ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Сметная стоимость строительства - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Определение № А60-29051/16 от 06.09.2017 Верховного Суда РФ
коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации. Как следует из судебных актов, общество, ссылаясь на частичную оплату выполненных по государственному контракту от 11.09.2015 работ и нарушение учреждением обязательств по приемке выполненных работ, обратилось в суд настоящим иском. Исследовав и оценив доказательства по делу в соответствии со статьей 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции установил, что выбор метода определения стоимости строительства, норм и расценок в сметной документации относится к компетенции учреждения, которым определена сметная стоимость строительства в соответствии с условиями контракта; цена работ (смета) согласована сторонами как твердая; спорные работы не являются дополнительными по смыслу статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации; учреждение согласовало выполнение обществом дополнительного объема работ при отсутствии согласия на увеличение цены контракта; дополнительные соглашения и локальные сметы, увеличивающие стоимость работ до 773 983 520 руб., сторонами не подписывались, и, руководствуясь статьями 330, 709, 711, 740, 743, 744, 746, 763, 768 Гражданского кодекса Российской Федерации, положениями Федерального
Определение № 19АП-358/20 от 28.10.2020 Верховного Суда РФ
заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - общества с ограниченной ответственностью «Курсктехнострой», администрации Курской области, установила: решением Арбитражного суда Курской области от 29.11.2019, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2020 и постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 29.06.2020, заявленное требование удовлетворено. В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, УФК по Курской области просит отменить указанные судебные акты, считая их вынесенными при ошибочном применении норм права. Казначейство указывает, что сметная стоимость строительства подлежит расчету с применением федеральных сметных нормативов и является неизменной на протяжении всего периода выполнения работ, пересчет сметной стоимости применительно к ценам текущего года не допускается. ОКУ УКС Курской области вменено осуществление расчета сметной стоимости в нарушение установленного порядка, в том числе с применением индексов перерасчета, не включенных в сметные нормативы; завышение в этой связи стоимости строительства объекта на 150 019 635 рублей. Казначейство считает, что в судебном разбирательстве не опровергнут факт данного
Определение № 307-ЭС21-16647 от 18.08.2022 Верховного Суда РФ
этапам в сумме 17 304 656 рублей 99 копеек. Главгосэкспертизой даны отрицательные заключения от 20.03.2020 на проектную и сметную документацию: № 50-1-2-3-008214-2020 (номер в Едином государственном реестре заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства (далее – государственный реестр заключений)), согласно которому результаты инженерных изысканий не соответствуют требованиям технических регламентов, проектная документация не соответствует результатам инженерных изысканий, выполненных для ее подготовки, не соответствует заданию на проектирование, не соответствует требованиям технических регламентов; 00300-20/ГГЭ-09366/07-01, согласно которому сметная стоимость строительства определена недостоверно. По акту от 26.04.2020 № 258 компания приняла измененную после замечаний, полученных в Главгосэкспертизе, проектную документацию. В акте указано, что работы выполнены с надлежащим качеством и заказчик не имеет претензий по объему работ и сроку их выполнения. Сославшись на то, что общество так и не выполнило предусмотренные договором обязательства (не подготовило отвечающую положениям нормативных документов проектно-сметную документацию, имеющую положительные заключения Главгосэкспертизы), не исполнило направленное в его адрес требование от 17.11.2020 об
Определение № А53-7845/20 от 20.06.2022 Верховного Суда РФ
кассационном порядке, а также если указанные доводыне находят подтверждения в материалах дела. При изучении доводов кассационной жалобы и принятых по делу судебных актов не установлено оснований, по которым жалоба может быть передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации. Как усматривается из судебных актов, по результатам проведенной плановой ревизии финансово-хозяйственной деятельности войсковой части за период с 01.01.2018 по 31.12.2018 управлением установлено необоснованное применение прогнозного индекса изменения сметной стоимости строительства – 6,67, вместо – 6,04, при определении стоимости выполненных работ по контракту, заключенному с индивидуальным предпринимателем ФИО1 (далее - предприниматель) на выполнение работ по текущему ремонту эскадрильско-технического здания войсковой части. Предписанием управления на войсковую часть возложена обязанность по возвращению в доход федерального бюджета средств в сумме 47 226 рублей 50 копеек. Не соглашаясь с указанным ненормативным правовым актом, войсковая часть обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным. Исследовав и оценив
Постановление № Ф03-3524/2022 от 10.08.2022 АС Дальневосточного округа
путем заключения соответствующего дополнительного соглашения к контракту и включает все затраты подрядчика на выполнение всего комплекса работ, указанного в пункте 1.1 договора, с учетом налогов, сборов и других обязательных платежей, возникающих у подрядчика в рамках исполнения контракта. Цена контракта определяется по формуле цены контракта после получения положительного заключения о проверке достоверности определения сметной стоимости строительства объекта капитального строительства. Формула цены контракта: Цк = С + ((Цкк - А) / 2), где: С - сметная стоимость строительства (в ценах соответствующих лет) с учетом распределения объемов работ в пределах срока исполнения контракта по годам в соответствии с проектной документацией, получившей положительное заключение государственной экспертизы проектной документации и положительное заключение о проверке достоверности определения сметной стоимости строительства объектов капитального строительства; Цкк - цена контракта, установленная с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), или цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем); А - переменная, значение которой устанавливается равным сметной стоимости строительства
Постановление № А55-13444/2021 от 03.03.2022 АС Поволжского округа
4.1 статьи 94 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ Правительство Российской Федерации вправе определить случаи обязательного проведения экспертами, экспертными организациями экспертизы предусмотренных контрактом поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг. Предметом государственной экспертизы проектной документации являются проверка достоверности определения сметной стоимости в случаях, установленных частью 2 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (подп. «б» п. 27 указанного Постановления Правительства Российской Федерации). Частью 2 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае, если сметная стоимость строительства , финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов, превышает десять миллионов рублей, указанная сметная стоимость строительства подлежит проверке на предмет достоверности ее определения в ходе проведения государственной экспертизы проектной документации. При проведении капитального ремонта объектов капитального строительства указанная сметная стоимость подлежит
Постановление № А71-12102/2021 от 05.12.2023 АС Уральского округа
действующей в соответствующие периоды по день фактической уплаты суммы долга. Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.09.2023 решение суда первой инстанции оставлено без изменения. Не согласившись с принятыми судебными актами, общество «Кровля Про» обратилось в Арбитражный суд Уральского округа с кассационной жалобой, в которой просит судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права. В кассационной жалобе общество указывает на то, что при разрешении спора судами неверно определено понятие « сметная стоимость строительства », в связи с чем ошибочно разделены цены на новое строительство и на капитальный ремонт, выводы о применении территориального индекса (построчного) при проведении капитального ремонта и о разграничении стоимости для капитального ремонта и для нового строительства сделаны с нарушением норм материального права, при расчете стоимости сметы для проведения капитального ремонта для товарищества собственников недвижимости необходимо применение индексов, размещенных на официальном сайте Минстроя России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в разделе «Деятельность/Ценообразование», применение территориальных индексов
Постановление № А05-14249/2021 от 01.11.2022 АС Северо-Западного округа
По мнению подателя жалобы, Учреждение неправомерно выдало Обществу отрицательное заключение проектной документации объекта по причине несоответствия сметной стоимости строительства ее предполагаемой (предельной) стоимости, определенной обоснованием инвестиций. Как указывает Общество, постановление Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 № 145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий» (далее – Положение № 145) не содержит приведенного основания в качестве основания для вывода о недостоверности проектной документации. Общество настаивает на том, что сметная стоимость строительства рассчитана в сметной документации в соответствии с утвержденными сметными нормативами, федеральными единичными расценками и соответствует физическим объемам работ, конструктивным, организационно-технологическим и другим решениям, принятым в проектной документации, а следовательно, оснований для выдачи оспариваемого заключения не имелось. Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей для участия в нем не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие согласно части 3 статьи 284
Решение № 12-1185/2022 от 13.07.2022 Верховного Суда Республики Татарстан (Республика Татарстан)
если в соответствии с настоящей статьей в отношении проектной документации объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, предусмотрено проведение государственной экспертизы. Частью 3.3 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что проектная документация объектов капитального строительства, указанных в части 2 настоящей статьи, проектная документация, указанная в части 3 настоящей статьи, и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации: 1) подлежат государственной экспертизе в случаях, если сметная стоимость строительства , реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в соответствии с требованиями настоящего Кодекса подлежит проверке на предмет достоверности ее определения; 2) по собственной инициативе застройщика или технического заказчика могут быть направлены на государственную или негосударственную экспертизу, за исключением случаев, указанных в пункте 1 настоящей части. В силу пункта 4 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации экспертиза не проводится в отношении проектной документации отдельно стоящих объектов капитального строительства с количеством этажей не
Постановление № 16-2301/2021 от 13.05.2021 Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных ч.ч. 2, 3 и 3.1 настоящей статьи. Пунктом 1 части 3.3 статьи 49 ГрК РФ предусмотрено, что проектная документация объектов капительного строительства, указанных в части 2 настоящей статьи, проектная документация, указанная в части 3 настоящей статьи, и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации подлежат государственной экспертизе в случаях, если сметная стоимость строительства , реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в соответствии с требованиями настоящего Кодекса подлежит проверке на предмет достоверности ее определения. В соответствии с частью 2 статьи 8 ГрК РФ предусмотрено, что сметная стоимость строительства, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, подлежит проверке на предмет достоверности ее определения в ходе проведения государственной экспертизы проектной документации, в том числе на предмет ее непревышения над укрупненным нормативом цены строительства в случаях, установленных Правительством
Решение № 3А-417/2023 от 15.12.2023 Архангельского областного суда (Архангельская область)
Российской Федерации и предметам совместного ведения содержались в пункте 1 статьи 3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», а также содержатся в части 2 статьи 3 действующего в настоящее время Федерального закона от 21 декабря 2021 г. №414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации». Согласно пункту 30 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации сметная стоимость строительства , реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (далее – сметная стоимость строительства) – расчетная стоимость строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия, подлежащая определению на этапе архитектурно-строительного проектирования, подготовки сметы на снос объекта капитального строительства и применению в соответствии со статьей 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Частью 1 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что сметная стоимость строительства,
Решение № 12-648/20 от 02.12.2020 Верховного Суда Республики Тыва (Республика Тыва)
на строительство и ввод в эксплуатацию) государственный строительный надзор осуществляется при строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса. В пункте 1 части 3.3 статьи 49 ГрК РФ указано, что проектная документация объектов капитального строительства, указанных в части 2 настоящей статьи, проектная документация, указанная в части 3 настоящей статьи, и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации подлежат государственной экспертизе в случаях, если сметная стоимость строительства , реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в соответствии с требованиями настоящего Кодекса подлежит проверке на предмет достоверности ее определения. Из указанной нормы следует, что отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров и которые не предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности (пункт 4 части 2 статьи 49 ГрК РФ) подлежат государственной экспертизе в случае, если сметная