы (заявления, доверенности) подписывались им лично у нотариуса. О дальнейшей деятельности юридических лиц Кошелеву М.А. ничего не было известно. Заведомо ложные сведения об учредителе и директоре Общества с ограниченной ответственностью «» (ОГРН №) Кошелеве М.А., представленные в МРИФНС России №12 по Тверской области ДД.ММ.ГГГГ, содержатся в Заявлении о государственной регистрации юридического лица при создании (вх. №) и в Решении учредителя от ДД.ММ.ГГГГ. Факт представления заведомо
Постановление № 1-223/2018 от 27.03.2018 Металлургического районного суда г. Челябинска (Челябинская область)
от профессорско – преподавательского состава и учебно – вспомогательного персонала объяснений по поводу нарушения учебного процесса (п. 4.4); выносить на рассмотрение ректора Института представления о назначении, перемещении и увольнении сотрудников, а также о наложении взысканий на нарушителей трудовой дисциплины и учебного процесса (п. 4.6). Кроме того, помимо прочего, в должностные обязанности Шилкина А.М. входили организация и проведение лекционных, семинарских занятий по ряду учебных дисциплин, в том числе по учебным дисциплинам «Административное право», «Государственная регистрация юридических лиц », «Правовые основы государственной и муниципальной службы» и контрольных мероприятий по указанным учебным дисциплинам, согласно индивидуальным планам Шилкина А.М., утвержденных в ...». Таким образом, Шилкин А.М. являлся лицом, постоянно выполняющим организационно – распорядительные и административно – хозяйственные, то есть управленческие функции в иной организации – ...». Протоколом Ученого совета № ... от хх.хх.хх ...» было принято решение об утверждении в новой редакции Положения об организации и проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
Определение № 33-205/14 от 28.01.2014 Курганского областного суда (Курганская область)
21 названного выше Федерального закона фермерское хозяйство прекращается в том числе в случае единогласного решения членов фермерского хозяйства о прекращении фермерского хозяйства. При этом прекращение фермерского хозяйства осуществляется по правилам Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не вытекает из федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации или существа правоотношения (ст. 22 Федерального закона от 11.06.2003 № 74-ФЗ). В соответствии с абз. 2 ст. 1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - это акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом. Согласно ст. 4 Федерального закона № 129-ФЗ, в Российской Федерации ведутся государственные
Апелляционное определение № 33-21595/2016 от 15.09.2016 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)
незаконными. В обоснование заявленных исковых требований прокурор указал, что прокуратурой Западного округа г. Краснодара в рамках проверки соблюдения законодательства о налогах и сборах, а также государственной регистрации выявлены нарушения при регистрации предприятий по ул. Калинина,341 / Красная,111, офис.512 в г. Краснодаре. В ходе проверки установлены факты внесения недостоверных сведений о местонахождении юридических лиц ООО ТД «Импульс», ООО «Астра», ООО «Нокс», ООО «Вектор 2020», ООО «Москоблстрой 29», ООО «Раф Плюс», ООО «Абро-Запад», ООО «Альянс-Юг». Регистрация юридических лиц по недостоверному адресу нарушает интересы как неопределенного круга лиц, которые вступают в финансово-хозяйственные отношения с данными предприятиями, так и интересы РФ, ввиду того, что отсутствие постоянно действующего исполнительного органа по месту юридического адреса не позволяет надлежащему осуществлению государственных функций, в том числе и налогового контроля. Обжалуемым определением Ленинского районного суда г. Краснодара от 10.06.2016 года, в удовлетворении исковых требований прокурора Западного округа г. Краснодара отказано. С указанным определением суда прокуратура Западного округа г.
Апелляционное определение № 33А-12802/18 от 25.12.2018 Новосибирского областного суда (Новосибирская область)
24.07.2017, 01.12.2017, 28.02.2018 в адрес административных ответчиков направлялись уведомления о необходимости устранения нарушений законодательства. Удовлетворяя требования административного иска, суд первой инстанции исходил из того, что материалами дела установлены фактические обстоятельства дела, которые свидетельствуют о наличии правовых оснований для ликвидации потребительского общества по причине допущенных грубых нарушений закона, допущенных при создании потребительского общества. С указанными выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается. В силу статьи 1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом. В соответствии со ст. 2 указанного Федерального закона государственная регистрация осуществляется уполномоченным Правительством