декабря 2017 г. № 45 АО энергетики и электрификации «Севкавказэнерго» на 2018 год установлены сбытовые надбавки на 2018 год с календарной разбивкой для населения, приравненных к нему категорий потребителей и для сетевых организаций, а также доходность продаж, формула расчета сбытовых надбавок и коэффициент параметров деятельности на 2018 год. В обоснование заявленных требований административный истец ссылался на то, что названное постановление не соответствует законодательству, регулирующему правоотношения в сфере установления тарифов в электроэнергетике. По мнению общества, сбытовая надбавка для сетевых организаций на 2018 год необоснованно рассчитана органом регулирования с применением пунктов 48,49 Методических указаний по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков с использованием метода аналогов, утвержденных приказом Федеральной антимонопольной службой от 21 ноября 2017 г. № 1554/17. Кроме того, органом регулирования при определении необходимой валовой выручки необоснованно не учтены выпадающие доходы гарантирующего поставщика 2016 года, связанные с установлением регулируемых тарифов на электрическую энергию для населения, учитываемые при установлении сбытовых надбавок для сетевых организаций,
Федеральной антимонопольной службы на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2017 и постановление Арбитражного суда Московского округа от 21.03.2018 по делу № А40-242173/2016 Арбитражного суда города Москвы по заявлению акционерного общества «ТНС энерго Воронеж» (далее – общество, АО «ТНС энерго Воронеж») о признании недействительным приказа Федеральной антимонопольной службы (далее – ФАС России, антимонопольный орган) от 29.11.2016 № 1679/16 «Об отмене приказа Управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области от 30.12.2015 № 66/9 «Об установлении сбытовой надбавки гарантирующего поставщика электрической энергии ПАО «ТНС энерго Воронеж» на 2016 год» (далее – приказ ФАС России № 1679/16), при участии в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: Управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области (далее – управление), установила: решением Арбитражного суда города Москвы от 04.04.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано. Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2017 решение суда отменено, заявленные требования удовлетворены. Арбитражный суд Московского округа постановлением от 21.03.2018
указаниями № 703-э, постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии». Удовлетворяя заявленные компанией требования, суд первой инстанции исходил из того, что регулирующим органом неправильно произведен расчет суммы расходов по статье «затраты на оплату труда», «отчисления на страховые взносы», «резервы по сомнительным долгам», а также указал на необоснованное исключение из необходимой валовой выручки (далее – НВВ) выпадающих доходов. Расчет сбытовой надбавки в части расходов на обслуживание кредитов, дивидендов, дополнительно полученного дохода, связанного с оказанием услуг по передаче электроэнергии за 2012 год, судом признан правильным. Заключение судебной экспертизы, проведенное по заявлению компании, отклонено и в выплате денежных средств экспертному учреждению отказано. Отменяя решение суда первой инстанции, суд округа признал необоснованными выводы суда о неверном расчете регулирующим органом сумм расходов компании по спорным статьям при утверждении сбытовой надбавки компании методом экономически обоснованных расходов (затрат). Признавая правильными произведенные
Федеральной антимонопольной службы (далее – антимонопольный орган, ФАС России) на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2017 и постановление Арбитражного суда Московского округа от 26.03.2017 по делу № А40-242141/2016 Арбитражного суда города Москвы по заявлению акционерного общества «ТНС энерго Карелия» (далее – общество, АО «ТНС энерго Карелия») о признании недействительным приказа ФАС России от 28.11.2016 № 1673/16 «Об отмене постановления Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 23.12.2015 № 304 «Об установлении сбытовой надбавки гарантирующего поставщика электрической энергии акционерного общества «ТНС энерго Карелия» (далее – приказ № 1673/16), при участии в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам (далее – комитет), установила: решением Арбитражного суда города Москвы от 03.04.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано. Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2017 решение суда отменено, заявленные требования удовлетворены. Арбитражный суд Московского округа постановлением от 26.03.2018 постановление суда апелляционной
период, производится заказчиком по предельному уровню нерегулируемых цен в соответствии с действующим законодательством, указанные предельные уровни применяются отдельно к величинам непревышения и отдельно к величинам превышения фактических объемов потерь электрической энергии над объемами потерь, учтенных в сводном прогнозном балансе в соответствующем расчетном периоде в отношении исполнителя. При этом для определения предельных уровней в отношении величин непревышения фактических объемов потерь электрической энергии над объемами потерь, учтенных в сводном прогнозном балансе в соответствующем расчетном периоде, используется сбытовая надбавка гарантирующего поставщика, установленная в отношении сетевых организаций, а в отношении величин превышения − сбытовая надбавка гарантирующего поставщика, установленная в отношении потребителей, относящихся к подгруппе группы «прочие потребители» с максимальной мощностью энергопринимающих устройств от 670 кВт до 10 МВт. Порядок расчета за электрическую энергию, приобретаемую в целях компенсации потерь в сетях, согласован сторонами в пункте 5.7 Договора в редакции протокола разногласий: оплата стоимости электроэнергии в целях компенсации потерь производится исполнителем на основании выставленных заказчиком счета-фактуры
структурой нерегулируемой цены: дифференцированная по часам расчетного периода нерегулируемая цена на электрическую энергию на оптовом рынке, определяемая по результатам конкурентных отборов на сутки вперед и для балансирования системы; средневзвешенная нерегулируемая цена на мощность на оптовом рынке; ставка для целей определения расходов на оплату нормативных технологических потерь электрической энергии в электрических сетях тарифа на услуги по передаче электрической энергии; ставка, отражающая удельную величину расходов на содержание электрических сетей, тарифа на услуги по передаче электрической энергии; сбытовая надбавка гарантирующего поставщика; плата за иные услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, определяемая гарантирующим поставщиком в соответствии с пунктом 101 настоящего документа. Пункт 96 Правил № 442 устанавливает следующие особенности определения и применения гарантирующим поставщиком предельных уровней нерегулируемых цен: в случае заключения гарантирующим поставщиком свободного договора купли-продажи электрической энергии с производителем - участником оптового рынка в интересах всех обслуживаемых гарантирующим поставщиком потребителей (покупателей) в его зоне деятельности; в случае присоединения
структурой нерегулируемой цены: дифференцированная по часам расчетного периода нерегулируемая цена на электрическую энергию на оптовом рынке, определяемая по результатам конкурентных отборов на сутки вперед и для балансирования системы; средневзвешенная нерегулируемая цена на мощность на оптовом рынке; ставка для целей определения расходов на оплату нормативных технологических потерь электрической энергии в электрических сетях тарифа на услуги по передаче электрической энергии; ставка, отражающая удельную величину расходов на содержание электрических сетей, тарифа на услуги по передаче электрической энергии; сбытовая надбавка гарантирующего поставщика; плата за иные услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, определяемая гарантирующим поставщиком в соответствии с пунктом 101 настоящего документа. Пункт 96 Правил N 442 устанавливает следующие особенности определения и применения гарантирующим поставщиком предельных уровней нерегулируемых цен: - в случае заключения гарантирующим поставщиком свободного договора купли-продажи электрической энергии с производителем - участником оптового рынка в интересах всех обслуживаемых гарантирующим поставщиком потребителей (покупателей) в его зоне деятельности; - в
структурой нерегулируемой цены: дифференцированная по часам расчетного периода нерегулируемая цена на электрическую энергию на оптовом рынке, определяемая по результатам конкурентных отборов на сутки вперед и для балансирования системы; средневзвешенная нерегулируемая цена на мощность на оптовом рынке; ставка для целей определения расходов на оплату нормативных технологических потерь электрической энергии в электрических сетях тарифа на услуги по передаче электрической энергии; ставка, отражающая удельную величину расходов на содержание электрических сетей, тарифа на услуги по передаче электрической энергии; сбытовая надбавка гарантирующего поставщика; плата за иные услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, определяемая гарантирующим поставщиком в соответствии с пунктом 101 настоящего документа. Пункт 96 Основных положений № 442 устанавливает следующие особенности определения и применения гарантирующим поставщиком предельных уровней нерегулируемых цен: - в случае заключения гарантирующим поставщиком свободного договора купли-продажи электрической энергии с производителем - участником оптового рынка в интересах всех обслуживаемых гарантирующим поставщиком потребителей (покупателей) в его зоне деятельности; -
поставляющих электрическую энергию (мощность) на розничном рынке на территории Ленинградской области в 2018 году», который 27 декабря 2017 г. опубликован на официальном интернет-портале Комитета по тарифам в сети Интернет по адресу: http://www.tarif.lenobl.ru. Пунктом 1 Приказа установлены сбытовые надбавки и размер доходности продаж гарантирующих поставщиков электрической энергии, поставляющих электрическую энергию (мощность) на розничном рынке на территории Ленинградской области, с 1 января 2018 г. по 31 декабря 2018 г. согласно приложению. В приложении к Приказу « Сбытовая надбавка гарантирующих поставщиков электрической энергии, поставляющих электрическую энергию (мощность) на розничном рынке на территории Ленинградской области, на 2018 год (тарифы указываются без НДС)» для общества с ограниченной ответственностью (далее – ООО) «РКС-энерго» для тарифной группы потребителей «сетевые организации, покупающие электрическую энергию для компенсации потерь электрической энергии» сбытовая надбавка на второе полугодие 2018 г. установлена в размере 0,16742 руб./кВт.ч. ООО «РКС-энерго», гарантирующий поставщик электрической энергии на территории Ленинградской области, обратилось в суд с административным исковым заявлением
службой по тарифам: для договора энергоснабжения: средневзвешенная стоимость единицы электрической энергии (мощности), производимой и (или) приобретаемой гарантирующим поставщиком, энергоснабжающей организацией, энергосбытовой организацией, на оптовом и розничном рынках по регулируемым ценам (тарифам). Затраты гарантирующих поставщиков, энергосбытовых организаций, энергоснабжающих организаций на приобретение электрической энергии включают следующие расходы, связанные с оплатой мощности на оптовом рынке: сумма цен (тарифов) на услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения электрической энергией потребителей, за исключением услуг по передаче электрической энергии; сбытовая надбавка гарантирующего поставщика; стоимость услуг по передаче единицы электрической энергии (мощности); Расчет трехставочной, двухставочной и одноставочной цены (тарифа) осуществляется в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам. Иными словами, тариф складывается из стоимости электроэнергии (пункт 1) и стоимости прочих услуг и надбавок, связанные с ее передачей и распределением. Согласно пункта 64 Приказа ФСТ России от 6 августа 2004 г. № 20-э/2 одноставочный тариф для конечных потребителей представляет собой сумму следующих слагаемых: средневзвешенная стоимость
заинтересованного лица дополнительно указали, что расходы на реализацию (сбыт) ОАО «Оборонэнергосбыт» рассчитаны и применены Комитетом в расчете тарифов также с нарушением законодательства. Полагают, что средневзвешенная стоимость электроэнергии (мощности), рассчитанная Комитетом в соответствии с пунктом 64 Методических указаний от 06.08.2004 № 20-э/2 для потребителей ЕАО, учитывает весь объем покупки электрической энергии ОАО «ДЭК» на оптовом рынке электрической энергии, в том числе объем полезного отпуска потребителям ОАО «Оборонэергосбыт». Соответственно, для соблюдения экономической обоснованности и корректности расчета, сбытовая надбавка гарантирующего поставщика, как составляющая одноставочного тарифа, также должна быть рассчитана с учетом показателей ОАО «Оборонэнергосбыт», и быть установленной единой для территории Еврейской автономной области, как было в предыдущие периоды регулирования. Приведенная в пункте 1.4 Приложения № 3 оспариваемого в части приказа сбытовая надбавка гарантирующего поставщика не соответствует сбытовой надбавке ОАО «ДЭК», утвержденной приказом Комитета от 23.12.2014 № 39/1/П, из чего делается вывод, что в 1 полугодии 2015 года указанная сбытовая надбавка равна установленной сбытовой