ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Соблюдение органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Письмо Минрегиона России от 30.12.2011 N 36526-ДШ/08 <О предоставлении отчета об исполнении переданных полномочий в области контроля за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности>
 МИНИСТЕРСТВО РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО от 30 декабря 2011 г. N 36526-ДШ/08 Министерством регионального развития Российской Федерации рассмотрено обращение и сообщается следующее. Согласно части 1.1 статьи 6.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) функции по осуществлению полномочий в области контроля за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности переданы Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации. В соответствии с частью 1 статьи 4 Кодекса законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, а также по капитальному ремонту (далее - градостроительные отношения). Статьей 8 Кодекса определены полномочия органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности, к которым в том числе относится выдача разрешений на строительство,
Глава 6.1. САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ИНЖЕНЕРНЫХ ИЗЫСКАНИЙ, АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ, СТРОИТЕЛЬСТВА, РЕКОНСТРУКЦИИ, КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА, СНОСА ОБЪЕКТОВ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
проектной документации, государственной экспертизы результатов инженерных изысканий, если иное не предусмотрено Федеральным законом от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон о введении в действие настоящего Кодекса). (в ред. Федеральных законов от 18.12.2006 N 232-ФЗ, от 20.03.2011 N 41-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) 1.1. Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий в области контроля за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности . (часть 1.1 введена Федеральным законом от 18.12.2006 N 232-ФЗ) 2. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, вправе принимать нормативные правовые акты по вопросам, относящимся к сфере переданных полномочий, а также издавать методические указания и инструктивные материалы по их осуществлению органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, обязательные для исполнения. (в ред. Федерального закона от 26.07.2017 N 191-ФЗ)
Распоряжение Правительства РФ от 26.02.1992 N 367-р <О рабочем визите министра иностранных дел РФ в Анголу и ЮАР>
территории садоводческого некоммерческого объединения, осуществление застройки в соответствии с земельным и градостроительным законодательством, правилами землепользования и застройки, системой государственных градостроительных нормативов и правил, а также определено, что контроль за соблюдением требований к возведению строений и сооружений в садоводческом объединении проводят органы местного самоуправления, инспекторы государственных органов, осуществляющих контроль за соблюдением законодательства, а также правление такого объединения. В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 8.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации контроль за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности , в том числе за соблюдением процедур, установленных законодательством о градостроительной деятельности, осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" отнесено участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, обеспечение первичных мер пожарной безопасности, а также защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера к вопросам местного значения. В соответствии с
Письмо Росстроя от 01.03.2007 "О реализации делегированных полномочий в области градостроительной деятельности"
 ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОМУ ХОЗЯЙСТВУ ПИСЬМО от 1 марта 2007 года О РЕАЛИЗАЦИИ ДЕЛЕГИРОВАННЫХ ПОЛНОМОЧИЙ В ОБЛАСТИ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В соответствии с Правительственной телеграммой от 27.11.2006 N 132/13133 по вопросу необходимости подготовки субъектов РФ к реализации переданных полномочий в области государственной экспертизы проектной документации и контроля за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности Росстрой сообщает следующее. В настоящее время подготовлены проекты приказов Минрегиона России о порядке согласования Росстроем структуры уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ в области государственной экспертизы проектов документов территориального планирования, государственной экспертизы проектной документации, результатов инженерных изысканий, а также в области контроля за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности. До утверждения указанных нормативных правовых актов для рассмотрения Росстроем вопроса о согласовании структуры органов исполнительной власти субъектов РФ к обращению
Статья 1.
Кодекса государственной экспертизы проектов документов территориального планирования Российской Федерации, государственной экспертизы проектной документации, государственной экспертизы результатов инженерных изысканий, если иное не предусмотрено Федеральным законом от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон о введении в действие настоящего Кодекса)."; в) дополнить частью 1.1 следующего содержания: "1.1. Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий в области контроля за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности ."; г) в части 3: пункт 1 изложить в следующей редакции: "1) согласовывает структуру органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственной экспертизы проектов документов территориального планирования, государственной экспертизы проектной документации, государственной экспертизы результатов инженерных изысканий и в области контроля за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности;"; пункт 4 изложить в следующей редакции: "4) в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных в
Определение № А33-31728/19 от 18.01.2021 Верховного Суда РФ
в случае выявления неисполнения предписания. К приведенным выводам суды пришли, руководствуясь положениями статей 15, 71, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, содержанием Положения о службе по контролю в области градостроительной деятельности Красноярского края, утвержденным постановлением Правительства Красноярского края от 29.08.2008 № 64-П, а также нормами, закрепленными в пунктах 3.9, 3.9.2, 3.9.3, 3.9.5–3.9.7 Административного регламента исполнения службой по контролю в области градостроительной деятельности Красноярского края государственной функции по осуществлению контроля за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности , утвержденным приказом Службы от 04.04.2017 № 3-01/023. В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их
Определение № А03-17940/19 от 26.04.2021 Верховного Суда РФ
и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела. При изучении доводов кассационных жалоб и принятых по делу судебных актов не установлено оснований, по которым жалобы могут быть переданы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации. Как усматривается из судебных актов, по результатам проведенной проверки в рамках осуществления контроля за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности инспекцией выявлены факты несоответствия Положения об организации и проведении публичных слушаний, общественных обсуждений по вопросам градостроительной деятельности в городе Барнауле, утвержденного решением Барнаульской городской Думы от 30.03.2018 № 96 (далее – Положение № 96), Положения о территориальном планировании Генерального плана городского округа – города Барнаула Алтайского края, утвержденного решением Барнаульской городской Думы от 30.08.2019 № 344 (далее – Положение № 344), а также процедуры общественных обсуждений по проекту генерального плана требованиям
Решение № А33-27600/16 от 11.04.2017 АС Красноярского края
иной экономической деятельности. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие). Предметом государственного контроля является соблюдение органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности , в том числе: соответствие муниципальных правовых актов законодательству о градостроительной деятельности. При осуществлении государственного контроля в случае выявления нарушений в соответствующие органы местного самоуправления выдаются обязательные предписания об устранении выявленных нарушений законодательства о градостроительной деятельности и устанавливаются сроки устранения таких нарушений. Судом установлено, что с учетом Положения о службе по контролю в области градостроительной деятельности Красноярского края, статей 6.1, 8.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, проверка проведена с соблюдением процедуры, предписание
Решение № А31-14418/13 от 26.03.2014 АС Костромского области
законодательства о градостроительной деятельности обязаны, в том числе, направлять в соответствующие органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления обязательные предписания об устранении выявленных нарушений законодательства о градостроительной деятельности и устанавливать сроки устранения таких нарушений (часть 3 статьи 8.1 ГрК РФ). Постановлением губернатора Костромской области от 20.04.2010 № 85 утверждено Положение о департаменте строительства, архитектуры и градостроительства Костромской области (далее – Положение). В соответствии с пунктом 64 Положения Департамент контролирует соблюдение органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности , в том числе за соответствием муниципальных правовых актов законодательству о градостроительной деятельности; соблюдением установленных федеральными законами сроков приведения муниципальных правовых актов в соответствие с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации; соблюдением процедур, установленных законодательством о градостроительной деятельности для подготовки и утверждения документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, документации по планировке территории, градостроительных планов земельных участков. В соответствии с подпунктом 16 пункта 76 Положения для осуществления своих полномочий и выполнения возложенных
Постановление № 03АП-3062/15 от 02.07.2015 Третьего арбитражного апелляционного суда
первой инстанции по следующим основаниям. В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. В соответствии с частью 1.1 статьи 6.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий в области контроля за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности . Согласно статье 8.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики, оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере строительства, градостроительства, промышленности строительных материалов и жилищно-коммунального хозяйства, органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется государственный контроль за соблюдением соответственно органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности, в том числе контроль за: 1) соответствием нормативных правовых актов субъектов Российской
Постановление № А33-25700/14 от 21.10.2015 АС Восточно-Сибирского округа
законодательства о градостроительной деятельности, согласно которому администрации предписано отменить разрешение на строительство № RU 24308000-Д-8174-ек. Арбитражные суды по заявлению администрации признали указанное предписание недействительным в связи с его не соответствием требованиям Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) и Административного регламента исполнения службой по контролю в области градостроительной деятельности Красноярского края государственной функции по осуществлению контроля за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности , утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Красноярского края от 14.10.2013 № 240-о (далее – Административный регламент). Суды признали, что выявление в последующем судом ошибки в тексте предписания, свидетельствующей о его неисполнимости, не позволяет административному органу выдать новое предписание после завершения проверки с указанием нового способа устранения нарушения. Проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии с полномочиями, предоставленными статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа признает правильными
Апелляционное определение № 33-3920/2015 от 22.04.2015 Красноярского краевого суда (Красноярский край)
не принимаются, поскольку как следует из заключения Службы по контроль в области градостроительной деятельности Красноярского края от 12.11.2014 года, Службой не проводилась проверка соблюдения градостроительного законодательства в отношении ФИО1, поскольку в ее компетенцию не входит осуществление проверки в отношении физических и юридических лиц, а кроме того, поскольку ответчику не выдавалось разрешение на строительство, для проведения реконструкции помещения в строении <данные изъяты> и разрешение на ввод его в эксплуатацию, предмет проверки ( соблюдение органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности при выдаче разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию) для Службы отсутствовал. При этом факт допущенных ФИО1 нарушений градостроительного и противопожарного законодательства подтверждается совокупностью имеющихся в деле доказательств, которым судом дана надлежащая оценка. Процессуальных нарушений, влекущих за собой вынесение незаконного решения, судом первой инстанции не допущено. Принимая во внимание изложенное, Судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не установлено.
Решение № от 27.05.2011 Тацинского районного суда (Ростовская область)
просят признать бездействие незаконным и обязать орган местного самоуправления подготовить, утвердить и выдать заявителю градостроительный план указанного земельного участка. Заведующая сектором архитектуры и градостроительства администрации Тацинского района полагала заявление не обоснованным и не подлежащим удовлетворению, ссылаясь на то, что не выдавать градостроительный план на указанный земельный участок, до окончания рассмотрения органами прокуратуры вопроса о нарушении правил подготовки торгов, было рекомендовано Министерством территориального развития, архитектуры и градостроительства Ростовской области, являющимся органом, контролирующим соблюдение органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности . Формирование указанного земельного участка было осуществлено с нарушениями законодательства о градостроительной деятельности, выразившимися в не установлении ограничений и обременений данного земельного участка, в связи с прохождением через его территорию линии газопровода низкого давления и охранной зоны инженерных коммуникаций, так как на расстоянии 30 м. от данного участка расположена водозаборная скважина, используемая для питьевого водоснабжения. Отсутствие ограничений и обременений делает невозможным подготовку градостроительного плана земельного участка, так как отсутствует возможность указать
Решение № 12-430/13 от 11.07.2013 Кызылского городского суда (Республика Тыва)
объекта капитального строительства, то есть на основании доверенности изменяются должности и составляются протоколы об административных правонарушениях. Таким образом, указанное постановление было составлено в нарушение норм КоАП РФ. Службой при составлении протокола №-сн отДД.ММ.ГГГГ и постановления №-сн отДД.ММ.ГГГГ об административном правонарушении в отношении К нарушены следующие нормы законодательства: 1. Служба, как орган строительного надзора в Республике Тыва, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 19.10.2012 г. № 568, не имела право контролировать соблюдение органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности , составлять протокол и выносить и постановление об административном правонарушении; 2. В соответствии ч. 2 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ Мэрия г. Кызыла в лице первого заместителя Мэра г. Кызыла по экономике и финансам Кара-оола М.Х. не обязана запрашивать заключение у Службы, потому что указанные в статье органы - это органы, к деятельности которых относится разработка, изготовление, утилизация ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения; 3. В силу ч. 6
Решение № 2-292/18 от 15.02.2018 Моршанского районного суда (Тамбовская область)
длительное время. Земля в их собственности только с <данные изъяты> года. По заявлению истца он неоднократно выходил на место, обследовал данный земельный участок, гараж построен на месте старого амбара. Что касается изменения зоны «Т» на зону «Ж», то это было сделано на основании письма администрации Моршанского района. Во исполнение письма заместителя строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от ДД.ММ.ГГГГ года органом контроля в рамках переданных Российской Федерацией полномочий проведены мероприятия, направленные на соблюдение органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности при утверждении Правил землепользования и застройки. По итогам выявлены нарушения требований градостроительного законодательства, а именно: наличие двух или более территориальных зон в границах одного земельного участка. То есть два участка не могут находиться в двух территориальных зонах. На основании этого письма были внесены изменения в генеральный план. Вся картография размещена на сайте. Представитель третьего лица – администрации Алкужборковского сельсовета Моршанского района ФИО7, действующая по доверенности, исковые требования не признала и пояснила,