ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Реконструкция объектов капитального строительства - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Определение № 309-КГ15-209 от 09.06.2015 Верховного Суда РФ
сносе. Обращение общества за получением разрешения на строительство при наличии судебного спора направлено, по мнению администрации, на легализацию данной постройки в обход установленной законом процедуры строительства объекта капитального строительства и предрешение результата рассмотрения указанного спора. Судебная коллегия кассационную жалобу администрации считает обоснованной, в связи с чем постановление Уральского округа от 29.12.2014 подлежит отмене, а решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 23.07.2014 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2014 оставлению без изменения. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных законом (часть 2 статьи 51 Градостроительного кодекса). Полномочиями по выдаче разрешения на строительство в соответствии с частью 4 статьи 51 Градостроительного кодекса наделены органы местного самоуправления по месту нахождения земельного участка. Получению разрешения на строительство, как следует из части 2 статьи 48 Градостроительного кодекса, предшествует подготовка проектной документации, которая представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и
Постановление № 305-АД15-13036 от 18.11.2015 Верховного Суда РФ
51 Градостроительного кодекса Российской Федерации. По результатам проверки ЦУ Ростехнадзора составлен протокол об административном правонарушении от 28.07.2014 № 5.4-2176-ПР/0210-2014 и вынесено оспариваемое постановление от 28.08.2014 № 5.4-Пс/0178-2176-2014, которым общество «РЖД» привлечено к административной ответственности на основании части 1 статьи 9.5 КоАП РФ с назначением штрафа в размере500 000 рублей. Считая данное постановление незаконным, общество «РЖД» обратилось в суд с требованием о его отмене. В соответствии с частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства без разрешения на строительство в случае, если для осуществления строительства, реконструкции объектов капитального строительства предусмотрено получение разрешений на строительство, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц – от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток. В соответствии с частями 1 и 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и
Постановление № 307-АД15-14616 от 27.11.2015 Верховного Суда РФ
по освоению данного участка в отсутствие проектной документации и положительного заключения экспертизы в отношении нее, а также разрешения на строительство. По результатам проверки прокурор вынес постановление от 22.09.2014 о возбуждении в отношении ООО «АВТОТОР Холдинг» производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ, и направил материалы административного дела в арбитражный суд для решения вопроса о привлечении общества к административной ответственности. Согласно части 1 статьи 9.5 КоАП РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства без разрешения на строительство в случае, если для осуществления строительства, реконструкции объектов капитального строительства предусмотрено получение разрешений на строительство, – влекут наложение административного штрафа на юридических лиц – от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток. Объективной стороной правонарушения в данном случае является посягательство на установленный государством порядок строительства зданий и сооружений производственного и непроизводственного назначения, в том числе жилых зданий, а также объектов
Апелляционное определение № 14-АПА19-7 от 03.07.2019 Верховного Суда РФ
зон (далее - Границы зон охраны). Текст указанного нормативного правового акта размещен 14 декабря 2015 года на сайте информационной системы «Портал Воронежской области в сети Интернет» (Ьирг/Луу^.^оуугп.ги) и 15 декабря 2015 года на «Официальном интернет-портале правовой информации» (пйр://\улу\у.ргауо.§оу.ги). Пунктом 15 Границ зон охраны установлены границы зон охраны объекта культурного наследия федерального значения «Никольская церковь и колокольня» (г. Воронеж, ул. Таранченко, 19а). В зоне регулирования застройки и хозяйственной деятельности объекта культурного наследия разрешается строительство, реконструкция объектов капитального строительства на основании разрешений, которые выданы в установленном порядке до вступления в силу акта об утверждении зон охраны объекта культурного наследия. При этом на участке зоны ЗРЗ-1 допустимая высота зданий, планируемых к строительству, может составлять 9,00 м. Процент застройки земельного участка не должен превышать 30 процентов от его площади. В охранной зоне объекта культурного наследия федерального значения «Никольская церковь и колокольня» запрещается, в том числе строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение
Кассационное определение № 18-КА19-69 от 19.02.2020 Верховного Суда РФ
внесения изменения в технический паспорт жилого помещения (часть 1), а перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения (часть 2). Переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения (часть 1 статьи 26 ЖК РФ). Между тем в силу пункта 14 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее также - ГрК РФ) реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - это изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов. Реконструкция объектов капитального строительства осуществляется в порядке, установленном поименованным кодексом. Как усматривается из
Постановление № А80-465/2021 от 22.09.2022 АС Дальневосточного округа
организации видеоконференц-связи с Арбитражным судом Чукотского округа в порядке статьи 153.1 АПК РФ, настаивали, что в данном случае исходя из предмета контракта (проектирование и строительство) утверждение графика выполнения строительно-монтажных работ будет возможно только после утверждения проектной документации, получившей положительное заключение государственной экспертизы, что следует из пункта 2.1. Приказа Минстроя России от 05.06.2018 № 336/пр «Об утверждении Методики составления графика выполнения строительно-монтажных работ и графика оплаты выполненных по контракту (договору), предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства , работ» (зарегистрировано в Минюсте России 23.10.2018 № 52499; далее – Методика) и отражено в пункте 4.3.2. проекта государственного контракта. Управление, общество и департамент отзывы не представили, извещенные в надлежащем порядке о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе посредством размещения определения о принятии кассационной жалобы к производству на официальном сайте www.arbitr.ru в сети Интернет, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу части 3 статьи 284 АПК РФ
Постановление № 17АП-15794/2021-АК от 23.12.2021 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
область». Начальная (максимальная) цена контракта составила 167 889 001,00 рублей. В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе. Согласно части 6 статьи 110.2 Закона о контрактной системе объем, содержание работ по контрактам, предметом которых являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства , определяются проектной документацией объектов капитального строительства, а также иной технической документацией, предусмотренной такими контрактами. При этом выполнение работ по таким контрактам осуществляется в соответствии с графиком выполнения строительно-монтажных работ, являющимся обязательным приложением к таким контрактам Согласно части 6.1 статьи 110.2 Закона о контрактной системе оплата выполненных работ осуществляется в пределах цены контрактов, предметом которых являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, в соответствии с их сметой в сроки и в размерах, которые установлены
Постановление № А56-90406/2021 от 27.05.2022 АС Северо-Западного округа
об административном правонарушении, а также оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ, в связи с чем отказал Обществу в удовлетворении заявленного требования. Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения. Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего. В соответствии с частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ противоправным признается строительство, реконструкция объектов капитального строительства без разрешения на строительство в случае, если для осуществления строительства, реконструкции объектов капитального строительства предусмотрено получение разрешений на строительство. Согласно пункту 14 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) – это изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта
Постановление № 17АП-10796/2022-ГК от 10.10.2022 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
внесении изменений в заключенный между Администрацией Байкаловского муниципального района и ООО «АГ-Холдинг» контракт №0162200011820000621 от 19.05.2020, изложив п. 2.1 в следующей редакции: «Цена контракта определяется в соответствии со сметой (приложение №2), составленной на основании утвержденной проектной документации, с применением коэффициента понижения начальной (максимальной) цены контракта к цене контракта, предложенной генподрядчиком на аукционе, который составляет 3% (далее -коэффициент аукциона), и с учетом применения повышающего коэффициента согласно методике составления сметы контракта, предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства , равного 1,228368538, стоимость работ составляет 648 136 232 руб. 50 коп., в том числе НДС 20% 108022705 руб. 42 коп., в том числе все налоги и сборы, плательщиком которых является генподрядчик. Цена 1 этапа (выполнение работ по разработке рабочей документации) составляет 11 139 899 руб. 04 коп. с НДС - 20% 1 856 649 руб. 84 коп. Цена 2 этапа (выполнение строительно-монтажных работ) составляет 636 996 333 руб. 46 коп., в т.ч.
Постановление № 03АП-4011/2023 от 28.08.2023 Третьего арбитражного апелляционного суда
что лимиты на 2022 год по контракту не были предусмотрены, так как все исполнено в 2021 году по контракту, и обязательное наличие согласия сторон; - дело № А33-32487/2021 имеет для данного дела преюдициальное значение. Это означает, что контракт исполнен, поскольку в решении суда имеется утверждение об его исполнении; - до конца года и ввода в эксплуатацию, а также после ввода 24.08.2021 в действие пункта 14 Методики составления сметы контракта, предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства , утвержденной Приказом Минстроя России от 23.12.2019 № 841/пр истцом не были предприняты никакие меры по внесению изменений в контракт в части удорожания вплоть до письма от 25.01.2022 № 5, предоставленное за сроками контракта; - судом первой инстанции неправомерно отказано ответчику в ходатайстве о проведении дополнительной судебной экспертизы. Истец представил в материалы дела отзыв на апелляционную жалобу, в котором возразил против удовлетворения жалобы, настаивая на законности и обоснованности обжалуемого судебного акта, а также
Решение № 21-301/19 от 12.02.2019 Московского областного суда (Московская область)
городского суда, Акульшин И.О. привлечен к административной ответственности за то, что возвел нежилое здание с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 105,4 кв.м, являющееся объектом капитального строения без получения необходимых разрешений на строительство, предусмотренных нормами градостроительного законодательства, чем нарушены требования ст.51 Градостроительного кодекса РФ. В связи с выявленными нарушениями в отношении Акульшина И.О. составлен протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ. В соответствии с ч.1 ст. 9.5 КоАП РФ, строительство, реконструкция объектов капитального строительства без разрешения на строительство в случае, если для осуществления строительства, реконструкции объектов капитального строительства предусмотрено получение разрешений на строительство, - влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток;
Решение № 21-71-АК-2020 от 13.03.2020 Курского областного суда (Курская область)
начальника отдела контроля закупок Курского УФАС России Татарина А.А., поддержавшего доводы жалобы, нахожу решение судьи районного суда от 13 января 2020 года подлежащим отмене по следующим основаниям. В соответствии с ч.4 ст.59 ФЗ №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» для проведения электронного аукциона заказчик разрабатывает и утверждает документацию об электронном аукционе. Согласно ч.5 ст.110.2 ФЗ №44-ФЗ контракт, предметом которого являются строительство и (или) реконструкция объектов капитального строительства , должен содержать условие о поэтапной оплате выполненных подрядчиком работ исходя из объема таких работ и цены контракта. В соответствии с ч.6 ст.110.2 ФЗ №44-ФЗ объем выполненных по контракту работ определяется с учетом статьи 743 ГК РФ. При этом оплата выполненных по контракту работ осуществляется в сроки и в размерах, которые установлены графиком оплаты выполненных по контракту работ с учетом графика выполнения строительно-монтажных работ. Согласно ч.7 ст.110.2 ФЗ №44-ФЗ методика составления указанных в
Решение № 7Р-341/2021 от 30.09.2021 Верховного Суда Республики Хакасия (Республика Хакасия)
перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона. Исходя из требований ч.6.1 ст. 110.2 Закона о контрактной системе оплата выполненных работ осуществляется в пределах цены контрактов, предметом которых являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства , в соответствии с их сметой в сроки и в размерах, которые установлены таким контрактом или графиком оплаты выполненных по контракту работ (при наличии) с учетом графика выполнения строительно-монтажных работ и фактически выполненных подрядчиком работ. При этом составление сметы такого контракта осуществляется в пределах цены контракта без использования предусмотренных проектной документацией в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, и сметных цен строительных
Решение № 2-953/19 от 08.01.2019 Буденновского городского суда (Ставропольский край)
при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, относится к вопросам местного значения городского поселения. В силу частей 1, 2 статьи 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство объектов капитального строительства. В силу положений ст. 51 ГрК РФ и ст. 3 Федерального закона от 17 ноября 1995 г. № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» строительство, реконструкция объектов капитального строительства , а также их капитальный ремонт осуществляются на основании разрешения на строительство, которое выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, где планируется строительство. К заявлению о выдаче разрешения в обязательном порядке должны прилагаться помимо правоустанавливающих документов на земельный участок, также градостроительный план земельного участка, материалы проектной документации и иные предусмотренные ст. 51 названного кодекса документы. Необходимая документация на фактически возведенный объект в материалах рассматриваемого дела отсутствует. В представленных Истцом документах отсутствуют
Решение № 2-417/2023 от 09.10.2023 Островского районного суда (Костромская область)
изменением в результате реконструкции зданий, сооружений, если иное не установлено настоящим Федеральным законом; при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав в отношении объектов незавершенного строительства; при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав в отношении помещений или машино-мест в здании, сооружении; при государственном кадастровом учете помещений или машино-мест в здании, сооружении) (п. 7.3 ч. 2 ст. 14 Закона № 218-ФЗ от 13.07.2015). В соответствии с п. 14 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) -изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов. Таким образом, действующее гражданское законодательство РФ определяет реконструкцию, как изменение параметров, конфигурации существующего объекта. Полагают,