ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Резервирование земель - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Определение № 308-ЭС19-4777 от 06.05.2019 Верховного Суда РФ
план муниципального образования города Краснодар) осуществляется путем принятия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, решений о резервировании земель, об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд. Согласно части 4 статьи 24 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в целях создания условия для строительства или реконструкции автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения осуществляется резервирование земель ил земельных участков для государственных или муниципальных нужд в порядке, установленном земельном законодательством. В свою очередь, основания и порядок резервирования земель установлены статьями 49,70.1 Земельного кодекса Российской Федерации, а также Положением о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 №561 (далее- Положение о резервировании). Положением о резервировании предусмотрено, что решение о резервировании земель принимается соответствующим уполномоченным органом на основании документации по планировке территории, содержит ограничение прав на
Определение № 18-КГ20-74 от 15.12.2020 Верховного Суда РФ
статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения. Таким образом, полномочиями в области архитектуры и градостроительства (в том числе в части выявления и пресечения самовольного строительства и проведения муниципального земельного контроля) обладает администрация Крымского городского поселения Крымского района, а потому она имеет право на оспаривание судебных актов по настоящему делу в связи с тем, что признанием действительности сделки купли-продажи, совершенной
Определение № 304-ЭС21-7503 от 07.06.2021 Верховного Суда РФ
422, 606, 607, 608 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 56.1, 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации, статей 9, 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пунктами 3, 6 Положения о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 № 561, Положением о нестационарных объектах на территории города Новосибирска, утвержденным решением совета депутатов города Новосибирска от 29.04.2015 № 1336, и исходили из наличия правовых оснований для одностороннего расторжения договора аренды, связанного с резервированием земель для муниципальных нужд; доказательств уведомления общества о планируемом демонтаже, а также соблюдением мэрией порядка выявления и принятия решения о демонтаже нестационарного объекта. С учетом установленных судами обстоятельств доводы, изложенные заявителем кассационной жалобы, не свидетельствуют о существенных нарушениях судами норм права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке. Руководствуясь статьями 291.6 и 291.8 АПК РФ, судья определил: в передаче кассационной жалобы общества с ограниченной ответственностью
Апелляционное определение № 46-АЛА19-14 от 29.08.2019 Верховного Суда РФ
первой инстанции обоснованно не приняты во внимание ссылки представителей административных ответчиков на постановление Главы администрации городского округа Самара от 28 августа 2017 г. № 800 «Об утверждении документации по планировке территории (проекта планировки территории и проекта межевания территории) в целях размещения линейного объекта «Напорный коллектор от КНС-ба до ГОКС» в Самарском и Куйбышевском районах городского округа Самара». Основания и порядок резервирования земель установлены статьями 49, 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации, а также Положением о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 г. № 561 (далее - Положение о резервировании). Положением о резервировании предусмотрено, что решение о резервировании земель принимается соответствующим уполномоченным органом на основании документации по планировке территории, содержит ограничение прав на зарезервированные участки, также сведения о месте и времени ознакомления заинтересованных лиц со схемой резервируемых земельных участков с указанием их кадастровых номеров. Решение о резервировании подлежит обязательной публикации в установленном
Определение № А41-106766/19 от 01.03.2021 Верховного Суда РФ
земельного участка в аренду на торгах, в связи с включением испрашиваемого земельного участка в концепцию по застройки территории, в целях обеспечения прав граждан, пострадавших при строительстве жилых домов в городском округе Ступино, квартал «Надежда». Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статей 65 и 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд, руководствуясь пунктом 8 статьи 39.11, пунктами 1, 2, 4 статьи 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктами 3, 7, 8, 9 Положения о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 № 561, статьей 15 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости», пунктом 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства», в отсутствие доказательств свидетельствующих о включении спорного земельного участка в резерв земель для государственных или муниципальных нужд, в том числе принятия решения о резервировании земель и его опубликования в официальных средствах
Постановление № 03АП-7099/2014 от 27.02.2015 Третьего арбитражного апелляционного суда
№ 305-р следует, что основанием отказа в предоставлении испрашиваемого земельного участка явилось отнесение его к территориальной зоне резервных территорий согласно Правилам землепользования и застройки городского округа «Город Кызыл Республики Тыва». В соответствии с пунктом 13 части 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки расположенные в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд. Частью 1 статьи 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов, объектов инфраструктуры особой экономической зоны, предусмотренных планом обустройства и соответствующего материально-технического оснащения особой экономической зоны и прилегающей к
Постановление № А31-5170/2009 от 28.04.2010 АС Волго-Вятского округа
и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения прав и законных интересов заявителя. В силу пунктов 1 и 2 статьи 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов. Резервирование земель допускается в зонах планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд, а также в
Постановление № А45-6978/14 от 09.06.2015 АС Западно-Сибирского округа
РФ) мотивированы нарушением оспариваемыми ненормативными актами прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской деятельности. Решением от 05.11.2014 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 19.02.2015 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявления отказано. В кассационной жалобе ООО «Диабаз» просит отменить вынесенные судебные акты, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении его требований. Заявитель полагает, что по смыслу статей 49, 56, 56.1, 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) резервирование земель допускается только в отношении земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных другим лицам в землепользование, тогда как оспариваемые ненормативные акты приняты мэрией в отношении земельных участков, ранее предоставленных заявителю. При этом ООО «Диабаз» указывает, что земельные участки были переданы ему в аренду для строительства детского дошкольного учреждения, поэтому с момента опубликования оспариваемого постановления у общества возник риск отнесения на него расходов и убытков, связанных со строительством или с иными улучшениями, что
Постановление № А07-27795/16 от 16.11.2017 АС Уральского округа
которые приняли оспариваемое решение или действие (бездействие), а также устанавливает, нарушает ли оспариваемое решение или действие (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Таким образом, для признания незаконными действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие оспариваемых действий (бездействия) закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Согласно п. 1 ст. 70.1 Земельного кодекса Российской резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных ст. 49 названного Кодекса, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов, объектов инфраструктуры особой экономической зоны, предусмотренных планом обустройства и соответствующего материально-технического оснащения особой экономической зоны и прилегающей к
Постановление № А07-27998/19 от 19.03.2021 Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда
с Генеральным планом предполагается расширение ассортимента выпускаемой продукции и переориентация рынков сбыта, освоение новых видов производств с целью повышения эффективности производства, получения экономической выгоды предприятием. Согласно главе V. Улично-дорожная сеть и транспорт Генерального плана строительство дороги из с. Булгаково в д. Фомичево не предусмотрено. Податель апелляционной жалобы также указал, что заинтересованное лицо не обосновало отсутствие других вариантов возможного размещения автомобильной дороги местного значения и размещения инженерных сетей в д. Фомичево; действующим законодательством не предусмотрено резервирование земель для целей развития населенного пункта путем индивидуального жилищного строительства; размещение жилой и общественной застройки не является основанием для резервирования земель для муниципальных нужд; зарезервирован земельный участок площадью 494 414,98 кв.м (49,5 га), что значительно больше, чем требуется для строительства дороги. В нарушение п. 7 Положения о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 № 561, оспариваемое постановление не было опубликовано в печатном издании, а на официальном сайте
Решение № 2-6421/12 от 22.10.2012 Центрального районного суда г. Волгограда (Волгоградская область)
Волгограда в виде строительства автодороги. Обжалуемое постановление №..., а также постановление №... опубликованы в официальном издании – газета «Городские вести. ФИО10 – Сталинград – Волгоград» от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ. Под резервированием земель понимается реализуемая в определенном порядке процедура, при которой происходит ограничение прав на землю и обороноспособности земельных участков на определенный срок в целях решения государственных или местных задач. Положениями ст. 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено две ситуации, когда возможна реализация процедуры резервирования: резервирование земель всех собственности, в том числе, находящихся у граждан и юридических лиц. При такой конструкции резервирование имеет смысл только в связи с последующим изъятием земельных участков, что обусловлено ссылкой на установленные статьями 49 и 53 Земельного кодекса Российской Федерации случаи и порядок изъятия; резервирование земель, не предоставленных гражданам и юридическим лицам, устанавливает такие случаи, как: размещение объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ
Решение № 3А-3/2024 от 19.01.2024 Ивановского областного суда (Ивановская область)
закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации. Как следует из оспариваемого решения Совета Беляницкого сельского поселения от 28 сентября 2023 года №129 оно принято в соответствии со статьей 70.1 Земельного кодекса РФ, Положением о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22 июля 2008 года № 561. Согласно статьи 70.1 Земельного кодекса РФ резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов, объектов инфраструктуры особой экономической зоны, предусмотренных планом обустройства и соответствующего материально-технического оснащения особой экономической зоны и прилегающей к
Решение № 2-14/2018 от 12.01.2018 Кочубеевского районного суда (Ставропольский край)
принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (Далее ФЗ №) к вопросам местного значения городского поселения относятся утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах поселения, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений. Полномочия органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности определены в ч. 1 ст. 8 Градостроительного кодекса РФ, в соответствии с которой, к ним относятся: подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений; утверждение местных нормативов градостроительного