Статья 13 (введена Федеральным законом от 05.04.2013 N 43-ФЗ) 1. Резервирование земель, изъятие недвижимого имущества для государственных нужд, образование и предоставление земельных участков, установление сервитутов и другие отношения, которые возникают в связи с размещением объектов и к которым применяются положения Федерального закона "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", регулируются Земельным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, если иное не предусмотрено Федеральным законом "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений
46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя», пунктами 1, 2, 7 Положения № 1250-ПП «Об утверждении Порядка переоформления права постоянного пользования земельными участками, заключения договоров аренды, сервитута в отношении земельных участков, предоставленных в пользование юридическим и физическим лицам до 18 марта 2014 года», с учетом разъяснений пункта 56 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», в удовлетворении требований отказал. Довод предприятия о том, что Законом города Севастополя от 26.12.2017 № 391-ЗС «О внесении изменений в закон города Севастополя от 25.07.2014 № 46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» был изменен предельный срок переоформления ранее возникшего права постоянного пользования землей до 01.01.2019, был рассмотрен и отклонен судом с указанием на то,
за проведение перераспределения земельных участков, размера цены продажи земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым (далее также - Положение), разделом 3 которого установлен порядок определения размера арендной платы, платы за установление сервитута, в том числе публичного, платы за проведение перераспределения земельных участков, размера цены продажи земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым. Пунктом 3.4 Положения предусмотрено, что плата, установленная в договорах права пользования чужим земельным участком для сельскохозяйственных нужд (эмфитевзис), права застройки земельного участка (суперфиций), аренды земельного участка, заключенных до 21 марта 2014 г., признается равной платежам, установленным прежними договорами, и при заключении договора аренды земельного участка по основаниям, предусмотренным частями 6 и 13 статьи 3 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 г. № 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым», пересчитывается в рубли с учетом коэффициента 3,8 и, если иное не предусмотрено договором аренды земельного участка, с учетом коэффициентов инфляции, установленных приложением
для организации электро-, газо-,тепло-, водоснабжения населения и водоотведения, подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, либо переносятся в связи с изъятием земельных участков, на которых они ранее располагались, для государственных или муниципальных нужд. Публичный сервитут устанавливается при наличии предусмотренных законом условий в специальном порядке решением исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления на основании ходатайства заинтересованного лица (пункт 1 статьи 39.39, статья 39.41 ЗК РФ). Таким образом, действующее законодательство дифференцирует сервитут и публичный сервитут, особенности каждого вида касаются предпосылок для установления, содержания, порядка установления. Так, сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута (пункт 3 статьи 274 ГК РФ). Публичный сервитут устанавливается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных
апелляционной инстанции от 03.05.2021 решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении иска отказано. Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 20.09.2021 решение Арбитражного суда Калининградской области от 21.01.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.05.2021 по делу N А21-3680/2020 отменены. Дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Калининградской области. Направляя дело на новое рассмотрение, кассационный суд указал, что суды оставили без внимания и всесторонней оценки вопрос применимости к настоящему случаю сервитута или публичного сервитута, особенности и отличие порядка установления и содержания указанных видов сервитутов. В настоящем случае суд первой инстанции удовлетворил исковые требования, однако истец не сформулировал и в резолютивной части решения суда не указаны цели установления сервитута. Судами оставлено без внимания и должной оценки то обстоятельство, что истец просит установить сервитут в отношении спорных лесных участков по той же, что и арендуемой площади. Кроме того, согласно исковому заявлению и пояснениям сторон в нижестоящих судах спорная линия электропередачи находится
75 200 м., т.е. сам линейный объект не находится полностью исключительно в границах лесных участков. Также в силу положений главы V.7 Земельного кодекса РФ (пп. 8 п. 4, п. 18 ст. 23, пп. 1 ст. 39.37 Земельного кодекса РФ), требований, установленных приказом Росреестра от 13.01.2021 № П/0004, пунктами «к», «л» пункта 3 Приказа Минэкономразвития России от 10.10.2018 № 542 «Об утверждении требований к форме ходатайства об установлении публичного сервитута, содержанию обоснования необходимости установления публичного сервитута», особенностей технического формирования XML-схемы публичного сервитута, его учета как обременения в ЕГРН публичный сервитут подлежит установлению в отношении всего линейного объекта и может быть установлен исключительно одним уполномоченным органом в отношении всего линейного объекта (в том числе подземных элементов линейного объекта) без каких-либо фрагментарно-прерывистых частей по всей протяженности линейного объекта с его разбивкой из-за наличия компетенций по его установлению у различных уполномоченных органов, где целями установления публичного сервитута является размещение объектов электросетевого хозяйства (в данном
порядке, предусмотренном настоящей главой, публичный сервитут устанавливается для использования земельных участков в целях размещения ... линейных объектов системы газоснабжения ». Пункт 18 статьи 23 ЗК РФ является специальной нормой правового регулирования отношений в области установления публичного сервитута в целях размещения линейных объектов. При этом норма п. 19 ст. 23 ЗК РФ, на которую ссылается Заинтересованное лицо, указывает лишь на то, что Законом №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах...» могут быть предусмотрены только отдельные особенности установления такого сервитута: «Особенности установления сервитута, публичного сервитута в отношении земельных участков, находящихся в границах полос отвода автомобильных дорог, устанавливаются ФЗ №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах ...». При этом из положений норм главы V.7 ЗК РФ и принятых в ее исполнение подзаконных нормативных актов усматривается, что в целях размещения и эксплуатации линейных объектов федерального значения устанавливается один (единый) публичный сервитут, который устанавливает единственный уполномоченный орган государственной власти. В соответствии с пунктом 4.4.31 положения о Министерстве энергетики Российской Федерации, утвержденным
Российской Федерации (далее – ЗК РФ). Полагая, что отказ Общества является незаконным, Управление обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением. Отказывая в удовлетворении иска, обе инстанции исходили из следующего. Согласно частью 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Согласно пункту 8 части 4 статьи 23 ЗК РФ публичный сервитут может устанавливаться для использования земельного участка в целях, предусмотренных статьей 39.37 названного Кодекса. При этом согласно части 19 статьи 23 ЗК РФ особенности установления публичного сервитута в отношении земельных участков, находящихся в границах полос отвода автомобильных дорог, устанавливаются Федеральным законом от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 257-ФЗ). Судами установлено, что выданные истцом технические условия и требования в отношении участка газопровода в зоне пересечения с
установив размер платы за сервитут, подлежащих внесению ФИО1 собственнику обремененного земельного участка ФИО2 в размере 12141 рубль, поскольку согласно пункту 3 статьи 274 ГК РФ спор собственников соседних участков при недостижении соглашения между ними о сервитуте либо его условиях может быть разрешен судом. С учетом исследования материалов дела, суд приходит к выводу, что вариант У соответствует принципу рациональности, наиболее целесообразен с учетом взаиморасположения всех смежных земельных участков, наличия на них строений, протяженности возможных вариантов сервитута, особенностей рельеф. Суд учитывает, что установление сервитута с южной стороны от земельного участка истца (т.е. через земельный участок с кадастровым номером У36) является невозможным в силу значительного перепада высот (отражен на фото 5, т.3 л.д.36), препятствующего проезду на земельный участок. Установление сервитута через земельный участок с кадастровым номером У(1) потребует установления сервитута еще и на земельный участок У, что нельзя признать рациональным. Установление сервитута через земельный участок с кадастровым номером У с учетом имеющихся строений
и оценив доводы и возражения сторон, правильно определив обстоятельства, имеющие значение для дела, исследовав и оценив представленные доказательства, руководствуясь положениями статей 216, 274 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации, пришел к верному выводу о том, что установление сервитута является единственным возможным способом реализации истцом своего права пользования земельным участком. При этом суд исходил из того, что с учетом взаиморасположения всех смежных земельных участков, наличия на них строений, протяженности возможных вариантов сервитута, особенностей рельефа наиболее целесообразным и соответствующим принципу рациональности является вариант установления сервитута с восточной стороны земельного участка с кадастровым номером № по территории земельного участка с кадастровым номером № по существующему проезду (отсыпанной площадке). Доводы апелляционной жалобы о том, что судебными постановлениями, имеющими преюдициальное значение, установлен факт доступа на земельный участок истца с мест общего пользования, не могут быть приняты во внимание в силу следующего. В силу части 2 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской
66-ЗРК). Частью 6 статьи 18 Закона РК № 66-ЗРК установлено, что до 1 января 2017 года плата за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, определяется в порядке, установленном Советом министров Республики Крым. В соответствии с пунктом 2 статьи 12 Закона РК № 66-ЗРК порядок определения размера арендной платы, цены продажи, платы за сервитут, платы за проведение перераспределения земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, устанавливается органом местного самоуправления - в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности. В соответствии с частью 1 статьи 11 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года № 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» нормативная денежная оценка земель, установленная на территории Республики Крым до вступления в силу Федерального конституционного закона, до 1 января года, следующего за годом утверждения, в порядке, установленном Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», результатов